Содержание дидактической игры "Звезда знаний"
методическая разработка (младшая группа)

Нуркенова Камила Жололиддиновна

В данном пособии раскрыта новаторство игры , ее содержание и рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezda_konkurs.docx43.8 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

(методическая разработка)

 «Звезда знаний «От малого к великому»

 по нравственно-патриотическому воспитанию детей

младшего дошкольного возраста

Выполнили: Нуркенова К.Ж.

Воропаева А.В.

Воспитатели МДОАУ ДС «Тополек»

г. Ясный, 2022 год

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………..3

Виды дидактических игр…………………………………………………...4

Структура дидактических игр……………………………………………...5

Актуальность дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию………………………………………………………………….7

Игровые технологии по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста………………………………………………………………………8

Психолого – педагогические аспекты построения дидактических игр

в работе с детьми младшего дошкольного возраста………………………9

Принципы и формы использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста…………………………………………..10

Методика организации дидактических игр в младшей группе

 (временной план дидактической игры, оценка дидактической игры, оформление уголка дидактических игр)…………………………………..12

Содержание пособия ……………………………………………………….19

Рекомендации по использованию  дидактических игр (методических разработок) в работе с детьми младшего дошкольного возраста.………21

Литература…………………………………………………………………..23

Пояснительная записка

     В образовательной деятельности дошкольников, как известно, большое значение имеет - игра. Особенно продуктивным этот вид активности оказывается для получения, отработки и закрепления представлений на тех этапах познавательного процесса, которым в младшей группе уделяется особое внимание.

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

     Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. 

  Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

   Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.

  Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно – образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, игровые правила.

       Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. 

    Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр –деятельностью. Поэтому деятельность организовывается так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему – то учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны чувствовать всегда то, что они играют, а не учатся. 

В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр на:

-игры с предметами; 

-настольно – печатные игры; 

-словесные игры. 

    Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведении. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки. В сюжетно – ролевых дидактических играх дети выполняют определённые роли. А игры – инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения. 

     Настольно - печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Здесь преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству: различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т.д. 

     Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому этот вид игры проводится преимущественно с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение принимать юмор. 

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:

       1. Обучающая задача – основной элемент, которому подчинены все остальные. Для детей она формируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Часто, игровая задача заложена в названии самой игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т.д.

        2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Но есть одно педагогическое правило при организации дидактической игры: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, её воспитательно – образовательная ценность пропадает!!! 

       3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участник игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей. Определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание. Запрещающие правила усиливают контроль ребёнка за своим поведением, что повышает произвольность последнего. 

      Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. 

    Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекая детей от игры пояснениями, показом, что ведёт к разрушению детской игры. Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых для него условиях. 

   Подбор материала дидактических игр определяется задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению. 

Актуальность.

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине.

Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости

от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней

 ее счастливых  и ее несчастных дней.

А. Н. Толстой

    В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, но между тем актуальность проблем, связанных с патриотическим и нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

     Сегодня очень важно воспитывать молодое поколение на исторических традициях нашего народа, на героических подвигах его сынов и дочерей, на опыте великих свершений. Необходимо формировать у подрастающего поколения беззаветную любовь к Родине, делу мира, готовность к защите Отечества.

     Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

          Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания патриотизма и любви к Родине. В детские годы закладывается фундамент личности, поэтому задача педагогов и родителей не только развивать у детей познавательные способности, умение мыслить и анализировать, но и донести до них важные исторические моменты нашей истории. Поводом для начала такой работы стал праздник Дня Победы. И сразу возник вопрос: Как же доступно детям объяснить, что такое День Победы? Почему мы так свято к нему относимся? Почему этот радостный праздник со слезами на глазах? Почему нам нельзя его забывать?

Игровые технологии

    Игровые технологии по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, направленные на формирование и развитие личности, гражданина и патриота Родины.

  Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

    Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются: создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством включения краеведческого материала в игровую деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное отношение к коренным жителям нашего региона, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций.                                                                                        

   Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют наши дети».  Педагог должен правильно организовать игры, которые приносили бы максимальную пользу. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильности дидактической задачи.

   Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Данные игры могут использовать не только педагоги, но и родители в период свободной деятельности детей.

Психолого-педагогические требования к играм

        Поскольку обучение — это первостепенный компонент цели образовательного учреждения, дидактические игры, благодаря разнообразию содержания и многообразию форм проведения, организуются на всех занятиях. При этом подготовка и проведение игр должны строиться на основании требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):

- игра должна соответствовать возрасту, уровню развития детей и учебно-воспитательным задачам занятия, на котором проводится; 

- игра должна быть методически оправданной, то есть иметь цели, задачи и чётко сформулированный порядок выполнения игровых действий.

Принципы и формы

    Существует несколько подходов к разделению обучающих игр на группы. Это позволяет педагогу выбирать условные ситуации, наиболее точно соответствующие педагогическим задачам, которые ставятся на конкретном занятии.

В зависимости от предметного содержания обучающие игры бывают:

- развитие сенсорных представлений у детей, то есть связанных с органами чувств. Сенсорные игры призваны решить эту проблему.

