Статья "ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья (старшая группа)

Томсон Людмила Андреевна

В статье раскрываются основные характеристики патриотического воспитания старших дошкольников, основные характеристики досуговой деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников, обосновали влияние проектной деятельности как особого средства патриотического воспитания старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme_lyusya_27.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Томсон Людмила Андреевна,

 воспитатель ГБДОУ детский сад №78 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования заключается в выявлении возможностей влияния проектной досуговой деятельности на патриотическое воспитание старших дошкольников.

В статье раскрываются основные характеристики патриотического воспитания старших дошкольников, основные характеристики досуговой деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников, обосновали влияние проектной деятельности как особого средства патриотического воспитания старших дошкольников. 24

Научная новизна исследования заключается в разработке проекта "Я люблю тебя, Россия" досуговой деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников. В результате определено, что, разработанный нами проект не только раскрывает основные механизмы реализации патриотического воспитания, но и в дальнейшем может существенно облегчить практическую деятельность воспитателей, при организации данного процесса

Актуальность

Актуальность исследования проблемы обеспечения досуговой деятельности старших дошкольников по патриотическому воспитанию обусловлена несколькими факторами:

 1. Усиление внимание к патриотическому воспитанию дошкольников со стороны Правительства РФ и Министерства Образования РФ;

2. Появление проектной деятельности как инновационного средства патриотического воспитания;

 3. Возможность дошкольного учреждения использовать проектную досуговую деятельность.

4. Отсутствие у дошкольного учреждения богатого опыта использования проектной досуговой деятельности старших дошкольников по патриотическому воспитанию.

Мы предположили, что патриотическое воспитание старших дошкольников средствами проектной досуговой деятельности будет эффективным в том случае, если: доминантой его содержания является нравственный компонент; оно строится с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом, опоры на эмоциональночувственную сферу ребенка; оно включает в себя различные формы и методы досуговой деятельности; оно представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребёнка, при этом создается эвристическая среда в детском саду и в семье. 25

Для достижения поставленной цели и подтверждения исходной гипотезы мы сформировали программу исследования.

Теоретический этап

 На первом теоретическом этапе с помощью анализа различных источников литературы мы выявили основные характеристики патриотического воспитания старших дошкольников, основные характеристики досуговой деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников, обосновали влияние проектной деятельности как особого средства патриотического воспитания старших дошкольников.

Как показало исследование старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, именно в этом возрасте одной из важных достижений психического развития ребенка является формирование социальной позиции, которая в свою очередь является основой патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста - сложный педагогический процесс, решающий целый комплекс задач и реализующийся через различные формы и методы работы, в том числе и через досуговую деятельность. Формами организации досуговой деятельности по патриотическому воспитанию старших дошкольников являются активный и пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка, которое происходит под руководством взрослых. На сегодняшний момент в дошкольных образовательных учреждениях активно внедряется метод проектов, метод проектов досуговой деятельности является эффективным средством патриотического воспитания старших дошкольников.

Констатирующий этап

 На втором диагностическом этапе с помощью анализа используемых дошкольным учреждением образовательных программ, изучили программнометодическое обеспечение досуговой деятельности старших дошкольников по патриотическому воспитанию, а с помощью бесед и наблюдений за детьми, анализа продуктов детской деятельности- определили уровень сформированности нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста. 26

Констатирующий этап проводился в ГБДОУ №78 Фрунзенского района СанктПетербурга. С целью выявления особенностей представлений детей о родной стране и отношения к ней мы провели: индивидуальную беседу «Моя Родина» (а/м Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок) Анализ исследования показал, что дети имеют низкий уровень знаний о своей стране – 44,4 % воспитанников не знают названия страны, города 77,8%- своего адреса; , только 61,1% не узнает флаг, герб, гимн; у 83,3% отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; 88,9% плохо знают названия улиц 88,9% не могут назвать народные праздники, игрушки. С целью уточнения представлений детей о Родине, выявление смысла слова «Родина», чувств, которое оно вызывает у старших дошкольников, мы провели анализ рисунков на тему «Моя Родина».

