Словесные дидактические игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по окружающему миру

Воропай елена Ивановна

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают.   Словесные дидактические  игры способствуют подготовке ребят к обучению в школе. Их  можно применять как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словесные дидактические игры экологического содержания

для детей старшего дошкольного возраста.

Для развития произвольного внимания необходим, в первую очередь, интерес, занимательность. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. Дидактическая игра реализует ряд принципов игрового взаимодействия, отличается наличием правил, фиксированной структуры и системы оценивания.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на внутренне представление и знание о предмете, воспоминании о нем.

Словесные дидактические игры можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как у старших дошкольников более обширные знания и представления об окружающем мире.

Словесные дидактические игры способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать, действовать согласно инструкции, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Примеры словесной дидактической игры:

 «Когда это бывает?»

- Идет снег … (зимой)

- Радуга на небе … (летом)

- Желтые и красные листья на деревьях …(осенью)

- Скворец несет веточку в скворечник … (весной)

- Птичка несет в клюве червяка … (летом)

«Что бывает круглым в природе?»  (солнце, луна, апельсин, яблоко и т.д.)

«Что бывает в природе желтым?»

 (одуванчик, лимон, груша, яблоко, бабочка-лимонница и т.д.)

«Что третье?»

Правило: взрослый называет два исходных предмета, ребенок должен подобрать третий.

Ромашка, колокольчик …. (клевер)

Ворона, голубь …(воробей)

Береза, осина …(сосна)

Солнце, облако …(радуга)

Цветок, лист …(корень)

«Что это такое? Кто это такое?»

Правило: взрослый называет  растение или животное, ребенок – общую группу, к которой они относятся.

Воробей … птица

Олень … зверь

Елка … дерево

Яблоко …фрукт

«Назови, одним словом»

Тигр, крокодил, собака … хищники.

Собака, кошка, корова … домашние животные.

Фикус, бегония, кактус … комнатные растения.

Земля, вода, воздух … неживая природа.

«Кто как кричит

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически.

Лает громко …. пес мохнатый,

Во дворе свистят … ребята,

Жук над головой … жужжит,

Корова рыжая … мычит,

Прочирикал … воробей

Песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле … кот,

А медведь в лесу … ревет.

Квакает в пруду … лягушка.

На суку кричит … кукушка,

В луже хрюкает … свинья

Собралась ее семья.

Кукарекает … петух,

В дудочку дудит … пастух.

Конь неудержимо … ржет,

Рыба голос  … бережет.

«У кого кто есть

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически.

У верблюда есть горбатый … верблюжонок,

У серой мышки – маленький … мышонок,

У кошки – пушистые … котята,

У белки – рыжие … бельчата,

У собаки – шаловливые … щенята,

У коровы – ласковый … теленок,

У свиньи – зубастый … поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы – смешной … козленок,

У овцы – кудрявые … ягнята,

А у мамы – конопатые … ребята.

«Кто где живет

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически.

Зимой в берлоге мишка … спит,

Под крышей воробей … сидит,

Лисица рыжая в … норе,

А Жучка  - в теплой … конуре.

В логове лежит … волчица,

Под кустом дрожит … зайчиха,

Белка спряталась в … дупле,

Ежик спит в сухой … траве.

«У кого что есть»

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически.

Длинный хобот у … слона,

Есть иголки у … ежа,

Хвост пушистый у … лисы,

Жало жжется у … осы.

Уши длинные у … зайки,

Крылья сильные у … чайки,

У верблюда два … горба,

Гребешок у … петушка,

Пятачок у … поросенка,

Ручки-ножки у … ребенка.

«Кто как передвигается»

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически.

Птица над рекой … летит,

Лошадь, фыркая, … бежит,

По тропинке уж … ползет,

А карась в реке … плывет.

Кошка прыгает с … забора,

Скачет серый … воробей,

Гусь по лугу … ходит гордо,

В магазин идет Андрей.

Наш Андрей умеет плавать,

Ползать, прыгать и летать,

По деревьям ловко лазать,

Бегать, в озере нырять.

«Кто что любит»

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко».

Всыплем зерен … петушку,

Бросим косточку … Дружку,

Кролику – листок … капусты,

А корове травки … вкусной.

Мышке мы оставим … корку,

Пойло вынесем … теленку,

Сварим каши всем … цыплятам,

Яблоко дадим … ежатам,

Отнесем овса … коню,

Нарвем овцам … лебеду,

Молока нальем мы … кошке,

Купим шоколад … Алешке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста "Угадай, какой ты зверь"

Дидактическая задача: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде, учить классифицировать животных....

Дидактическая игра экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста "Способы питания животных"

Дидактическая задача: Закрепить знания о классах животных (хищники, растительноядные, всеядные....

Картотека дидактических игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Цель экологической игры – формирование знаний об окружающей среде. Дидактические игры по экологии помогают дошкольникам узнать больше о природе, привить бережное отношение к ней.в дошкольном воз...

Консультация для молодых специалистов "Руководство дидактическими играми математического содержания у детей старшего дошкольного возраста"

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...

Дидактические игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры экологического содержаниядля детей старшего дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного обращения с окружающей природой☘️...