Картотека игр на развитие коммуникативных навыков дошкольников
картотека

Заболотнева Светлана Михайловна

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития коммуникативных навыков

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Игры и упражнения, направленные на развитие у детей чувства коллектива, воспитания доброжелательного, внимательного отношения к сверстникам.

«Улитка»

Дети встают в шеренгу друг за другом, каждый последующий обнимает за талию того, кто стоит впереди. Теперь все вместе мы – большая улитка. По сигналу «Лягушка», улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. Если кто-то из детей шевелится, лягушка забирает (т. е. они выбывают из игры). По команде «Лягушка ускакала», улитка «раскручивается», прохаживается по комнате и дети хором говорят:

Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет. Затем на роль лягушки выбирается другой ребенок.

«Сборщики»

Масса всевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на пары и берутся за руки. По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая пара должна собрать как можно больше предметов. После того, как все предметы собраны, каждая группа подсчитывает число имеющихся у них предметов. В игре используется веселая, энергичная музыка.

«Яша и Маша»

Участники выбирают двух водящих Яшу и Машу. Им завязывают глаза и ставят на расстоянии нескольких шагов друг от друга. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. Яша и Маша оказываются внутри него. Яша ловит Машу. Чтобы узнать, где она находится, Яша поминутно спрашивает: «Маша, ты где?», - на что Маша отвечает: «Я здесь» - перебегает на другое место. Если водящие слишком близко находятся друг от друга, играющие предупреждают их возгласом «Огонь!». Когда Яша поймает Машу, выбирается другая пара водящих.

«Веселый паровозик».

Один ребенок-паровозик, а остальные-вагончики. Вагончики расходятся по комнате, у каждого своя станция. Паровозик объезжает всех, затем подъезжает к одному из детей иговорит: «Здравствуй Саша, поедем вместе кататься!» Тот, кого он выбрал, встает вперед, теперь он паровоз. Когда все вагончики объединились, и получился длинный поезд, дети весело едут по кругу.

Взрослый объявляет: «Остановка, станция Улыбка, давайте посмотрим друг другу в глаза и подарим самую добрую улыбку.»

«Жмурки»

Жмурку кружат под потешку:

Кот, кот Ананас, ты ищи три года нас,

Ты ищи три года нас, не развязывая глаз.

Затем все расходятся по комнате. Жмурка ищет детей с завязанными глазами. Когда он кого-нибудь найдет, должен наощупь отгадать и назвать имя своего товарища.

«Паучки и комары»

Все дети – «комарики» - ходят, бегают по ковру. Двое детей берутся за руки – это «паучки». Они пытаются свободными руками поймать и заманить в «паутину» как можно больше«комариков». Игру можно проводить с музыкальным сопровождением.

«Стыковка»

В игре участвуют два добровольца, изображающие «космические корабли». Перед началом игры они расходятся на расстояние 4-5 метров и закрывают глаза, после чего им нужно совершить стыковку – встретиться ладонями и сомкнуть пальцы в замок. Еще два участника играют роли «космонавтов» – они с помощью команд, подаваемых голосом, управляют движениями каждый своего «космического корабля» таким образом, чтобы те смогли состыковаться. Игра может повторяться несколько раз с разными участниками.

Обсуждение: Какими качествами предопределялся успех выполнения этого упражнения, где в жизни они востребованы?

«Приглашение»

Играющие стоят в кругу, в середине круга водящий. Под музыку водящий обходит круг, останавливается возле одного из детей, приглашает его на танец и делает какое-то танцевальное движение. Выбранный ребенок идет за ним по кругу и повторяет его движение. Выполняя движение, они договариваются и подходят к третьему играющему и таким же образом приглашают его на танец. Новое движение уже показывает второй ребенок, а первый и третий его повторяют. Затем приглашается четвертый и они показывают новое движение. Внезапно музыка останавливается. И все водящие должны занять пустующие места в кругу. Тот кому места не осталось, остается в середине круга и игра снова продолжается.