- развитие речи дошкольников.. Например, игра «Назови одним словом», когда ребята объединяют 3–4 объекта одним понятием.

- познавательное развитие - окружающему миру, способствующие воспитанию у детей активной позиции в отношении поиска способов сохранения природы, а также направленные на знакомство ребят с разными видами профессиональной деятельности.

- игры, формирующие элементарные математические представления (ФЭМП).

- игры, связанные с изобразительным искусством. Например, «Угадай кто»: дети наносят контур рисунка пунктиром, обмениваются заготовками друг с другом, угадывают, кто или что это, и раскрашивают картинку. Или же соединяют цифры по порядку, чтобы обвести контур изображения и увидеть картинку целиком.

- игры, нацеленные на музыкальное развитие детей. Обычно в подготовительной группе это условные ситуации, в которых ребята распознают музыкальные инструменты по звучанию или определяют эмоциональную окраску отрывков мелодий (весёлая, грустная, торжественная музыка), а также игры на развитие чувства ритма.

По виду используемых в играх материалов различают:

- словесные, задача этих игр состоит в том, чтобы научить детей систематизировать информацию, опираясь на понятие, а не на зрительный образ. Ответ должен быть аргументированным и полным, а тематика игры может быть как узкоспециализированной («Домашние животные»), так и включать разные области знаний (природа, техника, книги и пр.).

- игры с игрушками, предметами расширяют и уточняют имеющиеся у ребёнка знания, стимулируют мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез и т. д.), а также помогают оттачивать речевые навыки. Например, в игре «Расскажи сказку» ребята пересказывают сюжет истории от лиц персонажей, представленных природными материалами (шишками, каштанами, ракушками).

- игры с картинками для систематизации и закрепления полученных знаний. Например, после изучения темы «Животные Севера» дети выбирают из набора картинки с изображениями подходящих представителей фауны.

- настольно-печатные игры, призванные учить ребят прогнозировать результаты своих действий, а также обогащающие кругозор и словарный запас, развивающие мыслительные процессы. К этой группе относятся лото, домино, головоломки, настольный хоккей, шашки и т. д. Большинство из этих игр являются партнёрскими, то есть подразумевающими наличие соперников.

По выполняемым действиям дошкольников дидактические игры бывают:

- игра-путешествие, этот вид игр позволяет показать ребятам реальные факты в метафорической форме, то есть иносказательно;

- игра-поручение, основа этого вида деятельности — выполнение игрового действия на скорость.

- игра-загадка, это своеобразный квест, на решение которого и направлена игра. К примеру, детям загадываются загадки, отгадать которые они должны, изобразив пантомиму или показав картинку.

 - игра-беседа, основа этого вида игр — разговор взрослого, часто от лица животного или сказочного персонажа, с детьми. Такие игры формируют у дошкольников единство мысли, слова, действия и фантазии.

 Принцип роли педагога - видового деления игр для многих педагогов является спорным, так как роль воспитателя может меняться в зависимости от уровня подготовки детей, степени их самостоятельности. И тем не менее по критерию участия взрослого в играх они могут быть:

- с непосредственным участием воспитателя, выполняющего, к примеру, функцию водящего;

- с опосредованным участием педагога, когда он лишь наблюдает за происходящим, а в спорных моментах даёт ребятам направление для работы.

В зависимости от количества участников игры делятся на:

- коллективные, в которых принимает участие вся группа воспитанников;

- групповые, рассчитанные на объединения из 4–5 человек;

- индивидуальные, в методической литературе под этим видом игр подразумевается, что количество участников может быть от 1 до 3.

Методика организации дидактических игр в детском саду

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

   В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

   Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

    Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

     С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

     Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

     Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

    Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

   Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

   Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

     В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е. любую вещь, которая в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов — интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.

Временной план игры

Проведение дидактической игры проходит по таким этапам:

  1. Вступительная часть (1–2 мин). Детям сообщают кратко содержание игры и показывают дидактический материал, который будет в ней использован.
  2. Основная часть (6–7 мин).
  1. Сообщение игровой задачи и правил игры. Для самых маленьких правила предельно просты, и их объяснение не занимает много времени. Если не все дети поняли правила сразу, воспитатель снова поясняет их в ходе выполнения действий.
  2. Показ игровых действий. Он должен быть чётким, понятным, может повторяться в процессе игры.
  3. Выполнение игровых действий детьми при непосредственном контроле и участии педагога, который не только добивается взаимодействия малыша со взрослым, но и направляет детей на взаимодействие со сверстниками.
  1. Подведение итогов (1–2 мин). Воспитатель поощряет всех участников, сообщает, что игровая задача достигнута, старается вызвать положительный отклик воспитанников на результат игры.

  Дидактическая игра в группе детей третьего года жизни может длиться в среднем 8–10 минут, но эти рамки не строго ограничены. Если интерес детей к игре велик, то её продлевают, развивают, и она может длиться до 15 минут. Заметив, что дети устали, отвлекаются, педагог вправе свернуть игру раньше.

