«Подборка игр экологического содержания» (дидактические, подвижные, словесные).
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чернова Евгения Валентиновна
Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного обращения с окружающей природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подборка игр экологического содержания»

(дидактические, подвижные, словесные).

Подвижная игра «Такой листок лети ко мне».

Цель:  Учить определять дерево по листьям, их внешнему виду. Учить анализировать, рассматривать, выполнять правила игры, действовать по сигналу. Активизировать словарь: дуб, клен, рябина, береза, липа.

Игровые правила:  по сигналу водящего – поднятие карточки с изображением (гербарием) листа определенного дерева, подбегают к водящему «листья определенного дерева» первый подбежавший становится водящим.

Ход:    Детям раздаются гербарии листьев знакомых деревьев. У водящего комплект листьев. Он поднимает листок и говорит: «Такой листок лети ко мне». Подгруппа детей с такими же листьями бегут к водящему. Первый добежавший становится ведущим.

(Вариант). Вместо показа листьев можно называть названия деревьев.

Игра повторяется.

Также используются дидактические игры: «Вершки – корешки».

(Плоды, семена различных деревьев размещаются по своим места); «Составь дерево» (разрезная картинка с частями дерева: корень, ствол, ветви, листья, плоды).

«Словесные игры».

«Путаница»  (дидактическая игра). Все деревья перепутали свои названия – дети должны восстановить правильные названия.

«Узнай дерево». По описанию, без названия самого дерева узнать, о каком дереве идет речь.

«Расскажи о дереве».   По картинке ребенок рассказывает о дереве, остальные дети добавляют.

«Узнай по контуру».   Все деревья нарисованы черным цветом (контур) – дети восстанавливают названия.

«Узнай по описанию».

Цель:  Уметь находить по перечисленным признакам.

Материал:   Деревья на картинках (ель, береза, сосна, клен, дуб, осина…).

Ход:  Взрослый подробно описывает один из представленных деревьев (называя форму кроны, окраску, вид листьев (хвоя, лист). Затем предлагает детям назвать то дерево, о котором он рассказывал. Игра продолжается до тех пор, пока дети не угадают по описанию все деревья.

Вариант 2.

Взрослый загадывает загадку о дереве, ребенок должен отгадать ее и найти картинку с изображением.

Подвижная игра «Найди пару». 

Цель: Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

Задание.  «Найти предмет по сходству».

Игровое действие:   поиски похожего предмета.

Правила:  Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.

Оборудование:   листья трех – четырех деревьев в соответствии с количеством детей.

Ход:  воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найти!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, от которого держит лист в руках».

Подвижная игра «К дереву беги».

Цель:  Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учись быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

Игровое правило:  Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего:  «Раз, два, три, к дереву беги!». Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.

Ход:  Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит: «Знаете ли вы ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру «К дереву беги!»  Кто ошибается и подбежит не к тому дереву, тот отдает фант, а потом в конце должен отыграть его. У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут».  Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду: «Раз, два, три! К дереву беги!» Дети бегут к елке.

Воспитатель:  А сейчас Лена расскажет нам о каком-либо дереве. Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья. (Предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа).

После рассказа – описания Лена (воспитатель) дает новую команду: «Раз, два, три – к дереву беги!»

В конце игры фанты разыгрываются, выделяются и награждаются победители.

Дидактическая игра В. Воскобовича «Чудо –соты».

Цель: Развивать познавательные и творческие способности детей. Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления, развивать речь детей, Мелкую моторику руки.

Содержание:

  1. Дети садятся в кружок. В середине – карточки с насекомыми.

Воспитатель предлагает объединить насекомых по признакам: внешнее строение (Жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), место обитания (наземные, водные), способ передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).

  • Как, одним словом можно назвать всех этих существ? (Насекомые).

А фантастическую страну? (Насекомия).

Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекомию.

Внимательно рассмотрите насекомое, которое находится в банке. Цвет, голова, глаза, усики; тело, крылья, ноги (сколько их?) Где можно найти его, чем оно питается?

Дидактическая игра «Кто где живет».

     Разложить карточки. Предложить детям выбрать карточку с изображением насекомого и поместить его на ту картинку, которая соответствует привычному месту обитания данного насекомого.

  • Как приспособились насекомые к жизни в этой среде? Как

защищаются от врагов?

  • Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная

Окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве (картонный лист раскрашен зеленым и черным (пополам), вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком – если подвинуть рычаг к зеленому цвету, то кузнечика не заметно, если же  черному – кузнечик сразу заметен).

  • Знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке?

Зазубринки на ножках цепляются за ботинки на брюшке – получается скрип, стрекот.

  • Почему божьих коровок так называют?

Коровками, потому что умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы.

  • Какую пользу приносят божьи коровки? (Поедают тлю).

А еще божьих коровок можно назвать перелетными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а  перелетные птицы.

     Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах, под комками, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания листвы в садах огородах.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать небылицу. Вы внимательно послушайте и скажите, что не так.

«Жили – были две бабочки – подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».

     Предлагается детям найти ошибки в рассказе: бабочки не прыгают, а летают; не любят летать под дождем; не все бабочки перелетают на юг (а как они зимуют?); бабочки не питаются мухами (а чем?)

  • Почему бабочек называют «крылатая радуга?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические словесные игры экологического содержания

развивать внимание.память,логическое мышление, совершенствовать фонетический слух, расширять и активировать словарный запас....

Подборка игр с экологическим содержанием

В данной подборке игры с экологическим содержанием на разные возраста....

Словесные дидактические игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают.   Словесные дидактические  игры способствуют подгот...

Словесные игры экологического содержания

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.Сло...

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников....

Подборка игр – тренингов экологического содержания

Подборка игр – тренингов экологического содержания...

КАРТОТЕКА ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНЫХ И СЛОВЕСНЫХ ИГР С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНЫХ И СЛОВЕСНЫХ ИГР С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА...