Рабочая программа дополнительного образования по формированию читательской грамотности у детей 4-5лет «Книги-корабли мысли»
рабочая программа (средняя группа)

Спириденкова Ирина Анатольевна

          Рабочая программа «Книги - корабли мысли» -  это система коллективных игр и занятий, способная увеличить эффективность основной  программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, и позволяющая осуществить естественным образом  личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

          Данная программа разработана с учетом требований ФГОС ДО  к условиям, содержанию и результатам дошкольного образования и на основе примерной  образовательной программы «От рождения до школы»/ Под редакцией. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx305.55 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Даша\Desktop\т.ю\Новая папка (2)\IMG-2239fe26274f92bd0826478fcce5d6ec-V.jpg

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи программы
  3. Принципы и подходы к формированию программы
  4. Возрастные особенности детей
  5. Интеграция с другими областями
  6. Планируемые результаты. Целевые ориентиры

Содержательный раздел        

  1. Описание образовательной деятельности
  2. Планирование НОД
  3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
  4. Контроль реализации программы

      5. Модель взаимодействия в образовательном процессе

Организационный раздел

  1. Особенности     организации      предметно-пространственной     развивающей среды
  2. Материально-техническое оснащение программы
  3. Методическое обеспечение: перечень программ, технологий, пособий

 Приложение

1. Возрастные особенности детей

2. Целевые ориентиры

3. Комплексно-тематический план

4. Вариативные формы и методы

5. Поддержка детской инициативы

6. Взаимодействие с социальными партнерами

7. Перспективный план взаимодействия с родителями

8. Взаимодействие со специалистами

 

          Рабочая программа «Книги - корабли мысли» -  это система коллективных игр и занятий, способная увеличить эффективность основной  программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, и позволяющая осуществить естественным образом  личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

          Данная программа разработана с учетом требований ФГОС ДО  к условиям, содержанию и результатам дошкольного образования и на основе примерной  образовательной программы «От рождения до школы»/ Под редакцией. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

        Одним из социально значимых приоритетов современного общества является задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ и Федеральным государственным образовательном стандартом, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Пояснительная записка

                                             

«Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?»
С.Михалков

           Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

          О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.).

          В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

       На сегодняшний день, в век новых информационных технологий, роль книги в российском обществе изменилась. Согласно глобальному исследованию, проведенному международным институтом маркетинговых и социальных исследований GfK в 2017 году, 59% россиян читают каждый день или хотя бы раз в неделю, но это второй показатель в мире после Китая.

Не только Россия, но и мир становятся все менее литературоцентричными: книгам приходится конкурировать в битве за внимание с компьютером, мобильными гаджетами, YouTube и миллионами веб-страниц. Интерес к чтению снижается по всему миру, и тут Россия, увы, не одинока.

         Так нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ?  А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!

        Роль художественной литературы в развитии и совершенствовании речи несомненна: чем больше словарный запас, тем больше возможностей для выражения своих мыслей, чувств, а, следовательно, взаимопонимания. Под влиянием литературы (естественно, хорошей) формируются такие общечеловеческие ценности, как любовь к Родине, сочувствие и сопереживание окружающим, воспитание душевной чуткости, становление чувства прекрасного, умения выразить его в творчестве.

        Современные дети - это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится неинтересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие -  низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. 

        Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.

    Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если ребенок не умеет читать и не понимает прочитанного, у него, естественно, возникают затруднения в учебе, потому что любой предмет построен на чтении. А если у него возникают учебные затруднения, ему не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Прослеживается вполне закономерная цепочка

            Цели программы «Книги - корабли мысли»: воспитание грамотного читателя, развитие читательской, а в последствие и функциональной, грамотности. 

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, но начало которому должно быть положено еще в раннем детстве.

Задачи:

         

  • изучить лучший педагогический опыт по теме, педагогическую литературу, интернет-ресурсы;
  • повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса через обновление форм и методов работы с детьми;
  • прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;
  • повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;
  • повысить компетенцию педагогического персонала в рамках проекта;
  • обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;

  • расширять практические возможности интеграции образовательного процесса через взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, а также с работниками районной библиотеки.

Принципы и подходы к формированию программы

         Программа «Книги – корабли мысли» разработана с учетом дидактических принципов развивающего обучения, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, ориентации на зону ближайшего развития.

  1. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
  2. Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
  3. Принцип деятельности в  любое  творческое  задание  нужно  включать практическую деятельность.
  4. Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  5. Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
  6. Принцип природосообразности- задачи  познавательного развития  решаются  с  учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
  7. Принцип системности - все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии.

