Приобщение дошкольников к культуре общения.
материал (подготовительная группа)

Светлана Ивановна Макеева

Приобщение дошкольников  к культуре чтения

В.А Сухомлинский говорил: Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» 
В.А. Сухомлинский

 Воспитать у каждого ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую решает коллектив нашей группы.

В приобщении детей дошкольного возраста к книжной культуре особое место занимает детская библиотека. Современные детские библиотеки располагают большими возможностями в осуществлении целей и задач читательского развития растущего человека. Библиотекари – профессионалы видят истоки духовно-нравственного возрождения нации в книге, библиотеке, читающем ребёнке. Для них характерно отношение к библиотеке и чтению как к величайшим ценностям детства, без которых не может состояться полноценная личность. В библиотеках создаётся среда для развития детей, начиная с дошкольного возраста, и для их родителей как организаторов семейного чтения.

Читательская биография современного ребёнка начинается, как правило, с дошкольного возраста. В этом возрасте у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности, формируются стереотипы читателя. Дошкольный возраст самый активный для включения ребёнка в читательскую деятельность. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер.

Современные дети 5-6 лет разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Со сказкой конкурируют ужастики, с экрана в искажённом виде показывают героев ранее любимых сказок. Наши дошкольники с малых лет увлекаются компьютерными играми, заменяя ими чтение русских сказок в кругу семьи. Поэтому необходимо в детях с малых лет формировать творческого читателя. Воспитание дошкольников как читателей призваны наряду с детскими библиотеками, прежде всего – семья и дошкольные учреждения.

Современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребёнка. Негативным, отрицательным моментом в приобщении дошкольников к чтению являются утраченные традиционные семейные чтения. Многие родители не знают новинок детской литературы и о них сложно говорить, как о полноценных организаторах, чтения своих детей. Нечитающие родители – воспитывают нечитающих детей. Самоустранение от руководства чтением в современной семье наблюдается из-за недостатка знаний о пользе чтения вслух, о значении домашних библиотек, о необходимости чтения детской литературы разных жанров для воспитания детей творческими читателями. Поэтому возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития дошкольников является одной из важнейших проблем социума.

Библиотека становится центром читательского развития детей дошкольного возраста, выступает как основной социальный институт, способный оказать помощь семье в формировании дошкольников как читателей. На помощь детской библиотеке приходят партнёрские отношения с дошкольными учреждениями. Воспитатели дошкольных учреждений помогают формировать первоначальные представления о детском книжном мире, закладывают основу культуры чтения дошкольников. Работа осуществляется в этом направлении в совместной деятельности с семьёй и дошкольными учреждениями. В её основе – воспитание творческого читателя-дошкольника с расширенным кругом читательских интересов.

Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приемы, например, приход Доктора Айболита, который напоминает эти правила. Дети хорошо усвоили самые элементарные правила бережного отношения к книгам: Книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.

Обучая детей правильному общению с книгой, приучали их следить за состоянием книг в книжном уголке, с этой целью в группе организовали мастерскую по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.

Большое внимание в своей работе уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки использовали не только на занятиях, но ив повседневной жизни. Все это способствовало расширению кругозора детей, развивало способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры: «Кто это сказал?», «Кому нужны эти предметы», «Из какой это сказки?». Дети угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.

Для детей проводили литературные викторины, комплексные занятия, посвященные творчеству детских писателей, поэтов.

В подготовительной к школе группе мы продолжаем работу по формированию интереса и бережного отношения к книге. Когда знакомим дошкольников с художественным произведением, добиваемся, чтобы они поняли его главную идею, могли определить жанр, отметить особенности сказки.

Детей учим понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя. После того, как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь- ведь это труд многих людей. Расширили знания детей о библиотеке, обращали их внимание на то, что в библиотеке много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.

Наше дошкольное образовательное учреждение работает в тесном взаимодействии с детской библиотекой, семьёй.

С помощью подбора детской литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста, осуществляется вхождение ребёнка в книжную вселенную. Именно она питает ум и воображение ребёнка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения.

Создаём среду детям дошкольникам для формирования будущего читателя.

 Работу осуществляем в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Семья, соответствующая домашняя книжная среда, семейное чтение в становлении дошкольника как будущего читателя играют первостепенную роль. Одним из направлений является и педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры при формировании личности маленького читателя. Возрождение семейных чтений – это деятельность, которая окупится высоким результатом – воспитанием талантливого читателя, в будущем социально значимой личностью.Систематическая работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети стали больше знать о творчестве многих детских писателей, художников-иллюстраторов, знают и выполняют правила обращения с книгами, у детей пополнился словарный запас, развивается связная речь. Мы надеемся, что этот интерес к книге, будет расти, и мы приложим к этому все свои знания и силы. Научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников  к культуре чтения

В.А Сухомлинский говорил: Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» 
В.А. Сухомлинский

 Воспитать у каждого ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую решает коллектив нашей группы.

