Дидактические игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру

Жданова Юлия Валерьевна

Дидактические игры экологического содержания

для детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры экологического содержания

для детей старшего дошкольного возраста

1. Игра «Путешествие в лесу» (авторская разработка)  

Цель: формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, с своеобразием постройки его «домика», формировать умение составлять связный рассказ о «жильце», в «дом » которого попали дети.

Материал: большая картина, изображающая лес с «домиками» лесных зверей и птиц. По карте леса идёт дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с «домиками» лесных жителей, от «домиков» отходят две стрелочки (зеленая и синяя).

Ход: Перед вами изображение леса. Давайте совершим путешествие, зайдем в гости к лесным жителям. Попав в «дом» к кому-либо из зверей, вам нужно назвать жильца этого «дома» и рассказать о нем. За правильный ответ вы по зеленой стрелочке передвигаетесь вперед на несколько кружочков. За неправильный ответ по синей стрелке ‒ назад. Для того, чтобы вы могли выиграть, вам необходимо знать и соблюдать правила этой игры.

Правила:

1. следовать по карте леса согласно кубику, по кружочкам;

2. попав в лесной «домик», назвать, кто живет в этом домике;

3. составить о нем рассказ.

2. Игра «Грибная полянка» (авторская разработка).

Цель: закрепить знания детей о дарах природы осенью, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить в каких местах в лесу растут грибы.

Провести работу по словообразованию (под березой ‒ подберезовик, под осиной ‒ подосиновик), формировать умение находить съедобные грибы на дидактической картине, формировать умение видеть красоту осеннего леса, золотое, багряное убранство деревьев, кустарников, многообразие грибов, формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Материал: большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, «корзинки», сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика.

Правила:

1. в лес идти только с корзинкой;

2. собрать не меньше 3-х грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же);

3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах, победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

Ход:

В.: Сегодня, мы с вами пойдём в сказочный осенний лес на прогулку, за грибами. Пойдем? (Да.)

‒ С чем нужно ходить в лес за грибами? (с корзинкой.)

‒ Возьмите свои «корзиночки». Все готовы? Под музыку «Солнце мое» идем в «лес». (На стене висит большая дидактическая картина с изображением осеннего леса.)

В.: Вот мы и в лесу. Как хорошо в лесу. Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как можно его красоту описать словами. (Пока дети думают, воспитатель или помощник воспитателя могут переодеться в костюм Гриба-лесовика, так, чтобы дети не видели.)

Дети могут высказать свои впечатления воспитателю. Вдруг, появляется Гриб-лесовик: «Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?» (Да.)

Гриб-лесовик: Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится? (Дети высказываются, стараются употребить как можно больше образных выражений.)

Гриб-лесовик:  Почему вы пришли в лес с корзинками? (Мы грибы пришли собирать.)

‒ Ах, вот как. А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Да.)

‒ Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные.)

‒ А, которые есть нельзя? (Несъедобные.)

‒ Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Да.)

‒ Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет с детьми, где любит расти тот или иной гриб, почему подберезовик, подосиновик носят такие имена.) На картине вставлены не только съедобные грибы, но и несъедобные. Дети «собирают грибы» в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто правильно собрал и рассказал о своих грибах.

3. Игра «Собери растение» (авторская модификация игры                             Л.Ю. Павловой).

Цель: закрепить знания детей о строении растения, о его частях и их значении для жизни растения.

Материал: большая картина лужайки (без цветов, травы и т.д.) с прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Правила:

1. вспомни, каково строение растения;

2. выбери из предложенного материала то, что может являться частью растения;

3. собери из частей целое растение, назови его и посади на лужайку.

Ход:

В.: Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но, однажды, здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что... (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

‒ Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать?

‒ Как сделать ее красивой? ( Нужно посадить растения.) Давайте, оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней цветы, прилетят и нарядные бабочки и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

 (Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и не нужные предметы. Дети выбирают, что им нужно. Далее дети составляют «растение», называют его и «сажают» на лужайку.) В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на разноцветные цветы нашей лужайки.

4. Игра «Деревья и кустарники» (авторская модификация игры Л.Ю. Павловой)  

Цель: формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей, правильно располагать ветви согласно размеру и ширине ствола.

Материал: разрезные части деревьев и кустарников.

Правила:

1. составь дерево и кустарник;

2. найди три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника (дерево от кустарника отличают, как правило, по трём признакам:

а) по высоте;

б) по толщине ствола;

в) по количеству стволов отходящих от корневой системы (у дерева ‒ ствол один, а у кустарника ‒ несколько);

3. выбери самый главный из отличительных признаков.

Ход:

В.: Сегодня, нам с вами предстоит «посадить» лес. На картине (заранее заготовленной) для каждого вашего дерева и кустарника найдётся место.

На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и кустарников и выполнить правила нашей игры. Победителем считается тот, кто правильно составит как можно больше деревьев и кустарников, ответит на поставленные вопросы и «посадит» их в наш лес.

5. Игра «Домик для листочков» (авторская разработка).

Цель: закрепить знания детей о строении деревьев и кустарников, формировать умение узнавать имена деревьев, кустарников по стволам, направлениям веток, по плодам, оставшихся с осени, формировать умение правильно подбирать листочки к соответствующим деревьям и кустарникам.

Материал: большая картина, изображающая лес в середине весеннего периода; наборы разнообразных вырезанных весенних листочков для деревьев и кустарников, которые находятся на картине.

Правила:

1. определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить в весенний наряд;

2. выбрать весенние листочки соответствующие данному дереву или кустарнику;

3. «нарядить» в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.

Ход:

В.: Перед вами лес, проснувшийся весной. Солнышко разбудило его своими теплыми лучами, растопило снег, побежали весёлые ручейки и напоили землю. Лес начинает оживать.

‒ Как вы думаете, как узнать, что деревья и кустарники проснулись? (У них появляются почки, которые начинают потихонечку расти, набухать.)

‒ Кто спрятался в этих почках, в этих «домиках»?

‒ Давайте, подберем каждому дереву и кустарнику соответствующую одежду. Кого вы хотели бы нарядить?

Дети высказываются и начинают «наряжать» выбранные имя деревья и кустарники.

Примечание: на картине для детей находятся ориентиры, позволяющие детям правильно узнать имена деревьев и кустарников (березу дети определят по белому стволу; дуб по могучему богатырскому строению; липу, клен по плодам, оставшихся с осени и т.д.) В процессе этой игры дети могут «наряжать» деревья или кустарники по двое, трое человек.

Победителями в этой игре считаются те дети, которые быстро, правильно и аккуратно выполнили задание.

6. Игра «Жизнь в семенах» (авторская разработка).

Цель: познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха); формировать умение детей сопоставлять семена и взрослое растение одного вида; отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития растений.

Правила:

1. рассмотреть семечко;

2. выбрать нужный набор этапов растения соответствующие данному виду;

3. расставит по порядку этапы развития растения;

4. рассказать о жизни и развитии данного растения.

Ход:

В.: Всю долгую зиму у нас в коробочке «спали» маленькие семена.

Посмотрите, какие они маленькие беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила, сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит «жизнь» будущего растения. Мы сейчас их «разбудим», а потом помечтаем, какими они будут.

Воспитатель вместе с детьми помещает семена различных овощных культур по специальным чашечкам на влажный фильтр, и закрываем крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает.

В.: Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдёт совсем немного времени и у каждого из них появится маленький «белый хвостик». (Показ проросшего семечка.)

‒ Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок.)

‒ Это проросшее семечко нужно посадить в землю и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.

‒ А теперь, давайте помечтаем и узнаем какие вырастут из наших семян (перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.

Каждому ребенку выдается семечко. На каждой карточке, изображающей этапы развития растений, нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинах, являются как бы ориентиром в подборе карточек этапов развития растения из данного семени.

7. Игра «Приготовь зайку и белочку к зиме» (авторская разработка)

Цель: познакомить детей с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы, выяснить причины этого явления, формировать умение правильно подбирать и мастерить одежду для зверей.

Материал: две картины, изображающие одинаковый лес, в осенний и зимний период времени; набор изображающий зайчиков и белочек, которым предстоит смастерить одежду на зиму, заготовки одежды (шаблоны).

Правила:

1. выбери, кому из зверей вы хотите смастерить одежду;

2. подберите нужную одежду и оденьте в зимний наряд своего зверька;

3. поместите его в наш лес;

Ход:

В.:  Дикие животные, которые живут в лесу и домашние животные, которые живут рядом с человеком к приходу зимы заменяют свои легкие летние наряды на зимние.

