Экологический час для старших дошкольников .
план-конспект занятия (старшая группа)

Экологический час для старших дошкольников .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический час для старших дошкольников .

hello_html_1757d0e0.jpg


Человек - единственный биологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Безрадостная статистика замусоривания городов и  удручающее состояние полигонов для размещения твёрдых бытовых отходов свидетельствуют о существовании серьёзной проблемы в сфере обращения с отходами. Бытовой мусор городов, как и промышленные отходы, помимо того, что несёт эстетическую нагрузку, оказывает негативное влияние на человека и окружающую среду. Мусор – «изобретение» человечества, а, значит, человек просто обязан в дальнейшем распорядиться его судьбой, причём не в ущерб себе и своему здоровью. 

Цель: Формирование у детей ответственного отношения к окружающей природе.

Задачи:

 Сформировать у детей представление о проблеме твёрдых бытовых отходов. Донести до понимания детей пагубное влияние свалок на живую и неживую природу и показать возможные пути решения этой проблемы.
Развивать мышление, умение анализировать и делать выводы. Способствовать развитию творческих способностей детей, используя средства театрального искусства.

Предварительная работа:  Подготовить мусорную корзину с муляжами твёрдых бытовых отходов. Подготовить видеоролик «Что делать с мусором?» (есть в Интернете).

Оборудование и материалы: мультимедийная  установка, шапочки (маски)  Айболит, муравей, жучок, паучок, 2 свиристели, медведь).

Ход  мероприятия.

Педагог: Ребята, мы живём на планете Земля. Это наш дом. Но мы в нём не одиноки. Нашими соседями по планете являются многочисленные виды растений и животных, удивительный мир грибов и загадочный мир микробов.  
Вы согласны с тем, что в доме должно быть чисто? А как вы понимаете выражение «чистая планета»? (Ответы детей)
Да, чистая планета – это свежий  воздух, который рассекают крыльями звонкие птицы;  это чистые реки, моря, океаны, в которых плещется прозрачная вода; это поля, луга, леса, поражающие нас своей красотой;  это плодородные почвы, дающие нам богатые урожаи.  На нашей планете есть всё, чтобы всем её обитателям было здесь хорошо и уютно. Но давайте посмотрим вокруг. Действительно ли всё так хорошо?  (Ответы детей)
К сожалению, не всё так хорошо, как хотелось бы. Горы мусора портят городские пейзажи, переполненные мусорные контейнеры источают зловонный запах  Мусор можно увидеть везде – на улицах, в парках, в местах отдыха. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8824_bbbf3f0b29844d5a2be7aac1da724c09.jpg.jpg


- А как вы думаете, откуда берётся мусор? (Ответы детей).  Да, мусор – «изобретение» человечества. У природы нет мусора.  Ни животные, ни растения не создают мусора. Мусор, или как его ещё называют твёрдые бытовые отходы, создал и продолжает создавать человек. 
Мы бросаем в мусорное ведро всё, что перестало нам быть нужным: пищевые отходы, пустые консервные банки, бутылки, пластиковые упаковки, картонные коробки, разбитые стеклянные предметы, старые игрушки, одежду, рваные ботинки и много-много других ненужных нам вещей. Мусор из ведра мы выносим на помойку, в контейнер. Приносим опустевшее ведро домой  и опять начинаем копить мусор. И так каждый день! При этом  не забудьте, что в городе, как правило,  проживает от нескольких тысяч до нескольких  миллионов человек, и все несут свой мусор в эти самые контейнеры. 
А кто из вас, ребята, задумывался, куда девается мусор  из контейнеров? Мусор из контейнеров вывозят мусоровозы, скажете вы. А куда они его везут?  

                     Айболит бьёт тревогу.