«Липучка»

Все дети двигаются под музыку. Два ребенка, взявшись за руки, пытаются их поймать иговорят: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного липучки берут за руку, присоединяя к своей компании. Затем вместе ловят в свои сети остальных игроков.

«Катушка»

Ведущий ребенок играет роль катушки, а все остальные берутся за руки - получается нитка, закрепленная на катушке. Дети двигаются вокруг своей катушки по кругу, пока вся ниточка не намотается. Теперь почувствуем, какой дружный у нас получился клубок. Давайте поживем все вместе в нем. После этого последний ребенок превращается в иголочку и начинает разматывать катушку.

«Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом, одну руку кладут на плечо соседа и таким «паровозиком» начинают движение. На пути им встречаются разные препятствия (нужно что-то перешагнуть, обойти, проползти, передвигаться прыжками на одной ножке и т д.

«Путаница»

По считалке выбирается водящий. Ему надо отвернуться, а остальные дети, стоящие в кругу, запутываются, держась за руки. После этого водящий старается распутать детей, не расцепляя их рук.

«Веретено»

Играющие делятся на две группы и становятся друг за другом держась за пояс. По команде, дети, стоящие впереди, должны быстро, как веретено обернуться вокруг себя, а за ними и все остальные.

«Цепи кованные»

Дети делятся на две команды и встают лицом друг к другу. Между ними происходит диалог:

-Цепи, цепи кованные, раскуйте нас!

- Кем из нас?

Выбирается ребенок из противоположной команды, который разбегается и «разрывает цепи», после этого он может выбрать любого человека из этой команды и вернуться с ним к себе в команду. Если он не «разорвал» цепи, то должен остаться в команде противника.

«Давайте поздороваемся»

Дети под музыку двигаются по залу в разных направлениях, когда музыка остановится, нужно остановиться и поздороваться определенным образом: прикоснуться ладошками; пожать друг другу руку; поздороваться носиками; поздороваться плечиками; локотками; спинками; ножками. Важно, чтобы каждый раз при встрече, дети не забывали произносить «здравствуй, здравствуй!»

Можно для этой игры разделить детей на две команды. Они идут навстречу друг другу и здороваются за руку, мизинчиками, обнимаются; идут навстречу друг другу спиной и здороваются спинками; прыгают как зайчики и здороваются лапками; идут на носочках навстречу друг другу; как мышата и здороваются носиками; ползут как жуки; летят как самолеты и встречаются, сделав руки лодочкой; едут навстречу, как паровозики, встречаются и приветствуют друг друга «ту-ту».

«Горячая картошка»

Дети стоят по кругу. Ведущий говорит: «У меня для нашей игры припасена картофелина, но она особенная. Вам надо представить, что эта картофелина очень горячая, поэтому мы должны передавать ее очень быстро. Еще у нас в игре есть стоп-часы. Ими будет один из вас. Он встанет спиной к кругу и,время от времени, будет давать команду «Стоп». Если мы услышали команду «стоп», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках и он «обжигается» Те, кто стоит рядом могут как-то помочь своему товарищу. Дети, стоящие рядом могут дуть на нее, предложить передавать ее друг другу, но они сами должны предложить это. После того, как ведущий произнесет команду «Дальше» картофелинуснова нужно передавать по кругу.

После игры, нужно спросить детей: «Что вы чувствовали, когда вам помогали товарищи, вам было приятно? Поблагодарите своих друзей за помощь.

«Где мы были, мы не скажем,

а что делали — покажем»

Дети разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек, и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например: умывание, или рисование, или собирание ягод и пр.) Дети должны договориться, как они будут его показывать.

После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они были.

«Руки знакомятся, играют, ссорятся, мирятся»

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

«Соберитесь вместе»

Каждому ребенку на ушко говорится название животного. Задача детей изображать свое животное и найти себе подобных, не пользуясь при этом словами и звукоподражанием.

«Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом паровозиком. Первый ребенок – голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый пытается схватить последнего – дракон кусает свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. В течение хода игры меняем детей местами, чтобы каждый побыл в роли головы и хвоста дракона.

«Как живешь?»

Дети стоят в кругу, отвечая на вопросы взрослого, они выполняют разные движения

Как живешь? – Вот так (поднять большой палец)

Как бежишь? – Вот так (бег на месте)

Как стоишь? - Вот так….

Как даешь? - Вот так…

Как берешь? - Вот так.

Как грозишь? – Вот так…

Как шалишь? - Вот так.

Как смешишь?- Вот так.

Как дружишь? –Вот так. (обнять друг друга)

«Пошли письмо»

Играющие дети стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий-почтальон в центре круга. Взрослый говорит: «Мы отправляем письмо от Миши к Жене» «Письмо» передается путем пожатия рук от того ребенка, который отправил по цепочке до того, который должен его получить. Почтальон должен перехватить «письмо», а дети должны передавать его, т. е. пожимать руки друг другу незаметно.

«Комплименты»

Дети стоят в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Сверстник кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!»

«Нежное прикосновение»

А теперь закройте глаза, я прикоснусь рукой к какой либо части тела кого-то из вас: к ладони, лицу, голове, плечу, спине. Кто почувствует прикосновение, должен открыть глаза и передать его соседу и так по цепочке, пока не дойдет до первого.

«Сижу, сижу на камушке»

Дети встают в хоровод, один ребенок садится в центре круга на стульчик. Он говорит: «Сижу, сижу на камушке, сижу на горючем,

А кто меня любит, кто меня любит да приголубит? После этих слов любой желающий может подойти к нему, погладить, обнять, сказать ласковые слова.

«Выбери партнера»(мигалки)

Дети сидят в кругу Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку»

«Две страны»

Взрослый распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: «Когда-то давно-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое — грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда-никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, — будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача — заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит».

«Ласковый платок»

Дети сидят друг за другом, ведущий с платком сзади. Он укрывает плечи впереди сидящего ребенка, ласково прикасается к нему и шепчет «пожелания платка», например: «Погладь по плечам и обними», ребенок должен накинуть платок сидящему впереди, исполнить пожелания и на ушко сказать своему товарищу следующее пожелание. Он его придумывает сам и оно не должно полностью повторяться. Когда платок дойдет до конца ряда и возвратится к воспитателю, можно спросить каждого, какое пожелание он получил или какое ласковое прикосновение почувствовал от своего товарища, понравилось ли ему?

«Скульптор и глина»

Представьте, что мы с вами оказались в сказочной мастерской, где волшебники из живой глины могут вылепить что угодно: животных, птиц, рыб, разные предметы, даже сказочных героев (Дети делятся на скульпторов и глину). Скульпторы, вы должны подготовить своюглину: сейчас она твердая, полейте ее водичкой, хорошенько ее помассируйте, чтобы она стала мягкая, живая, а потом приступайте к работе. (Скульпторы воплощают свои задумки, а затем представляют свои фигуры или можно предложить другим скульпторам их угадывать и назвать.)

«Сугробы и солнышко»

Один ребенок — «солнышко», остальные превращаются в «сугробы» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «сугробы», сравнивает их со знакомыми объектами. Ведущий спрашивает детей, во что или в кого они превратились. Затем«солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает «сугробам» растаять.

«Растаявшие сугробы» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.

«Кто это?»

Один ребенок отворачивается и закрывает глаза. К нему подходит кто-то из участников и выражает свое отношение к этому человеку через прикосновение. Затем он садится на место, а ведущий ребенок открывает глаза и старается догадаться - кто к нему подходил.

«Мостик дружбы»

Дети делятся на пары, встают друг к другу лицом, кладут руки друг другу на плечи. Каждая пара по очереди говорит что-то приятное, доброе друг другу: «Мне очень приятно держать с тобой этот мостик дружбы, ты хороший…. у тебя красивые глаза…»

«Ласка»

Дети делятся на пары: один котенок, другой его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок мурлыкает от удовольствия, ласкается, трется головой о руки хозяина, выражает свою любовь.

Игра «Справа, справа от меня есть одно местечко»

Дети встают в круг, возле одного ребенка справа остается свободное место. Этот ребенокговорит: «Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу, чтоб…. встал и со мною постоял (называется чье-то имя). Названный ребенок занимает свободное место справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым освободилось место, зовет к себе кого-то.

«Что в тебе и во мне общего?»

Ведущий предлагает детям разделиться на пары, внимательно рассмотреть друг друга и вместе обсудить: что у них общего и чем они отличаются. После этого каждая пара рассказывает о себе всем остальным детям, а они могут дополнить их рассказ. Взрослый делает вывод: мы во многом похожи друг на друга, и в то же время каждый из нас отличается от других, у каждого человека есть что то свое особенное и надо уважать это.

«Мое настроение»

Детям предлагается рассказать другим о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-нибудь цветом, рассказать на что оно похоже, показать его в движении.

«Маски»

Ребенку дается задание передать по цепочке определенную эмоцию с помощью мимики, жестов. Когда дети передали ее, последнего ребенка спрашиваем: Какую эмоцию он увидел на лице его соседа?» Если все дети передавали эмоцию правильно и точно, то последний ребенок увидит то, что загадал первый. Затем ведущий меняется.

«Если бы я был волшебником»

Игра проводится в кругу, каждый ребенок выступает в роли волшебника и говорит, что он сделает для всех.

«Ласковое приветствие»

Ведущий предлагает, передавая "волшебную палочку" по кругу лаского здороваться со своим соседом. При этом необходимо смотреть друг другу в глаза. Например, "Здравствуй Лешенька" или "Доброе утро дорогой".

«Конкурс хвастунов».

«Чем мы будем хвастаться? Посмотрите внимательно на соседа с лева. Подумайте, какой он (она, что умеет делать, что у него хорошо получается. Например: Лена - очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется или Коля - смелый, добрый, умеет застегивать пуговицы, есть кашу, играть, лепить, рисовать». Дети выполняют по очереди. После окончания упражнения обсуждается, кому что понравилось больше: рассказывать о товарище или слушать, как о нем рассказывают.

«Интервью»

Ведущий задает каждому ребенку вопросы о том, какой у тебя любимый цвет, животное, цветок, игрушка, блюдо, чем ты любишь заниматься, что умеешь…. Остальные ребята должны слушать своих товарищей. А потом ведущий просит напомнить: кто из ребят, например, любит собак, кто кошек, кому нравится рисовать, а кому строить и т. д.

«Мой хороший…»

Ребята! К нам в гости пришел медвежонок – Вини-Пух. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прийти к нам снова? Ответы детей.

Педагог бережно передает кому-либо из них игрушку. Ребенок, получив ее, должен прижать к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать медвежонка другому ребенку.

«Нос к носу»

Дети двигаются по комнате в разных направлениях. По команде водящего, например, «Ладошка к ладошке»они становятся парами и касаются друг друга названными частями тела. Команды могут быть разными: "Нос к носу", "Ухо к уху", "Коленка к коленке" и т. д.

«Найди друга»

Одной половине детей завязывают глаза и дают возможность походить по помещению, найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, части тела.

«Секрет»

Всем участникам ведущий раздает по "секрету" (пуговицу, бусинку, брошку и т. д). Участники ходят и ищут способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

«Выдумывалки»

Ведущий начинает историю: «Жили-были», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его и упражнение продолжается.

«Два барана»

Играющие парами становятся друг на против друга, широко расставив ноги, наклонив туловище впереди упереться ладонями и лбами друг в друга. Кто сдвинулся с места - тот проиграл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников

Любая игра многофункциональна, она реализует разные цели, но в предложенной картотеке игр, есть общая цель - "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников"...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста

Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от взаимодействия с другими детьми и взрослым, умение слушать и слышать другого человека, а также помогаю...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Игры на сплочение детского коллектива, умения действовать в команде....

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков дошкольников

Игры на преодоление отчужденной позиции в отношениях со сверстниками Для того, чтобы преодолеть отчужденную позицию в отношениях со сверстниками, разрушить у ребенка страх, что его отвергают, необход...