Статья
статья (младшая группа)

Грушевская Елена Александровна

В процессе продуктивных видов деятельности ребенку 3-4 лет недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в этом возрасте и развиваются по этапам :

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля;

Важной задачей развития внимания является формирование способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Проявляется при самостоятельной работе детей. С этой целью в группе необходимо организовать уголки для развития продуктивных видов деятельности, где наряду с известными произведениями искусств выставляются продукты творческой деятельности ребенка. В этом случае у ребенка всегда есть возможность рассмотреть более детально работы своих друзей, сравнить со своей и сделать определенные выводы. И, конечно, все это невозможно без целенаправленного обращения внимания детей к новой экспозиции, к стремлению создать что-то новое, красивое, полезное и т. д.

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;

возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т. д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых.

Очень важен организационный момент проведения занятия. Если он проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено заранее и у воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен переход от игры к «рабочему состоянию», то, как правило, отмечается быстрое сосредоточение детей. Важно, чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам воспитателя. Иногда целесообразно и прямо указать на трудности в работе. Можно сказать, что предстоящее занятие трудное, его могут выполнить только дети второй младшей группы, им надо быть внимательными и аккуратным.

Для поддержания активного внимания на разных этапах занятия можно использовать следующие методические приемы:

* Организационный момент. Объяснение задания должно быть немногословным, нацеливать детей на главное. Дети выполняют его самостоятельно или с помощью воспитателя. При этом можно использовать метод поэтапной инструкции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В процессе продуктивных видов деятельности ребенку 3-4 лет недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в этом возрасте и развиваются по этапам :

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля;

Важной задачей развития внимания является формирование способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Проявляется при самостоятельной работе детей. С этой целью в группе необходимо организовать уголки для развития продуктивных видов деятельности, где наряду с известными произведениями искусств выставляются продукты творческой деятельности ребенка. В этом случае у ребенка всегда есть возможность рассмотреть более детально работы своих друзей, сравнить со своей и сделать определенные выводы. И, конечно, все это невозможно без целенаправленного обращения внимания детей к новой экспозиции, к стремлению создать что-то новое, красивое, полезное и т. д.

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;

возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т. д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых.

Очень важен организационный момент проведения занятия. Если он проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено заранее и у воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен переход от игры к «рабочему состоянию», то, как правило, отмечается быстрое сосредоточение детей. Важно, чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам воспитателя. Иногда целесообразно и прямо указать на трудности в работе. Можно сказать, что предстоящее занятие трудное, его могут выполнить только дети второй младшей группы, им надо быть внимательными и аккуратным.

Для поддержания активного внимания на разных этапах занятия можно использовать следующие методические приемы:

* Организационный момент. Объяснение задания должно быть немногословным, нацеливать детей на главное. Дети выполняют его самостоятельно или с помощью воспитателя. При этом можно использовать метод поэтапной инструкции.

Во второй младшей группе для привлечения внимания детей в начале занятий целесообразнее использовать, например, следующие игровые приемы:

1 Загадки (тесно связанные с темой занятий)

2 Игра «Найди спрятанный предмет»

В разных частях комнаты развешиваем изображения птиц, зверей и т. д. (в зависимости от темы занятия). Задание также можно варьировать в зависимости от возраста и целей занятия. Например, найти все предметы круглой формы или красного цвета и т. д., найти только домашних птиц (для детей от 2 лет) и т. д

3 Игра «Покажи, как у меня»

Каждому ребенку выдается набор картинок или предметов. Педагог показывает карточку или предмет, ребенку нужно найти такую же картинку или предмет и поднять.

4 Игра «Правда – неправда»

Педагог показывает картинку с изображением предмета или предмет и описывает его. Если описание правильное и совпадает с увиденным, дети сидят тихо, если описание неверное – топают ногами.

5 Игра «Путаница»

Эта игра является вариацией предыдущей. Можно проводить на различном материале в зависимости от темы занятия. Игра может быть как подвижной (особенно подходит для детей младшего возраста, так и словесно-логической. Приведем пример такой игры по теме «Посуда». Детям дается задание внимательно слушать педагога, который называет различные предметы. Если называемый объект относится к посуде, дети должны хлопнуть в ладоши.

6 Игра «Разведчики»

Будем наблюдать за природой или местностью вокруг нас. Кто больше найдет: а) все зеленое; б) все круглое; в) все мягкое и т. д. (в зависимости от темы занятия).

7. Потешки

Они обыгрываются вместе с педагогом и обязательно связаны с тематикой занятия.

8. Подвижные игры и упражнения

Например, с мячами при знакомстве с круглой формой. Это может быть прокатывание, бросание двумя руками снизу и от груди, передача из рук в руки, рассматривание и обследование разных мячей для тактильного ощущения, восприятия формы и цвета.

* Практический этап. Особенно важно направлять деятельность детей в процессе занятия. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно сделать по –другому, воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.

Для поддержания и активизации внимания детей во время выполнения задания можно использовать следующие приемы:

1 Подвижные игры и упражнения

2 Дидактическая игра «Сложи узор из полосок».

3 Игра «Найди пару»

4. Дидактическая игра «Соотнеси предметы по цвету (форме, размеру)»

5. Игра «Собираем урожай»

6. Пальчиковые игры

7. Потешки.

* Подведение итогов. К концу занятия утомление нарастает. У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае внимание детей снижается. Целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов в том числе и игровая форма анализа:

1. Поход в музей или картинную галерею

2. Использование театра как способа снятия эмоционального напряжения

В дальнейшем у младших дошкольников при надлежащей организации воспитательной работы появляется умение более самостоятельно организовывать своё внимание, без ежеминутной помощи со стороны взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...