Подводящие и подготовительные упражнения на суше
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Серёдкина Наталья Леонидовна

Для успешного обучения плавательным движеним используется общеразвевающие, специальные упражнения выплняемые на суше. Выполнение этих упражнений способствует успешному освоению техники плавания в воде. За счет предворительного ознакомления на суше с упражнениями имитирующие отдельные элементы плавания, являются какбы связуещим звеном двух частей занятий проводимыми на сушеи в воде.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для разминки на суше

(с – секунда; мин – минута;  и.п. – исходное положение; -//- -повтор периодичности)

Содержание деятельности

Периодичность

Методические указания

Комплекс упражнений №1

Вводная часть

1.Обычная ходьба.

2.Ходьба широким шагом.

3.Лёгкий бег «Лошадки» (с высоким подниманием колена).

4.Обычная ходьба.

Общеразвивающие упражнения

1.И.п. – ноги на ширине плеч. Присесть, затем быстро встать.

2.И.п. то же. Наклониться вперед и принять и.п.

3.И.п. - упор сзади.

Поочередно поднимать прямые ноги.

Специальные подготовительные упражнения на суше

1. «Хвост крокодила».

Лечь на живот, поднять руки вверх, выпрямить ноги в коленях, оттянуть носки, соединить их.

2. «Волчок».

Прыжки с поворотом на 90 градусов.

3.Обычная ходьба

30 с

-//-

-//-

20 с

4 – 5 раз

-//-

-//-

4 – 5 раз

30 с

-//-

Соблюдать осанку

Сочетать дыхание с бегом

Дыхание в ритме и темпе выполнения упражнений

Глубокий вдох и задержка дыхания, ноги и руки плотно соединить

Комплекс упражнений для разминки на суше

(с – секунда; мин – минута;  и.п. – исходное положение; -//- -повтор периодичности)

Содержание деятельности

Периодичность

Методические указания

Комплекс упражнений №2

Вводная часть

1.Обычная ходьба.

2. Ходьба с приставным шагом правым (левым) боком.

3.Обычный бег.

4.Упражнение на восстановление дыхания: поднять руки вверх – вдох, опустить – выдох.

Общеразвивающие упражнения

1. «Плывем на лодке».

И.п. – ноги на ширине плеч. Поочередно взмахивать руками: имитация движения весел.

2.И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться, коснуться руками ног, выпрямиться.

3. «Выпрыгивания с хлопком».

И.п. – то же. Присесть, встать с прыжком, хлопок руками вверху.

4.И.п. – упор сзади. Движения ногами как при плавании кролем.

Специальные подготовительные упражнения на суше

1. «Поплавок».

И.п. – о.с. присесть, сгруппироваться, сделать «коробочку» и перейти в и.п.

2. «Веселые лягушата».

Прыжки на широко расставленных и слегка согнутых ногах.

3.Обычная ходьба

30 с

2 – 3 мин

30 с

2 – 3 раза

4 – 6 раз

4 – 5 раз

5 – 6 раз

6 раз

30 с

30 с

-//-

Равномерное дыхание

Сочетать дыхание с бегом

Дыхание согласовывать с движениями рук

Сочетать движения с дыханием

Соблюдать координацию движений

Комплекс упражнений для разминки на суше

(с – секунда; мин – минута;  и.п. – исходное положение; -//- -повтор периодичности)

Содержание деятельности

Периодичность

Методические указания

Комплекс упражнений №3

Вводная часть

1.Обычная ходьба.

2. Ходьба с наклоном туловища вперед (как бы загребая руками воду).

3.Легкий бег.

4.Обычная ходьба.

Общеразвивающие упражнения

1.И.п. – поднять руки вверх, присесть, коснуться руками пола.

2.И.п. – ноги на ширине ступни, руки вытянуты вперед. Делать руками «ножницы».

3.И.п. – то же. Наклониться влево, перейти в и.п. То же вправо.

4.И.п. – упор сзади.

Работа прямыми ногами, как при плавании кролем.

Специальные подготовительные упражнения на суше

1. «Поплавок»

2. «Стрелка»

Поднять руки вверх, положить их одну на другую, ноги делают «хвост крокодила»

3. «Веселые лягушата»

30 с

-//-

-//-

-//-

4-5 раз

5-6 раз

4-5 раз

6 раз

4-5 раз

-//-

30 с

Спину держать ровно, при ходьбе помогать себе руками, дыхание свободное.