  Педагог:
Грустный доктор Айболит,          
Он под деревом сидит.
Все зверушки заболели,
Жалуются даже ели,
Даже птички-невелички
И комарики.
Говорят виной всему                            
Свалка мусора в лесу.
С каждым днём она растёт – 
Человек туда везёт                          
Весь свой мусор городской,
Отравляя дом лесной.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8824_da4c7747ab23735b185da54ddef98967.jpg.jpg
Айболит:   
Это что же за народ,                            
Весь свой хлам к нам в лес везёт!
Завалили всю опушку,
Всё чадит, воняет жуть,                                
Ядовитые отходы
Проникают в землю вглубь,
Там грунтовая вода, 
Вот и выплыла беда – 
Заболели звери, птицы – 
Все,  кто воду в речке пил,
Занемог сегодня даже
Здоровяк наш крокодил.
Рыбы жалуются мне,                          
Что в итоге грязь с помойки
Оказалась и  в реке.
Задыхаются мальки,
Рыб редеют косяки.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8824_07ab7909a5d9795f7b2519dc98bebe8f.jpg.jpg
Педагог:          
И пришли к Айболиту жучки,
Червячки, муравьи, паучки.
Жучки:          
Добрый дедушка наш Айболит,
Это что ж человек здесь творит.
Было раньше в лесу хорошо:
И свежо, и чисто, и сытно.
Жили в почве мы много лет,
До сих пор мы не ведали бед.
Но теперь стала жизнь не мила,
Завалили все наши дома
Горы мусора, горы стекла,
Горы пластика, банок, тряпья.
Надо прятаться нам поскорей 
От таких неразумных людей.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8824_d5d7bc13be894defdbeee83107612b18.jpg.jpg
Айболит:      
Ах, букашечки вы мои,
Без сомнения, вы правы.
Муравейники все 
И дома под землёй – 
Всё разрушено
Чьей-то неумной рукой.
Педагог:           
Прилетели свиристели
И запели, и запели:
Свиристели:     
Мы ведь тоже приболели – 
Семена вчера поели
Мы из шишечек на ели,
Оказалось, что они 
Несъедобны и вредны.
Ёлка вся стоит в расстройстве,
А вчера видали мы 
Слёзы даже у сосны.
Что творится, что творится!
Как мы будем выживать?
Надо как-то человека
Нас заставить уважать.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8824_a2b696bec285e39d9af521e60810ec35.jpg.jpg
Айболит:       
Это даже в интересах 
Человека самого,
Без животных, без растений,
Без природы – он ничто!..

педагог:           
Тут пришёл к Айболиту медведь,
Да как начал, как начал реветь.
Медведь:       
Кто посмел осквернить
Добрый лес?
Кто нечистою лапой залез?
Кто нарушил покой вековой?
Берегись, задеру – сам не свой!

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8824_368262c59050621402d57c2c6f62d6b7.jpg.jpg
Айболит:       
Ты, медведушка, поостынь,
Разве можно быть злым таким?
С этой свалкой вопрос 
Мы решим всё равно,
Но нельзя отвечать злом на зло.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8824_a0357a4afdb17ffd453d9b22372d01ed.jpg.jpg
Медведь:       
Да в сердцах я сказал чуток,
Заболел медвежонок-сынок,
Мёдом лакомился в лесу,
Я потом расспросил пчелу,
Та сказала, нектар и пыльцу
Собирала на том лугу,
Что от свалки чуть в стороне.
Медвежонок так слаб. Горе мне!

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8824_ff24b25cdeb3fb563b0093cddf3c099e.jpg.jpg
Айболит:       
Не кручинься, косолапый,   
Медвежонку помогу.
Но решить вопрос со свалкой
Невозможно одному.
Выходите звери, птицы
Пусть услышит человек
Голос леса, голос неба,
Голос полноводных рек.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8824_d0fd334e022856240591f38ab08cd8b6.jpg.jpg

(выходят все персонажи – Айболит, Жучок, Паучок, Муравей, две Свиристели, Медведь, )
педагог:
-   Человек, остановись!
    Человек, подумай!
-   Ты же сам провозгласил,
    Что ты самый умный.
-   На планете только ты 
    Мусор производишь. 
-   Свалки делая в лесу,
    Сам себя хоронишь.
-   Всё вернётся и тебе 
    С пищей и водою.
-   С грязным воздухом,
    С землёй, ядом заражённой.
-   Будь мудрее, сбереги
    Жизнь на всей планете.
-   Благодарные слова
    Тебе скажут дети.
 
-   Ребята, а  вам жалко лес и его обитателей? (Ответы детей). Кто виноват в том, что заболели и деревья, и звери, и птицы, и рыбы, и насекомые? (Ответы детей).
-  Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы им помочь. Как вы думаете, можно ли сжигать мусор, чтобы уменьшить свалки? Нет! Учёные всего мира призывают не делать этого, т.к. сжигая мусор, мы сильно загрязняем воздух и просто переносим помойку с земли на небо, причиняя ещё больший вред всему живому.  Предлагаю посмотреть небольшой фильм об этом.
Просмотр видеофильма «Что делать с мусором?»   (3,5 минуты)
- Как видите, горы мусора растут с каждым днём  и,  если человек не научится грамотно от него избавляться, то в скором времени наша планета превратится в одну большую свалку. 
Так  что же можно сделать, чтобы уменьшить количество мусора, производимого человеком? Думаю, что будет легче ответить на этот вопрос, если мы заглянем в мусорную корзину и посмотрим,  какие бытовые отходы чаще других оказываются в ней. 
                  
Анализ содержимого мусорной корзины.
(Педагог вместе с детьми рассматривает заготовленную корзину с муляжами твёрдых бытовых отходов. В ней могут быть: старые газеты, полиэтиленовая плёнка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, пластиковые ёмкости из-под молока и кефира, упаковки тетрапак от сока, картонные коробки от конфет, пластиковые бутылки от шампуня, полиэтиленовые тюбики от зубной пасты, клея, обрезки бумаги, текстиль, стеклянная тара от соусов, металлические изделия  и пр.  Пищевые отходы могут быть символично представлены апельсиновыми корками и банановой кожурой, завёрнутыми в целлофан.)
- Займёмся сортировкой содержимого корзины:
1. пищевые отходы
2. бумага и картон
3. стекло
4. металл
5. пластик, полиэтилен, полимеры  
-  Рассмотрим по порядку каждую из групп.
1-я группа. Пищевые отходы представляют собой растительные или животные компоненты, поэтому с ними природа сможет справиться сама, превратив их в полезные удобрения. Главное отсортировать пищевые отходы от остальных бытовых отходов.
2-я группа.  Бумага и картон – это макулатура, идущая на вторичное использование. При этом сохраняются от вырубки многие гектары леса. И наша задача сводится к тому, чтобы отсортировать бумажные отходы от остальных бытовых отходов.
3-я и 4-я группы. Стекло и металл – долговечные материалы. Они в небольшом количестве присутствуют в мусорной корзине. И стекло, и металл можно переплавить и получить новые стеклянные и металлические изделия, сэкономив при этом на расходе песка и руды, которые необходимы для их производства, не забирая  их запасы у природы. Но чтобы их переплавить мы должны опять отсортировать отходы стекла и металла от всех остальных отходов.
5-я группа. Пластик и полимеры – самая большая группа отходов. Как видим, чаще всего мы выбрасываем именно пластиковые упаковки. Действительно, современный производитель чаще других использует пластиковую тару. Но пластик и полимеры – это изобретение человека, такого  материала  в природе не существует, поэтому природа не может переработать его сама. Человек, создавая такие материалы, должен сам позаботиться об их утилизации, т.е. переработке. Сжигать их нельзя, т.к. при этом выделяется большое количество не просто вредных, а смертельно опасных веществ. Значит нужно уменьшить само производство вредных упаковок, заменив их менее вредными.
Вывод 1:   Одним из путей предотвращения появления отходов является замена пластиковой упаковки на стеклянную и бумажную  с последующим сбором стеклотары и макулатуры.Поэтому, если вы действительно хотите помочь природе, будьте думающими покупателями. Помните, красивые пластиковые коробки и бутылки уже через несколько часов после покупки отправятся на помойку,  нанося большой урон  природе.
Вывод 2:  Сортировка мусора значительно облегчает весь процесс дальнейшей переработки твёрдых бытовых отходов. Отправляя мусор в контейнер, не пожалейте несколько минут своего времени  на то, чтобы каждая группа ваших бытовых отходов попала в нужный бак.

- Ребята, предлагаю вам посмотреть на картинки (на экран проецируются изображения  чистый город и грязный город) и ответить на вопрос «В каком городе вы хотели бы жить и почему?»  (ответы детей).

   http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8824_8d241e87750606f59b62346d8795a1d2.jpg.jpg           http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8824_435dd129b271a73fa5dbe136b2055777.jpg.jpg


- И в заключение, хочу обратиться к каждому из вас – не  поддерживайте того производителя, который в погоне за прибылью, пакует товар в пластиковую и полимерную упаковку. Покупатель голосует кошельком. Покупайте товары в бумажной или стеклянной упаковке, и вы заметите, что лично от вас мусору на Земле станет  меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические игры для старших дошкольников

экологические игры для старших дошкольников...

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников.

Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников.«Сохраняя воду, сохраняем жизнь!» (детские экологические сказки).Описание работы: Экологические сказки предназначены для детей старше...

"Экологические сказки как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и ориентирован на экологическую культуру детей....