Роль русских народных сказок в духовно - нравственном воспитании детей (из опыта работы)
статья по теме

Евтеева Людмила Викторовна

Если вы хотите , чтоб ваши дети были умными - читайте им сказки . Есле вы хотите , чтоб они были ещё умнее - читайте им больше сказок. А. Эйнштейн

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 37

РОЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Л. В. Евтеева

МБДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида

e-mail: evteeva.lv@yandex.ru

Суть моей работы состоит в том, чтобы посеять и возрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, истории, традициям, духовному богатству нашего народа.

Ключевые слова: духовно-нравственное, ребёнок, сказка, воспитание, чувство, дети, русская народная.

«Если вы хотите, чтоб ваш ребёнок  стал умным – читайте ему сказки, если вы хотите , чтоб ваш ребёнок был ещё умней – читайте ему больше сказок».                                                А. Эйнштейн

Всё начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Но известно, что дошкольное детство – это совсем маленький отрезок в жизни каждого человека. Но именно за это время ребёнок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, и поэтому нам не стоит забывать, что в нравственном воспитании ребёнка главное, то какая атмосфера окружает его. Как нам известно, дети взрослеют незаметно и поэтому сказка, рассказанная малышу так важна. Но ещё нам   важно, чтобы именно в этот момент ребёнок  усвоил самую суть человеческих ценностей и нравственных понятий. Ведь в наше время мы очень часто наблюдаем детскую жестокость не только по отношению к друг  другу, но и к самым близким и дорогим для них же людям. Дети проявляют не терпимость по отношению к другим, не уважение и даже пытаются доказать свою правоту кулаками. И всё это происходит под влиянием современных и далеко не нравственных мультфильмов. Нашим детям преподносят искаженное представление о доброте и милосердии, о справедливости, о правильности поступка главного героя в сюжетах отсутствует смысл и логика происходящего. Важную роль в процессе становления духовно-нравственного развития личности ребёнка, на самых ранних этапах, играет в первую очередь только семья, а потом уже детский сад и средство массовой информации. Ведь пример для подражания и главным авторитетом для каждого ребёнка является его родители, и только они ответственны за то, какая основа нравственности  будет заложена в их чадо.