 Анализ показал, что у 66,7% воспитанников Родина отождествляется с городом панельных многоэтажек (без достопримечательностей), 27,8%- с объектами природы (лес, поля, деревня), 5,6%- с военными событиями, связанными с Великой Отечественной Войной

 С целью определения проявления интереса к особенностям своей страны, желание узнать о ней больше, мы организовали наблюдение за деятельностью детей в уголке патриотического воспитания «Моя Родина». Анализ наблюдения показал, что 38,9% воспитанников не проявляют интереса к уголку патриотического воспитания; 72,2 % не обращаются к пособиям (книгам о городе, фотоальбомам, изделиям народных промыслов, народным игрушкам, куклам в национальных костюмах, раскраскам с видами природы в разное время года, разнообразным настольным играм (пазлы, вкладыши, конструкторы); 94,4% - не обращается к воспитателю за разъяснениями; 88,9%- не беседуют об увиденном.

Подводя итоги диагностического этапа, мы выяснили, что ¬ Программы, реализуемые в ГБДОУ №78, подразумевают активное патриотическое воспитание дошкольника.

Наиболее распространенные формы и методы патриотического воспитания старших дошкольников в ГБДОУ№ 78 являются: игровые и комплексные занятия; 27 самостоятельная игровая деятельность детей; самостоятельная продуктивная деятельность детей; выставки; творческие задания; элементы драматизации; наблюдение; обсуждение; активное слушание.  

Знания и интерес к родной стране и городу у старших дошкольников находятся на низком уровне. Таким образом, мы сделали вывод, что, создавав программно-методическое обеспечение досуговой деятельности старших дошкольников по патриотическому воспитанию, а именно проект «Я люблю тебя Россия», включающий в себя отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество, мы будем способствовать формированию новых знаний, умений, навыков и активной социальной позиции, как основы патриотизма.

Формирующий этап

На третьем формирующем этапе был разработан типовой проект "Я люблю тебя, Россия" досуговой деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников. Цель проекта: патриотическое воспитание старших дошкольников средствами проектной досуговой деятельности. Задачи проекта: Образовательные:  

Создание условий для реализации проектной досуговой деятельности Совершенствование форм проектной досуговой деятельности

Развивающие:  

Закрепить знания о государственной символике РФ ¬ Воспитывать чувство гордости за свою страну ¬ Воспитывать интерес к истории своей Родины ¬ Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством ¬ Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках 28 ¬ Расширять знания о малой родине ¬ формирование положительного отношения к природе родного края; ¬ Повышение культурно-образовательного уровня родителей в области патриотического воспитания ¬ Повышение педагогической грамотности родителей Воспитательные: ¬ Создание педагогически целесообразной семейной среды. ¬ Воспитание любви к своей Родине Организационные: ¬ Определение направлений деятельности воспитательной работы и создание развивающей среды для родителей и детей дошкольного возраста; ¬ Разработка плана мероприятий на текущий месяц; ¬ Обеспечение кадрового, материально-технического, методического ресурсов. Проект рассчитан на год, и реализовывался по следующим направлениям: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество. Направление «Отдых» включало в себя тематические прогулки («Лес, точно терем расписной», «Зимушка- Зима» и т.д.), игротеки на улице с использованием русских народных подвижных игр, слушанье классической музыки русских композиторов перед сном.

 Направление «Развлечения» включало в себя концерты, музыкальнолитературные композиции, игры забавы и музыкальные игры, различные виды театра. Направление «Праздники» включало в себя празднование памятных дат этнокалендаря. Направление «Самообразование» включало в себя организацию выставок книг по патриотической направленности («О героях былых времен», «Сказки народов России» и т.д.), прикладного народного творчества, коллекций («Знаете, каким он парнем был?» (коллекция марок к Дню космонавтики), «Это праздник со слезами на глазах » (коллекция открыток к дню победы) и др.) 29 Направление «Творчество» включало в себя организацию выставок рисунков, поделок из природного материала, выпуск стенгазет, приуроченных к датам этнокалендаря.

Уровни патриотического воспитания

Для себя мы сформулировали уровни патриотического воспитания дошкольников- высокий, средний и низкий.

Высокий уровень - знает название столицы, страны, свой адрес; называет и узнаёт (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города, улицы; знает и узнаёт флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно - климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.