      После проведения игры воспитатель анализирует её ход и результаты: что удалось, что не получилось, какие приёмы оказались наиболее эффективными и помогли достигнуть поставленных задач. Индивидуальные предпочтения детей в игре тоже должны быть подмечены и учтены в последующих играх.

Оценка дидактической игры

   Результат игры — это оценка качества решения игровых задач и следования правилам. То есть такой разбор, исходя из сути заключительного этапа игры, проводится и с позиции педагога, и с точки зрения детей. В первом случае учитывается:

- точность реализации поставленных задач;

- порядок выполнения необходимых игровых действий;

- уровень организации игровой ситуации.

Во втором обращается внимание на:

- удовлетворённость воспитанников своим участием в игре;

- эмоциональный фон;

- степень проявления сообразительности, внимания, памяти.

Как оформить уголок дидактических игр в младшей группе

   Для полноценного развития ребёнка в группе должна быть методически грамотно организована предметно - развивающая среда. Одну из центральных позиций в ней занимает уголок дидактических игр — зона, в которой представлены материалы для игровой деятельности. 

   При этом важно учесть, что некоторые игровые объекты располагаются в соответствующих тематических зонах. Так, пазлы с домашними и дикими животными, являясь материалами для обучающих игр, находятся в экологическом уголке. Поэтому уместно говорить не об отдельной зоне для дидактических игр, а о материалах, которыми в подготовительной группе детского сада обеспечивается этот вид образовательной деятельности:

   Если размеры помещения позволяют, то желательно разместить несколько столов и стульев непосредственно около уголка дидактических игр, чтобы детям не приходилось носить игровые материалы.

     Таким образом, дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.

    Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников: побуждает детей к общению друг с другом;  способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; совершенствованию разговорной речи,  обогащению словаря и оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Содержание пособия

Описание игры «Звезда»: сделана в форме звезды из фанеры. Она

содержательно-насыщенная, вариативная (сменяемость материала),

полифункциональная, доступная, безопасная.

Д/и «Собери  символы  России»

Цель: формировать знания детей о символах России и своего города.

Д/и «Какие войска».

Цель: формировать знания детей о различных видах войск.

Д/и «Народы России».

Цель: формировать понятие «народы России», воспитывать уважение ко всем нациям.

Д/и «Русские богатыри».

Цель: знакомить с героями былин (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

Д/и «Путешествие по городу»

Цель: Закреплять представления о родине, о своем городе.

Д/ игра-лото "Растительный и животный мир Оренбургской области".

Цель: расширить представления детей о растительном и животном мире Оренбургской области. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать интерес к природе Родного края.

Описание: детям раздаются карточки, победит тот, кто первый закроет свою карточку.

Д/игра из фетра «Транспорт» 

Цель  : научить детей дошкольного возраста отличать и называть водный, воздушный, наземный транспорт; размещать материал транспорта на нужную часть ;обогащать словарь ;развивать мышление, воображение, память, сообразительность.

Эта игра рассчитана для подгрупповой работы с детьми.

Формирует доброжелательное отношение друг к другу, умение играть вместе. Преимущество данной игры состоит в том, что она является универсальным материалом для закрепления знаний у детей о транспорте, развития логического мышления и внимания.

Правило игры: ребенок выбирает транспорт и ищет место соответствующие этому виду транспорта. Игра поможет проверить, как хорошо ребенок знает виды транспорта.

С/р игра «На заставе»

Цель: формировать у дошкольников представления о воинах- пограничниках, о их подвиге во время войны во имя своей Родины. Способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог.

Рекомендации

     Использование представленных в сборнике дидактических игр помогут в работе воспитателям, педагогам образовательных учреждений, а так же родителям младших дошкольников .

   Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

    В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.

В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:

а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;

б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

   В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.

   Правило: деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.

     Таким образом, можно сделать вывод, что, дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.

   Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

   Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому дидактическая игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Литература:

1.​ Андреева Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. - №1. – 2018.                                                                    

2.​ Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». – №8–2009.

3.​ С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2017.

4. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: пособие для педагогов детских дошкольных учреждений [Текст] //Т.А.Сидорчук. - Обнинск: ООО «Росток», 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Содержание НОД способствует формированию знаний о диком животном - зайце, его внешнем виде, повадках, способе питания и поведения.

ТЕМА:  «Что умеет зайка» (НОД. познание +физич.культура).Цель:          Закрепление  представления детей о диком животном - зайчике, его вне...

Консультация для родителей «Содержание знаний и умений безопасного       поведения в быту, доступном детям 4-5 лет»

Иметь представление о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома, в детском саду: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, тёрка , стиральная машина, молоток, ножницы, нож,  иголк...

Закрепление математических знаний на интегрированных физкультурных занятиях при помощи игровых приемов математического содержания.

Данный материал представляет собой описание и значение игровых приемов, которые можно использовать на физкультурных занятиях для закрепления математических знаний у детей подготовительной группы....

Статья о содержании дидактических игр, направленных на развитие геометрических представлений у детей дошкольного возраста

Статья о содержании дидактических игр, направленных на развитие геометрических представлений у детей дошкольного возраста...

«Подборка игр экологического содержания» (дидактические, подвижные, словесные).

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного ...