РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ
консультация по математике (старшая группа) на тему

Климова Оксана

Взаимозависимость математического развития и формирования логических приёмов умственных действий - одна из основных методических проблем математического образования дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ»

          Взаимозависимость математического развития и формирования логических приёмов умственных действий - одна из основных методических проблем математического образования дошкольников.

Этой проблеме уделяли внимание многие ученые, например: З.А. Михайлова, А. А. Столяр, Л.А. Венгер.

В методике под формированием логического мышления ребёнка подразумевается развитие логических приёмов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно -следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие умозаключения.

Логические приёмы умственных действий - сравнение , обобщение , анализ , синтез , классификация ,сериация , аналогия , систематизация -называются также логическими приёмами мышления. Их формирование важно для ребёнка как с обще-развивающей точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления.

Практически все исследования психологов , учёных , педагогов - практиков - тема которых анализ способов и условий развития мышления ребёнка, свидетельствуют: методическое руководство этим процессом не только возможно но и высокоэффективно. Специальная работа, цель которой - формирование логических приёмов мышления значительно повышает результативность процесса.

Во многих исследованиях и психологов и педагогов доказано, что проблема организации развивающего обучения любого уровня связывается со специальными занятиями в определённую систему, они отмечали, что развитие ребёнка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения.

Один из способов развития логического мышления это развитие математических представлений. Вопрос лишь в том, какие средства и какое содержание наиболее оптимальны: традиционное -арифметическое или менее традиционное - геометрическое ? Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают геометрическое   содержание. Суть проблемы в том , чтобы через систему специальных заданий и упражнений математического содержания формировать и развивать именно логические структуры. Такое сочетание как системные задания логико-конструктивного характера, развивающие мелкую моторику рук, - активно влияет на математическое развитие дошкольников.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо использовать различные приёмы умственных действий: сериация, анализ, сравнение, обобщение, классификация и другие.

Сериация- построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов. Сериации детям можно представить по размеру-длине, высоте, ширине, если предметы одного типа: куклы, матрёшки, палочки. Если же предметы разного типа, то по «величине», которая характеризует их различия (с указанием, что считать «величиной»), например игрушки, отличающиеся по росту.

Анализ-выделение свойств объекта, или самого объекта из группы, объектов по определённому признаку. Например, задаётся признак: все предметы квадратные. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, затем объекты выделяются и объединяются по признаку «квадратные».

Синтез-соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, взаимодополняющие друг друга (анализ осуществляется через синтез, синтез- через анализ). Способность к аналитико-синтетической деятельности находит своё выражение не только в умении выделять элементы того или другого объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции.

Задания на формирование умения выделять элементы объекта или соединять их в единое целое можно предлагать с первых занятий, направленных на математическое развитие. Например, в группах младшего и среднего возраста это задания на выбор:

-предмета из группы по любому признаку «Возьми красный мячик»;

«Возьми красный, но не мячик»; «Возьми мячик, но не красный»;

-нескольких предметов по одному указанному признаку «Выбери все мячики»; «Выбери круглые, но не мячики»;

-одного предмета или нескольких по указанным признакам «Выбери маленький синий мячик»; «Выбери большой красный мячик» (предполагается соединение двух признаков предмета в единое целое).

Для развития продуктивной аналитико-синтетической мыслительной деятельности в старшем возрасте подойдёт приём, с помощью которого один и тот же математический объект рассматривается постановкой различных заданий. «Какая фигура здесь лишняя ?» (Квадрат). «Оставшиеся круги раздели на две группы» (по цвету, по размеру).

Психологически способность к синтезу формируется у детей раньше, чем к анализу, и развивать её активно можно с помощью конструирования. Для конструирования используется мозаика, конструктор, кубики, разрезные картинки, рекомендуемые для каждой возрастной группы. Педагог в этих играх исполняет роль ненавязчивого помощника, его цель- способствовать окончанию работы, выполнения задуманного.

Сравнение- логический приём умственных действий , требующих умения выявлять сходства признаков объекта и различия между ними (предмет, явление, группа предметов), выделять одни признаки объекта (или группы объектов), и абстрагироваться от других.

Наиболее эффективный   метод   обучения - игра-задание, в ходе которого следует найти сходство или различие   по указанным признакам, например определить, какой из предметов - мяч или медведь - большой и желтый. Или что   может быть большим, желтым и круглым?

Методика рекомендует сначала сравнивать два предмета, а затем группу. Дошкольнику   легче сначала определить признаки различия, затем сходства. Поэтому можно предложить такую последовательность:

  • задания на разделение группы объектов по какому-то признаку(большие и маленькие, красные и синие и т.п.), требующие сравнения;
  • игры вида «Найди такой же», направленные на умение сравнивать. Однако для детей 2-4 лет набор признаков, по которым он должен отыскать сходство, должен быть ясно опознаваем. Со старшими по возрасту -детьми 5-6 лет - количество и характер признаков сходства можно широко варьировать.

Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы универсально, применимо к любому классу объектов. Сформированное и развитое в ребёнке, оно затем будет переноситься им на любые ситуации, требующие этого умения.

Классификация- разделение множества на группы по какому-либо признаку. Классификацию проводят либо по заданному основанию, либо по поиску самого основания(этот вариант используется при работе со старшими детьми. При классификационном разделении множества полученные подмножества попарно не пересекаются; каждый объект должен входить только в одно множество.

Классификацию можно проводить:

  • по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячи);
  • по размеру (в одной группе большие мячи, в другой - маленькие; в одной коробке длинные карандаши, в другой - короткие);

  • по цвету (в одной коробке красные пуговицы, в другой зелёные);
  • по форме ( в одной коробке квадраты, в другой - кружки);
  • по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя; кто летает, кто бегает и т.д.

Перечисленные примеры классификация по заданному основанию. В другом случае классификация выполняется по основанию, которое дети определяют сами.

Обобщение- оформление в словесной форме результатов процесса сравнения - формируется в дошкольном возрасте как умение выделять и фиксировать общий признак двух или более объектов . Дети  хорошо понимают этот процесс в том случае, если результат деятельности, например классификации, произведен ими самостоятельно, скажем: эти предметы все большие, эти все маленькие, эти все летают, эти все бегают.

Формулирование обобщения помогает детям строить правильно предложения, подбирать нужные термины, словесные обороты .

Использование всех методов работы в системе «работает» на формирование у детей логического мышления.

Логическое развитие ребёнка предполагает также формирование умения понимать прослеживать причинно-следственные связи явлений   и выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой материал для занятий с детьми с ЗПР "Развиваем логическое мышление"

Презентация создана для работы социального педагога с детьми с ЗПР. Цель: Развитие у ребенка с ЗПР пространственного представления, воображения, наблюдательности, памяти и внимания....

Занятие с воспитанниками подготовительной группы Развиваем логическое мышление

Занятие с воспитанниками подготовительной группы "Развиваем логическое мышление"...

Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей. Логические игры для детей

Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей.Логические игры для детей...

Конспект занятия "развиваем логическое мышление"

Конспект занятия на развитие логического мышления у детей подготовительной группы...

Занятие «Развиваем логическое мышление»

«Развиваем логическое мышление». Введение. Вопрос развития логического мышления старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно ...