Программа эколого-биологического движения «Юные экологи»
рабочая программа (старшая группа)

Ковалева Нина Николаевна

Программа эколого-биологического движения

«Юные экологи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_ekologi.docx65.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 "Улыбка"

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

 

 

 

      РАССМОТРЕНО:                                       УТВЕРЖДЕНО:

      протокол педагогического совета             приказом от _________ г. №

      от ______________ г. №                             Заведующий________Т.В. Тимошевская

               

                                                         

 

 

Программа эколого-биологического движения

«Юные экологи»

(Программа ориентирована на возраст детей от 5 до 7 лет)

Срок реализации программы 2 года

составитель:

воспитатель 1 квалификационной категории Н.Н. Ковалева.

2020 – 2021 г.

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка…………………………………………...…3
  1. Цели и задачи реализации Программы…………………………….4
  2. Принципы формирования Программы………………………..……5
  3. Особенности Программы…………………………………….......…6
  4. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6
  1. Планируемые результаты освоения программы…………………..7

2.Содержательный раздел

  1. Описание образовательной деятельности…………………………8
  2. Вариативные способы, формы, методы и средства реализации Программы…………………………………………………………………….…33
  3. Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках Программы…………………………………………………………………….…35
  1. Организационный раздел
  1. Организация предметно-пространственной эколого-развивающей среды в МКДОУ………………………………………………………..……….35
  2. Материально-техническое оснащение…………………………...37
  3. Планируемые мероприятия, проводимые в ДОУ по экологическому воспитанию детей………………………………………...…..38

4. Список использованной литературы…………………………………..39

1. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность.»

В.А. Сухомлинский

Программа эколого-биологического движения «Юные экологи» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Срок реализации данной программы – 2 года.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

•        Федеральный закон от 01 сентября 2013г.N 273- ФЗ «Об образовании в РФ» • приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам ДО»

•        приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября2013г.№ 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

•        Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г.№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарном эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

•        Устав ДОУ.

В первый год работы по реализации программы «Юные экологи» дети знакомятся с элементарными понятиями и азами природоведческой деятельности, что в дальнейшем позволит ребятам осознанно применять, как теоретические, так и   практические знания и навыки в данном направлении.

        Программа эколого-биологической направленности ориентирована на создание системы непрерывного экологического образования и просвещения, так же она включает в себя элементы  туристко - краеведческого содержания.         Содержание программы подобрано с учетом особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, характерной дошкольникам эмоциональной отзывчивости, созерцательности, любознательности и направлено на формирование их экологической компетентности.   Считаем, что деятельность всех субъектов образовательного процесса не может ограничиваться количественным проведением занятий в течение недели или месяца. Данная образовательная программа реализуется в рамках всего пребывания ребенка в детском саду и за его пределами – в выходные и праздничные дни совместно с родителями воспитанников.

           На всех этапах реализации программы педагогическая деятельность строится на идеи ситуативной педагогики, которая зачастую предполагает моментальный отказ педагога от запланированных мероприятий и действий в соответствии со сложившейся ситуацией, т.е. необходимостью заняться с детьми тем, что для них наиболее актуально и важно в данный момент.

Целью эколого-биологического движения «Юные экологи» является формирование системы непрерывного экологического образования и просвещения воспитанников МКДОУ №1 «Улыбка»  ЗАТО п. Солнечный, а также развитие экологической культуры родителей воспитанников  посредством  их вовлечения в процесс реализации программы.

        В рамках реализации данной программы ребята получают экологическое развитие, и накопление новых знаний, применение их в деятельности. Дети получают знания и навыки  об отношениях человека и природы на взаимосохраняющих условиях.                  

        В процессе реализации собственных экологических инициатив дети приобретают бесценный опыт решения экологических проблем, что является одной из важнейших задач данной программы, экологически безопасного хозяйствования, постижения гармонии с окружающим миром.

         

1.1. Цели и задачи реализации Программы.

Цель: формирование экологической культуры, создание условий для открытия ребёнком природы, формирование гуманного отношения к ней.

Задачи:

- формировать информационную и здоровьесберегающую компетентности для развития экологически ориентированного поведения и деятельности в природе;

- создать условия для поиска решений экологических проблем;

- познакомить детей с проблемами региональной экологии;

- использовать современные образовательные технологии в процессе ознакомления детей с природой родного края и организации природоохранной деятельности;

- обеспечить непрерывность экологического образования в системе детский сад – семья.

Важным моментом считаем то, что контролем качества реализации образовательной программы ранее являлась педагогическая диагностика, которая показывала уровень освоения ребенком полученных знаний и навыков, однако в настоящее время, в условиях введения ФГОС ДО, развитие ребенка не подлежит непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

        При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Она осуществляется педагогами в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Следовательно, качество образования будет зависеть от условий реализации данной образовательной программы, т.е. от того, насколько грамотно подготовлена предметно-пространственная развивающая среда и уровня квалификации педагога.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Реализация Программа осуществляется по следующим принципам:  

  1. Постепенное наращивание объёма материала: (от рассмотрения 1 – 2 объектов природы, 1- 2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями);  
  2. Использование непосредственного природного окружения, которое составляет жизненное пространство дошкольников;
  3. Постепенное познавательное продвижение дошкольников: от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;
  4. Широкое использование разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных  зелёной зоны дошкольного учреждения, различные виды изобразительной деятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;
  5. Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приёмов, вызывающих у дошкольников положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства; с использованием народных сказок, сказочных персонажей, разнообразных кукол и игрушек, всех видов игр.  

 

1.3. Отличительные особенности Программы.

В Программе не даётся жёсткой привязки задач и содержания экологического воспитания к той или иной теме, что позволяет начать её реализацию в любое время. Отсутствие жёсткой регламентации позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач, что позволяет «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся ребят и не торопить с обязательным усвоением материала дошкольников, развивающихся в медленном темпе.

На всех этапах реализации программы педагогическая деятельность строится на идеи ситуативной педагогики, которая зачастую предполагает моментальный отказ педагога от запланированных мероприятий и действий в соответствии со сложившейся ситуацией, т.е. необходимостью заняться с детьми тем, что для них наиболее актуально и важно в данный момент.

 

1.4. Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

  1. – 6 лет  

 Дети 5 – 6 лет уже имеют элементарные сведения о природе, владею первоначальными навыками ухода за живыми существами. На данном этапе  у детей формируется обобщённое представление о временах года, о домашних животных и др. Дети с удовольствием занимаются творческой деятельностью (рисуют иллюстрации к рассказам и сказкам, изготавливают самодельные книги, организуют выставки).  

  1. – 7 лет

 У детей 6 – 7 лет достаточно развиты  кругозор, наблюдательность, речь, сенсорное восприятие. Дети способны устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать различные мерки, модели, схемы. Заботятся о питомцах  комнаты природы, способны сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Дети видят красоту окружающей природы, обращают внимание на то, как она передаётся в произведениях искусства (музыка, литература, живопись, графика, предметы прикладного искусства), отражают её в разных формах изобразительной  деятельности. Дети приобщаются  к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.  

 

  1. Планируемые результаты освоения Программы

 Планируемые результаты программы «Юный эколог» основаны на положениях ФГОС ДО: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.  Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 В программе «Юный эколог» реализуется принцип интеграции, который, позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности. В процессе образовательной деятельности по эколого-биологическому воспитанию также решаются задачи и других образовательных областей, например, «Речевое развитие».

 Знакомство детей с миром природы осуществляется в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов. Все эти формы работы способствуют интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи. Рассматривая картины с изображением животных, растений, дети учатся понимать вопросы и отвечать на них, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дети учатся устанавливать причинно – следственные связи между различными объектами и явлениями природы.  

В процессе работы по программе одновременно решаются задачи образовательной области «Социально коммуникативное развитие»: воспитание моральных и нравственных качеств; знакомство с правилами поведения на природе; привлечение детей к посильному труду на природе.

Программа движения «Юный эколог» успешно интегрируется с образовательной областью «Художественно – эстетическое развитие». Наблюдение объектов природы побуждает детей к художественно – творческой деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Рассматривание картин художников помогает формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру. Эмоциональному восприятию мира природы способствуют музыкальные произведения.

Также данная программа имеет непосредственную связь с образовательной областью «Физическое развитие»: обогащённая природная среда в помещении и на участке детского сада способствует укреплению здоровья детей.

2.Содержательный раздел

2.1.     Описание образовательной деятельности

В последние годы повышается эффективность развития детского экодвижения и возникает необходимость прогнозирования условий реализации его воспитательного потенциала.

Эффективность экологического воспитания во многом зависит от создания необходимых условий. Работа в этом направлении подразделяется на три блока:

1 блок  «Работа с детьми»

  • Создание эколого-развивающей пространственной среды;
  • разработка содержания экскурсионной и туристкой деятельности, практических природоохранных и агитационных акций;
  • разработка содержания экспериментально - исследовательской деятельности с учетом интереса и инициативы детей, проявляемых в каждом конкретном возрастном отрезке;
  • создание условий для реализации детских проектных замыслов;
  • создание условий для организации театрализованной деятельности экологического содержания, как наиболее приемлемой для выражения детских эмоций и чувств по отношению к окружающему миру.

2 блок «Работа с педагогами»

  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников, участвующих в реализации программы;
  • оказание помощи в организации экологически комфортной среды в групповых комнатах и помещениях ДОУ, на территории дошкольного учреждения;
  • вовлечение педагогов в конкурсное движение, проектную деятельность экологической направленности;
  • обобщение и  тиражирование инновационного опыта на различных уровнях.

3 блок «Работа с семьями воспитанников»

  • Просветительская деятельность родителей воспитанников с целью вовлечения их в экологическую природоохранную деятельность;
  • вовлечение в организацию образовательно-воспитательного процесса;
  • вовлечение в конкурсное движение.

  1. год обучения (5 - 6 лет)

Сентябрь

«Осенние краски»

Формы работы

Содержание

Беседы

«Природа осенью», «Осень в ЗАТО п. Солнечный», «Я увидел что-то интересное…», «Они же живые, их надо беречь и защищать».

Наблюдения, трудовая деятельность

Осенние изменения в природе, наблюдения за птицами и животными на прогулке, осень в Красноярском крае, наблюдение за трудом взрослых.

Сбор листьев на компостную кучу на огороде в саду. «Подари книжке вторую жизнь – спасем одно дерево»

Экскурсии

На пришкольный участок «Осенние работы школьников»

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Сравнение листьев  разных деревьев с помощью лабораторного оборудования, «Почему осенью листья желтеют?», «Дождевые облака».

Дидактические игры

Подвижные игры

«С какого дерева листок»

«Рассели животных по домам»

«Деревья и плоды»

«Экологические знаки».

«Кто быстрее найдёт дерево»

«Собери шишки»

«Ветерок и листья»

«Беги к дереву, которое назову».

Художественное слово и речетворчество детей

С. Маршак» Откуда стол пришел?»

Г. Ладошников « Новый дом»

А . Лопатина « Липкины дары»,

« Жизнь дерева», «Зеленая страна»

З. Александрова « Птичья елка»

Е. Соколова « Живая елочка»

А. Часовников « Лесорубы»

К. Ушинский «Спор деревьев»

К. Ушинский « Дятел»

К. Ушинский « Береза моя, березонька»

Народное творчество

(приметы, поговорки, пословицы)

Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее приход зимы. Сентябрь холодный - в следующем году снег может сойти быстрее обычного.

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная деятельность с родителями

Выпуск групповой газеты «Осень в ЗАТО п. Солнечный»

Изготовление фотоальбома на тему

«Деревья нашей местности».

Октябрь

«Животные»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Домашние и дикие животные», «Животные Красноярского края осенью», «Лесные обитатели нашей местности», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья».

Наблюдение

За домашними животными на территории вокруг сада (выгул собак, кошки)

Дидактические игры

Подвижные игры

«Где чей хвост?»

«Кто где живет?»

 «Зоолото»

 «Где моя мама?»

 «Кто чем питается?»

«Человек и животные»

 «Что делают животные?»

«Дома животных»

«Медведь и пчелы»

«Покажи и назови»

Экскурсия

В Экоцентр «Отличие диких и домашних животных»

Художественное слово и речетворчество детей

«Кот Василий» А.Крылов

«Хрюшки» К.Авдеенко

«Лошадка», «Бычок» В.Берестов

«Верблюд» С.Баруздин

«Спор зверей» К.Ушинский

Самостоятельное составление загадок про животных

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

«Могут ли животные жить в земле?», «Чем нюхает червяк?»

Народное творчество

(приметы, поговорки, пословицы)

Теплый октябрь – к морозной зиме.

Сильные и продолжительные холода - к суровой зиме.

Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.

В начале месяца подул восточный ветер - к скорой сухой погоде, западный - к мокрой, северный - к стуже.

Трудовая деятельность

Уборка урожая на участке в ДОУ

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная деятельность с родителями

Проект «Кто живет в лесах Ужурского района?»

Ноябрь

«Домашние животные»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Почему не всех животных можно держать дома?»

«Дикие и домашние животные. Места обитания», «Какой уход нужен домашним животным».

Наблюдение

За повадками домашних животных

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Опыты  по очистке воды (почему животные могут пить из лужи, а люди нет)

Трудовая деятельность

Правила ухода за домашними животными

Дидактические игры

Подвижные игры

 «Помоги построить дом»

 «Породы собак»

 «Домашнее или дикое животное?»

 «Кто чем питается?»

«Лохматый пес»

«Кошка, корова и овца»

Художественное слово и речетворчество детей

«Ослик» А. Степанов

«Котенок» Е. Благинина

«Барбос»Б. Заходер

«Рассказы о животных» Э.Сетон – Томпсон

«Рассказы о животных» Б.Житков

Народное творчество

(приметы, поговорки, пословицы)

Какая погода в ноябре, такая и в апреле будет. Ясная безоблачная погода в ноябре — признак скорого понижения температуры. Продолжительные и сильные похолодания в ноябре - к суровой зиме. Если в начале ноября выпал снег – к ранней весне. Много снега - к богатому хлебу

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная деятельность с родителями

Волонтерская акция: «Сбор кормов и средств гигиены в приют для животных»

Декабрь

«Узоры на окне»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Зимняя сказка укрыла поля…»

Наблюдение

За зимними природными явлениями

Трудовая деятельность

Постройка снежных фигур

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Свойства воды и снега

Зимние узоры на стекле

Дидактические игры

Подвижные игры

«Когда так одеваемся?»

«Когда это бывает?»

 «Что взять на прогулку?»

«Что забыл нарисовать художник?»

«Угадай и покажи»

 «Снежки»

Художественное слово и речетворчество детей

«Мама, глянь-ка…»  А Фет

«Декабрь» С. Маршак

«Чародейкою зимою» Ф Тютчев

«Белые стихи» С.Михалков

Знакомство с правилами составления ребусов (составление ребусов о зиме)

Народное творчество

(приметы, поговорки, пословицы)

Если зима не наступила в декабре и январе, то не ожидай прихода зимы до 10 февраля.

Большой иней, бугры снега и глубоко промерзшая земля в декабре - к урожаю.

Иней в декабре - к урожаю овса.

Северный декабрьский ветер - к большим морозам.

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Выпуск групповой газеты «Узоры на окне», №2

Конкурс: «Снежинка своими руками»

Январь

«Комнатные цветы, растения»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Какие растения называют комнатными?», «Правила ухода за комнатными растениями зимой»

Наблюдение

За различными видами комнатных растений, имеющихся в группе

Трудовая деятельность

Уход за комнатными растениями в уголке природы и дома

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Влияние солнечного света, воздуха и воды на произрастание комнатных растений

Дидактические игры

Подвижные игры

«Угадай растение по описанию»

«Найди такое же»

«Чей цветок»

«Найди по описанию»

«1,2,3 – до цветочка добеги»

«Назови, изобрази»

Художественное слово и речетворчество детей

«Хрустит под окошком морозный снежок, стоит на окошке зеленый цветок» А. Музычева

«Цветы нам дарят вдохновенье» М. Львовский

«Цветок» А.Пушкин

Народное творчество

(приметы, поговорки, пословицы)

«Если цветет растение на окне, то к благополучию в доме»

«Забота растению – счастье в дом хозяевам»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Стенгазета: «Домашняя оранжерея»

Февраль

«Зимующие и кочующие птицы»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Зимующие и кочующие птицы»

Наблюдение

За птицами

Экскурсия

В парк, на пришкольный участок

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Исследование на тему «Соответствие формы клюва разнообразию корма птиц»

Дидактические игры

Подвижные игры

«Что за птица?»

«Чего не бывает?»,

«Назови птицу с нужным звуком»

«Птичья столовая»

«Свиристели, снегири»

Художественное слово и речетворчество детей

«Снегири» А. Прокофьев

«Еду.Тихо.Слышнызвоны..» С.Есенин

«Кормушка» Р.Бухараев

«Вот ворона сидит на заборе..»Н.Рубцов

«На дворе морозище…» Н.Звягинцева

Составление рассказов о птицах

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«Вороны летают стаей – к морозу»

«Птицы садятся ближе к стволу дерева – к холоду»

Трудовая деятельность

Изготовление кормушек и подготовка подкормочных площадок, сбор корма

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная деятельность с родителями

Конкурс – акция «Подкормите птиц зимой»

Фотовыставка «Птицы в нашем ЗАТО п. Солнечный»

Март

«Весенняя капель»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Приметы весны»

Наблюдение

«К нам пришла весна!»

Экскурсия

«Весна-красна в лес позвала»

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Эксперименты и опыты с водой, песком и землей, проращивание семян.

Трудовая деятельность

Выкапывание канавок для ручейков на площадке

Дидактические игры

Подвижные игры

«Весенняя полянка»

«Шкатулка с первоцветами»

«Какой листок?»

«Приметы весны»

«О чем расскажет ветерок»

«Кап, кап, кап, поет сосулька»

«Песенка весны»

Художественное слово и речетворчество

«Пробудившись ото сна» В. Лунин

«Кутерьма» В. Орлов

«Пройдет зима» С. Дрожжин

«Когда от весны удирала зима» В. Орлов

Сочинение сказки о весне

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

« Щедра весна на тепло, да скупа на время»

«Синие облака в апреле – к теплу»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Выставка «Приметы вены»

Выпуск групповой газеты «Первоцветы», №3

Апрель

«Перелетные птицы»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Скворцы прилетели!»

Наблюдение

Весенние повадки птиц

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Рассматривание перьев птиц с помощью лупы – различия и сходство

Экскурсия

В близлежащий лес

Организация мероприятия

Викторина «Праздник птиц»

Дидактические игры

Подвижные игры

«Перелетные птицы»

«Расскажи о птице»

«Чье это крыло?»

«Чей голосок?»

«Угадай, что я за птица»

«Птицы прилетели»

Художественное слово и речетворчество детей

«Ждем весну» П.Образцов

«Сельская песенка» А.Плещеев

«Травка зеленеет» А.Плещеев

Составление описательных рассказов о птицах

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

Птицы гнезда вьют на солнечной стороне – к холодному лету.

Ранний прилет жаворонка – к ранней весне.

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с  родителями.

Изготовление и размещение скворечников

Акция «Обеспечим птиц жильем!»

Май

«Деревья»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Зеленые легкие планеты», «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли насекомые, не прилетели птицы, не было бы воды)

Наблюдение

За набуханием и распусканием почек

Экскурсия

На пришкольную аллею

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Особенности коры у разных видов деревьев и кустарников. Что прячет кора деревьев?

Трудовая деятельность

Очистка территории от сухих ветвей и мусора

Дидактические игры

Подвижные игры

«Ветер листики порвал»

«Части деревьев»

«Угадай, чего не стало»

«Раз, два, три – к дереву беги»

«Зашумел ветерок, закачался листок»

Художественное слово и речетворчество детей

С. Маршак (из Джонни Родари) «Чем пахнут ремёсла»

С. Маршак» Откуда стол пришел?»

Г. Ладошников « Новый дом»

А . Лопатина « Липкины дары»,

« Жизнь дерева», «Зеленая страна»

З. Александрова « Птичья елка»

Е. Соколова « Живая елочка»

А. Часовников « Лесорубы»

К. Ушинский «Спор деревьев»

К. Ушинский « Дятел»

Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы)

«Если много рябины уродилось, то осень будет дождливой»

«Не увидишь дерева выше сосны»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Проект «Дерево нашего участка»

Июнь

«Летние чудеса»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Здравствуй, лето!»

Наблюдение

Приметы лета

Трудовая деятельность

Подготовка грядок к посадке овощных культур

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Смогут ли существовать растения  и насекомые  друг без друга?

Рыхление почвы червяками.

Экскурсия

На полянку

Дидактические игры

Подвижные  игры

«Вершки и корешки»

«Лето нам всем принесет…»

«Приметы лета»

 « Расскажи о…»

«Медведь и пчелы»

«С цветочка на цветок»

Художественное слово и речетворчество детей

«Букетик цветов» Н. Майданик

«Беззаботное лето» И. Бутримова

«В поле» Т. Белозеров

«Июль» Т. Северянин

Ребусы о лете (составление)

Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы)

«Не думай о долгом лете, а думай о теплом»

«Вороны часто кричат – к дождливой погоде»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Поход в лес «Летние чудеса»

Выпуск групповой газеты «Отдыхаем с пользой», № 4

Июль

«Насекомые»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Эти удивительные насекомые»

Наблюдение

За насекомыми

Трудовая деятельность

Наведение порядка на огороде в саду

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Для чего в природе нужны насекомые?

Рассматривание комара и мошки под микроскопом

Дидактические игры

Подвижные игры

«Кто что делает?»

 «На полянке»

«Из каких частей состоит муха?»

 «Чем питаются насекомые?»

«Бабочки»

«Жук летел, упал не встал…»

Художественное слово и речетворчество

«Бабочка» А. Павлова

«Жучкины заботы» М.Александрова

«Бабочка» В. Барданов

«Божья коровка» И. Мордовина

«Братишки-муравьишки» Е. Жданова

Сочинение описательных рассказов о насекомых

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«Если муравьи прячутся в муравейник – к дождю»

«Если мухи пропали – к холодной погоде»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Проект «Насекомые»

Август

«Гербарий»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Что такое гербарий. Для чего заготавливают лекарственные растения»

Наблюдение

За лекарственными растениями в различных условиях (луг, лес, город)

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Отличительные особенности запаха различных лекарственных растений

Экскурсия

В аллею выпускников

Дидактические игры

Подвижные игры

«Чей цветок?»

«Какое растение?»

«Помогает от чего?»

«Найди такой же»

«Где произрастают?»

«Часы Флоры назови и скорее к ним беги»

«От листочка и к листку»

Трудовая деятельность

Собирание лекарственных трав

Художественное слово и речетворчество

«Июнь» И. Суриков

«Расскажи мне про цветок»М.Абдуллаева

«Репей» И. Токмакова

«Брусника» А. Богдарин

Составление книжки о лекарственных растениях

Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы)

«Если закрылся одуванчик, то жди дождя»

«Если листочки клевера начинают выпрямляться, значит будет дождь»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Составление семейного гербария

2 год обучения, 6 – 7 лет

Сентябрь

«Не жги опавшую листву»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Использование опавшей листвы»

Наблюдение

За работой взрослых по сгребанию листвы

Трудовая деятельность

Укрытие корней деревьев и кустов опавшей листвой

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Почему в кучке листвы ладоням тепло (Как преет листва)

Дидактические игры

Подвижные игры

«От какого дерева лист»

«Сравни и назови»

«Что увидел – расскажи»

«Летел, летел листок»

«Надвигается гроза, быстро прячьтесь – кто куда»

«У кого какой листок, быстро подбеги, дружок»

Художественное слово и речетворчество детей

«Листопад» В. Голяровский

«Утром мы во двор идем» Е.Трутнева

«Осень» М. Ивенсон

Составление ребусов об осени

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«Если услышишь гром в сентябре, то осень будет теплая»

«Редкие облака – будет ясно и холодно»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Конкурс листовок «Мусор и листья я не сожгу!»

Выпуск групповой газеты «Огонь на улице» № 5

Октябрь

«Тепло в доме»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Зачем утеплять дом?», «Утеплим окна и двери»

Наблюдение

За работой младших воспитателей по подготовке групп к зимнему сезону

Трудовая деятельность

Помощь младшему воспитателю в утеплении окон

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Сравнение ламп накаливания от ламп энергосбережения

Дидактические игры

Подвижные игры

«Шубка для Мишутки»

«Теплое – холодное»

 «Тепло Земли»

 «Определи»

«Воробышки и автомобиль»

«Салки у Наталки»

Художественное слово и речетворчество детей

«Солнышко с теплом…» Дж. Вильсон,

«Когда уходите…» О. Хайям

«А солнца хватит…» Р. Рождественский

Составление книжки-раскраски «Про тепло в доме»

Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы)

«Зима лодыря морозит»

« Говорят, что в октябре – до обеда осень, а после обеда  - зима»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Акция «День добра и понимания»

Ноябрь

«Здоровый образ жизни»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«За здоровый образ жизни», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

Наблюдение

За учащимися на спортивной площадке школы, за лыжниками.

Экскурсия

 Спортивная школа ЗАТО п. Солнечный

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Опыты с воздушным шариком: «Что мы едим» (как выглядит наш желудок при попадании в него различного рода пищи)

Дидактические игры

Подвижные игры

«Кому что нужно»

«Что такое хорошо и что такое плохо» «Азбука здоровья»

«Полезные и вредные овощи»,

«Правила гигиены»

«Мы зарядку делать будем…»

«Что нужнее для людей, что важнее для зверей?»

Художественное слово и речетворчество детей

«Послушай, Мишка, не кушай лишка…» Е.Шумская

«Самый чистый, самый умный…» Е.Силенок

«Ты с красным солнцем дружишь…» С. Островский

Четверостишия про ЗОЖ

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Быстрого и ловкого болезнь не догонит»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Мастер-класс: «Вторая жизнь упаковки»

Проект «Спорт в моей семье»

Декабрь

«Не рубите елочку»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Не рубите елочку!»

Наблюдение

За елями на центральной аллее детского сада

Трудовая деятельность

Украшение елочки в группе

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Сравнение стволов и ветвей елей и елочек

Экскурсия

На аллею ЗАТО п. Солнечный

Дидактические игры

Подвижные игры

«Елочка»

«Украсим елочку»

«Живая елочка»

«Назови части»

«У зеленой елочки…»

«Что нам елка принесла?»

Художественное слово и речетворчество детей

«Елочка» О. Высотская

«В снегу стояла елочка» С. Михалков

«Вот она елочка наша» В. Донникова

Сочинения  - загадки о хвойных деревьях

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«Ель не сосна, шумит неспроста»

«Нельзя рубить вековую ель – неприятностей не оберешься»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Выпуск групповой газеты «Новогодний огонек!», № 6

Конкурс поделок «Елочка-красавица»,

Фотомарафон: «Моя елочка»

Январь

«Подкормите птиц зимой»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Птицам помогаем – природу сохраняем!»

Наблюдение

У кормушек и подкормочных площадок в саду

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

«На какую кормушку прилетят птицы?»

Трудовая деятельность

Оборудование новых подкормочных площадок в микрорайоне

Экскурсия

К кормушкам и подкормочным площадкам

Дидактические игры

Подвижные игры

«Летает – не летает»

«Что за птица?»

«Части тела»

«Чье перо?»

«Чем питается?»

«С веточки на веточку»

« Раз снежинка, два снежинка…»

Художественное слово и речетворчество детей

«Поет зима, аукает» С. Есенин

«Воробей» Е. Жданова

«Ворона» В. Орлов

«Откуда вы, синицы?» А. Барто

Составление книжки – малышки о зимующих птицах

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«Птицы хохлятся к непогоде»

«Утром кричат синицы – к морозу»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Участие в конкурсе – акции «Подкормите птиц зимой »

Мастер-класс «Птички из фантиков»

Организация в ДОУ конкурса «На лучшую кормушку»

Февраль

«Экономим воду и электроэнергию»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Экономия воды и электроэнергии»

Наблюдение

За техническими устройствами по учету воды и электроэнергии

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Сравнение текущей воды из крана (по капле, струйкой)

Трудовая деятельность

Учимся экономно тратить воду при мытье игрушек и занятиях в светлое время дня

Дидактические игры

Подвижные игры

«Экономь и береги»

«В чем разница?»

«Вода нужна – кому?»

 «Найди разницу»

«Капелька»

«Салки»

Художественное слово и речетворчество детей

«Ручеек и речка» С. Олегова

«Что в прозрачной капельке воды?» С. Олегова

«Вчера и сегодня» С. Маршак

«Про электроэнергию» А. Пищуров

Сочинение рассказов о теплоэнергии и воде

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«Окна запотели – жди потепления»

«Воробьи чистят перья к теплой погоде»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Выставка «Вода – источник жизни»

Март

«Не рвите первоцветы!»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Почему нельзя рвать первоцветы?»

Наблюдение

За появлением первоцветов на территории сада

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Пересаживание фиалки одноцветковой

Экскурсия

К местам произрастания первоцветов

Дидактические  игры

Подвижные игры

«Назови и покажи»

«Что за цветок?»

 «Лепесток какого цветка?»

«Опиши и покажи»

«На цветочке, на листочке»

«От цветка к цветку»

Художественное слово и речетворчество детей

«Шла весна неспешным шагом» Л. Шмидт

«Весенние цветы» Л. Полякова

«Жемчужные подснежники» А. Севостьянов

«Букеты первоцветов» Т. Овчинникова

Сочинение слоганов на тему «Первоцветы береги!»

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«На закат солнце красное – будет ветренная погода»

«Собака катается по земле – к дождю или к снегу»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная работа с родителями

Акция «Не рвите первоцветы!»

Выпуск групповой газеты «Береги росточек», №7

Апрель

«Готовим и развешиваем скворечники к прилету птиц»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Зачем нужны скворечники?»

Наблюдение

За прилетом птиц

Экскурсия

В лес слушать голоса птиц

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Рассматривание и сравнивание строения птичьих крыльев и хвостов

Трудовая деятельность

Помощь в подготовке скворечников

Дидактические

Подвижные игры

«Чье крыло?»

«Кто как поет?»

«Узнай по описанию»

«Покажи и расскажи»

«Птичья столовая»

«День – ночь»

Художественное слово и речетворчество детей

«Птичка» Я. Полонский

«Ласточка» Г. Державин

«Под тенью раскидистой ивы» Л. Модзилевский

Составление кроссворда о перелетных птицах

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«Увидел скворца – значит весна у крыльца»

«Красна птица пением, а человек умением»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная деятельность с родителями

КВН «Перелетные птицы»

Мини-проект «Каждой птице нужно свое гнездо»

Май

«Субботник»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Что такое субботник»

Наблюдение

За уборкой территории вокруг детского сада

Экскурсия

На пришкольную территорию

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Разбивание клумбы на месте мусорной кучи в микрорайоне

Трудовая деятельность

Уборка игровой площадки

Дидактические игры

Подвижные игры

«Чем отличается?»

«Убираем всей семьей»

«Идеальный порядок»

«Поможем маме»

«Кто как помогает»

«Краски»

Художественное слово и речетворчество детей

«Разгром» Э. Успенский

«Что взяла – клади на место» З. Александрова

«Будем мусор убирать…» А. Вихлянцева

Сочинение слоганов на тему «Субботник»

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«Летом каждый кустик ночевать пустит»

«Хорошо рябина цветет – к обильному урожаю»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная деятельность с родителями

Проектная деятельность на уровне ДОУ

Фотовыставка «Моя семья на субботнике»

Июнь

«Расскажи родным и друзьям о природе»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Природа – источник знаний»

Наблюдение

«Природа во всех ее проявлениях»

Экскурсия

«Красивые места ЗАТО п. Солнечный»

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

«Бумаге- вторую жизнь!» (изготовление бумаги)

Трудовая деятельность

Уборка мусора на территории детского сада

Дидактические игры

Подвижные игры

«Что тебе нравится?»

«Расскажи всем друзьям о природе»

«Составь картинку»

«Как закрутится волчок»

«Передай другу»

Художественное слово и речетворчество детей

«Рассвет» А. Блок

«Поле» И. Никитин

«Зеленый шум» Н. Некрасов

Коллективное сочинение «Природы легкое мгновенье»

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«Если ветер усиливается – к смене погоды»

«Темные облака сгустились низко над землей – погода будет ненастная, но осадков не будет»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная деятельность с родителями

Принятие детей в ряды «Юные экологи»

Июль

«Сохрани леса от пожара»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

«Отдыхая на природе, не навреди ей!»

Наблюдение

За деревьями на территории около сада

Трудовая деятельность

«Очистим лес!»

Экскурсия

В лес

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Что сталось на месте кострищ?

Дидактические игры

Подвижные игры

«Семь бед – один ответ»

«Берегите природу!»

«Знай правила поведения в природе!»

«Что неправильно сделал Незнайка?»

«Помогаем белочке»

«Кто быстрее?»

Художественное слово и речетворчество детей

«Друзья, оглянитесь вокруг» М. Скрипкин

«Берегите, люди, лес» Д. Рагозин

«Берегите природу» О. Воронова

Составление книжки – малышки «Берегите лес от пожара!»

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«Хлопотно летом, зато сытно зимой»

«Перед плохой погодой усиливаются запахи»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная деятельность с родителями

Конкурс - акция «Сохраним леса от пожара!»

Август

«Посади дерево на аллее выпускников»

Формы работы

Содержание работы

Беседа

От чего зависит приживаемость саженца при посадке

Наблюдение

За посаженными деревьями и кустарниками на территории сада

Экскурсия

На аллею выпускников

Опытно-эксперементальная и исследовательская деятельность

Сравнение ствола у комля и на высоте 1 метр

Трудовая деятельность

Высадка деревьев под  лозунгом «Укрась малую Родину зеленым нарядом»

Дидактические игры

Подвижные игры

«Сравни кору деревьев»

 «Чей листок?»