         Рабочая программа разработана в соответствии с возрастными особенностями детей (Приложение № 1), с учётом принципа интеграции образовательных областей (Приложение № 2), которые учитываются при  организации образовательного процесса. В основу организации образовательного процесса положен комплексно - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью детей понимается   свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами  предметно-развивающей среды, которая обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Самостоятельная   деятельность является результатом обучения в процессе совместной деятельности педагога с детьми, в семье и возникает на основе накопленного ребенком опыта.

        В качестве адекватных форм работы с детьми дошкольного возраста используются: экспериментирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игра  и т.д. В образовательный процесс внедряется проектная деятельность.

        Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется  фронтально, по подгруппам или индивидуально. Педагогам предоставляется  право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности  в зависимости  от поставленных  образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей.

Планируемые результаты. Целевые ориентиры. 

         Целевые  ориентиры  дошкольного  образования, представленные в ФГОС ДО,  рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных  достижений ребенка. Это ориентир  для педагогов  и родителей,  обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

 Результатом реализации рабочей программы  «Книги – корабли мысли»  следует  считать:

  1. Ребенок овладел основными   способами познавательной деятельности - пользуется средствами восприятия (анализаторами); распознает признаки объекта, формулирует вопросы; устанавливает причинно-следственные связи; использует модели мышления; проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности; способен выбирать себе род занятий и участников по совместной познавательной деятельности.
  2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства (уверен в себе, чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания).
  3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, где дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему и позволяют дошкольникам применить знания и умения полученные ранее.
  4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в отношении объектов окружающего мира.
  5. 5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, благодаря чему  у ребенка снимается  напряжение.
  6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в познавательной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, что способствует становлению сознания дошкольника
  7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  8. Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области «Познавательное развитие» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)

Содержательный раздел.

Описание образовательной деятельности

       Образовательная деятельность ориентирована на разностороннее развитие  дошкольников с учетом их возрастных  и индивидуальных особенностей. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

        Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему. 

        Дошкольное детство - именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

          Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя.

     Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:

чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

  • прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
  • беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
  • чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
  • разучивание стихотворений;
  • чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
  • проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями), в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
  • самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;

      Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.

Планирование НОД по формированию читательской грамотности

      Формы, способы и методы реализации программы

1. Аналитический:

  • изучение литературы и интернет-ресурсов по данной теме;
  • выработка стратегии;
  • отбор и систематизация материала;
  • разработка планирования целенаправленной работы педагогов ДОУ в рамках проекта.

2. Практический: 

Предполагает практическое проведение всех запланированных мероприятий, направленных на реализацию задач проекта через различные формы работы.

3. Заключительный:

Предусматривает анализ проведенной работы за год, выявления эффективности использованных форм, методов и приемов в работе с детьми по формированию читательской грамотности

 Формы работы:

1. Традиционные – досуги, литературные викторины, праздники, книжные выставки, конкурсы чтецов, театрализованные постановки, кукольный, настольный и теневой театры, совместные с музыкальным руководителем постановки сказок, мюзиклов, театрализованных утренников

2. Обновленные – тематический час, литературная копилка, литературные конкурсы для родителей, брейн-ринги для педагогов.

3. Индивидуальные, подгрупповые, групповые – чтение художественных произведений согласно возраста детей, сюжетно-ролевые игры по мотивам прочитанных произведений, игра-драматизация, экскурсия в общесадовский книжный уголок, сочинение загадок, разучивание стихов, потешек, ознакомление и заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок в книжном уголке, индивидуальные и общие беседы после чтения.

Базовый вид деятельности

Периодичность

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготови

тельная

НОД Познавательное

развитие

1 раз в неделю

15 минут

1 раз в неделю

20 минут

1 раз в неделю

25 минут

1раз в неделю

30 минут

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Прогулки

 

Ежедневно

 

Ежедневно

 

Ежедневно

 

Ежедневно

 

Самостоятельная деятельность детей в центрах развития

Ежедневно

 

 

Ежедневно

 

 

Ежедневно

 

 

Контроль реализации программы

         Контроль реализации программы осуществляется в форме мониторинга или диагностического обследования и проводится 2 раза в год.

         Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком вариативной образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. Для правильной организации образовательного процесса необходимо знать изначальный уровень познавательного развития детей.                       

           Мониторинг должен проходить в естественных для детей условиях - в повседневном общении, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, на открытых мероприятиях для родителей. Основным методом мониторинга является педагогическое наблюдение.