Сочетать дыхание с бегом.

Выполнять упражнения в различном темпе.

Согласовывать движения ног, рук, дыхания.

Прыжки произвольные.

Комплекс упражнений для разминки на суше

(с – секунда; мин – минута;  и.п. – исходное положение; -//- -повтор периодичности)

Содержание деятельности

Периодичность

Методические указания

Комплекс упражнений №4

Вводная часть

1.Ходьба на носках, на пятках.

2.Ходьба с гребковыми движениями рук вперед и назад.

3.Обычный бег.

4.Обычная ходьба.

Общеразвивающие упражнения

1.И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Вытянуть руки вперед, в стороны, вверх, перейти в и.п.

2.И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

Наклониться вперед, посмотреть вправо, влево, вниз и выровняться.

3. «Выпрыгивания с хлопком».

Специальные подготовительные упражнения на суше

1. «Водолазы».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Присесть, сделать выдох на счет педагога от 1 до 4, выпрямиться, сделать вдох.

2. «Волчок».

3.Обычная ходьба.

30 с

-//-

-//-

20 с

4-5 раз

4-6 раз

-//-

5-6 раз

30 с

-//-

Спину держать ровно, соблюдать дистанцию, сочетать вдох – выдох при движении.

Сочетать дыхание с бегом.

Дыхание произвольное.

Спину держать ровно на вдохе.

Прыжки произвольные.

Комплекс упражнений для разминки на суше

(с – секунда; мин – минута;  и.п. – исходное положение; -//- -повтор периодичности)

Содержание деятельности

Периодичность

Методические указания

Комплекс упражнений №5

Вводная часть

1.Обычная ходьба.

2.Ходьба скрестным шагом.

3.Бег с высоким подниманием ног.

4.Обычная ходьба.

Общеразвивающие упражнения

1.И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать и опускать прямые руки.

2. «Плаваем стоя».

И.п. – ноги на ширине плеч, наклон вперед. Имитировать движения рук пловца.

3.И.п. – сед на полу, руки в упоре сзади, ноги прямые. Движения ногами, как при плавании кролем.

4.И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот влево, И.п. то же вправо.

Специальные подготовительные упражнения на суше

1. «Водолазы».

2. «Стрелка» - лежа на животе, вытянуться как можно больше, потянуть руки вперед, ноги назад, расслабиться.

3. «Кто выше». Прыжки.

4.Упражнение на восстановление дыхания

30 с

-//-

-//-

-//-

6 раз

-//-

-//-

5-6 раз

-//-

30 с

2-3 раза

Равномерное дыхание

Сочетать дыхание с бегом

Спину держать ровно на вдохе

Сед-спина ровная, упор на руках. Ноги в коленях не сгибать, мах ноги от бедра

Спину держать ровно на вдохе

Согласовывать движения ног, рук, дыхание

Комплекс упражнений для разминки на суше

(с – секунда; мин – минута;  и.п. – исходное положение; -//- -повтор периодичности)

Содержание деятельности

Периодичность

Методические указания

Комплекс упражнений №6

Вводная часть

1.Ходьба на носках, на пятках.

2.Ходьба в полуприседе.

3. «Лошадки» - бег парами.

4.Обычная ходьба.

Общеразвивающие упражнения

1. «Насос».

И.п. – стоя в парах лицом друг другу. Поочередно приседать.

2. «Ножницы».

И.п. – сед, руки в упоре сзади. Работа прямыми ногами.

3.И.п. – лежа на спине. Поочередное сгибание ног.

Специальные подготовительные упражнения на суше

1.И.п. – лежа на животе. Из положения «стрелка» поднять голову вверх – вдох, опустить – выдох.

2. «Веселые лягушата». Прыжки.

3.Обычная ходьба.

4.Упражнение на восстановление дыхания.

