Предметно-развивающая среда
статья (старшая группа)
Предметно-развивающая среда - это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления пед.процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное - происходит гармоничное развитие личности.
В 2016 году ФГОС, внес новое направление международную шкалу ECERS-R в ДОУ. Для того чтобы разобраться в новой системе развития и образования руководство нашего сада МБДОУ №91 направила старшего воспитателя Федотову М.К. и Васильеву Л.Н. на принятие участия в работе международной конференции "Воспитание и обучение детей младшего возраста" ECERS-R 2016 в г.Москве.
Благодаря этой конференции, мы узнали о новой системе оценки качества дошкольного образования как шкалы ECERS-R. Было изучено содержание шкалы ECERS-R и сама методика оценивания по шкалам. в процессе чего оказалось, что - ребенок - активный участник образовательных отношений, а развитие - социальный процесс взаимодействия, включенныйв определенные социальные и материальные условия, интегрированный в жизнь современного общества. На основании этой системы коллектив по направлении ст.воспитателя Федотовой М.К, приняло решение участвовать в международном проекте5 использовании шкалы ECERS-R. Исследование проходила в течение 3 лет с 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные годы: на среднюю, старшую и подготовительные группы.Целью медународной шкалы поставлено - использование инструментов шкалы ECERS-R для оценки качества дошкольного образования, исходя из полученных традиционных предыдущих результатов.
Перед экспериментом поставили основные задачи на проект международной шкалы ECERS-R - индивидуализации дошкольного образования - свободу детей; непосредственные поддержки инициативы детей в различных видах деятельности - самостоятельного выбора; возрастная адекватность дошкольного образования, соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития - создавать счастье, радость у детей. Актуальные напраления использования международной шкалы ECERS-R - это повышение индивидуализации лбучения, смена акцентов в организации детской деятельности с инициативы взрослых на инициативу детей, переход от вербального обучения к познанию в действии и смена образовательной парадигмы: от формата фронтальных занятий с большой группой к формату деятельности. При использовании международной шкалы ECERS-R в процессе наблюдения анализировались такие подшкалы, как: предметно-развивающая среда, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, взаимодействие и сотрудничество родителей и персонала.
С 2016 года наш детский сад был включен в число дошкольных организаций Республики Саха (Якутия), участвующих в проекте лонгитюдного исследования образовательной среды младшего детства. Под руководством Зазаровой О.И. - зам.руководителя общего образования Республики Саха (Якутия), Кротова А.В.- внешний эксперт Министерства образования РС(Я) по вопросам дошкольного образования, внедрению международной шкалы оценки качества ECERS-R, по вопросам дошкольного образования, внедрению шкалы оценки качества ECERS-R, по дошкольному образованию в общественной палате РС(Я), член муниципального совета по качеству образования экспериментировала нашу возрастную группу. В течение дня, с самого приема воспитателями малышей, оставаясь при этом незамеченным, работала в средней группе.
При проведении экспертизы качества образования в средней группе эксперт оценивал доступность предметно-пространственной среды воспитанников: как дети имели свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской самостоятельной активности. Старались обеспечивать условия для физического развития, для охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей. Коллектив создал в экспериментальной группе предметно-развивающие центры, условия домашней обстановки для эмоционального благополучия и личностного развития детей, т.к. наш детский сад с круглосуточным пребыванием в саду: индивидуальные шкафчики для белья, одежды, личных вещей, личных семейных фотоальбомов, личных игрушек детей, центры экспериментирования, оборудованы уголки, шатры цуединения и уютные зоны отдыха, организованфы выставки с поделками детей. предметно пространсвтенная среда обеспечивает условия для развития игровой деятельности, познавательного развития, художественно-эстетического развития детей. Созданы условия для развития у детей свободной инициативности, самостоятельности в повседневной жизни и счастливого детства.
Используя шкалы, эксперт анализировала помещение группы и участок, которые ежедневно посещают, есть ли помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей, Также рассматривалось экспертом, как воспитатель поддерживает и активизирует детское творчество, проявления индивидуальности у ребенка. была просмотрена вся документация группы, рабочая программа, календарно-тематическое планирование и т.д. При этом старшим воспитателем акцент делался на структурирование программы, которое помогает уточнить распорядок дня, время для свободной игры, условия для детей с ограниченными возможностями.
Взаимодействие персонала с детьми, включаясь в нее по мере необходимости как равноправные партнеры, как персонал помогает детям освоить модели социального поведения со сверстниками, как дети общаются друг с другом в течение дня. В группе дети играют в магазин и вместе с воспитателем изготавливают "деньги". Они режут бумагу (мелкая моторика), пишут цифры, подсчитывают (математика), сколько стоит хлеб или пицца, - и все это осмысленно: это нужно, чтобы купить. Продавец пишет записку менеджеру, где что лежит, причем нужно написать разборчиво, чтобы тот смог прочесть. В другом углу рисуют, и дети реально учатся. Но тэто не занятие в классическом понимании. Это игра, экспериментирование. Дети прошедшие через проектное обучение, знают больше, у них широкий спектр кругозора. Они умеют применять математические, и другие навыки и к продуктам, и к фруктам, и к рублям, и к чему угодно практическим путем. При проектном методе не отбивают желание учиться. Дети свободно выражают свои мнения, идеи, фантазии, а не действовать по образцу, двигаются, а не ждут, решают проблемы, а не просят педагога их решить, говорят, а не пассивно слушают, действуют в соответствии с интересом, а не идут туда, куда им скажут идти, делают выбор, а не повинуются, рисуют свои книжки, альбомы, блокноты, поделки, а не в рабочих тетрадях, создают искусство, а не воспроизводят образцы, решают, а не пассивно соглашаются, ценят процесс, а не только результат, задают вопросы, а не только слушают, выводят ответ, а не получают ответ от взрослого, распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы.
Дети самостоятельно делают поделки по замыслу, а не по образцу. Дети обсуждают и планируют, а не только следуют по инструкциям. Дети сочиняют и фиксируют свои истории путем конструирования, рисования и поделок. Создавали свободные карты - свой план (например, карту своего дома, своей группы, участка детского сада, территориит за детским садом до автобусной остановки, план первого, второго и третьего этажей). Экспериментирование, отражение своего понимания в рисунке и схеме. дети участвуют в создании среды, а не только используют ее. Дети участвуют в создании среды, а не только используют ее. С удовольствием участвуют в создании правил, а не только следуют готовым правилам, условия для развернутой игры, место и время. Сами придумывают и строят условия: доступность и мобильность материалов и среды. В итоге дети сами анализируют - что я умею, чего я не умею.Дети исследуют, экспериментируют, ищут результаты и творят самостоятельно. Для активизации детского мышления часто предлагают создавать проблемные ситуации. Создавались такие ситуации, как дети должны что-то познать самостоятельно, попробовать, придумать, догадаться, поэтому среду вокруг детей всегда сделали незавершенной и незаконченной. При этом особую роль в данном случае играли уголки познавательно-практической деятельности в группах.
В конце составили аналитический отчет об экспертизе образовательной среды, в котором сделали определенные выводы: большинство базовых индикаторов в группе получили положительную оценку. результатам анализа образовательной среды в детском саду показывают, что развивающая предметно-пространственная среда в группе является достаточно-насыщенной и доступной для самостоятельного использования детьми, что позволяет создавать условия для обеспечивания игровой, двигательной, познавательной, исследовательской, творческой активности детей. Проанализировав содержание шкал, нами был сделан акцент на том, что мы даем детям не готовую информацию, а даем им возможность размышления для развития познавательной активности в предметно-пространственной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких
особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....