Отзывчивость и взаимопомощь
консультация (младшая группа)

Татьяна Олеговна Дикарева

Воспитание отзывчивости и взаимопомощи у детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание отзывчивости и развитие простейших форм взаимопомощи у детей 4 года жизни.

   Отзывчивость - это наша способность чувствовать и понимать, принимать человека без критического взгляда на его сущность, важнейшая социальная характеристика человека, в форме встроенной обратной связи, которая активизирует наше человеческое начало. Качество, позволяющее нам адаптироваться к окружающей действительности и другим людям. Мы отзываемся на зов для того, чтобы что-то дать человеку, с тем, чтобы чувствовать себя лучше.

  Взаимопомощь – это взаимная помощь, помощь друг другу.

Отзывчивость и взаимопомощь – значимые характеристики коллективных взаимоотношений.

Будучи в коллективе, человеку характерно надеяться на помощь  и поддержку , а также чувствовать себя готовым помочь другим. Направленность на другого человека лежит в основе взаимопомощи и отзывчивости. Таким способом люди выражают сочувствие и сопереживание.

        Актуальность воспитания отзывчивости в дошкольном возрасте  не вызывает сомнения, так как формирование этих важных качеств ( отзывчивости, взаимопомощи) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявления внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил. этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.   Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (в т.ч. и отзывчивость) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

В настоящее время значительно усложнился процесс нравственного воспитания детей в семье, в дошкольных заведениях, в связи с  неустойчивостью  в духовно-нравственной сфере жизни общества. Многие взрослые сами утратили моральные ценности. Между тем, в дошкольном возрасте качества  отзывчивости и  взаимопомощи должны быть сформированы хотя бы на элементарном уровне. Если это условие не выполнено, дальнейшие возможности формирования указанных нравственных качеств становятся очень проблематичными.

В научно-методической литературе нашла отражение проблема личностного развития ребенка в двигательной деятельности. Однако, многие  направления данной проблемы еще недостаточно разработаны. Чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею.

В младшем и  среднем дошкольном возрасте возникает необходимость говорить о воспитании эмоциональной отзывчивости, в связи с тем, что  в этом возрасте активно развивается эмоциональная сфера.

Происходит  развитие чувства любви к близким людям, привязанности к воспитателю. На этой основе формируется признание авторитета взрослого, привычка к выполнению его требований, что обеспечивает к 5 годам становление уважения к старшим и послушания как черты поведения. Продолжается развитие отзывчивости, заботливого отношения к сверстникам.

   В младшем и среднем дошкольном возрасте развивается потребность в «деловом» общении, сотрудничестве со взрослым. На пятом году жизни завершается переход ребенка от деятельности, производимой совместно со взрослым, к деятельности, осуществляемой самостоятельно.

Возрастает стремление подражать взрослому в своем поведении. Постепенно поведение взрослого становится для ребенка 4—5 лет образцом, которому он все более осознанно следует. Возникают первичные этические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых. К 5 годам у ребенка возрастает способность к произвольному подчинению своих поступков определенным моральным требованиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что в данном возрасте формируются только элементы произвольности поведения. Дети младшего и среднего дошкольного возраста еще достаточно импульсивны, поведение их нередко определяется внешними обстоятельствами, настроением и требует постоянного руководства и разумного контроля со стороны взрослого.
На протяжении младшего и среднего возраста нарастает потребность в общении со сверстниками, разнообразнее становятся формы общения. Возникают довольно устойчивые взаимоотношения между детьми, основанные на личной симпатии. К 5 годам
коллективные игры начинают занимать преобладающее место в игровом общении детей. В процессе совместной деятельности дети самостоятельно объединяются в небольшие группы, привыкают согласовывать свои действия друг с другом ради достижения общей цели, помогать сверстникам.

Чувства ребенка начинают приобретать социальную направленность. К 5 годам чувства становятся более устойчивыми и управляемыми. Дети проявляют интерес к занятиям, активно осваивают правила поведения,

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста вся их деятельность основана, главным образом, на игре. Использование игровых приемов позволяет ребенку чувствовать себя субъектом своей деятельности, принимать собственные решения, высказывать собственное мнение, распознавать переживания другого человека, чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Воспитание отзывчивости у детей 4-5 года жизни , готовность прийти на помощь другим, проявляется в простых и доступных формах взаимопомощи.

Формы взаимопомощи дошкольников могут быть разнообразными:

- дружелюбное отношение к товарищам;

- сочувствие их переживаниям;

- активность в нахождении способов помочь им.

  У детей 4 года жизни проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании. В этот период дети приобретают большую самостоятельность, усваивают основные правила поведения, приобретают навыки, необходимые для самообслуживания. Они становятся способными оказывать друг другу помощь и охотно это делают.