30 с

2 раза по 20 с

30 с

20 с

5-6 раз

-//-

-//-

4-5 раз

30 с

-//-

2-3 раза

Сочетать дыхание с движением

Держать осанку

Сочетать дыхание с бегом

Выполнять упражнения в различном темпе

Соединить кисти рук

Комплекс упражнений для разминки на суше

(с – секунда; мин – минута;  и.п. – исходное положение; -//- -повтор периодичности)

Содержание деятельности

Периодичность

Методические указания

Комплекс упражнений №7

Вводная часть

1.Обычная ходьба.

2.Ходьба на носках, на пятках.

3.Обычный бег.

4.Упражнение на восстановление дыхания.

Общеразвивающие упражнения

1. «Мы сильные»

И.п. – о.с. наклониться вперед, вправо, назад, влево.

И.п. – лежа на спине. Поочередно поднимать прямые ноги.

Специальные подготовительные упражнения на суше

1.Из положения «стрелка», лежа на груди, работать прямыми ногами, как при плавании кролем.

2. «Кто выше». Прыжки.

3.Упражнения на восстановление дыхания

30 с

-//-

-//-

20 с

5-6 раз

3-4 раза

6 раз

2 раза по 10 с

30-35 с

4 раза

Равномерное дыхание

Сочетать дыхание с бегом

Сочетать дыхание с движениями

Произвольно менять размах и темп движения ног

Мах ноги от бедра

Прыжки произвольные

Комплекс упражнений для разминки на суше

(с – секунда; мин – минута;  и.п. – исходное положение; -//- -повтор периодичности)

Содержание деятельности

Периодичность

Методические указания

Комплекс упражнений №8

Вводная часть

1.Обычная ходьба.

2.Ходьба широким шагом.

3.Лёгкий бег «Лошадки».

4.Обычная ходьба.

Общеразвивающие упражнения

1.И.п. – ноги на ширине плеч. Присесть, затем быстро встать.

2.И.п. – то же. Наклониться вперёд и перейти в и.п.

3.И.п. – упор сзади. Поочередно поднимать прямые ноги.

Специальные подготовительные упражнения на суше

1. «Хвост крокодила».

2. «Волчок».

3.Обычная ходьба

30 с

-//-

-//-

20 с

4-5 раз

4-5 раз

2 раза по 10 с

4-5 раз

30 с

-//-

Равномерное дыхание.

Сочетать дыхание с бегом.

Сочетать дыхание: присесть-выдох; встать-вдох.

Прогнуться в пояснице.

Прыжки произвольные

Комплекс упражнений для разминки на суше

(с – секунда; мин – минута;  и.п. – исходное положение; -//- -повтор периодичности)

Содержание деятельности

Периодичность

Методические указания

Комплекс упражнений №9

Вводная часть

1.Обычная ходьба.

2.Ходьба приставным шагом правым (левым) боком.

3.Обычный бег.

4.Упражнение на восстановление дыхания: поднять руки вверх – вдох, опустить – выдох.

Общеразвивающие упражнения

1. «Плывем на лодке».

2.И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться, коснуться руками ног. Затем выпрямиться.

3. «Выпрыгивания с хлопком».

4.И.п. – упор сзади. Работать ногами, как при плавании кролем.

Специальные подготовительные упражнения на суше

1. «Поплавок».

2. «Весёлые лягушата».

3.Обычная ходьба

30 с

2-3 мин

30 с

2-3 раза

4-6 раз

4-5 раз

5-6 раз

4-5 раз

4 раза

30 с

-//-

Спину держать ровно, соблюдать дистанцию, сочетать вдох-выдох при движении.

Сочетать дыхание с бегом

Имитация гребковых движений руками.

Мах ноги от бедра.

Прыжки произвольные.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 14 «УМКА»

Методическая разработка:

«Обучение навыкам сухого плавания»

                                                                         Составила инструктор по ФК

                                                                                            Серёдкина Н.Л.

Мегион 2021г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Умение плавать – жизненно необходимый навык для каждого человека. Люди, не умеющие плавать подвергают себя и своих детей постоянной опасности – на отдыхе ли, во время стихийных бедствий. Международная статистика последних лет показывает, что в числе людей, погибших от несчастных случаев, наибольший процент составляют утонувшие, причём большую часть пострадавших на воде составляют дети школьного возраста.