 «Дерево и куст»

« Изобрази дерево»

«Что мы делаем на скажем»

Художественное слово и речетворчество детей

«Липка» П. Воронько

«Береза» А. Жигулин

«Берегите природу» С. Ракова

Составление ребусов из названий деревьев

Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки)

«Зимой хвойное дерево кажется зеленее»

«Летом лес щедро распахивает свои кладовые и отдает свои дары»

Продуктивная деятельность

Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей

Совместная деятельность с родителями

Семейный клуб «Посади свое дерево»

Выпуск групповой газеты «До свидания, детский сад!», №8

2.2.  Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

В ходе реализации программы движения «Юные экологи» используются различные виды практической деятельности:

— выращивание растений;

— поддержание необходимых условий для животных и птиц (зимнюю подкормку птиц);

— ведение календарей природы;

— участие в подготовке и проведении акций.

В ходе работы по программе широко используются сказки, рассматривание иллюстраций, просмотр картин, плакатов, видеофильмов, прослушивание аудиозаписей,  вызывающие у детей положительные эмоции и чувства.  

Формы работы

— наблюдение;

— прогулки (экскурсии);

— решение проблемных ситуаций;

— экспериментирование;

— коллекционирование;

— моделирование;

— познавательно – исследовательские проекты;

— игры и игровые обучающие ситуации;

— акции;

— творческие проекты;

— беседы;

— игровые обучающие ситуации с использование игрушек и литературных персонажей;

— ведение различных календарей.

 

Образовательные области

Формы работы, содержание мероприятий

Социально – коммуникативное развитие  

- сюжетно – ролевые игры

- беседы

- решение проблемных ситуаций

- рассматривание плакатов, наглядно - дидактического материала

Познавательное развитие

Ознакомление с природой родного края:

- сбор коллекций

- прогулки по экологической тропе ДОУ

- акции, проекты

- экскурсии по ДОУ, по ближайшим улицам села

- беседы «Растения и животные моего края», «Родина большая и малая», «Символ села - берёзка»

- выставки, конкурсы

- рассматривание открыток, фотографий о природе

- экспериментирование  

- ведение календарей

Художественно – эстетическое развитие  

- рассматривание репродукций картин художников Новосибирской области

- творческие проекты

- посещение выставок, музея

- развлечения, досуги

- моделирование макетов

Речевое развитие

- игры – путешествия по родному селу

- беседы по фотографиям, обучающим картинкам о природе родного края

- чтение стихов, рассказов

- проекты

Физическое развитие  

- спортивные мероприятия

- проекты

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с детьми.

5-6 лет

Формы и методы работы с детьми 5 – 6 лет разнообразны, так же как и в средней группе это циклы наблюдений за растениями и животными, ведение различных календарей, непрерывная образовательная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.  

В старшей группе на протяжении всего учебного года в ходе работы с дошкольниками систематически используются произведения В. Бианки, сюжеты которых доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.  

Значительное место в методике работы с дошкольниками отведено творческой деятельности: рисованию иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бианки, изготовлению самодельных книг, организации выставок. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.  

6 - 7 лет

 В подготовительной группе работы с детьми по экологическому воспитанию (познание детьми явлений живой и неживой природы, их практическая деятельность с растениями и животными, разные формы взаимодействия) строится вокруг чтения книги В. Танасийчука «Экология в картинках»  

  1. знакомство детей с особенностями приспособления животных и растений к среде обитания (рассказы «Почему белые медведи не живут в лесу?», «Где зимуют лягушки?», «Слепые землекопы» и др.)
  2. знакомство со взаимосвязями живых организмов внутри биоценозов (рассказы «Цепочки в лесу», «Невидимые весы» и др.)
  3. введение в различные аспекты взаимодействия человека с природой (рассказы «Морские коровы и Красная книга», «Что такое кислый дождь» и др.)

Чтение книги осуществляется в течение всего учебного года и органично сочетается со всеми другими формами работы. Чтение книги перемежается с наблюдениями в комнате природы, на участке детского сада, в ближайшем природном окружении, беседами, рассматриванием картин. Таким образом, знакомство детей с явлениями природы выстраивается в одну общую систему работы, которая последовательно осуществляется на протяжении всего учебного года. Логика этой системы задается сезонными событиями в природе и книгой В. Танасийчука.  

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов работы. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: экскурсии, прогулки.  

Наблюдение важно ещё и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность, рассказы детей на основе впечатлений, заполнение календарей природы и пр.).  

Важным методом экологического воспитания является слово. В предлагаемой системе работы словесный метод связан, прежде всего, с чтением книги «Экология в картинках»: чтение рассказов (чаще всего неоднократное), вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ рассказов детьми, беседы о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, позволяющие детям понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.  

Особое внимание уделяется занятиям комплексного, обобщающего и углубленно – познавательного типа, на которых у детей формируются обобщённые представления о явлениях природы, о взаимосвязях в природе, закономерных процессах. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая дошкольникам понять причинно – следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в комнате природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой.  

В конце 2 года ребят торжественно посвящают в «Юные экологи». В нашем ДОУ с некоторых пор существует традиция – выпускники МКДОУ №1 «Улыбка» высаживают саженцы различных деревьев на «Аллее выпускников», которую смогли организовать совместными усилиями педагоги и родители.

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции представляют собой комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми.

В ходе работы по экологическому воспитанию уделяется внимание и физическому развитию: дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.  

