Русская народная сказка — средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОО и семье
презентация к уроку (средняя группа)

Богомолова Светлана Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Консультация «Русская народная сказка — средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОО и семье» из опыта работы.

Подготовила воспитатель

Детского сада № 57 ОАО «РЖД»

Богомолова Светлана Геннадьевна

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. Дошкольный возраст – это возраст, когда маленький человек верит в сказку, доверяет ей, ему интересно окунаться в мир сказки, сопереживать героям. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно, эмоционально рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

Сказка является одним из самых доступных средств духовно- нравственного воспитания ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Сказки. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки мы любили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

В младшем дошкольном возрасте ребёнок ещё не может дать правильную моральную оценку; здесь важная роль отводится воспитателю, родителям, которые помогает сформировать у детей своё отношение к поступкам героев. Со временем дети приобретают способность воспринимать произведение и анализировать его.

Народная сказка - это первоначальный источник воспитания, любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Все мы знаем, что в этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Народные сказки помогают детям разобраться, что хорошо и что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяется кругозор, развивается речь, фантазия, воображение. Сказки способствуют развитию нравственных качеств: доброты, щедрости, трудолюбия, честности, взаимовыручки.

Например, сказки «Репка»«Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми. «Гуси-лебеди»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей, старших. Страх и трусость иронизируются в сказке «У страха глаза велики». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка»«Царевна-Лягушка»«Мороз Иванович», а лень и хитрость – высмеиваются («Лиса-лапотница»«Лисичка-сестричка и Серый волк»).

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики и прочно вошли в детский быт.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится Красна Девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – Добрый Молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев, но идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей»«Уважай старших»«Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Исходя из опыта своей работы, без сомнения могу сказать, что приобщение ребёнка к литературе, в том числе и к русским народным сказкам, способствует духовно-нравственному воспитанию, которое по-прежнему не утратило своей актуальности. Я бы хотела обратиться к опыту прошлого года, где я в нашей группе наряду с уже освоенными формами знакомства с народными сказками такими как: чтение, театрализованные игры, кукольный театр, прослушивание аудио сказок, решила обратиться к мультипликации. Конечно, мультипликация – это сложный многослойный групповой творческий процесс от создания персонажей, декораций, до озвучки и монтажа, который решает ряд задач, в том числе духовно-нравственное воспитание через знакомство с народной сказкой. В рамках развития STEM –технологий, администрация нашего детского сада предоставила нашей группе оборудование для мультстудии, с помощью которого мы начали с удовольствием осваивать разные виды мультипликации. Мы обратились в программному произведению  -  народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый». Главная мысль данной сказки очень проста и состоит в том, что каждый должен быть на своём месте, то есть заниматься тем делом, которое умеет, к которому расположен и которое любит, как бы работа других ему ни казалась лёгкой, заманчивой, а следовательно, более лучшей и желаемой. Ведь научиться можно всему, но если чем-то занимаешься не по призванию, а только лишь ради выгоды, то счастлив на такой работе ты всё равно не будешь. Для данного мультфильма  мы выбрали объемную пластилиновую анимацию. Я хотела бы вам, уважаемые родители, продемонстрировать наш опыт, показав, что у нас в итоге получилось (демонстрация мультфильма).

Исходя и выше сказанного и увиденного, можно сделать такой вывод: народная сказка является главным средством воспитания наших детей в ДОО и семье. Сказка обращает человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно  народная сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в нем верх над злыми.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Советы Дэвида Льюиса

Рекомендации и советы психолога, который обобщил опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.

Эти советы могут помочь вам в воспитании здорового, радостного и одаренного ребенка. Читая советы оцените, насколько вы с ними согласны.

  1. Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.
  2. Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.
  3. Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  4. Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.
  5. Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.
  6. Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения
  7. Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.
  8. Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
  9. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

  1. Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  2. Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
  3. Внимательно относитесь к его потребностям.
  4. Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.
  5. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
  6. Не дразните ребенка за ошибки.
  7. Хвалите за любые успехи.
  8. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
  9. Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.
  10. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.
  11. Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.
  12. Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.
  13. Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.
  14. Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.
  15. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.

  1. Помогайте ребенку стать личностью.
  2. Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.
  3. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  4. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  5. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы можем воспитывать дошкольников на героических традициях нашего народа. Особое значение  в воспитании патриотизма нужно придавать родному слову и искусству, изучая с  детьми народных сказо...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Семинар-практикум на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогов на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...