Средний уровень - знает название страны, столицы, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого) ; затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень - не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Оценочный этап

На четвертом этапе- оценочном, для выявления эффективности реализуемого нами проекта, мы повторили используемые методики: беседу «Моя Родина», анализ рисунков на тему «Моя Родина», наблюдение за деятельностью детей в уголке патриотического воспитания. 30

Результаты беседы «Моя Родина» показали, что дети имеют средний и высокий уровень знаний о своей стране –100% воспитанников знают названия страны, города; 50%- называют свой адрес, 88,9% узнает флаг, герб, гимн; 66,7% знают о достопримечательностях родного города; 66,7% знают названия улиц Фрунзенского района, главные улицы Санкт-Петербурга; 55,6% могут назвать народные праздники, игрушки. Повторный анализ рисунков на тему «Моя Родина» показал, что у 66,1% воспитанников Родина отождествляется с Великой Отечественной Войной, 33,3% - с объектами природы (лес, поля, деревня), 5,6- с собственной семьей.

Наблюдение за деятельностью детей в уголке патриотического воспитания показало, что 61,1 % воспитанников проявляют интереса к уголку патриотического воспитания 44,4 % обращаются к пособиям (книгам о городе, фотоальбомам, изделиям народных промыслов, народным игрушкам, куклам в национальных костюмах, раскраскам с видами природы в разное время года, разнообразным настольным играм (пазлы, вкладыши, конструкторы) 66,7% - обращается к воспитателю за разъяснениями; 77,8%- беседуют об увиденном.

Таким образом итоговая диагностика подтвердила эффективность реализованного нами проекта "Я люблю тебя, Россия" как средство патриотического воспитания старших дошкольников. Разработанный нами типовой проект "Я люблю тебя, Россия" по организации досуговой деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников не только раскрывает основные механизмы реализации патриотического воспитания, но и в дальнейшем может существенно облегчить практическую деятельность воспитателей, при организации данного процесса.

 Кроме того, наш проект способствует взаимодействию воспитателя и воспитанника, формированию у последнего стремления к овладению знаниями и способами деятельности. Выявленные нами условия эффективности проектной досуговой деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников, позволяют воспитателям наиболее эффективно и целесообразно выстраивать воспитательный процесс: 31

Учет возрастных психолого-педагогических и психологофизиологических особенностей детей;

Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания;

Наличие знания у воспитателей в области использования досуговой деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников;

 Наличие информации о новейших формах и методах использования досуговой деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников;

 Наличие у воспитателей мотивации для организации досуговой деятельности как средства патриотического воспитания старших дошкольников;  

Наличие методических разработок в области досуговой деятельности, способствующих патриотическому воспитанию старших дошкольников;

Наличие эмоционально-привлекательной, познавательно насыщенной развивающей среды: реализация и развитие познавательных интересов детей; опора на индивидуальные потребности и возможности ребенка; самоопределение в выборе видов деятельности; деятельностное взаимодействие детей и взрослых, направленное на достижение результата; поддержка самоанализа достигнутых успехов;

 Наличие ситуации выбора ребенком, разнообразных форм и способов участия в досуговой деятельности;

Наличие совместной рефлексии воспитателей и воспитанников.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что патриотическое воспитание старших дошкольников средствами проектной досуговой деятельности будет эффективным в том случае, если: доминантой его содержания является нравственный компонент; оно строится с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом, опоры на эмоциональночувственную сферу ребенка; оно включает в себя различные формы и методы досуговой деятельности; оно представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребёнка, при этом создается эвристическая среда в детском саду и в семье. 32 подтверждена полностью.

Список литературы

 1. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

2. Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» м.: цгл, 2005. – 247с

3. Бениаминова М.В. Воспитание детей.- 2-е издание.- М.: Медицина, 1986.- стр 188

4. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. – С.190.

5. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф.Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с. (стр 35)

6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

7. Зацепина М. Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...

Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»

1 слайд Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муници...

Экскурсия в музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников (2017 г.)

Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания патриотизма, любви к Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволят вырасти дошкольнику человеком – гражданином ...

Опыт работы по теме «Декоративно - прикладное искусство и ремесла Костромского края как средство патриотического воспитания старших дошкольников»

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...

"Бессмертный полк" нашей группы Проектная деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников.

Людмила СтепановаФотоотчет «Бессмертный полк нашей группы»Проектная деятельность как средство  патриотического воспитания  старших дошкольников."Без знаний прошлого нет буду...