2.3.  Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

На информационном стенде педагоги размещают памятки, брошюры на экологическую тематику, оформляет фотовыставки, выставки детского творчества, создаёт альбомы. Привлекают родителей к сбору природных материалов. Педагоги советуют родителям, какие провести беседы с детьми, наблюдения во время прогулки, прочесть произведения. Организуют посещение библиотеки, музея, экскурсии по селу. Педагоги создают презентации, слайд – шоу.  

3.Организационный раздел

3.1.         Материально-техническое обеспечение Программы.

Книги и наглядные пособия

В детском саду в наличии имеется художественная и познавательная литература о природе (Л. Толстой, С. Аксаков, М. Пришвин, Н. Сладков, К. Паустовский, В. Чаплин, В. Зотов, Е. Чарушин, В. Бианки), классические русские народные сказки с красочными иллюстрациями.  

В детском саду в наличии имеются, цветные иллюстрации, карты мира, России (физические и политические), глобус, картины с изображением различных природных зон, времён года, трудовой деятельности человека в природе, диких и домашних животных, научно – познавательные фильмы.  

С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог»  

С.Н. Николаева Система работы в младшей группе детского сада 3- 4 года

С.Н. Николаева Система работы в средней группе детского сада 4- 5 лет

С.Н. Николаева Система работы в старшей группе детского сада 5- 6 лет

С.Н. Николаева Система работы в подготовительной группе детского сада 6- 7 лет

А.С. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду (старшая группа)»

Е.А. Щербанева «Занимательная экология» (младшая группа)

С.Н. Теплюк «Занятия на прогулках» (младшая группа)

Е.И. Золотова «Знакомство дошкольников с миром животных»

И.А. Белова, М.В. Кузнецова «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников»

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (младшая группа, подготовительная группа)

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (средняя группа, старшая группа)

 

Произведения искусства

В наличии имеются репродукции картин с изображением природы («Золотая осень», «Март», «Русская зима», «Первый снег», «Конец зимы», «Грачи прилетели», «Лесные дали», «Рожь», «Утро в сосновом бору», «Сумерки. Луна», «Болото в лесу», «Осень», «Зимний вечер», «Зима», «Сказка инея и восходящего солнца», «Вешний поток», «Изумруд весны», «весенняя вода», «Весенний вечер», «На озере», «Дубы», «Перед грозой», «Сныть - трава»).  

В детском саду есть коллекция художественных произведений, знакомящих детей с природой. Изделия народных промыслов: посуда, матрёшки, аудиозаписи звуков природы.

3.2. Традиционные мероприятия, проводимые в ДОУ по экологическому воспитанию детей  

Название мероприятия

       

Периодичность проведения

 

Возрастная группа

Старшая группа (5 -6 лет)

Подготовительная группа (6 – 7 лет)

Выпуск и распространение

детьми совместно с родителями и

воспитателями

листовок на различные

темы  

В течение года

+

+

Прогулка – поход

(экскурсии)  по территории села и детского сада

3 раза в год (в осенний, летний, весенний период)

+

+

Проектная деятельность  

В течение года

+

+

Познавательно – развлекательные мероприятия

В течение года  

+

+

Выставки, фотовыставки

В течение года  

+

+

Акции

В течение года  

+

+

Мастер - классы

В течение года  

+

+

 

3.3. Особенности организации предметно – пространственной (эколого – развивающей) среды   в ДОУ

В помещении и на участке воспитанники окружены растениями, вокруг которых воспитатели организуют различную деятельность. Организована «зелёная зона» в ДОУ, так как характерной чертой экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, общение с растениями и животными, наблюдение за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение.  

В уголке природы в группах находятся искусственные аквариумы, живые цветы (монстера, циперус, фикус, плющ, хойя и т.д.), календарь природы, календарь погоды, дневник наблюдений, коллекция камней, ракушек, семян, библиотека познавательной природоведческой литературы, муляжи овощей и фруктов, инвентарь для ухода за растениями, иллюстрации, плакаты). В групповых комнатах организован «огород на окне» где выращиваю лук, чеснок, укроп, петрушка, огурцы, помидоры, цветы).  

На участке ДОУ много клумб с цветами (настурция, бархатцы, астры, вербена, георгины, лилии, флоксы и т.д.). Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.  

На территории детского сада организована «Аллея выпускников», где ежегодно выпускники МКДОУ №1 «Улыбка», ЗАТО п. Солнечный в летний период высаживают саженцы различных деревьев, ухаживают за ними, изучают, имеют возможность присесть на лавочке и помечтать о прекрасном. Мы считаем это мероприятие нашей замечательной традицией!

 

 

 

Список использованной литературы :

1. Воронкевич О.А.  «Добро пожаловать в экологию», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2012.

2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», г. Москва «ВАКО» 2015.

3. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, М.:Аркти, 2001

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю., Педагогический словарь, М., 2003

5.        «Мы» - Программа экологического образования детей // Кондратьева Н.Н.и др. – СПб:Детство – пресс,2003

6. Николаева С.Н. «Юный Эколог»(система работы в подготовительной группе), г. Москва «Мозаика-Синтез» 2010.

7.        Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.:Мозаика – Синтез, 1999

8.        Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2004

9. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2013.

10.        Рыжова Н. «Наш дом – природа».  – Программа экологического воспитания дошкольников – 1998

11.        ФГОС ДО - М., 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рабочая программа эколого-биологической напрвленности "Земляне"

"Рабочая программа" содержит: пояснительную записку, цель и задачи обучения.тематический и переспективный план работы. методы и приёмы обучения. материал для работы, методическое обеспечение использов...

Программа дополнительной образовательной услуги «Юный эколог»

Программа по дополнительной образовательной услуге:   кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ  № 64 «Пингвинёнок»....

Дополнительная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог»

Использование современных информационно-коммуникативных технологий повысит эффективность НОД в дошкольном учреждении...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК»

Цель  - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...