Нод "неофициальные символы России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дунаева Елена Владимировна

Нод для детей подготовительной группы в обр. обл. "Социально-коммуникативное развитие" на тему "Неофициальные символы России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного вида

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД

с детьми подготовительной группы

в образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

на тему:

«Неофициальные символы России»

Подготовила и провела:

воспитатель Елена Владимировна Дунаева

                                               г. Санкт-Петербург

2022 год

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

«Неофициальные символы России»

Цель: познакомить детей с неофициальными символами России.

Задачи.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Воспитание духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
  • Приобщение к культурному наследию нашего народа.
  • Создание условий для духовно-нравственного развития ребенка.

«Познавательное развитие»

  • Познакомить с неофициальными символами России: медведем, березой, русским народным костюмом, Кремлем, балалайкой, гармошкой, самоваром, валенками, матрешкой, шапкой ушанкой (с использованием ИКТ)
  • Закрепить знания детей об официальных символах России (герб, флаг, гимн).
  • Познакомить детей с причинами, по которым представленные предметы стали считаться неофициальными символами России.

«Художественно – эстетическое развитие»

  • Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость при знакомстве с неофициальными символами России.
  • Продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного.
  • Прививать любовь к звучанию народных инструментов, учить узнавать инструмент по его звучанию.
  • Продолжать знакомить с частушкой как частью русского фольклора.
  • Способствовать развитию внимания при нахождении одинакового рисунка на валенках.

«Речевое развитие»

  • Продолжать учить внимательно слушать речь воспитателя, отвечать на вопросы, участвовать в беседе.

«Физическое развитие»

  • Продолжать упражнять детей водить хоровод, двигаясь плавно.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Материалы и оборудование: видеопроектор, мольберт, аудиоколонка с записями песни «Валенки», гимна России, мелодии для чтения сказки, мелодией частушек на балалайке и гармошке, песни про березу для хоровода, ноутбук, презентация «Неофициальные символы Росси», ватман с контуром границы России, раскрашенной под флаг России, картинки медведя, Кремля, матрешки, самовара, девушки и юноши в русском народном костюме, валенок, шапки ушанки, березы, балалайки, гармошки.

Предметы: валенки, шапка ушанка, три набора матрешек, пять пар валенок из картона с рисунком, настоящая балалайка, гармошка, самовар.

Продукт НОД – коллаж «Неофициальные символа России».

Предварительная работа: знакомство и беседы о государственных символах России, просмотр выступления ансамблей песни и пляски, чтение литературы, иллюстраций, заучивание стихотворений, продуктивная деятельность по рисованию, аппликации.

Ход НОД:

- Ребята, сегодня мы поговорим о символах нашей страны, которая называется…(Россия)

Государственные символы – это визитная карточка каждой страны, дающая представление о государственных ценностях, приоритетах и проводимой политике. Тремя основными атрибутами символики являются герб, гимн и флаг.

Воспитатель вешает на мольберт герб, показывает флаг.

    - Когда звучит гимн государства, все должны встать, в честь уважения к своей стране.

   Звучит гимн РФ (один куплет)

- Ребята, кроме официальных символов России есть еще и неофициальные.

Мы с вами сделаем коллаж на фоне схематического изображения контура границ России. Картинку того, о чем будем говорить, мы сюда приклеим.

 - Кто является главным богатством любой страны? Правильно, его народ. Перед вами девушка и юноша в русском народном костюме, который является неофициальным символом России. (Слайд №2)

Дети рассматривают костюмы и рассказывают, что мужчины носили рубаху косоворотку, штаны (портки), картуз; девушки и женщины носили рубаху, сарафан, кокошник.

 - Где сегодня мы можем увидеть людей в русских народных костюмах? (на праздниках, на выступлениях, на сцене.) (Слайд №3)

 - Давайте приклеим на нашу карту девушку и юношу.

 - Следующим неофициальным символом является…(показ Кремля).

 - Чем по сути является Кремль? (крепостью).

 - Из чего был построен Кремль сначала? (из дерева, потом из белого камня). А сейчас? (из красного кирпича). Как называется главная башня? (Спасская с Курантами) (Слайд №4)

 - Приклеим картинку с Кремлем.

(Слайд №5)

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит.

А проснется, ну реветь.

Как зовут его… медведь.

   Правильно, медведь является символом-животным нашей страны. Сделано это не случайно, ведь косолапый на российских просторах всегда считался царем леса. Значительно позже из южных стран пришла мода царем зверей называть льва. Наш бурый мишка с виду кажется неповоротливым увальнем, способным лишь реветь да ульи разорять. На самом деле это умный зверь, которому в северных широтах нет равных по силе. Недаром именно медведя почитали древние русичи. Они изготавливали множественные обереги в виде медведя и верили, что он обязательно защитит их от врагов, даст силу в бою.

(Слайд №6)

   На вид неуклюжий и простоватый, он в случае опасности способен разрушить все преграды и одолеть любого противника. Он хозяин своей земли, и никому не позволит разбойничать на своей территории. С ним можно по-дружески посидеть и даже сплясать, но дразнить его не позволено никому. Недаром говорят «не будите русского медведя». Медведь в России – больше чем просто популярный бренд. Это отражение русского менталитета, национального характера. (Слайд №7)

Приклеивают картинку с медведем.

Звучит спокойная музыка.

Сейчас я расскажу вам сказку о том, как береза стала символом России.

Звучит спокойная музыка.

            Сказка о том, как береза стала символом России.

(Слайд №8)

   Однажды медведь, могучий хозяин леса, собрал все деревья в округе. На этом свете надо было решить, какое дерево должно стать символом России. Каждому дереву представилась возможность рассказать о своих достоинствах и заслугах.

(Слайд №9 - 11)

   Первым выступил клен. Он поднял свои листья и сказал:

     - Мои листья похожи на могучие ладони русских богатырей, испокон веков защищавшие русскую землю от врагов. Поэтому я достоин стать символом России среди деревьев.

(Слайд №12)

   Следом выступил ясень. Он сказал:

    - Моим именем русские люди называют самое хорошее. Они говорят ясный день, ясно солнышко, ясным соколом называют суженого, то есть жениха. Поэтому я и буду символом России.

(Слайд №13)

   Затем слово дали дубу, могучий и вековой ствол которого внушал уважение и доверие окружающим. Он говорил размерено и важно:

    -  Русские люди считают меня символом силы и мудрости, потому что я живу дольше всех деревьев, много знаю и умею. Я воспет в русских сказках и былинах. Поэтому я имею полное право стать символом России.

(Слайд №14 – 15)

   Тут вперед выступила красавица ель. Она поразила всех колким голоском.     - Меня очень любят русские люди, особенно дети. Они приносят меня под Новый год домой, украшают игрушками, гирляндами, водят вокруг меня хоровод, поют песни. А утром все с надеждой заглядывают под елочку и разбирают подарки. Я приношу много счастья и радости русским людям. Поэтому я достойна стать символом России среди деревьев.

(Слайд №16)

   Медведь слушал рассказы внимательно и сосредоточенно. Ни одно слово не пролетело мимо его уха. И вдруг он увидел тонкую березку, которая стояла позади них, опустив глаза.    

    - Что же ты молчишь, милое создание? - сказал медведь.

(Слайд №17 - 27)

    - Мои заслуги не такие важные, как у других деревьев, - волнуясь, начала она тоненьким голоском. Но люди меня любят и уважают. Для них я первый помощник в хозяйстве. Из моих бревен строят дома, из древесины делают мебель и посуду.   В лютые морозы я согреваю дом. Мои поленья горят долго и отдают много тепла.   На моей бересте писали, когда еще не было бумаги. Весной я дарю людям полезный березовый сок, дарю березовые почки для лечебных целей. Чай, заваренный из моих первых листиков, укрепляет здоровье людей, повышает их иммунитет. И богатые, и бедные на Руси ходили в баню с березовым веником.  В праздничные дни Троицы меня украшают лентами, водят хороводы. Лунными ночами мне доверяют свои тайны девушки. Они делятся со мной своим счастьем и радостью. Поэты посвящали мне свои стихи и песни. Они воспевали меня и летнем наряде,  осенью в желтом, и в зимней шубке. В любое время года я прекрасна. Вам решать, смогу ли я стать символом России.

   Деревья замерли, слушая сбивчивый рассказ застенчивой березки. Никто не ожидал, что у скромной березки столько заслуг.

(Слайд №28)

   Медведь помолчал немного и громким голосом торжественно объявил:

    - Отныне считайте символом России среди деревьев березку, как наиболее соответствующую характеру русского человека.

(Слайд №29)

   На березу надели белый сарафан – символ чистоты, украсили крапинкой в  знак особой важности, словно царской мантией из горностая.

   Вот так скромная березка стала символом большой и любимой России.

Ребенок приклеивает березку.

 - Вокруг чего любили водить хороводы? (вокруг костра, просто на поляне, вокруг масленицы, вокруг березок).

 - Мы тоже поводим хоровод вокруг нашей березки. (Звучит мелодия «Хоровод»)

Дети остаются стоять в кругу.

   Неофициальный символ России есть и среди обуви.

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький,

Чтоб зимою не болеть,

Обувайте ...(валенки).

 Воспитатель показывает валенки.

   Несмотря на все современные технологии, для нашей суровой зимы так и не придумали ничего более удобного и теплого, чем русские валенки. Они являются традиционной русской обувью, которая обеспечивает не только комфорт ногам, но и пользу. Валенки валяют из овечьей шерсти. Достоинство их в том, что они делаются без швов. Поэтому они удобные, мягкие, не натирают ноги. Валенки (это доказано учеными) благотворно влияют на здоровье человека при радикулите, при болях в ногах, снимают нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах.

   Валенки носили не одну зиму, передавали от старших к младшим детям. Со временем они пронашивались, и тогда их подшивали, ставили кожаные заплатки.

«Валенки, валенки! Ой, да не подшиты стареньки» - пелось в известной песне.

   Валенки могут быть серого, белого и черного цвета, в зависимости от цвета овечьей шерсти. Сегодня их можно увидеть украшенные разными рисунками.

Игра «Найди пару валенку».

   Детям берут по одному валенку с рисунком, сделанному из картона, ходят по группе под песню «Валенки». Мелодия выключается, и дети должны найти пару своему валенку. Игра может повториться после обмена валенком.

Дети приклеивают на коллаж картинку с валенками.

 - Существует неофициальный символ России и среди головных уборов – это шапка ушанка. (Показ ушанки). Это военная ушанка, которая пользуется огромной популярностью у иностранцев. Шапка- ушанка ассоциируется с суровой русской зимой. Очень любят носить ушанку болельщики.

(Слайд № 30)

Воспитатель дает детям примерить ушанку.

Приклеивают картинку с ушанкой.

 

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Как тех куколок зовут?   (Матрешки)

 - Для многих иностранцев образ матрешки является символом России. Мало кто из гостей нашей страны уезжает домой без этого сувенира. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Для изготовления используется сухая береза или липа. Существует много видов матрешек. Самые известные Семеновские. Нами она воспринимается одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник.

 - Ребята, к сожалению, когда я готовилась к занятию, матрешки рассыпались. Помогите мне собрать их семьями.

Игра «Собери семью матрешки».    Дети берет матрешку из разных наборов и собирают «свою семью».

   Много приходилось работать крестьянам. Но были и минутки отдыха, когда они ставили самовар, брали гармошку и балалайку, пили чай, пели песни и частушки. Эти предметы тоже относятся к неофициальным символам России.

Давайте послушаем, как звучит балалайка, гармошка. А наших гостей попросим спеть нам частушки про самовар.

Приклеивают картинки на коллаж.

 Самовар пыхтит, искрится-

 Щедрый, круглый, золотой.

 Озаряет наши лица

 Он своею добротой.

                                        Лучше доктора любого

                                        Лечит скуку и тоску

                                        Чашка вкусного, крутого,

                                        Самоварного чайку!

  Посидеть за самоваром

  Рады мы наверняка,

  Ярким солнечным пожаром

  У него горят бока.

                                         Самовар гудит, шумит,

                                        Только с виду он сердит.

                                        К потолку пускает пар,

                                        Наш красавец – самовар.

Рефлексия

Вы все молодцы! У нас получился красивый коллаж с неофициальными символами России. Мы рассмотрели еще не все. Их у нас много, потому что Россия великая, огромная страна, богатая традициями, обычаями, а самое главное талантливыми людьми. Я люблю Россию, а вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"

Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....

Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развити...