Мозговой штурм
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мозговой штурм «Вы сможете».

Тема: «Логико-математические игры»

Цель: представление новых логических игр с детьми по активизации знаний в математике, профилактика профессионального «выгорания» педагогов.

Задачи:

  • развитие творческой активности и инициативы педагогов;
  • повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о логико –

математических играх;

  • снятие психологической перегрузки педагогического коллектива;
  • снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться;
  • развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности.

 

Уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим о математике и значение

логических игр при подготовке к школе.

         Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих успешнее адаптируются в школе, взрослые лучше справляются с жизненными проблемами. Играя в логические игры, ребенок удовлетворяет важную потребность быть как взрослым, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии. Только благодаря логическим играм они ощущают

настоящую внутреннюю свободу от положения своей зависимости в мире

взрослых с многочисленными социальными нормами и правилами, которые в

реальном мире ребенку далеко не все подвластно, а в мире игровых ролей и

отношений становятся доступными.

        

         Первый вопрос, который я бы хотела вам задать-это:

Вопрос: место рождения математики? (Греция).

Математика как наука родилась в Греции. В странах-современниках Эллады

математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения),

либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов

(астрология, нумерология и т. п.). Греки подошли к делу с другой стороны: они

выдвинули тезис «Числа правят миром». Или, как сформулировал эту же мысль

Галилей два тысячелетия спустя: «книга природы написана на языке

математики».

Вопрос: назовите два великих математика древности? (Пифагор, Архимед).

Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры.

Архимед – древнегреческий учёный, математик и механик из Сиракуз. Развил

методы нахождения площадей поверхностей и объёмов различных фигур и тел.

 

Вопрос:

Что такое математика? Математика (греч. mathematike, от máthema — знание,

наука), наука о количественных отношениях и пространственных формах

действительного мира.

Что такое логика? Логика - это наука о формах и законах правильного

мышления человека.

Как на прогулке или в свободное время, можно использовать логические игры?

Какие?

 

Хорошо. Следующее задание, которое вы можете использовать в свободное время с детьми – это устная игра «Что выше?»

Дом или забор?

Слон или крокодил?

Стол или стул?

Горка или песочница?

Грузовик или легковая машина?

 

«Кого больше?»

Чего в реке больше — рыбы или окуней?

Чего на клумбе больше — цветов или травы?

Кого в зоопарке больше — животных или медведей?

Чего в квартире больше — мебели или стульев?

 

«Назови число»

Назови число от З до 7, от 9 до 12, от l4 до 5

Какое число стоит перед 16?

Какое число стоит после 8?

Если к моему числу прибавить 1, то получится 10 Какое число я задумала?

Я к числу З прибавила 1 и вычла 1 Сколько стало?

 

«Истинно или ложно»

В математике есть понятия истинное высказывание и ложное высказывание.

Истинно ли мое высказывание?

Все кошки полосаты.

Я такая сильная, что могу поднять слона.

Заяц съел на обед волка.

На яблоне выросли бананы.

На елке сливы не растут.

 

«Посмотри вокруг»

Что бывает прямоугольной формы?

Что бывает круглое?

Что бывает треугольное?

 

«Игры на состав числа»

Одной из наиболее трудных и значимых тем по математике является состав

числа из двух меньших чисел.

Можно ли в игровой форме закреплять знания по этой теме?

Как?

         Давайте встанем. Игра «Ветер дует на того, кто…» (Тот делает шаг вперед).

- родился осенью,

- у кого карие глаза,

- кто вкусно пообедал,

- кто любит кошек,

- кто любит сладкое,

- кто проснулся с хорошим настроением,

- кто любит комнатные цветы,

- кто сегодня с радостью шел на работу,

- кто ждет отпуска.

         Таким образом мы с вами поделились на команды. Предлагаю 1 команде вспомнить и записать пословицы и поговорки на цифру 1, а второй команде на цифру 2. У вас 7 минут.

1 группа – цифра 1

- Одна весна на Родине лучше, чем сто вёсен на чужбине.

- Одна пчела много мёду не натаскает.

- Одна правда на свете живёт.

- Один раз не в счёт.

- Один в море – не рыбак.

- Одна рука узла не вяжет.

- Одна голова на плечах.

- Одна нога тут, другая там.

- Одна пчела лучше, чем рой мух.

- Один в поле не воин.

2 группа- цифра 2

- Как две капли воды.

