проект
методическая разработка (младшая группа)

Маханькова Анжелика Юрьевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt_gruppy_16.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольноеобразовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

Подготовили  Воспитатели:

                                                                                                         

                                                                                                          Махонькова  А.Ю.

                                                                                                        .

Когалым 2019 г.

«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В.А. Сухомлинский

Введение:

Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.  Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Актуальность

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

 А что может духовно обогатить среду? Мы пришли к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.

Участники нашего проекта являются дети 3-4 лет, воспитатели и родители.

Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы мы выбрала методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи.»

 Проблема: Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.

Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

Общие сведения о проекте.

  Тема проекта: «Развитие речи детей посредством русской народной сказки»

Тип проекта

групповой,

познавательно - речевой - творческий.

Место реализации

МАДОУ «Золушка»

По виду деятельности

речевой

По продолжительности

долгосрочный.

Участники проекта

 дети второй младшей группы, воспитатель  

 группы, родители, музыкальный руководитель,

 инструктор по физической культуре.

Области интеграции

«Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально– коммуникативное развитие»

Новизна проекта:  состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Социальная значимость проекта:

 проект имеет практическую направленность,

 развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей, 

 формирование интереса у детей к русским народным сказкам через творческую и   познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки,

 эффективное взаимодействие с родителями ( законными представителями) воспитанников

    по данному направлению.

 пополнение группы новыми учебно – методическими пособиями.

Цель проекта: Расширять знания детей о многообразии русских народных сказок.    Продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

Образовательные: 

Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

 Помогать усвоению детьми духовно нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, счастливой жизни на примере героев сказок.

 Закрепление знаний детей о домашних и диких животных.

Развивающие:

 Содействовать развитию познавательной сферы детей, их речи, обогащению словаря.

 Развивать способность детей различать хорошее и плохое как в сказке, так и в жизни, умение делать нравственный выбор.

 Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

 Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

 Содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказок.

Воспитательные:

 Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь на примере героев русских сказок.

  Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

  Воспитывать стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, радовать близких результатами своего труда.

Ожидаемые результаты:

 Повысить интерес у детей к русским народным сказкам;

 Привить бережное отношение к книгам;

 Повысить уровень развития речи, расширить кругозор детей, обогатить словарный запас, связную речь;

 Привлечение  родителей к совместному семейному чтению сказок;

 Создание книжки-малышки с героями прочитанных книг;

 Создание картотеки по наглядному моделированию в развитии связной речи.

Принципы проекта:

 Доступность

 Соответствие возрасту

 Целенаправленность

 Вариативность

 Научность

 Участие заинтересованных сторон.

Ресурсное обеспечение проекта.

Материально – техническое:

 художественные и музыкальные произведения

уголок театрализованной деятельности

 книжный уголок

фотоаппарат, компьютер.

наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры,    дидактические игры, сказочные персонажи – игрушки)

раскраски по теме «Сказки»

Кадровое:

 взаимосвязь с музыкальным руководителем,

инструктор по физической культуре.

Информационное:

 методическая и художественная литература,

 иллюстрации по теме,

 картотеки игр и учебно – методических пособий,                                                                            

 настольно – печатные игры по теме,

 папки передвижки, консультации.

 ЛЭПБУКИ.

Механизмы реализации проекта.

Реализация проекта проходят в три этапа.  

подготовительный

основной

заключительный

 1 этап – организационно – диагностический, сроки реализации

 С 1 сентября по 27 декабря 2019 года.

Цель: создание благоприятных условий для реализации проекта, познакомить детей с многообразием русских народных сказок

выявление проблемы семейного чтения.

  I этап – подготовительный:  (постановка проблемы)

На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема,

 цель проекта и его основные задачи, содержание.

Были определены участники проекта,

разработано перспективное планирование по работе с детьми,

составлен план взаимодействия с родителями.
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности.

Нами  был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги  русских народных сказок и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи про сказки, просмотр русских народных  сказок, рассматривание иллюстраций по сказкам, чтение сказок перед сном.

В процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали сказки.
Вывод: На первом этапе реализации проекта поставленная цель достигнута:

 Сформулировали цели и задачи проекта.

 разработали перспективное планирование по работе с детьми.

 Составили  план совместной работы с родителями.

 Подобрали  материал и оборудование, для бесед, и игр с детьми.

 Оформили  картотеку «Русские народные сказки».

2.Основной этап – внедренческий сроки реализации.

С 1 октября по 29 ноября 2019 года.

Цель: реализация проекта в воспитательно-образовательном процессе, закрепить знания дошкольников о культурном богатстве русского народа, воспитать уважение к традициям народной культуры, на основе содержания русских народных сказок.

- В ходе работы над проектом  детей познакомили  с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогатили  социальный быт дошкольников, расширить  их кругозор;

- Повысили  интерес детей к русской народной сказке; «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме  по сказке, «Репка» На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о прочитанной сказке в рисунках, аппликациях.

- Совершенствовали  диалогическую и монологическую речь.

- Сформировали  предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

-Успешное овладение грамотной и связной речью.

-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

-Использование образных выражений при пересказе сказок;

- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

-Усиленный  интерес детей к занятиям;

-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлекли  в единое пространство «семья – детский сад».

-Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых  и дидактических игр.

-Дети и родители участвовали в театрализации сказки «Репка» «Теремок»

Вывод: На основном этапе реализации проекта поставленная цель достигнута:

 Сформировали у детей умение строить предложения,

 Добились  правильного и чёткого произношения, развили диалогическую речь;

 Дети научились повторять наиболее интересные отрывки из прочитанного произведения,     предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

 У родителей сформировали представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

3 этап Заключительный сроки реализации.

Со 2 декабря по 27 декабря 2019 года.

Цель:  обобщить результаты, полученные в процессе проектной деятельности.
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ:

рисунков по теме «Любимые сказки».

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о русской народной сказке.
За время реализации проекта «
Развитие речи детей посредством русской народной сказки» уровень знаний детей о сказке значительно повысится. Воспитанники имеют представление о героях сказок. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

 Вывод: На заключительном этапе реализации проекта поставленная цель достигнута:

На 3 этапе завершения реализации проекта все поставленные задачи выполнены

проведен сравнительный анализ качественных показателей усвоения детьми знаний о русских народных сказках.

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...