Модель взаимодействия в  образовательном процессе.

        Программа «Книги – корабли мысли» предполагает тесное сотрудничество и интеграцию всех участников образовательных отношений ДОУ, и сотрудничество с социальными партнерами - городской детской библиотекой.

       Взаимодействие со специалистами выстраивается через:

  • тематическое планирование деятельности всех педагогов ДОУ и определение направлений работы каждого из них;
  • планирование и проведение совместных мероприятий в форме интегрированных и комплексных занятий, мастер классов развлечений, утренников, досугов и пр.

Взаимодействие с семьёй выстраивается по следующим направлениям:

  • Информационно-аналитическое: анкетирование, беседы, опросы родителей по выявлению их интересов и предпочтений, уровня осведомленности в вопросах познавательного развития детей.
  • Познавательное: консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы для повышения компетентности родителей в вопросах развития читательского интереса ребёнка
  • Наглядно-информационное: подбор теоретической информации для родительского уголка и практических рекомендаций по реализации  развития ребенка в соответствии с задачами программы
  • Развлекательное: праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты.
  • Создание предметно-развивающей среды.

Задачи взаимодействия с семьей:

  1. установление доверительных,   партнёрских   отношений   с   семьями воспитанников;
  2. создание условий  для  развития  разнообразного  по  содержанию  и  формам участия родителей (и других членов семьи) в жизни детского сада;
  3. оказание психолого-педагогической поддержки родителям, содействие их самообразованию в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  4. поддержание инициатив заинтересованных сторон (педагогов, родителей), касающихся содержания образовательных программ, как детей, так и взрослых;
  5. непрерывное саморазвитие педагогов, повышение их профессиональной компетентности в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Организационный раздел.

 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

       В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда  должна  обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей и соответствовать  возрастным особенностям.  Пространство должно быть оснащено различными средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

        Развивающая предметно-пространственная среда:

  • служит носителем разносторонней информации об окружающем;
  • создает благоприятные  условия  для  обучения  ребенка  в  процессе  его самостоятельной деятельности;
  • обеспечивает разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования;
  • раскрывает индивидуальность каждого ребенка, повышает его активность и заинтересованность;
  • побуждает воспитанников делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, развивает способность принимать и осуществлять самостоятельные решения — идти по пути творческого саморазвития;
  • обогащает развитие специфических видов детской деятельности;
  • обеспечивает  «зону    ближайшего    развития»    ребенка,    является    составным компонентом обучения, способствует развитию задатков у детей;
  • выступает условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;
  • способствует  формированию   умственных,   психических   и   личностных   качеств дошкольников.

Материально-техническое оснащение программы «Книги – корабли мысли»

        Мы живем в  веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО). В наше время становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.

         Важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.

         Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания на овладение навыком правильного применения информации.

Методическое обеспечение:  программы, технологии, пособия

  1. От  рождения  до  школы.  Примерная  общеобразовательная  программа  дошкольного  образования  /  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 
  2. Веракса  Н.Е., Веракса  А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

  1. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: планы занятий

  1. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей 

  1. Елисеева, Л. Н.  Хрестоматия  для  маленьких

  1. Загик, Л. В. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя  детского  сада

Приложение

Возрастные особенности детей. Средняя группа (от 4 до 5 лет)

         В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими   и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.

       В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

  1. Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
  2. Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
  3. Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
  4. Формирование положительного отношения к окружающему миру.

        Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное.

        Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.

       Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

Целевые ориентиры. Средняя группа

- Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе,  социальном мире.

- Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем;  с   помощью  воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования.

- В процессе  совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые  категории с  указанием характерных признаков.

Комплексно-тематическое планирование по программе «Книги - корабли мысли».

Примерное перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе. (см.приложение)

Планирование читательская грамотность дошкольников средняя группа

2020-2021

Сентябрь. «выставка книг русской народной сказки»

1 неделя

пн

Рассматривание обновленного книжного уголка

вт

Чтение произведения «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» обр. А.Н.Толстого

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

2 неделя

пн

Рассматривание оборудования для ремонта книг

вт

Чтение произведения «Жихарка» обр. И.Карнауховой

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

3 неделя

пн

Рассматривание книжного уголка

вт

Чтение «Война грибов с ягодами» обр. В.Даля

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

4 неделя

пн

Ремонт поврежденных книг

вт

Чтение «Лиса и козел» обр.О.Капицы

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

Октябрь. «Книги о природе»