В приобщении детей дошкольного возраста к книжной культуре особое место занимает детская библиотека. Современные детские библиотеки располагают большими возможностями в осуществлении целей и задач читательского развития растущего человека. Библиотекари – профессионалы видят истоки духовно-нравственного возрождения нации в книге, библиотеке, читающем ребёнке. Для них характерно отношение к библиотеке и чтению как к величайшим ценностям детства, без которых не может состояться полноценная личность. В библиотеках создаётся среда для развития детей, начиная с дошкольного возраста, и для их родителей как организаторов семейного чтения.

Читательская биография современного ребёнка начинается, как правило, с дошкольного возраста. В этом возрасте у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности, формируются стереотипы читателя. Дошкольный возраст самый активный для включения ребёнка в читательскую деятельность. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер.

Современные дети 5-6 лет разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Со сказкой конкурируют ужастики, с экрана в искажённом виде показывают героев ранее любимых сказок. Наши дошкольники с малых лет увлекаются компьютерными играми, заменяя ими чтение русских сказок в кругу семьи. Поэтому необходимо в детях с малых лет формировать творческого читателя. Воспитание дошкольников как читателей призваны наряду с детскими библиотеками, прежде всего – семья и дошкольные учреждения.

Современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребёнка. Негативным, отрицательным моментом в приобщении дошкольников к чтению являются утраченные традиционные семейные чтения. Многие родители не знают новинок детской литературы и о них сложно говорить, как о полноценных организаторах, чтения своих детей. Нечитающие родители – воспитывают нечитающих детей. Самоустранение от руководства чтением в современной семье наблюдается из-за недостатка знаний о пользе чтения вслух, о значении домашних библиотек, о необходимости чтения детской литературы разных жанров для воспитания детей творческими читателями. Поэтому возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития дошкольников является одной из важнейших проблем социума.

Библиотека становится центром читательского развития детей дошкольного возраста, выступает как основной социальный институт, способный оказать помощь семье в формировании дошкольников как читателей. На помощь детской библиотеке приходят партнёрские отношения с дошкольными учреждениями. Воспитатели дошкольных учреждений помогают формировать первоначальные представления о детском книжном мире, закладывают основу культуры чтения дошкольников. Работа осуществляется в этом направлении в совместной деятельности с семьёй и дошкольными учреждениями. В её основе – воспитание творческого читателя-дошкольника с расширенным кругом читательских интересов.

Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приемы, например, приход Доктора Айболита, который напоминает эти правила. Дети хорошо усвоили самые элементарные правила бережного отношения к книгам: Книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.

Обучая детей правильному общению с книгой, приучали их следить за состоянием книг в книжном уголке, с этой целью в группе организовали мастерскую по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.

Большое внимание в своей работе уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки использовали не только на занятиях, но ив повседневной жизни. Все это способствовало расширению кругозора детей, развивало способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры: «Кто это сказал?», «Кому нужны эти предметы», «Из какой это сказки?». Дети угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.

Для детей проводили литературные викторины, комплексные занятия, посвященные творчеству детских писателей, поэтов.

В подготовительной к школе группе мы продолжаем работу по формированию интереса и бережного отношения к книге. Когда знакомим дошкольников с художественным произведением, добиваемся, чтобы они поняли его главную идею, могли определить жанр, отметить особенности сказки.

Детей учим понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя. После того, как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь- ведь это труд многих людей. Расширили знания детей о библиотеке, обращали их внимание на то, что в библиотеке много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.

Наше дошкольное образовательное учреждение работает в тесном взаимодействии с детской библиотекой, семьёй.

С помощью подбора детской литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста, осуществляется вхождение ребёнка в книжную вселенную. Именно она питает ум и воображение ребёнка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения.

Создаём среду детям дошкольникам для формирования будущего читателя.

 Работу осуществляем в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Семья, соответствующая домашняя книжная среда, семейное чтение в становлении дошкольника как будущего читателя играют первостепенную роль. Одним из направлений является и педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры при формировании личности маленького читателя. Возрождение семейных чтений – это деятельность, которая окупится высоким результатом – воспитанием талантливого читателя, в будущем социально значимой личностью.Систематическая работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети стали больше знать о творчестве многих детских писателей, художников-иллюстраторов, знают и выполняют правила обращения с книгами, у детей пополнился словарный запас, развивается связная речь. Мы надеемся, что этот интерес к книге, будет расти, и мы приложим к этому все свои знания и силы. Научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в приобщении дошкольников к культуре народов Поволжья

В семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.Главная г...

«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...

Конспект НОД по приобщению дошкольников к культуре русского народа в средней группе. « В гостях у Пелагеюшки». Автор : ЖабинаС.В.

Конспект НОД Этапы НОД;Деятельность воспитателя:Деятельность детей:Организационный момент (игровая мотивация) Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме....

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ СВОИХ ПРЕДКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

В статье рассматриваются особенности организации работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами русского народного искусства на основе полихудожесвенного подхода. Автор пишет о развитии тв...

Презентация "Приобщение дошкольников к культуре своего народа".

Небольшая презентация с целями и планом по данной теме....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по теме: Приобщение дошкольников к культуре русского народа.

данный материал может быть полезен для педагогов работающих по теме приобщение дошкольников к традициям русского народа...