Русские педагоги, такие как В.Г.Белинский и К.Д.Ушинский были высокого мнения  о воспитательном  значении сказки. Они говорили и  о необходимости  использования сказки в педагогической работе. Ребёнок и сказка – неразделимы друг от друга. Главное, что сказка развивает и воспитывает в душе ребёнка духовное начало, развивает чувство, которое не заставляет человека быть равнодушным, а заставляет его сопереживать за героя и появляется желание помочь персонажу, попавшему в трудную ситуацию. Я думаю, что сказка является необходимым и  незаменимым не только источником, но и учителем для духовно-нравственного воспитания детей, потому что именно сказка отражает всю картину реальной жизни с её злом и добром, с борьбой за справедливость, за счастье. Сказка открывает ребёнку жизнь общества, объясняет мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка эмоционально обогащает ребёнка, развивает его мышление, направляет на правильность выбранных им действий в той или иной ситуации, сравнивая себя и свой поступок  с героем  сказки. В сказке ребёнок для себя открывает красоту литературного языка. Ведь язык и стиль русских народных сказок невероятно самобытен, музыкален, поэтичен, остроумен. В сказках есть такие фразы, которые стали крылатыми, их мы используем в общении друг с другом, это такие фразы как « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «Утро вечера мудренее», «Кому корешки, а кому вершки». Народная сказка – это элемент устного национального творчества. Наши прадеды, непросто рассказывали эти поучительные истории, для того, чтобы развлечь своих детей. В свои сюжеты они вкладывали всю свою мудрость,  весь свой опыт и знание – всё то, что им хотелось сохранить и передать своим потомкам. Но современный мир, в погоне за модными новинками забыли о том, чему учат русские народные сказки. В наше время появилась такая проблема, как обеднение сказки, впрочем, это проблема всей традиционной культуры. А ведь русская сказка это просто кладезь полезных и поучительных навыков для детей. Сказки содержат в себе много юмора, захватывающих приключений, волшебных моментов, где обычные люди с помощью своей смекалки и ловкости преодолевают разные трудности. Сказки учат нас тому, что счастье нельзя измерить деньгами и поэтому сказка смеётся над жадностью и скупостью, над глупостью некоторых людей. Все сказки, и даже сказки о животных, учат нас любить свою семью, уважать старость, слушаться старших, ценить настоящую дружбу, не обижать маленьких. Мудрость сказки направляет нас на борьбу с ленью, показывает, как с помощью смекалки, упорства и остроумия можно преодолеть все сложные ситуации. А самое главное, сказка учит тому, что добро всегда побеждает зло. Каким бы коварным не был злодей и сколько бы он не прибегал к волшебству и не строил преград на пути героев, добро всегда победит зло. У сказки есть ещё одна главная черта, она развивает эстетические чувства. Сказка и красота сплелись воедино и шагают на протяжении всего сюжета, сопровождая главного героя. Без красоты и гармонии сюжета, немыслимо благородство души, чуткости к человеческому несчастью, страданию. И поэтому, благодаря сказки ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Сказка- это ещё и источник воспитания любви к Родине. Проблема патриотизма так же актуальна в современном обществе, и здесь нас снова выручает сказка, которая является благодатной почвой для привития любви ребёнка к Родине. Сказка учит ребёнка, что такое честь, долг перед Родиной , помогает ему выработать определённое нравственное отношение к стране в которой он родился и живёт. В сказке сохранились особенные черты русского характера. Русскому характеру свойственны такие черты как: храбрость, верность и трудолюбие. Особое место в русской сказке отводится трудолюбию. С самого раннего возраста, рассказывая малышу сказки - потешки, играя с ним, внушается мысль о том, кто не работает, тот не ест. Ребёнок со сказками впитывает и ещё одну мудрость наших прадедов, что непосильная одному работа, выполняется, если за неё берутся все вместе. В сказках воспевается и красота русских женщин. Описывается не только красота её образа, но и нравственная красота. Здесь она не только мудрая и помогающая своему мужу, но и верная жена. Такие сказки дают ребёнку понять, что такое семейные ценности, как правильно в будущем строить и развивать семейные отношения и уважения внутри своей семьи. Я считаю, что постоянное знакомство со сказками ребёнка, особенно ребёнка дошкольного возраста, когда он ещё способен быть послушным и прислушиваться к взрослым, постоянное приобщение его к национальным традициям, даст возможность испытать ему удовольствие в самовыражении, в правильности принятого им решения. Испытать те чувства, те эмоции, которые мы можем ему подарить, познакомив его с новыми и увлекательными сказками. Чем больше он будет узнавать о быте своего народа, о его традициях, о народных праздниках из произведений устного народного творчества, тем больше для ребёнка раскроется образ Родины. Слова и выражения из сказок глубоким смыслом закладываются в нашем сознании, в нашем сердце и живут в нас, где бы мы не находились. Сказки учат нас понимать других, уважать чужую культуру и традиции, сочувствовать и протягивать руку помощи нуждающемся в ней, учит нас терпению и самоуважению. Она учит признавать свои ошибки, исправлять их.  Удивляться и смотреть с любовью на  окружающую нас природу, бережно относится к её хрупкой, ранимой и нежной красоте. Любая сказка, которую мы бы не прочли, не рассказали бы своему ребёнку, имеет свой воспитательный  эффект она и обучает, и воспитывает, предупреждает и побуждает на действия, сказка даже лечит. Потенциал русской сказки очень велик, она является одним из самых важных средств, в  воспитании и формировании личности. Приобщение детей к русской культуре через сказку помогает им развить патриотические чувства. Таким образом, сказка для нас является одним из самых доступных средств, её можно послушать, посмотреть, прочитать и даже спеть. Сказка таит в себе громаднейший  потенциал духовно- нравственного становления и развития ребёнка, которое во все времена использовали как педагоги, так и родители. Поэтому читайте сказки, рассказывайте сказки, придумывайте их вместе со своим ребёнком, давая ему больше свободы,  в его фантазии и творчестве и направляйте его на верный путь духовно- нравственного развития.

Список литературы

1.Акинин В.П. Русская народная сказка.— М., 1977.— С. 202-208

2.Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду.— СПб., 2010.— С. 206 – 210

3.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре.— СПб., 1977.— С. 71- 78

Евтеева Людмила Викторовна, воспитатель, МБДОУ БГО Детский сад №20, г. Борисоглебск

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности актуальности проблемы духовно- нравственного воспитания детей. Из опыта работы с дошкольниками.

ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО –НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ          Актуальность темы: формирование гуманных отношений между детьми, воспита...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников" - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике...

Статья "Образ и роль народной куклы в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Задача по воспи...

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через духовно-нравственное воспитание»

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материал...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Роль народной игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Развитие духовно-нравственного воспитания в детском саду....