  Формы взаимопомощи дошкольников 5 года жизни разнообразны.  Они помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту. Становясь самостоятельнее, дети  в меньшей степени нуждаются в опеке взрослых и нередко пытаются выполнять их обязанности, т.е.пытаются передавать друг другу приемы деятельности, (в т.ч. приемы игры), стремятся оказывать на других воспитательное воздействие, ссылаясь на знание нормы. В случае  отказа принимать помощь от сверстника необходимо  учить дошкольников вежливо от нее отказываться. Мотивы оказания помощи в этом возрасте более основательные: дети соотносят факты поведения с усвоенными нормами.

    Однако, на данном возрастном этапе дошкольники все еще не владеют способами оказания помощи, даже не всегда понимают ее смысл. Так, воспитатель рассказывает: « Шел заяц  и нес на плече большую тяжелую морковь. За ним шел его друг-зайчик. « Как тяжело зайцу нести морковку,- подумал он,- надо помочь». И стал понемногу отгрызать морковку. Грыз, грыз, пока все не сгрыз. Помог!»  Некоторые дети сразу понимают юмор и смеются, а некоторые считают ,что это, действительно, была помощь.  Следовательно, задача воспитателя – формировать у детей представления о сущности взаимопомощи.

  Формирование отзывчивости и взаимопомощи должно протекать на основе детского взаимного расположения , в атмосфере, поддерживающей положительное эмоциональное состояние дошкольников, при постоянной опоре на пример воспитателя, его отзывчивого и внимательного отношения к детям.

  Развитие детской самостоятельности – необходимая предпосылка осуществления всех активных форм взаимопомощи.

В ООП МДОУ в результатах освоения программы отражены такие интегративные качества ребенка 5 лет, как

1)эмоциональная отзывчивость;

2)овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

3)способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений с соблюдением элементарных общепринятых норм и правил поведения. Эти качества формируются в ребенке 5 года жизни  через такие образовательные области: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ», «ТРУД», « ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

При воспитании этих интегративных  качеств 

ОО «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» предусматривает:

  1. ребенок 5 лет проявляет сочувствие к близким людям, к привлекательным персонажам художественных произведений ( книг, картин, мультфильмов),сопереживает им, сорадуется; адекватно откликается  на радостные и печальные события в ближайшем социуме, т.е. в коллективе среди сверстников; эмоционально воспринимает праздники;
  2.  предполагает отклик ребенка на предложение общения , успешное установление вербальных и невербальных контактов со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, поддержку дружеских, доброжелательных отношений с детьми;
  3. предполагает  при проведении коллективных игр и занятий - способность устанавливать положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необходимости-  помогать, считаться с интересами и желаниями партнеров и др.); выполнение некоторых просьб и поручений взрослых ( « Помоги няне разложить ложки», « Полей цветок»); осознанность социально-положительной оценки нравственных качеств, действий, проявлений, поступков;  знание некоторых нравственных чувств и эмоций(любовь, стыд);  позитивное отношение к требованиям выполнения моральных норм и правил поведения;   примеры «+» и «-» поведения  из жизни, мультфильмов, книг;  в практике общения по просьбе взрослого и в отдельных случаях самостоятельно совершает нравственно-направленные действия ( поделиться чем-либо, помочь сделать что-либо).

    В этих целях  по формированию отзывчивости и взаимопомощи проводят:

-Упражнения (например, « Болезнь куклы»), воспитывает у детей умение сопереживать, сочувствовать ( при прослушивании музыкальной пьесы Чайковского  дети качают, гладят кукол, укладывают их, прижимают к себе );

-Игры-хороводы (например, «Зайка»), что способствует объединению детей , положительной эмоциональной окраске детского поведения. При этом обращать внимание детей на их общие достижения ( например, ровней стал круг ), на моменты, когда действия детей были взаимосвязаны и общий результат зависел от старания каждого.;

-Игры-драматизации ( например, в сказке «Заюшкина избушка» зайчик вызывает сочувствие у детей );

- Чтение художественной литературы (  в сказке В.Сутеева «Палочка-выручалочка»  положительный герой  - отзывчивый Ежик );

 - дидактические игры ( « Похвали соседа», « У нас все хорошие»);

- подвижные игры ( « Развеселим дедушку»);

- сюжетно-ролевые игры (  «Дочки-матери», помочь одеть куклу);

- создание ситуаций взаимной поддержки и взаимной помощи детей (« Мы помощники в группе», « Помоги другу»)- при организации режимных моментов( одевание на прогулку,например, « помоги завязать шапку»; умывание).

     При воспитании указанных интегративных качеств

 ОО « ТРУД» предполагает :

  1. ребенок испытывает удовольствие от процесса и результата собственной трудовой деятельности;
  2.    ситуативное проявление взаимопомощи в освоенных видах труда.
  3.  самостоятельность, настойчивость, стремление к получению результата.

Для достижения  этих целей необходимы систематическое привлечение детей к организации труда

 -по приведению в порядок уголка для игр (например,« помогите  помыть игрушки»);

-уголка природы ( например, « помоги полить цветы, помыть подоконники »);

- по уборке участка («поможем убрать участок»);

- дежурства ( сервировка стола, « поможем накрыть на стол», «поможем убрать со стола »).