Для многих, особенно для людей, ранее боявшихся воды, умение плавать является шагом к утверждению своего самосознания, даёт веру в свои силы. Плавание открывает человеку мир новых ощущений, новых возможностей релаксации и активного отдыха.

Для многих инвалидов плавание является единственным способом свободного передвижения. Использовать летний отдых детей для массового обучения плвавнию, как жизненно необходимому навыку – важная задача преподавателей физического воспитания и, конечно же, инструкторов по плаванию.

Широкое распространение данной проблемы ставит вопрос о целесообразности применения упражнений, обучающих плавательным движениям в практической работе оздоровительных и образовательных учреждениях. Всё это имеет достаточно оснований для ознакомления с методической разработкой.

В данной работе приводятся комплексы упражнений, направленных на привития детьми навыка плавания.

Методическая разработка нацеливает на последовательное обучение детей умениям и навыкам плавания, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, закаливание.


ОВЛАДЕНИЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ

Для успешного обучения плавательным движениям используются обще развивающие и специальные упражнения, выполняемые на суше. Выполнение этих упражнений способствует успешному освоению технике плавания в воде. За счёт предварительного ознакомления на суше с упражнениями, имитирующими отдельные элементы плавания, являются как бы связывающим звеном двух частей занятия, проводимыми на суше и в воде.

1. Обучение техники плавания в стиле кроль на груди.

Кроль на груди является самым быстрым и распространённым способом плавания. Техника движений при плавании кролем лежит в основе других спортивных способов. В связи с этим кроль на груди широко применяется, при  массовом обучении плаванию особенностей детей и подростков.

Упражнения для изучения техники движений кроль на груди.

На суше:

  1. Лёжа на животе, руки под подбородком, носки ног оттянуты. Выполнять движения ногами кролем: попеременное поднимание ног вверх, вниз, (движения выполнять в частом темпе и от бедра);
  2. Стоя ноги на ширине плеч, наклонившись вперед, смотреть прямо перед собой, одна рука впереди, другая сзади у бедра. Выполнять круговые движения руками вперед (мельница);
  3. Тоже упражнение, но с остановкой в начале, середине и конце гребка;
  4. Стоя ноги на ширине плеч, наклон корпуса вперед, упереться одной рукой в колено, другая у бедра (конец гребка), поворот головы в сторону руки вытянутой назад у бедра и посмотреть на нее. В этом положении сделать вдох и начать движение рукой с одновременным выдохом. Следующий вдох выполняется тогда, когда рука заканчивает гребок в положении у бедра;
  5. Стоя ноги на ширине плеч, наклон туловища вперед, руки вверх. Правой рукой сделать гребок, одновременно поворот головы в сторону движения руки, вдох. Тоже левой рукой;
  6. Тоже упражнение, но из исходного положения стойка на ширине плеч, руки вверх над головой;
  7. Имитация движений руками, как при плавании кролем на груди. Лёжа на пляже, загребая кистью (во время гребка) песок, подтянуть  его под грудь, затем оттолкнуть его назад к ногам;
  8. Лёжа на животе, руки вытянуты вверх над головой, носки оттянуты. Попеременное движение ног вверх, вниз. Имитация движений ног как при плавании кроль на груди;

2. Обучение техники плавания в стиле кроль на спине.

Плавание кролем на спине имеет много общего с кролем на груди. Та же координация движения ногами и руками и более простая техника дыхания (не нужно выполнять выдох в воду) позволяют новичкам осваивать кроль на спине быстрее, чем кроль на груди. В связи с этим, при обучении плаванию наряду с кролем на груди широко применяется и кроль на спине. На каждом занятии занимающиеся обязательно выполняют все упражнения в обоих положениях на груди и на спине.

Упражнения для изучения техники движений кроль на спине.

На суше:

  1. В положении сидя с упором на руки сзади, носки оттянуты. В частом темпе выполнять попеременное поднимание и опускание ног (движения выполнять от бедра);
  2. Лежа на сине, руки вдоль туловища, носки оттянуты. Выполнять движения ногами кролем, руки вперед, вверх, в стороны, вниз;
  3. Стойка, ноги на ширине плеч, одна рука вверх, другая у бедра. Выполнять круговые движения руками назад (мельница);
  4. Тоже упражнение, но лежа на скамейке;
  5. Стойка ноги врозь, одна рука вверх, другая у бедра. Выполнять круговые движения руками назад с “притопыванием” ногами (на один гребок рукой, три шага ногами);
  6. Тоже упражнение в согласовании с дыханием (на два гребка руками – один вдох и один выдох);


3. Обучение техники плавания способом брасс.

