Развитие речи ребенка.
статья (подготовительная группа)

Кузнецова Ирина Кимовна

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Убеждаюсь в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений. И без нашей помощи, помощи педагогов им не осилить этот путь! Развивать речь – это значит учить его разговаривать, выражать грамотно свои мысли.Говорить - это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным.Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самая главная – общение с окружающими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья. Развитие речи ребенка.22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка

«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский.


Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников. Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, я убеждаюсь в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений. И без нашей помощи, помощи педагогов им не осилить этот путь. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют речью. И если взрослым не можем помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей – наша забота. Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.

Что значит развивать речь ребенка? Ответ прост и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно, развивать речь – это значит учить его разговаривать, выражать грамотно свои мысли.

Говорить - это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным.

Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самая главная – общение с окружающими людьми. Хорошо известно, что дети, поступающие в школу, имеют различный уровень речевого развития. Некоторые дети обходятся лишь неречевыми средствами – жестом, междометьями, действием. Они затрудняются разговаривать с человеком, не видя его, например, по телефону. Речь их состоит из коротких, простых предложений, бедна выразительными средствами.

Что же делать, если ребенок отстает в развитии навыков речевого общения, если в 6 лет не может поддержать разговор, не умеет слушать других и выражать свои мысли? Общими принципами организации занятий по развитию речи является опережающая инициатива взрослого. Иными словами воспитатель дает образцы общения, но не просто доминирует, а ведет детей за собой, делает речевое общение привлекательным и необходимым для ребенка.

По моим наблюдениям, эффективнее всего это происходит в игровых ситуациях, когда вырабатывается положительно-активное отношение к воспитателю, сверстникам, воспитатель должен стать другом.

В беседах на познавательные темы я стараюсь включить всех детей в обсуждение, делаю их равноправными участниками. Поддерживаю и поощряю любую познавательную и речевую активность детей.

Постепенно поощряю и поддерживаю только те высказывания детей, которые имеют отношения к выбранной теме. Достигнуть этого очень трудно. Чтобы заинтересовать детей я подбираю темы связанные с реальной жизнью ребенка: «Кто твой друг?», «Чем любишь заниматься дома?», «Как ты помогаешь другим?».

Это побуждает ребенка задуматься о себе, о других, сформулировать собственное представление о чем-то. Речь детей становится богаче, разнообразнее. Они используют все больше прилагательных, наречий, строят сложные предложения.

Из своего опыта я поняла, дети, общаясь, помогают друг другу. Речь детей, обращенная к сверстнику,  более связана, более понятна и лексически развернута. Почему? В общении с взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами. Однако, услышанные слова и выражения, могут оставаться в пассиве, нужна определенная жизненная ситуация,  в которой речь ребенка активизируется, она и возникает в общении с друзьями. Возникает потребность быть понятым, услышанным и получить ответ на свой вопрос, чтобы наладить интересную игру. Правильная речь становится жизненной необходимостью для ребенка.

В детском саду диалоги возникают при совместном выполнении какого-либо задания. Дошкольникам трудно выполнять работу молча, поэтому на занятиях (по продуктивной деятельности) они тихо переговариваются между собой, задают вопросы, обсуждают выполненное задание.

Огромное значение для становления мыслительной функции речи имеет ролевая игра, которая является ведущей деятельностью ребенка. Во время игры дети переселяются в другой мир, воображаемую ситуацию при помощи речи. Играя в ролевые игры  «Больницу», «Магазин», ребенок должен договориться с партнером по игре. Без взаимного понимания игра не складывается.

Для успешной реализации программы по развитию речи необходимо создать соответствующую развивающую среду, а так же спокойную доброжелательную обстановку. Я использую в работе различные наглядные, словесные, игровые приемы.

Речь не материальна, её невозможно потрогать, увидеть, однако именно наглядность является важным принципом и условием развития дошкольника, его мысли и речи.

Поэтому для эффективного развития ребенка необходим большой арсенал наглядного материала: картинок, игр, пособий, игрушек. Использование сочетания традиционных и нестандартных приемов для развития и активизации всех компонентов в речевой системе позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, а формы работы с детьми более вариативными.

Хорошим помощником в этом для меня является игра «Человечки не для скуки – мастера на все руки». С их помощью можно организовать игры в нестандартной форме. Человечки изготовлены самими детьми из бросового материала. Дети проявили творчество, фантазию при изготовлении. А игрушки,  сделанные своими руками, стали близки и интересны детям.

  1. Человечки используются в пальчиковой гимнастике.
  2. «Раз, два, три – повтори!»

Дети отстукивают человечками определенный ритм.

Раз, два, три, четыре, пять будем мебель мы считать – кресло, стул, диван, кровать…

  1. «Человечка передай – слово на заданный звук называй».
  2. «Один, два, три – слово на слоги раздели» Цель – учить слоговому анализу слова.

Забавных человечков можно использовать при разыгрывании сценок, стихов, потешек (к человечку прикрепляются соответствующие шапочки, картинки).

Игры с забавными человечками позволяют работать весело и интересно.

Одним из признаков высокого уровня развития речи ребенка несомненно является речевое творчество. Хорошо работает игровая методика «Придумай сказку». Она позволяет стимулировать творческие возможности детей, проявляющиеся в ролях рассказчика и творца.

Педагог предлагает детям нарисовать необычное животное, затем придумать сказку о нём. Я отслеживаю, что бы дети строили рассказ по правилам (начало, само повествование, логическая концовка).

Для активации словаря использую игру «Словесная мозаика» нужно перечислить как можно больше определений для общеупотребительных слов (например, карандаш – цветной, острый, деревянный…). Особенно нравится детям, когда они принимают роль ведущего, сами дают другим детям задания.

Увлекательно проходит игра «Догадайся по описанию». Цель: Выделить и обозначить словами признаки предмета. Ребенок – ведущий достает из коробочки карточку, на которой написано слово и описывает этот предмет, дети отгадывают.

Например, описание уха – это слуховой аппарат в виде раковины.

Упражнение «Нарисуй портрет». Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ. Ребенок рисует словами – описывает своего друга или сказочного героя (характер, внешний вид).

Особое внимание уделяю обучению детей рассказыванию по сложной картинке.

Новое направление работы в этом году это усиление работы по преемственности работы с логопедом, специалистами.  Берется лексическая тема, например «Весна». Воспитатель проводит занятия, расширяет словарный запас и представление об окружающем мире. Тесно связана работа логопеда и воспитателя, так же углубляет знания по данной теме. Специалисты  музыки, физической культуры  подключаются к весенней  теме.

Наблюдения показывают, что работа в тандеме со всеми специалистами,  приносит хорошие результаты, в значительной степени расширяется словарный запас, формируется грамматический строй речи, улучшается связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...

Помогает ли развитие руки развитию речи ребенка? Маленький секрет развития мелкой моторики.

Действительно ли существует прямая зависимость развития речи и мышления от развития мелкой моторики? В статье представлены практические сведения о том, как проводить пальчиковые игры и ...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...