1 неделя

Посвящ. 125-летию С.Есенина

пн

Рассматривание уголка

вт

Чтение стихов «Черемуха», «Отговорила роща золотая»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

2 неделя

пн

Ремонт поврежденных книг

вт

«Белая береза», «поет зима аукает..»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

3 неделя

Посвящ. 150-летию

И.Бунина

пн

Рассматривание новых книг

вт

Чтение «Листопад»

ср

Обсуждение прочитанного, заучивание

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

4 неделя посвящ. 100- летию Д.Родари

пн

Рассматривание книжного уголка

вт

Чтение «Большая морковка»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

Ноябрь. Народный фольклор

1 неделя

пн

Рассматривание выставки

вт

Чтение «Зайчишка – трусишка»

ср

Обсуждение прочитанного, заучивание

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

2 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

Чтение «Сидит,сидит зайка»

ср

Обсуждение прочитанного, заучивание

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

3 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

Чтение «Идет лисичка по мосту»

ср

Обсуждение прочитанного, заучивание

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

4 неделя

пн

Ремонт поврежденных книг

вт

Чтение «Иди,весна,иди,красна…»

ср

Обсуждение прочитанного, заучивание

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

Декабрь.Поэты

1 неделя

Посвящ. 200-летию А.Фета

пн

Рассматривание книг

вт

Чтение «Мама!глянь – ка из окошка..»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

Выставка книг С.Маршака

2 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

Чтение «Вот какой рассеянный»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

3 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

Чтение «Про все на свете»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

4 неделя

пн

Ремонт поврежденных книг

вт

Чтение «Багаж»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

Январь. Выставка книг о животных

1 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

Чтение К.Ушинский «Бодливая корова»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

2 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про комара – комаровича…»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

3 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

Д.Самойлов «У слоненка день рожденье»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

4 неделя

пн

Ремонт поврежденных книг

вт

А.Милн «Винни – пух и все,все,все» (главы из книги)

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

Февраль. Выставка книг  К.Чуковского

1 неделя

пн

Рассматривание книжного уголка

вт

Чтение «Телефон»

ср

Обсуждение прочитанного, заучивание, обыгрывание

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

2 неделя

пн

Рассказ детям о К.Чуковском

вт

Чтение «Тараканище»

ср

Обсуждение прочитанного, заучивание, обыгрывание

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

3 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

Чтение «Федорино горе»

ср

Обсуждение прочитанного, заучивание, обыгрывание

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

4 неделя

пн

Ремонт поврежденных книг

вт

Чтение «Мойдодыр»

ср

Обсуждение прочитанного, заучивание, обыгрывание

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

Март. Я и моя семья.

1 неделя

пн

Рассматривание книжного уголка

вт

Ш. Перро «Красная шапочка»  пер. Т.Габбе

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

2 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

Л.Пантелеев «На море» (глава «Рассказы о Белочке и Тамарочке»)

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

3 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

Л.Толстой басня «Отец приказал сыновьям»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

4 неделя

пн

Ремонт поврежденных книг

вт

Д.Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» пер. Л.Брауде

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

Апрель. О птицах.

1 неделя

пн

Рассматривание книжного уголка

вт

М.Горький «Воробьишко»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

2 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

Р.Н.С. «Петушок и бобовое зернышко»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

3 неделя

пн

Рассматривание книг

вт

В.Бианки «Подкидыш»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

4 неделя

пн

Ремонт поврежденных книг

вт

Г.Скребицкий «Скворушка»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

Май

1 неделя произ-ия о войне, рассказы

пн

Чтение А.Митяев «Почему Армия родная»

вт

Чтение С.Георгиевская «Галина мама»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

2 неделя произ-ия о войне,

 стихи

пн

Рассматривание уголка

вт

Я.Абидов «Мать – земля»,М.Исаковский «Навек запомни», Т.Трутнева «Победой кончилась война»

ср

Обсуждение прочитанного, пересказ

чт

Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении

пт

Детские работы по мотивам произведения

3 неделя

Общерос. День библиотек

пн

Беседа о библиотеке

вт

Посещение библиотеки д/с

ср

Обсуждение и закрепление знаний о библиотеке

чт

Посещение с родителями библиотеки

пт

Детские работы

4 неделя

пн

Театральная постановка сказки

вт

ср

чт

пт

Вариативные методы и приемы

 

       Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

        Существует несколько групп умений:

Группа 1 – дети должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2 - дети анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3-  используют информацию из текста для различных целей: решают познавательные и практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

        Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:

- различать свой личный опыт и реальность текста;

- отвечать на вопрос точно и кратко

- работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

- переформулировать вопрос и сообщения текста;

Развитие самостоятельности и детской инициативы:

1. Игровая - игры  дают  возможность  активному  проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности, воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми – творческие (в том числе сюжетно-ролевые).   Игра   как   самостоятельная   деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению,  общих  интересов  и  переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться»   в   игровую   ситуацию   и   решать   возникшие вопросы самостоятельно.

