Консультация для педагогов "Мини-музей в детском саду"
консультация (старшая группа)

Байрамгулова Чулпан Ниловна
Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_v_detskm_sadu.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Для успешного всестороннего развития дошкольников мы используем метод проектов, один из которых «Мини-музей в детском саду».

ЧТО ТАКОЕ МИНИ-МУЗЕЙ?

Что означает слово «музей»?

Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М.: Советская энциклопедия, 1979.).

Музей - от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Но что такое мини-музей?

- Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого. повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям;

- «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки, коридора;

- он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;

- мини-музей не отвечает многим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям;

- мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, как зачином проекта, так и самостоятельным проектом.

Работа по проекту началась с того, что мы с воспитанниками решили изучить тему «Деревья – наши друзья». Наш край богат лесами, разнообразием деревьев. У нас возникло желание больше узнать о деревьях, о том, есть ли польза для человека и, если есть, то какая? Как развивается деревообрабатывающая промышленность? что производилось из дерева раньше и производится в современное время? Нам пришла идея создать в группе мини-музей «Чудеса из дерева», где представили разнообразные предметы из дерева прошлых лет и современные предметы. На идею создания музея откликнулсиь родители и предоставили различные экспонаты: деревянная посуда, игрушки, украшения, предметы быта, деревянные домики и другая утварь.

Наш мини-музей способствует:

- воспитанию у детей патриотизма, бережного отношения к природе, деревьям, культуре и истории своего народа;

- приобщению детей к истории через практическое участие в сборе и изучении экспонатов.

Цель:

расширение представлений детей о деревьях, истории развития деревообрабатывающей промышленности.

Задачи:

Образовательные: обогащение предметно-развивающей среды, формирование представлений о музее.

Развивающие: развитие кругозора, познавательных способностей, творчества, логического мышления, воображения.

Воспитательные: воспитание патриотических чувств, бережное отношение к природе, деревьям.

Принципы организации мини-музея:

  1. принцип интеграции. Мини-музей способствует реализации интегрированного подхода в образовательной деятельности.
  2. принцип деятельности и интерактивности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами.
  3. принцип научности. Экспонаты музея точно отражают заявленную тему.
  4. принцип гуманизации. Мини-музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, на индивидуально-ориентированный подход в образовании.
  5. принцип динамичности и вариативности. Мини-музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности.
  6. принцип разнообразия. Экспонаты разнообразные по форме, содержанию. размерам.
  7. принцип безопасности. Оформление мини-музея не должно создавать угрозу и безопасности дошкольника.
  8. принцип креативности. Этот принцип проявляется в содержании, в  оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
  9. принцип непрерывности. Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой организованной образовательной деятельностью детей.
  10. принцип партнерства. Мини-музей – это результат сотрудничества взрослых и детей.

Большинство детских садов создают

 небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Долгие годы наши музеи запрещали свои посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские мини-музеи с начала своего существования были такими. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МИНИ-МУЗЕЙ В ДОУ

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Начать создание мини-музея целесообразно с названия мини-музея, разработки его модели, выбора места для размещения.

Мини-музеи должны постоянно пополняться новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Основные формы работы нашего музея.

- организация и проведение экскурсий

- оформление новых экспозиций и выставок

- организация исследовательской работы (сравнение коры разных деревьев, сравнение спилов разных деревьев. сравнение листьев разных деревьев)

- работа по подготовке презентаций.

- вовлечение в работу музея творческих детей. воспитателей, родитетелей

- организация продуктивной деятельности детей

- организация игрового пространства

Музей содержит тематические разделы: посуда, сувениры, архитектура, предметы декоративно-прикладного искусства

Музей имеет ряд тем для экскурсий:

- «какие бывают деревья»

- «Деревья нашего края»

- «Бережное отношение к деревьям»

- «История создания предметов из дерева»

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, которые называются «экспресс-выставками».

Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.

Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.

Главное, Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.

+ В Мои закладки

МАДОУ Детский сад №15 «Крепыш» МР Учалинский район РБ

Консультация для педагогов

«Организация мини-музея в группе детского сада»

                                                                                                          Подготовила

                                                                                                                              Воспитатель

                                                                                                                              Байрамгулова Ч.Н.

                                                                         2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"

Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....

мини-музей в группе детского сада "Осеннии антазии"

«Осеннии фантазии».Осень прекрасная пора!Осень - пора сбора урожая.Осень скверы украшаетРазноцветною листвой.Осень кормит урожаемПтиц, зверей и нас с тобой.И в садах, и в огороде,И в лесу, и у водыПри...

Тематическая выставка "С днем победы" в мини-музее группы №2 детского сада № 6 г. Кирово-Чепецка Кировской области

Макеты"Аллея славы" и "Вечный огонь"  в группе № 2 детского сада №6 г.Кирово-Чепецка Кировской обл. сделаны родителями из бросового материала....

Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...

Мини музей в группе детского сада

Создание мини музея "Из прошлого в настоящее", знакомство детей со временем...

Консультация для педагогов "Мини-музеи в детском саду"

Консультация для педагогов "Мини-музеи в детском саду"...