‒ Как вы думаете, почему? (Чтобы не замёрзнуть в холодную зиму.)

‒ Вы знаете, сегодня к нам в детский сад прискакали зайчики и белочки. (Показ.)

‒ Они просят, чтобы вы им подготовили одежду на зиму. Давайте, исполним эту просьбу.

Детям раздается по зайчику или белочке, заготовки одежды (шаблоны). Когда дети выполнили все правила игры и поместили своих зверей в зимний лес, воспитатель задает им два вопроса:

‒ Как ты думаешь, в таком наряде нашего зайку (белочку) заметит волк, лиса или охотник?

‒ Что может случиться, если зайку (белочку) заметят?

При ответе на эти вопросы ребенок, который выбрал одежду для зайки или белочки ярких цветов (желтого, красного и т.п.), понимает свою ошибку.

Ему предоставляется возможность исправить эту ошибку.

8. Игра «Зимние запасы» (авторская модификация игры Л.Ю. Павловой)  

Цель: закрепить знания детей о жителях леса, о их образе жизни, формировать умение детей правильно дифференцировать еду зверей, учить действиям анализа и синтеза, уметь выделять части целого, из частей составлять целое.

Материал: изображения лесных зверей и различных продуктов питания и лесных даров, отдельные части продуктов и даров, которые при соединении образуют целое.

Правила:

1. выбрать зверька, которому вы хотели бы помочь заготовить запасы на зиму;

2. продумать, в каком месте можно устроить «склад» продуктов на зиму (у одних зверей склад в норке, у других - в дупле, третьи закапывают под сухие листья, под корни деревьев и т.д.);

3. выбери из предложенной еды только то, что любит твой зверек;

4. размести вместе со своим зверьком запасы еды на зиму.

Ход:

В.: Природа осенью очень добра, своими дарами она одаривает не только людей, но и всех живых существ, которые живут в лесах, полях, во всех уголках. Но звери знают, что после щедрой осени придет суровая зима, принесет морозы и снега, которые укроют землю. Звери готовятся к приходу зимы. Они не только утепляют свои «домики», но и запасают еду, чтобы прожить долгую холодную зиму.

‒ Давайте, ребята, поможем им приготовиться к зиме. Кого из лесных жителей вы знаете? Кто из них делает запасы на зиму?

‒ Кому из них вы хотели бы помочь? (Дети высказываются.)

Далее дети помогают своим зверям подготовить «запасы» на зиму.

Кто быстро и правильно помог своему зверьку, тот имеет право совершить еще одно доброе дело. Доброе дело заключается в том, что ребенку дается возможность помочь своему товарищу или еще одному зверьку. За каждое выполненное доброе дело ребенок получает карточку. Кто из детей наберет большее количество карточек, тот и выиграл.

9. Игра «Построй домик животному» (модификация игры Л.Ю. Павловой).

Цель: закрепить знания детей об особенностях жизни различных диких животных, закрепить знания о жилье этих животных, о стройматериалах, используемых животными при строительстве своих «домов», формировать умение подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.

Материал: большая дидактическая картина, карточки с изображениями «домов» животных, «стройматериалов», самих животных.

Правила:

1. выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь;

2. выбрать из предложенного «стройматериала» только то, что нужно для вашего животного;

3. выбрать «домик» для животного.

Кто быстро и правильно справиться с заданием и сумеет объяснить тот и выиграл.

Ход:

В.: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма. Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жилье. Поможем построить «домики» зверям? (Да.)

В.: Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь.

Далее воспитатель знакомит детей с правилами игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста "Угадай, какой ты зверь"

Дидактическая задача: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде, учить классифицировать животных....

Дидактическая игра экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста "Способы питания животных"

Дидактическая задача: Закрепить знания о классах животных (хищники, растительноядные, всеядные....

Картотека дидактических игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Цель экологической игры – формирование знаний об окружающей среде. Дидактические игры по экологии помогают дошкольникам узнать больше о природе, привить бережное отношение к ней.в дошкольном воз...

Словесные дидактические игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают.   Словесные дидактические  игры способствуют подгот...

Консультация для молодых специалистов "Руководство дидактическими играми математического содержания у детей старшего дошкольного возраста"

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного обращения с окружающей природой☘️...