Занятие «Развиваем логическое мышление»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

«Развиваем логическое мышление». Введение. Вопрос развития логического мышления старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни. На современном этапе развития системы дошкольного образования большую значимость приобрела необходимость поиска новых форм воспитания и обучения, которая способствовала бы личностному росту дошкольника. Тема занятия: «Развиваем логическое мышление». Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • выявить уровень развития мышления и основных мыслительных операций; • развить общие интеллектуальные умения; • развить пространственные представления, учить детей ориентироваться на плоскости. Материалы и оборудование:  компьютер, экран;  слайдовая презентация;  карточки с задание (пронумерованные);  мяч;  шкатулочка;  колбочки с запахом;  карточки с изображением; Ход занятия: Организационный момент. «Мой друг» Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мои друг. Крепко за руки возьмёмся И по кругу улыбнёмся. Стук. Ребята посмотрите кто к нам пришёл. Это домовенок Кузя. Он нам принес конверт. Давайте прочитаем, что в нем. «Здравствуйте, ребята. Я слышал, что в детском саду «Золотая рыбка» – очень умные ребята и решил – это проверить. Я приготовил несколько заданий, но их выполнять надо строго по цифрам, начиная с цифры 1» и когда вы их выполните, то для вас будут подарки из моего волшебного ларца. Основная часть. Алиса покажи карточку с цифрой 1. 1 задание - «Умственная разминка»  Сегодня пятница, а завтра?  Если линейка длиннее карандаша, то карандаш какой? (короткий)  Если стол выше стула, то стул…? (низкий)  Если дорога шире тропинки, то тропинка? (узкая)  Сколько месяцев в году? (12)  Сколько времен года? (4)  Какое сейчас время года? (вена)  Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)  Сколько ушей у трех мышей? (6)  Сколько концов у двух палок? (4)  Если сестра старше брата, то брат…? (младший)  Объясните, как вы понимаете выражение 7 раз отмерь 1 раз отрежь?  Друг познаётся в беде.  На чужой каравай рот не раскрывай. Присаживаемся на коврик, второе задание поможет мне найти Дима. «Скажи одним словом» (обобщение). В этом нам поможет мяч. Мяч не бросаем, а катим по ковру с правильно произнесённым ответом. - тарелка, стакан, ложка, вилка…(посуда) - юбка, рубашка, шорты, майка…(одежда) - воробей, сова, ласточка, ворона…(птицы) - береза, осина, дуб, тополь… (деревья) - волк, бегемот, тигр, лиса… (животные) - молоко, пирог, колбаса, каша… (еда) - ромашка, роза, тюльпан, одуванчик …(цветы) - сирень, малина, шиповник, смородина… (кусты) Артем покажи следующее, которое мы будем выполнять. Под какой цифрой это задание? Я говорю общее название, а вы должны перечислить, что относится к этой группе. Давайте встанем и будем передавать мяч по кругу. Приготовились! Посуда - .... (ответы) Верхняя одежда - .... (пальто, шуба) Головные уборы - .... (ответы) Музыкальные инструменты - .... (ответы) Дикие животные- .... (ответы) Мебель- .... (ответы) и т.д. Встаньте на край ковра, так чтобы вам всем было видно экран, задание номер 4. «Отгадай, кто или что это?» (синтез). Педагог-психолог описывает какой –то предмет, называя его основные признаки. Дети, опираясь на признаки, делают вывод, о чем идет речь. 1 Оно бывает красное, зеленое, круглое. На вкус сладкое или кислит. Его можно есть. Это фрукт. Смотрим на экран. Правильно – это яблоко. 2.Это домашнее животное, оно живет в доме, с людьми. У него 4 лапы, хвост, усы, любит молоко, умеет мяукать. (кошка) 3. Оно съедобное, бывает белое, бывает разноцветное, мы любим его есть, оно сделано из молока, оно холодное и сладкое, его едят, когда жарко. (мороженое). 4.Он прямоугольной или квадратной формы, деревянный или кирпичный. У него есть крыша, окна, дверь. Мы в нем живем. (дом). «Ароматная шкатулочка» Посмотрите ребята Кузя передал нам шкатулочку, а в ней. Какие – то коробочки, но мы их не будем открывать. Давайте понюхает, что в них и попробуем отгадать. Дети нюхают 1 коробочку. Психолог: на что этот запах похож. Потом 2 и 3 коробочку. Подскажите ребята по какой цифрой будет задание- (5). "Пары слов". Послушайте: У рыбы – чешуя, у птицы – перья, у апельсин – кожура, а у яйца – ? (скорлупа) Ель – шишка, пальма – ? (кокос) Яблоня – яблоко, дуб – ? (желудь) Теленок – корова, Ягненок – ? (овца), Котенок – ? (кошка) Долго думали и занимались и немного мы устали. Предлагаю физминутку. Смотрим на экран и повторяем. В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник – рисовал. (изображаем рисование) В среду долго умывался, («умываемся») А в четверг в футбол играл. (бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем) Очень долго танцевал. (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал. Следующим заданием под каким номером? –(6), домовенок передал нам картинки, но пока он их нес, уронил их, и они перепутались. Давайте подойдем к столу и рассмотрим и выложим правильно картинки. Работа с сюжетными картинками. Ваша задача, договориться и разложить картинки по порядку и восстановить последовательность событий, когда вы разложите картинки, то у вас получиться рассказ. Подойдите на ковер, давайте проверим правильно ли вы разложили картинки? Смотрим на экран. Правильно выложили? А теперь, кто готов рассказать историю? И последнее задание, которое предлагает нам домовенок Кузя - подойти к песочнице и нарисовать общую картину. Ребята, а под какой цифрой последнее задание –(7). Дима нарисуй в левом верхнем углу солнышко. Алиса в правом нижнем углу нарисуй дом. Артем левом нижнем углу цветок Ваня в правом верхнем углу нарисуй облако А Дима посередине нарисует – травку. Какая замечательная картина у нас получилась. Заключение. Ребята посмотрите. Домовенок превратил свой ларец в волшебную воду. В ней для каждого есть подарок. Давайте, каждый по очереди опустит руки и возьмет его себе. Вытираем руки и на стол складываем свои драгоценности. Давайте попрощаемся. Ритуал прощания: «Солнечные лучики» Ребята поднимите правую руку, а теперь отпустите перед собой ладошкой вверх. Сделайте шаг вперед и протяните руки, соединив так, чтобы получилось солнышко. Тихо так постоим, почувствуем себя теплым солнечным лучиком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razvivaem_logicheskoe_myshlenie.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:


«Развиваем логическое мышление».

        Введение.

        Вопрос развития логического мышления старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни. На современном

этапе развития системы дошкольного образования большую значимость приобрела необходимость поиска новых форм воспитания и обучения, которая способствовала бы личностному росту дошкольника.

        

Тема занятия: «Развиваем логическое мышление».

 Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • выявить уровень развития мышления и основных мыслительных операций;
  • развить общие интеллектуальные умения;
  • развить пространственные представления, учить детей ориентироваться на плоскости.

Материалы и оборудование:

  • компьютер, экран;
  • слайдовая презентация;
  • карточки с задание (пронумерованные);
  • мяч;
  • шкатулочка;
  • колбочки с запахом;
  • карточки с изображением;

Ход занятия:

Организационный момент.

«Мой друг»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И по кругу улыбнёмся.

         Стук. Ребята посмотрите кто к нам пришёл. Это домовенок Кузя. Он нам принес конверт. Давайте прочитаем, что в нем.

        «Здравствуйте, ребята. Я слышал, что в детском саду «Золотая рыбка» – очень умные ребята и решил – это проверить. Я приготовил несколько заданий, но их выполнять надо строго по цифрам, начиная с цифры 1» и когда вы их выполните, то для вас будут подарки из моего волшебного ларца.

Основная часть.

Алиса покажи карточку с цифрой 1.

1 задание - «Умственная разминка»

  • Сегодня пятница, а завтра?
  • Если линейка длиннее карандаша, то карандаш какой? (короткий)
  • Если стол выше стула, то стул…? (низкий)
  • Если дорога шире тропинки, то тропинка? (узкая)
  • Сколько месяцев в году? (12)
  • Сколько времен года? (4)
  • Какое сейчас время года? (вена)
  • Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)
  • Сколько ушей у трех мышей? (6)
  • Сколько концов у двух палок? (4)
  • Если сестра старше брата, то брат…? (младший)
  • Объясните, как вы понимаете выражение 7 раз отмерь 1 раз отрежь?
  • Друг познаётся в беде.
  • На чужой каравай рот не раскрывай.

        Присаживаемся на коврик, второе задание поможет мне найти Дима. «Скажи одним словом» (обобщение). В этом нам поможет мяч. Мяч не бросаем, а катим по ковру с правильно произнесённым ответом.

- тарелка, стакан, ложка, вилка…(посуда)

- юбка, рубашка, шорты, майка…(одежда)

- воробей, сова, ласточка, ворона…(птицы)

- береза, осина, дуб, тополь… (деревья)

- волк, бегемот, тигр, лиса… (животные)

- молоко, пирог, колбаса, каша… (еда)

- ромашка, роза, тюльпан, одуванчик …(цветы)

- сирень, малина, шиповник, смородина… (кусты)

        Артем покажи следующее, которое мы будем выполнять. Под какой цифрой это задание? Я говорю общее название, а вы должны перечислить, что относится к этой группе. Давайте встанем и будем передавать мяч по кругу.