 Для уборки  воспитатель сначала делит детей на небольшие группы. В процессе работы воспитатель дает советы детям ( пусть один моет, а другой вытирает), должен поощрять и отмечать тех, кто хорошо справлялся с работой, своим примером учить детей помогать другим, кто еще не убрал.

 Постепенно приучая детей работать самостоятельно, воспитатель привлекает большее количество детей.

Возрастающие физические возможности позволяют включать детей в несложный хозяйственно-бытовой труд (сервировка стола, мытье игрушек, вытирание пыли и т.д.). Задача педагога - научить ребенка выполнять трудовые процессы целостно: от постановки цели до получения результата, помочь освоить рациональные способы выполнения трудовых операций, научиться самому контролировать результаты своего труда.  Включение в совместную трудовую деятельность способствует становлению у ребенка образа себя как значимого субъекта в системе межличностных отношений со сверстниками.

 Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности ( социальных, культурных, гигиенических и др,), физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ( психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного).

 

 ОО «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» предусматривает:

      1)   предполагает взаимодействие со взрослыми и сверстниками в условиях двигательной активности, проявление начала сотрудничества, свободное выражение своих потребностей и интересов.

      2) предполагает    правильную (безопасную) организацию собственной двигательной активности совместных движений  и игр со сверстниками  в группе и на улице; демонстрацию элементарной культуры движений.

 

Для достижения этих целей при формировании отзывчивости и взаимопомощи применяют:

- поручения воспитателя - при подготовке к занятию по физкультуре ( например, « Раздай обручи», « Расставь кегли», « Собери в корзинку снежки»);

- занятие, подчиненное мотивации: помочь герою  ( например, « Путешествие в лес» - помочь Незнайке собрать грибы).

- ситуативная помощь сверстнику ( по просьбе воспитателя) – например, во  время занятия помочь сверстнику: показать, как выполнять упражнение или совместно со сверстником выполнить упражнение;

- игры с правилами – для воспитания личностных качеств: товарищества, коллективизма, настойчивости, смелости, выдержки, инициативности; Причем, в завершении игры воспитатель должен обязательно похвалить.

Двигательная активность детей 5-го года жизни значительно возрастает, в ней ярко выражены индивидуальные различия. У детей заметно увеличивается интерес не только к процессу выполнения движений, но и к результатам их выполнения. По существу, в этом возрасте ребенок готов приступить к разучиванию отдельных сторон техники основных общеразвивающих упражнений. Чтобы ребенок лучше выделял и понимал учебную задачу, целесообразно показ и объяснение отделять от момента выполнения движений.

Рекомендуется поручать детям ведущие роли в играх, показ упражнений. Копировать движения сверстника не только интереснее, но и значительно проще.

Воспитатель должен формировать умение правильно выполнять основные движения, развивать элементы произвольности во время выполнения двигательных заданий, способствовать естественному процессу развития координации, ориентировки в пространстве, чувства равновесия; воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность, инициативу, творчество).

Таким образом, на первом этапе работы   по воспитанию отзывчивости и развитию простейших форм взаимопомощи у дошкольников  4-5 года жизни  необходимо расположить детей друг к другу, дать им почувствовать радость от общения в совместной игре, приучать их замечать самочувствие других и отзываться на него.

   В дальнейшем совместные игры становятся для детей привычной деятельностью. Дети достигают большей самостоятельности в организации игры, объединяются в группы, договариваются , во что играть. Дети оказывают друг другу взаимную помощь по совету взрослых, просьбе товарищей и собственной инициативе.

   Взаимопомощь детей  5 лет проявляется в различных формах: в играх, труде, взаимообучении. При этом не маловажное значение имеет  эмоционально окрашенная двигательная деятельность, которая  способствует формированию сочувствия, стремления к оказанию помощи, дружеской поддержке.

   В формировании детских взаимоотношений ответственная роль принадлежит воспитателю как примеру, непосредственно воздействующему на детей.

                              ЛИТЕРАТУРА:

  1. С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Дошкольная педагогика.

2)Л.М. Шипицына. Азбука общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимопомощь (занятие по социально-эмоциональному воспитанию с детьми II мл.гр.)

Задачи занятия: развивать чувство единства, умение действовать согласованно; повышать у детей уверенность в себе, развивать внимание и воображение; координацию движений....

Презентация на тему "Взаимопомощь в семье"

В презентации говорится о том, что каждая семья интересна по своему и и в каждой семье есть чему поучиться....

Картотека игр на развитие:навыков общения, культуры, сплочённости группы, на стимуляцию взаимопомощи и заботу о других.

Картотека игр для детей но развитие: навыков общения, взаимопомощь и заботу о других....

Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи, бережного отношения к окружающему) у детей старшего дошкольного возраста

Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь, бережное отношение к окружающему)  у ...

Особенности воспитания отзывчивости и взаимопомощи у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сл...