Развитие речи через игровую деятельность
проект (старшая группа)

Малюга Вера Васильевна

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком языка.Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в разных его формах.

Однако динамический анализ практической ситуации свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доброе утро, уважаемые члены жюри!

Тема моего выступления « Развитие речи через игровую деятельность»

Василий Александрович Сухомлинский, сказал замечательные слова:

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком языка. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в разных его формах.

Однако динамический анализ практической ситуации свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста обучение родному языку, развитие речи, речевого общения, на мой взгляд, одна из главных.  Но стихийное развитие речи не может поднять ребенка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение.

Сейчас я предлагаю Вам прожить один день с моими воспитанниками

 Утренняя гимнастика,  проходит под музыку с текстом, который дети повторяют. Например:

Зайцы встали по порядку,

Зайцы делают зарядку.

Саша  тоже не ленись,

На зарядку становись.

Сопровождение гимнастики текстом - не только воспринимаются детьми как часть игры, но и способствуют развитию фантазии и воображения. А утренняя гимнастика с дыхательными упражнениями повышает активность мозга, правильное дыхание, поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь, правильно произносить звуки, преодолевать речевые запинки..

 Гигиенические процедуры сопровождаем речью. Например:

«Мою ручки до локтей,

Я водой похолодней…

что расширяет словарный запас, активизирует  в речи слова, обозначающие действия.

Прием пищи. Старшая группа уже дежурит по столовой. Детям предлагается игра   Например:

- Дети, сегодня у нас дежурные Лиза и Ваня. Они накрывают на стол , а вы послушайте нашу беседу.

Лиза, какую посуду ты расставляешь?

_ -Куда ты ставишь тарелки?

Какой формы тарелки?

Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомят с новыми… совершенствуют диалогическая речь.

Наступило время образовательной деятельности. Большое внимание уделяется  сюжетно- ролевой игре, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», «Магазин» и др. знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия , строить диалог, переносить действия с одного предмета на другой. В процессе игры побуждаю детей к называнию предметов,  проговариванию действий. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонацию, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание ).

С большим интересом дети участвуют в театрализованных играх, в которых разыгрывают сюжеты и берут на себя роли. Обыгрываемые произведения  активизирует речь.

Немаловажным средством  развития речи детей  являются строительно-конструктивные игры, дети не только учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на порядок действий, проявляя фантазию. Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая в названиях геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Например:

«Измени слово»

«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

друг — дружок,

пирог — пирожок,

Эффективны в решении познавательно-речевых задач  игры-эксперименты.

 Дети учатся  не только строить рассуждения, высказывать свои мысли, но и соглашаться или не соглашаться с мнением других.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Например, в эксперименте с  песком дети узнают не только о его свойствах, но  развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, что стимулирует развитие речи.

 Прогулка. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. Подвижные игры способствуют  обогащению словаря, воспитанию звуковой культуры. Эти игры способны творить чудеса. Правильно подобранная игра, сопровождаемая речью, развивает фразовую речь, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи.  Например у моих детей любимая игра «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Время отдыха и сна – идеальное время для сказки. Это еще одна возможность  пополнить словарный запас детей, развивать воображение, память, мышление. Сказка способствует более тесному контакту и эмоциональной связи  с детьми .

Во второй половине дня  детям предоставляется возможность поучаствовать в настольно-печатных играх, которые также  используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора, изменения и образования слов, связных высказываний.  Например некоторые виды «Лото»,  «Парные картинки» знакомят детей с отдельными предметами, их качествами и свойствами .

Не стоит недооценивать работу с родителями Включая их в педагогический процесс  речевого развития . В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желанные его собеседники.

 Я рекомендую игры например:  «Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая.

 Знания родители получают через индивидуальные  беседы, консультации, родительские собрания, памятки, не забываем  про новые формы , аккаунты в социальных сетях.

    Таким образом, моя задача,  как педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной речевой деятельности.

 Немного внимания хочу уделить диагностике, которую я провожу по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М

В сентябре 2020 года результаты обследований и наблюдений за воспитанниками показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников:

•пересказывать

• составлять рассказы о предметах, объектах и явлениях природы

•  рассуждать доказывать

• описывать картины и сюжеты

 Продолжая каждый день развивать детскую речевую активность совместно с  родителями, мы видим положительную динамику в результатах.

Закончу свое выступление прекрасными словами:

«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

                                                                М.Монтель

 (французский писатель и философ эпохи Возрождения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет «Создание необходимых условий для единого образовательного пространства ДОУ по развитию речи через игровую деятельность»

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...

Педагогический проект по развитию речи через игровую деятельность.

Главный вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой развития детей. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, изу...

Консультация для родителе "Развитие речи через игровую деятельность"

ldquo;И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.&rdquo...

Проект "Развитие речи через игровую деятельность "

Развитие речи через игровую деятельность...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.Задачи:повысить собственны...

Проект по развитию речи через игровую деятельность для детей средней группы «ИГРАЯ ГОВОРИМ»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игровая деятельность в детском коллективе является благоприятным у...