Плавание брассом очень похоже на движения плывущей лягушки. Уступая в скорости таким способам плавания, как кроль на груди, спине и дельфин, брасс имеет большое прикладное значение (используется при нырянии, спасении тонущих, переправах вплавь через водные рубежи).

Упражнения для изучения техники движений брасс.

На суше:

  1. Стоя ноги вместе, носки развернуты в стороны. Медленное приседание с разведением коленей в стороны, при этом сохранять прямое положение туловища;
  2. Стоя боком к опоре (стенке, дереву и т.д.), упереться в нее левой рукой. Отвести правую голень в сторону, захватить правой рукой стопу с внутренней стороны (выдержать это положение 3-5сек.), отпустить ногу и выполнить ею толчок до смыкания с другой ногой (как при плавании брассом). Тоже упражнение, выполнить другой ногой;
  3. Сидя на полу или на краю скамьи, упор руками сзади. Медленно подтянуть ноги, волоча стопы по полу и разворачивая колени в стороны. Развернуть носки в стороны и описав полукруг, сомкнуть пятки – пауза. Выпрямить ноги в исходное положение;
  4. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их груди, развести колени в стороны, сомкнуть пальцы ног вместе. Стопами описать полукруг, отводя ноги назад в исходное положение;
  5. Стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклон туловища вперед. Руки вытянуть вперед перед собой, развести руки в стороны – вниз (выполнить гребок), согнуть их в локтях и прижать к туловищу;
  6. Стойка ноги врозь, руки вверх ладони повернуты в стороны. Выполнять движения руками как при плавании брассом (через стороны вниз, к груди и вверх);
  7. Стоя ноги на ширине плеч, носки разведены. Приседание. Согласование движений ногами с дыханием (во время приседания – вдох, при выпрямлении – выдох);
  8. Стоя ноги на ширине плеч, носки разведены, руки вверх ладони повернуты в стороны. Приседание с одновременным движением рук (как при плавании брассом) через стороны вниз, к груди и вверх в исходное положение;


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Курт Вильке. Плавание для начинающих. – М.: Знание, 1991.
  2. Булгакова Н. Ж. Плавание в пионерском лагере. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
  3. Плавание: Учебник для ин-ов физ. куль. Под ред. Н. Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт., 1979.
  4. Макаренко Л. П. Учись плавать на спине. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  5. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М.: Просвещение, 1974.
  6. Васильев В.С., Никитский Б.Н. Обучение детей плаванию. М., ФиС, 1973.
  7. Маслов В. И. Плавать должны уметь все. М., ФиС, 1972.
  8. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. М., ФиС, 1974.
  9. Левин Герхард. Плавание для малышей. М., ФиС, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ на суше

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ на суше...

Методическая разработка: «Подводящие и специальные упражнения для подготовки к соревнованиям обучающихся групп начальной подготовки по тхэквондо»

Начав заниматься тхэквондо, юные спортсмены не только совер­шенствует свою технику, познает тактику ведения боя, но и постепенно набирает силу, готовясь к значительным функциональным и нервным нагрузк...

Методическая разработка «Игровые упражнения на суше для разминки перед занятиями по плаванию в младшей группе детского сада»

АннотацияРазминка является одной из главных составляющих для любых видов физической активности. Правильная подготовка организма к физической нагрузке предупреждает различного рода травмы, готовит серд...

Методическая разработка: «Специальные упражнения на суше для активации работы мышечных групп, принимающих участие в плавании (ОФП) Для детей 5-7 лет»

ОФП или Общая Физическая Подготовка, в широком смысле этого слова - система упражнений для укрепления здоровья и развития наиболее полезных и необходимых в жизни физических качеств, таких как: ловкост...

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада

Подготовительная часть занятия по плаванию в детском саду может иметь разную ориентацию и направленность, в зависимости от задач, решаемых в основной части занятия. Однако, так или иначе, подготовител...