- Лентяй дважды работает.

- Между двух огней.

- Не может связать двух слов.

- Ни два, ни полтора.

- Убить двух зайцев.

- Уплетает за обе щёки.

- Бабушка надвое сказала.

- Второе дыхание.

- За одного битого двух небитых дают.

- Из двух зол выбирают меньшее.

- Палка о двух концах.

- Сидеть меж двух стульев.

- Скупой платит дважды.

Подведение итогов. Подсчет у какой команды больше.

         Мы много думали, устали давайте встанем друг за другом, упражнение “Дождик”.

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

         Продолжаем работать в команде. По аналогии подберите недостающее слово. Например стрелка-часы, коза – капуста, день-обед и т.д.

 1 команда:

Колесо-

Белка-

Кошка-

Ухо-

Шуба-

Кастрюля-

 

2 команда:

Суп-

Вечер-

Больница-

Птица-

Продавец-

Мясо-

Корабль-

Кукла-

 

         Продолжите ряд слов, относящихся к одному обобщению и назвать одним обобщающим словом

 1 команда:

Жасмин, шиповник, сирень, ___________

Стол, стул, диван, ___________

Рысь, медведь, волк, ___________

Панамка, кепка, платок, ___________

2 команда:

Земляника, клюква, клубника, ___________

Сапоги, ботинки, валенки, ___________

Собака, кошка, корова, ___________

Тарелка, ложка, вилка, кружка, ___________

Следующее упражнение поможет вам в управлении состоянием мышечного напряжения и расслабления. Упражнение "Лимон"

         Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Подойдите пожалуйста каждая команда к своему столу. На столе счетные палочки.  Игра с палочками «Составьте геометрические фигуры»:

  1. Составьте два равных треугольника из 5 палочек. (Добавляем 2 палочки)
  2. Составьте два равных квадрата из 7 палочек.
  3. Составьте 3 равных треугольника из 7 палочек. (Добавляем 2 палочки)
  4. Составьте 4 равных треугольника из 9 палочек. (Добавляем 1 палочку).
  5. Составьте 3 равных квадрата из 10 палочек.

Следующая игра «Молчанка». Молча, команда получившая вопрос показывает цифру противоположной команде используя невербальный метод общения.

  1. Сколько хвостов у кошки? (1)
  2. Сколько лап у собаки? (4)
  3. Сколько ног у петуха? (2)
  4. Сколько ушей у кролика? (2)
  5. Сколько ног у двух петухов? (4)
  6. Сколько крыльев у двух бабочек? (8)

Помолчали, а теперь поговорим игра «Наоборот» - отвечаем дружно.

Веселый - грустный, быстрый-медленный, пустой-полный, умный -глупый, трудолюбивый- ленивый, сильный- слабый, тяжелый – легкий, трусливый-храбрый, белый-черный, твердый- мягкий, шершавый – гладкий.

Следующее упражнение направлено на снижение напряжения лицевой мускулатуры Упражнение "Муха"

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Пишущая машинка».
Чтобы мобилизировать внимание, улучшить настроение, повысить активность.
         Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами – всем нужно встать.

В заключении предлагаю вам карточки. Ваши помощники любезно согласились сфотографироваться.

А сейчас я прошу каждого взять по одной карточке и озвучить имя помощника, кто вам помогал сегодня логически мыслить. Это ваш друг – живущий в голове. У каждого он своеобразен.

 

У каждого из нас свои тараканы в голове…

У кого-то они тихие, спокойные, а у кого-то в салочки играют…

И пожалуйста не списывайте все глупости на тараканов…

Стыд и срам… Ведь сам самый главный Таракан — ты сам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mozgovoy_shturm_22.02.22g.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное образовательное   учреждение

  «Детский сад № 8 «Золотая рыбка»

 общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»    

Мозговой штурм в рамках реализации плана ПДС

Тема: «Вы сможете»

Чернова Ю.А.,

педагог - психолог

Стрежевой, 2022г.

Мозговой штурм «Вы сможете».

Тема: «Логико-математические игры»

Цель: представление новых логических игр с детьми по активизации знаний в математике, профилактика профессионального «выгорания» педагогов.

Задачи:

  • развитие творческой активности и инициативы педагогов;
  • повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о логико –

математических играх;

  • снятие психологической перегрузки педагогического коллектива;
  • снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться;
  • развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности.

Уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим о математике и значение

логических игр при подготовке к школе.

        Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих успешнее адаптируются в школе, взрослые лучше справляются с жизненными проблемами. Играя в логические игры, ребенок удовлетворяет важную потребность быть как взрослым, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии. Только благодаря логическим играм они ощущают

настоящую внутреннюю свободу от положения своей зависимости в мире

взрослых с многочисленными социальными нормами и правилами, которые в

реальном мире ребенку далеко не все подвластно, а в мире игровых ролей и

отношений становятся доступными.

        

        Первый вопрос, который я бы хотела вам задать-это:

Вопрос: место рождения математики? (Греция).

Математика как наука родилась в Греции. В странах-современниках Эллады

математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения),

либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов

(астрология, нумерология и т. п.). Греки подошли к делу с другой стороны: они

выдвинули тезис «Числа правят миром». Или, как сформулировал эту же мысль

Галилей два тысячелетия спустя: «книга природы написана на языке

математики».

Вопрос: назовите два великих математика древности? (Пифагор, Архимед).

Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры.

Архимед – древнегреческий учёный, математик и механик из Сиракуз. Развил

методы нахождения площадей поверхностей и объёмов различных фигур и тел.

Вопрос:

Что такое математика? Математика (греч. mathematike, от máthema — знание,

наука), наука о количественных отношениях и пространственных формах

действительного мира.

Что такое логика? Логика - это наука о формах и законах правильного

мышления человека.

Как на прогулке или в свободное время, можно использовать логические игры?

Какие?

 

Хорошо. Следующее задание, которое вы можете использовать в свободное время с детьми – это устная игра «Что выше?»

Дом или забор?

Слон или крокодил?

Стол или стул?

Горка или песочница?

Грузовик или легковая машина?

«Кого больше?»

Чего в реке больше — рыбы или окуней?

Чего на клумбе больше — цветов или травы?

Кого в зоопарке больше — животных или медведей?

Чего в квартире больше — мебели или стульев?

«Назови число»

Назови число от З до 7, от 9 до 12, от l4 до 5

Какое число стоит перед 16?

Какое число стоит после 8?

Если к моему числу прибавить 1, то получится 10 Какое число я задумала?

Я к числу З прибавила 1 и вычла 1 Сколько стало?

«Истинно или ложно»

В математике есть понятия истинное высказывание и ложное высказывание.

Истинно ли мое высказывание?

Все кошки полосаты.

Я такая сильная, что могу поднять слона.

Заяц съел на обед волка.

На яблоне выросли бананы.

На елке сливы не растут.

«Посмотри вокруг»

Что бывает прямоугольной формы?

Что бывает круглое?

Что бывает треугольное?

«Игры на состав числа»

Одной из наиболее трудных и значимых тем по математике является состав

числа из двух меньших чисел.

Можно ли в игровой форме закреплять знания по этой теме?

Как?

        Давайте встанем. Игра «Ветер дует на того, кто…» (Тот делает шаг вперед).

- родился осенью,

- у кого карие глаза,

- кто вкусно пообедал,

- кто любит кошек,

- кто любит сладкое,

- кто проснулся с хорошим настроением,

- кто любит комнатные цветы,

- кто сегодня с радостью шел на работу,

- кто ждет отпуска.

        Таким образом мы с вами поделились на команды. Предлагаю 1 команде вспомнить и записать пословицы и поговорки на цифру 1, а второй команде на цифру 2. У вас 7 минут.

1 группа – цифра 1

- Одна весна на Родине лучше, чем сто вёсен на чужбине.

- Одна пчела много мёду не натаскает.

- Одна правда на свете живёт.

- Один раз не в счёт.

- Один в море – не рыбак.

- Одна рука узла не вяжет.

- Одна голова на плечах.

- Одна нога тут, другая там.

- Одна пчела лучше, чем рой мух.

- Один в поле не воин.

2 группа- цифра 2

- Как две капли воды.

- Лентяй дважды работает.

- Между двух огней.

- Не может связать двух слов.

- Ни два, ни полтора.

- Убить двух зайцев.

- Уплетает за обе щёки.

- Бабушка надвое сказала.

- Второе дыхание.

- За одного битого двух небитых дают.

- Из двух зол выбирают меньшее.

- Палка о двух концах.

- Сидеть меж двух стульев.

- Скупой платит дважды.

Подведение итогов. Подсчет у какой команды больше.

        Мы много думали, устали давайте встанем друг за другом, упражнение “Дождик”.