2. Коммуникативная - Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и самостоятельных рассказов, и сказок. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для  «пробуждения» детской инициативы педагоги задают детям разнообразные вопросы - уточняющие,  наводящие,  проблемные и др.

         Детская инициатива должна всячески поддерживаться педагогом. Нужно поощрять желание ребенка знакомиться с новыми произведениями, темы которых вызывают наибольший интерес у ребенка, уважать вкусовые пристрастия и индивидуальное мнение. Необходимо поощрять желание ребенка делать свои умозаключения, выслушивать его рассуждения, поддерживать театрализованную деятельность детей в игре.

         Педагог должен спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать ему варианты исправления ошибок, поощрять стремление ребенка работать над ошибками, учиться новому. К критике ребенка должны привлекаться игровые персонажи и от их имени должны вноситься предложения и замечания.

        Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка – его характер, темперамент, пристрастия в игре. Активно использовать полученные ребенком знания и умения в общественной жизни группы (на утренниках, выступлениях, занятиях).

Взаимодействие с социальными партнерами.

         В настоящее время существует серьёзная проблема: падение интереса детей к книге. Её место постепенно занимает телевизор, компьютер, игровая приставка и другие технические средства. Если раньше дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книге пришел компьютер.

       Библиотечная система сегодня так же нуждается в переосмыслении своей деятельности, поиске новых форм работы, внедрении их в свою практику. Поэтому проблема воспитания грамотного и активного читателя нашла отклик и у работников детской библиотеки.

        В социальном партнерстве с библиотекой применяются такие методы и приемы работы, как экскурсии, создание тематических выставок с работами детей, беседы по книгам, рассказы библиотечных работников о книгах, авторах, событиях, проводимые как в библиотеке, так и на базе детского сада.

        Активно ведется работа с обучающими и воспитательными городскими организациями – проводятся тематические конкурсы чтецов, записываются видео выступления детей для межгородских конкурсов и т.п. Это позволяет формировать положительное отношение к поэтическим литературным произведениям, формировать выразительную речь и образность выражений.

Работа с родителями

        

Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьей. В ДОУ используются разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.

        Одной из форм приобщения детей к чтению стало проведение в нашем дошкольном отделении конкурсов «Книжек своими руками», где дети совместно с родителями изготовляют книги на такие темы, как «Моя любимая сказка», «Мы сказочники и иллюстраторы». Такая форма позволяет заинтересовать воспитанников и их родителей к предстоящему чтению, создать атмосферу поиска, а также расширить границы творческой способности дошкольников.

        Кроме того, при организации в детском саду конкурсов  детско-родительского творчества (3-4 раза в год) необходимо стараться связать тематическую направленность выставки с книгой (например, во время традиционной осенней ярмарки, при проведении праздника Масляницы, перед празднованием Нового года и Дня Победы и т.п.). Это также способствует обогащению предметно-пространственной развивающей среды групп.

         В старших группах проводятся литературные досуги, посвященные определенному автору или теме.

       При подготовке и проведении утренников, тематических занятий, праздничных мероприятий, активно задействуется помощь родителей в подготовке и разучивании ролей, изготовлении декораций, костюмов, масок.

Родители могут быть не только зрителями, но и участниками театрального действия.

         Особенно важным является участие родителей в оформлении литературного пространства групп – помощь в создании и оформлении книжных выставок, уголков «Читаем дома», выставок тематических рисунков.

 

         В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

       Дошкольный возраст – важный этап развития и воспитания личности. В этот период происходит становление речи и её формирование, ребёнок усваивает звуки родного языка, учится правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Фольклорные, авторские произведения разных жанров позволяют решать в комплексе очень важные задачи.

         «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка», - сказал В. А. Сухомлинский. Художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...

Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ КРУЖОК «ЗДРАВУШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

Программа «Здравушка» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового  физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым ...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»

Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (2 - 7 лет) "Маленькие исследователи".

Цель:1. Приобщение к знаниям по экологии, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей 2 - 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС.2. Формирование у дошкольников нового экологического ...