"Использование русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей"
консультация

Головорушко Светлана Леонидовна

Методическая разработка раскрывает роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно - нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей

Слайд 2

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного и возраста заключается в том, что в процессе формирования представлений о добре и зле происходит развитие гуманных чувств и социальных эмоций.

Слайд 4

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые сказки о животных волшебные И у каждой свои особенности.

Слайд 5

Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости.

Слайд 6

Бытовые сказки - это самые настоящие сатирические народные произведения. Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев. Бытовые сказки учат нас тому, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. («Репка», «Барин и мужик», «Каша из топора», «Курочка ряба» и др.)

Слайд 7

Сказки о животных – это один из древнейших фольклорных жанров. В нём переплелись отголоски мифов о тотемных животных, рассказов о происхождении зверей и птиц, преданий об отношениях между миром людей и миром животных и т. д. Здесь запечатлен многовековой опыт человека по освоению мира природы. Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла.

Слайд 8

Каждое животное наделено особыми чертами . Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – «свой парень», но трусоват и беззащитен. Сказки о животных – это настоящая летопись человеческих отношений. («Теремок», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и др.)

Слайд 9

Волшебные сказки – это огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Волшебными они называются потому, что все происходящее в этой разновидности сказок фантастично и значительно по задаче: её герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его — не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр.

Слайд 10

Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится ещё сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье. («Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Волшебное кольцо» и др.).

Слайд 11

Все сказки, независимо от типа, учат детей: любить свою семью, строить семейные отношения («Волк и семеро козлят», «Морозко»); ценить настоящую дружбу («Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»); не обижать маленьких («Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди»); уважительно относиться к старости, слушать старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

Слайд 12

бороться с ленью, жадностью, скупостью, глупостью («Лиса и журавль», «Зимовье зверей»); решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда («Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»); побеждать зло добром («Царевна Лягушка», «Финист - ясный сокол»).

Слайд 13

Таким образом, знакомство детей дошкольного возраста со сказками позволит им приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Сказки научат детей понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Подготовила: старший методист С.Л. Головорушко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы можем воспитывать дошкольников на героических традициях нашего народа. Особое значение  в воспитании патриотизма нужно придавать родному слову и искусству, изучая с  детьми народных сказо...

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Использование потенциала русской народной куклы для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему "Использование потенциала русской народной куклы для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста" разработанна совместно с Бородиной Ириной Николаевной...

Роль русских народных сказок в духовно - нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Если вы хотите , чтоб ваши дети были умными - читайте им сказки . Есле вы хотите , чтоб они были ещё умнее - читайте им больше сказок. А. Эйнштейн...

ПРОЕКТ «Русская народная сказка в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Духовно-нравственного воспитания с помощью сказки  стояла перед педагогами всегда, но в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение...