Разработка и внедрение примерного варианта календарного планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ
методическая разработка

    Календарный план — это документ, определяющий основное содержание образования по каждой образовательной области на каждый день работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО, региональным компонентом, приоритетным направлением ДОУ.

        Именно с целью организации единого оформления, равномерного распределения программного материала, экономии времени был разработан Шаблон календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_i_vnedrenie_primernogo_varianta_planirovaniya.docx45.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №3 кп. Горные Ключи Кировского района»

Разработка и внедрение

примерного варианта

календарного планирования

воспитательно-образовательной работы

 в ДОУ

Воспитатели:

Александрова Лариса Николаевна

Высшая  квалификационная категория

                                                                         Михеева Татьяна Николаевна

Первая  квалификационная категория

кп. Горные Ключи

2022г.

Содержание

1.

Введение

стр.3

2.

Актуальность проекта

стр.5

3.

Цели, задачи

стр.6

4.

Принципы организации календарного планирования

стр.7

5.

Структура плана и требования к оформлению

стр.8

6.

Вывод

стр.10

7.

Формы представления результатов работы

стр.11

8.

Список литературы

стр.12

8.

Список приложений

стр.13

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение № 6

  1. Введение

        Планирование - основа содержания воспитательно -      образовательной работы в ДОУ. План — это необходимое условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников. План — это, прежде всего, целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы. Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.    

         Календарный план образовательного процесса в возрастных группах — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов Календарный план является неотъемлемой частью рабочей программы группы и направлен на реализацию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

    Календарный план — это документ, определяющий основное содержание образования по каждой образовательной области на каждый день работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО, региональным компонентом, приоритетным направлением ДОУ.

        Именно с целью организации единого оформления, равномерного распределения программного материала, экономии времени был разработан Шаблон календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми.

        В январе 2018- 2019 учебного года была проведена проверка ведения документации по группам, а именно написание календарного плана.

В результате было выявлено:

  • Во всех возрастных группах педагоги используют различные по размеру и объему тетради для написания календарного плана.
  • Часть документации представлена в печатном виде, а часть в рукописном.
  • При написании плана педагоги не использовали циклограмму воспитательно-образовательной деятельности.
  • Документация на группах имеет разное оформление, состоит из нескольких различных тетрадей или папок с печатной информацией.

         Протокол МО воспитателей от 25 января 2019г.  (Приложение №1)

           Уже в мае 2018- 2019 учебного года на итоговом МО воспитателей был предложен Примерный вариант календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми с использованием картотечной системы хранения необходимого методического материала по всем направлениям совместной деятельности. Протокол МО воспитателей от 23 мая 2019г. (Приложение № 2)

Было разработано Положение о календарном планировании учебно-воспитательного процесса в возрастных группах МБДОУ «Д/С №3 кп. Горные Ключи Кировского района» (Приложение №3)

Уже к началу нового 2019-2020 учебного года воспитатели представили свои календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, оформленные в соответствии с шаблоном.

  1. Актуальность проекта

«Будущее должно быть заложено

в настоящем. Это называется планом.

Без него ничто в мире не может быть

хорошим».

Георг Кристоф Лихтенберг.

            Разработанная форма календарного планирования предполагает использование педагогами ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе ДОУ – это одна из самых новых и актуальных проблем в педагогике. Система современного дошкольного образования требует постоянного внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышает его эффективность. Введение печатной формы календарного планирования воспитательно-образовательной работы в нашем ДОУ — это одна из ступеней повышения уровня квалификации при работе с различными текстовыми редакторами, программами по составлению таблиц и презентаций, поисковыми системами и платформами в сети интернет.

             

.

 

  1. Цели и задачи

 Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного процесса.

Задачи: 

  • осуществление системности и последовательности в организации образовательного процесса

  • обеспечение взаимодействия между педагогами ДОУ

  • обеспечение выполнения основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ

  • обогащение, качественное обновление воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, повышение его эффективности.

  1. Принципы организации календарного планирования

Календарный план должен составляться с опорой на основные принципы, изложенные в ФГОС ДО:

  • принцип развивающего образования, цель которого – развитие каждого ребёнка;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • стимулирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  1. Структура плана и требования к оформлению

  1. Титульный лист
  2. Список группы
  3. Список детей по подгруппам
  4. Режим работы группы на холодный и теплый период года в соответствии с возрастом.
  5. Комплексно-тематическое планирование  МБДОУ «Д/С № 3 кп. Горные Ключи Кировского района»
  6. Циклограмма планирования совместной деятельности (Приложение № 4)
  7. Сетка занятий
  8. Комплекс утренней гимнастики (1 младшая группа)
  9. Комплекс оздоровительной гимнастики после сна и закаливающих процедур
  10. Работа по развитию мелкой моторики рук, развитию артикуляции и   речевого дыхания.
  11.  Игровая деятельность.
  12.  Индивидуальная работа с воспитанниками
  13. План работы с родителями
  14.  НОД с названием темы занятия, цели и задач, автор и название методического пособия, номер занятия, страница.
  15. Организация и планирование режимных моментов в соответствии с циклограммой. (Приложение № 5)

         Календарный план оформляется в печатном виде. Индивидуальная работа с воспитанниками, игровая деятельность и режимные моменты может заполняться письменно.

      К плану в обязательном порядке прилагается картотека методического материала по всем направлениям совместной деятельности. Оформление картотеки может быть различного варианта:

  1. Отдельные карточки с номером, названием, целью, задачами и содержанием по определенному виду деятельности.
  2. Папки с названием картотеки, содержащие несколько карточек с номером, названием, целью, задачами и содержанием по определенному виду деятельности.

        Весь материал должен быть оформлен эстетично. Каждая картотека в виде отдельных карточек должна храниться  в коробке или конверте с соответствующей надписью. Папки с картотеками должны иметь титульный лист с названием и номером. При заполнении листа с режимными моментами педагог пишет номер картотеки или карточки из картотеки, название игры или упражнения, или другого режимного момента, цели и задачи.

  1. Вывод

      Представленная работа ведется в нашем учреждении уже третий учебный год. Не сразу воспитатели приняли и оценили положительные моменты от введения представленной формы ведения календарного плана воспитательно-образовательной работы. Но постепенно педагогический коллектив принял изменения. За этот период педагогами накоплен достаточный объем материала для реализации программы по своей возрастной группе, так и по реализации поставленных задач в основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ. И сейчас можно сказать, что данная форма ведения календарного плана очень удобна и эффективна.

Вот несколько отзывов от воспитателей ДОУ.

Боярчук Н.А. воспитатель 1 кв. категории, стаж работы 25лет.

   «Меня сначала напугал объем подготовки, казалось, что необходимо большое количество времени на выполнение этой работы, какой-то страх перед новым. Но оказалось, что все совсем наоборот. По готовому шаблону план для своей группы я сделала за несколько часов. Немного больше времени понадобилось для изготовления картотеки. В итоге я почувствовала, что работать, готовится к занятиям, проводить различные режимные моменты стало гораздо легче, высвободилось время на подготовку к различным мероприятиям во время тихого часа, которое раньше мы тратили на написание плана. Я довольна введением календарного планирования в такой форме».

Головкина Г.П. воспитатель 1 кв. категории, стаж работы 27 лет.

   «Все новое-пугает. Изменения в работе, в оформлении привычной документации всегда кажется ненужной тратой времени. Так было и в этот раз. Я долго сопротивлялась, спорила. Но старший воспитатель и председатель МО убедили меня попробовать и сравнить. В итоге я справилась с работой самая первая, было интересно подбирать материал для картотеки, оформлять и систематизировать. Планирование стало легким и быстрым, но не потеряло в качестве, а наоборот, приобрело системность, последовательность и преемственность».

      Подводя итоги проделанной работы, мы видим, что она даёт положительные результаты, осуществляется системность и последовательность в организации образовательного процесса, обеспечивается взаимодействие между педагогами ДОУ, обеспечивается выполнение основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

  1. Формы представления результатов разработки

1. Обобщение педагогического опыта на районном семинаре, районном конкурсе «Моя методическая копилка»»

2.   Компьютерная презентация по разработке и внедрению календарного плана.

3.   Статья в электронном СМИ (мини сайте педагога, сайте МБДОУ)

  1. Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт,

утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика- Синтез Москва 2014

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Д/сад №3 кп. Горные Ключи Кировского района».
  2. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  3. Комарова Т.С. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – Мозаика Синтез, 2011

Приложение

1.        Протокол заседания методического объединения № 3  от 25 января 2019г.

2.        Протокол заседания методического объединения № 5  от 23 мая 2019г.

3.         Положение о календарном планировании учебно - воспитательного процесса в возрастных группах муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 кп. Горные Ключи Кировского района» от 29 августа 2019 г.

4.        Примерный план воспитательно - образовательной работы

5.        Циклограммы на все возрастные группы

6.        Презентация «Календарное планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм.

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про...

Примерный вариант календарно-тематического планирования в разновозрастной группе для детей с легкими интеллектуальными нарушениями

Примерный вариант календарно-тематического планирования в разновозрастной группе для детей с легкими интеллектуальными нарушениями....

Дорожная карта по разработке и внедрению рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18»

Дорожная карта является инструментом по оптимизации процесса разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18».Цель: системная орга...

Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...

Дорожная карта по разработке и внедрению рабочей Программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в МКДОУ д/с № 10 г. Пласта

Дорожная картапо разработке и внедрению рабочей Программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в МКДОУ д/с № 10 г. Пласта...