        Приготовились!

Посуда  .... (ответы)

Верхняя одежда  .... (пальто, шуба)

Головные уборы  .... (ответы)

Музыкальные инструменты  .... (ответы)

Дикие животные .... (ответы)

Мебель.... (ответы) и т.д.

        Встаньте на край ковра, так чтобы вам всем было видно экран, задание номер 4.  «Отгадай, кто или что это (синтез).

Педагог-психолог описывает какой –то предмет, называя его основные признаки. Дети, опираясь на признаки, делают вывод, о чем идет речь.

1 Оно бывает красное, зеленое, круглое. На вкус сладкое или кислит. Его можно есть. Это фрукт. Смотрим на экран. Правильно – это яблоко.

2.Это домашнее животное, оно живет в доме, с людьми. У него 4 лапы, хвост, усы, любит молоко, умеет мяукать. (кошка)

3. Оно съедобное, бывает белое, бывает разноцветное, мы любим его есть, оно сделано из молока, оно холодное и сладкое, его едят, когда жарко. (мороженое).

4.Он прямоугольной или квадратной формы, деревянный или кирпичный. У него есть крыша, окна, дверь. Мы в нем живем. (дом).

        «Ароматная шкатулочка»

Посмотрите ребята Кузя передал нам шкатулочку, а в ней. Какие – то коробочки, но мы их не будем открывать. Давайте понюхает, что в них и попробуем отгадать.

Дети нюхают 1 коробочку.

Психолог: на что этот запах похож.

Потом 2 и 3 коробочку.

        Подскажите ребята по какой цифрой будет задание- (5). "Пары слов".

Послушайте:

У рыбы – чешуя, у птицы – перья, у апельсин – кожура, а у яйца – ? (скорлупа)

Ель – шишка, пальма – ? (кокос)

Яблоня – яблоко, дуб –  ? (желудь)

Теленок – корова, Ягненок – ? (овца), Котенок – ? (кошка)

        

        Долго думали и занимались и немного мы устали. Предлагаю физминутку. Смотрим на экран и повторяем.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

        Следующим заданием под каким номером? –(6), домовенок передал нам картинки, но пока он их нес, уронил их, и они перепутались. Давайте подойдем к столу и рассмотрим и выложим правильно картинки.  Работа с сюжетными картинками.
        Ваша задача, договориться и разложить картинки по порядку и восстановить последовательность событий, когда вы разложите картинки, то у вас получиться рассказ.

        Подойдите на ковер, давайте проверим правильно ли вы разложили картинки?

        Смотрим на экран. Правильно выложили?

А теперь, кто готов рассказать историю?

        И последнее задание, которое предлагает нам домовенок Кузя -  подойти к песочнице и нарисовать общую картину. Ребята, а под какой цифрой последнее задание –(7).

Дима нарисуй в левом верхнем углу солнышко.

Алиса в правом нижнем углу нарисуй дом.

Артем левом нижнем углу цветок

Ваня в правом верхнем углу нарисуй облако

А Дима посередине нарисует – травку.

Какая замечательная картина у нас получилась.

Заключение.

Ребята посмотрите. Домовенок превратил свой ларец в волшебную воду. В ней для каждого есть подарок. Давайте, каждый по очереди опустит руки и возьмет его себе.

        Вытираем руки и на стол складываем свои драгоценности. Давайте попрощаемся.

Ритуал прощания: «Солнечные лучики»

Ребята поднимите правую руку, а теперь отпустите перед собой ладошкой вверх. Сделайте шаг вперед и протяните руки, соединив так, чтобы получилось солнышко. Тихо так постоим, почувствуем себя теплым солнечным лучиком.

Литература:

  1. И.А. Пазухина «Давай познакомимся»
  2. Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Психология общение в детском возрасте».
  3. А.П. Багунц «Шаг в математику».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой материал для занятий с детьми с ЗПР "Развиваем логическое мышление"

Презентация создана для работы социального педагога с детьми с ЗПР. Цель: Развитие у ребенка с ЗПР пространственного представления, воображения, наблюдательности, памяти и внимания....

Занятие с воспитанниками подготовительной группы Развиваем логическое мышление

Занятие с воспитанниками подготовительной группы "Развиваем логическое мышление"...

РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ

Взаимозависимость математического развития и формирования логических приёмов умственных действий - одна из основных методических проблем математического образования дошкольников....

Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей. Логические игры для детей

Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей.Логические игры для детей...

Конспект занятия "развиваем логическое мышление"

Конспект занятия на развитие логического мышления у детей подготовительной группы...