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

        Продолжаем работать в команде. По аналогии подберите недостающее слово. Например стрелка-часы, коза – капуста, день-обед и т.д.

 1 команда:

Колесо-

Белка-

Кошка-

Ухо-

Шуба-

Кастрюля-

2 команда:

Суп-

Вечер-

Больница-

Птица-

Продавец-

Мясо-

Корабль-

Кукла-

        Продолжите ряд слов, относящихся к одному обобщению и назвать одним обобщающим словом

 1 команда:

Жасмин, шиповник, сирень, ___________

Стол, стул, диван, ___________

Рысь, медведь, волк, ___________

Панамка, кепка, платок, ___________

2 команда:

Земляника, клюква, клубника, ___________

Сапоги, ботинки, валенки, ___________

Собака, кошка, корова, ___________

Тарелка, ложка, вилка, кружка, ___________

Следующее упражнение поможет вам в управлении состоянием мышечного напряжения и расслабления. Упражнение "Лимон"

        Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Подойдите пожалуйста каждая команда к своему столу. На столе счетные палочки.  Игра с палочками «Составьте геометрические фигуры»:

  1. Составьте два равных треугольника из 5 палочек. (Добавляем 2 палочки)
  2. Составьте два равных квадрата из 7 палочек.
  3. Составьте 3 равных треугольника из 7 палочек. (Добавляем 2 палочки)
  4. Составьте 4 равных треугольника из 9 палочек. (Добавляем 1 палочку).
  5. Составьте 3 равных квадрата из 10 палочек. 

Следующая игра «Молчанка». Молча, команда получившая вопрос показывает цифру противоположной команде используя невербальный метод общения.

  1. Сколько хвостов у кошки? (1)
  2. Сколько лап у собаки? (4)
  3. Сколько ног у петуха? (2)
  4. Сколько ушей у кролика? (2)
  5. Сколько ног у двух петухов? (4)
  6. Сколько крыльев у двух бабочек? (8)

Помолчали, а теперь поговорим игра «Наоборот» - отвечаем дружно.

Веселый - грустный, быстрый-медленный, пустой-полный, умный -глупый, трудолюбивый- ленивый, сильный- слабый, тяжелый – легкий, трусливый-храбрый, белый-черный, твердый- мягкий, шершавый – гладкий.

Следующее упражнение направлено на снижение напряжения лицевой мускулатуры Упражнение "Муха"

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Пишущая машинка».
Чтобы мобилизировать внимание, улучшить настроение, повысить активность.
        Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами – всем нужно встать.

В заключении предлагаю вам карточки. Ваши помощники любезно согласились сфотографироваться.

А сейчас я прошу каждого взять по одной карточке и озвучить имя помощника, кто вам помогал сегодня логически мыслить. Это ваш друг – живущий в голове. У каждого он своеобразен.

У каждого из нас свои тараканы в голове…

У кого-то они тихие, спокойные, а у кого-то в салочки играют…

И пожалуйста не списывайте все глупости на тараканов…

Стыд и срам… Ведь сам самый главный Таракан — ты сам!

Литература:

  1. З.А. Ефанова «Развитие мышления».
  2. М.Р. Григорьева «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками».
  3. М.Н. Ильина «Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнение».
  4. О.Ю. Дедова «Как подготовить детей к школе».
  5. А.А. Науменко        «Специальный педагог».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»

Деловая игра для воспитателей«Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»Вопросы к деловой игреI. 1.    Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение эт...

Педагогическая игра "Мозговой штурм"

Игра с педагогами, в которой используются современные активные методы работы по теме: "Использование инновационных форм в организации работы по физическому воспитанию дошкольников"...

«Развитие творческого воображения методом «мозгового штурма»

ТРИЗ-технология  позволяющая воспитывать и обучать ребёнка по принципу «Творчество во всём!»...

Как провести мозговой штурм.

Мозговой штурм очень эффективный метод , где педагоги могут проявить своё творчество, показать свои знания.  Данный метод применяется при проведении педсоветов, тренингов, семинаров и т.д.....

Статья "Развитие творческой личности посредством мозгового штурма"

 Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Действительно, обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, ...

Интегрированное мероприятие по познанию "Мозговой штурм"

Интеллектуальный турнир для старших школьников формирует интегративные качества личности ребенка. Мероприятие включает в себя образовательные области: музыка, познание, коммуникация и будет эффективно...