Главные вкладки

    Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
    "Рабочая программа эколого-биологической напрвленности "Земляне"

    Романовская Марина Викторовна

    "Рабочая программа" содержит: пояснительную записку, цель и задачи обучения.тематический и переспективный план работы. методы и приёмы обучения. материал для работы, методическое обеспечение использованную литературу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc178 КБ

    Предварительный просмотр:

    государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

    средняя общеобразовательная школа №5 города Сызрани городского

    округа Сызрань Самарской области структурное подразделение,

    реализующее основную общеобразовательную программу – «Детский сад»,

    расположенный по адресу ул. Новостроящаяся, д.22

    Методическая разработка

    «Рабочая программа

    по эколого-биологическому направлению

     «Земляне»»

     

                                                                                                 

                                                                       Составитель:

                                                                                         воспитатель СП ГБОУ СОШ №5

                                                                          Романовская Марина  Викторовна

    Пояснительная записка

    В последние годы педагоги особенно часто говорят о необходимости воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе, уважения к живому и заботы о нём, необходимости воспитывать в детях доброту, гуманность, умение заботиться о людях, прежде всего  близких,  сопереживать им.

    Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания. Любуясь красотой жизни, человек становится бережнее с ней. Бережливости ко всему живому, окружающей жизни, уважению к окружающим людям и к жизни собственного организма необходимо учиться.

    В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

    Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

    Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому  цель экологического кружка - формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.

    Программа дополнительного образования по эколого-биологическому направлению «Земляне»  в соответствии с Федеральными государственными требованиями направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование целостной картины мира и  расширение кругозора детей.

    При разработке Рабочей программы были использованы методы и приемы, формы организации детской деятельности, описанные в педагогической технологии А.И.Ивановой «Живая экология», направленные на усвоение детьми системы знаний о природе, о существенных связях, и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу, а природы на человека. Результат такой работы, не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать окружающую природу. 

    Рабочая программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7лет). Срок реализации Рабочей программы 1 год, 28 часов, с октября по май. Занятия кружка проходят во второй половине дня, один раз в неделю, длительностью не более 30 минут, в различных формах детской деятельности (игры, проекты, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты,  чтение художественной литературы).

    Подведение итогов реализации Рабочей программы проводится в форме презентации экологического проекта «Зелёные спасатели». Ожидаемые результаты – формирование экологических мировоззренческих позиций, систематизация знаний о природе (разнообразных видах насекомых, птиц, животных и растений, в том числе лекарственных), о существенных связях и зависимостях в природе, о влиянии деятельности человека на природу, а  природы на человека, осознание того, что человек часть живой природы. Приобщение к нормам и ценностям экологического общества. Расширение знаний, необходимых в практической природоохранной деятельности.

    Сведения о составителе программы

    Романовская Марина Викторовна       воспитатель СП ГБОУ СОШ№5

    Образование:                                           среднее специальное педагогическое

    Учебное заведение:                                 Сызранское педагогическое училище

    Специальность:                                       дошкольное воспитание

    Квалификация:                                       воспитатель детского сада

    Стаж работы:                                          25 лет

    Стаж в должности:                                 20 лет

            

    Цель и задачи обучения.

    Цель:

    Формирование основ экологического мышления, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде, умения  жить   гармонии с природой.

     Основные задачи:

    1. Углубление представлений о многообразии существ, населяющих нашу страну;
    2. Обобщение представлений об  особенности жизнедеятельности растений и животных в различных климатических условиях,  в различные временные периоды и влиянии солнца на их жизнедеятельность;
    3. Формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры;
    4. Расширение представлений о состоянии растений, о приспособлении семян растений к прорастанию;
    5. Систематизирование представлений о многообразии насекомых;
    6. Расширение представлений о водоёме, как среде обитания животных и растений, установление экологических зависимостей  между животными и растениями, живущих в воде и на прилегающей к водоемам территории;
    7. Обогащение  представлений о воздухе и его свойствах, о способах дыхания растений, животных и  человека;
    8. Уточнение основных правил поведения человека в экосистемах;
    9. Систематизирование представлений о возможности жизни в среде неживой природы, в среде живых организмов;
    10. Познакомить с существованием Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях и животных;
    11. Расширение представлений о заповедных местах Самарской области.

    Тематический план

              Раздел

    Тема

    Кол-во часов

    I. Неживая природа осенью

    1. «Я и природа»

    2. Экскурсия в парк в период золотой осени.

    1

    1

    II. Растительный мир осенью

    1. Цветущие осенние растения.

    2. Как растения готовятся к зиме.

    1

    1

    III. Животный мир осенью

    1. Сравнение диких и домашних животных.

    2. Экскурсия к водоёму. Беседа «У воды, на воде, в воде»

    3. Беседа о перелётных птицах.

    1

    1


    1

    IV. Человек и природа

    1. Овощи и фрукты на нашем столе.

    2. Беседа «Хлеб всему голова»

    3. Планета Земля в опасности.

    1

    1

    1

    V. Неживая природа зимой

    1.Круговорот воды в природе. Беседа «Эта волшебница вода»

    2. Беседа о воздухе «Как рождается ветер»

    3. Экскурсия в зимний парк.

    1


    1

                1

    VI. Растения зимой

    1. Беседа «Как растения зимуют»

    2.Комнатные растения, как живой организм.

    1

    1

    VII. Животный мир зимой

    1. Как звери проводят зиму в лесу.

    2. Беседа о зимующих птицах.

    1

    1

    VIII. Человек и природа

    1. «Прошла зима холодная».

    2. Мой край родной. Заповедные места. «Красная книга»

    3. «Вместо ёлки – праздничный букет» (изготовление зимних букетов)

    1

    1


    1

    IX.  Животный мир весной

    1. Беседа о пресмыкающихся и земноводных обитателях.

    2. Встречаем птиц.

    3. Экскурсия на водоём

    1


    1

    1

    X. Растения весной

    1. Беседа  «Берегите первоцветы»

    2. «Растения весной»

    3. «Лекарственные растения»

    1

    1

    1

    XI. Природа и человек

    1. «Этот удивительный мир насекомых»

    2. «Земля – живая планета»

    3. Презентация проекта экологического движения «Зелёные спасатели»

    1

                1


    План занятий по рабочей программе

    «Земляне»

    Количество занятий

    в неделю

    Количество занятий

    в месяц

    Количество занятий

    в год


    1


    4


    28

    Сентябрь – адаптационный период и мероприятия по Рабочей программе  не проводятся.

    Май - мероприятия по рабочей программе  не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов за учебный год.

    Методы и приёмы обучения.

                       Методы

                        Приёмы

    1. Наглядный метод

    1. Наглядно-зрительные приёмы.

    2. Наглядно-слуховые приёмы.

    2. Информационно-рецептивный метод

    1.Наблюдение.

    2.Рассматривание,  обследование объектов.

    3.Разъяснение, объяснение.

    4.Установление и взаимосвязи нового с уже знакомым.

    3. Репродуктивный метод

    1.Воспроизведение известных действий по образцу.

    2.Тактильно-мышечные приёмы.

    3.Упражнения.

    4. Практический метод

    1. Показ.

    2. Контрастное сопоставление.

    3. Опыты.

    5. Словесный метод

    1. Краткое описание и объяснение.

    2. Образный сюжетный рассказ.

    3. Беседа.

    4. Художественное слово.

    6. Метод проблемного обучения

    1. Творческое использование полученных

        знаний.

    2. Самостоятельное пополнение знаний.

    3.Создание ситуаций с конкретными условиями действия.

    7. Игровой метод

    1. Дидактические игры.

    2. Развивающие игры.

    8. Исследовательский метод

    1. Самостоятельное придумывание.

    2. Сравнение.

    3. Импровизация.

    4.Выполнение творческого задания по представлению.

    9. Соревновательный метод

    1. Решение задач в быстром темпе.

    2. Нахождение неординарных решений

        для достижения цели.

    Материал.

             Вид

                          Тематика

    1

    Дидактические игры

    1. «Что где зреет?»
    2. «Кто где живёт?»
    3. «Хорошо-плохо»
    4. «Живая и неживая природа»
    5. «Узнай целебную траву»
    6. «Кто больше запомнит»
    7. «Как вести себя в лесу?»
    8. «Что было бы, если бы…»
    9. «Отгадай, какая птица?»
    10. «Птичья столовая»
    11. «Посели животное»

    2

    Подвижные игры

    1. «Ходят капельки по кругу»
    2. «Мы - водные животные»
    3. «Догони свою тень»

    3

    Художественное слово

    1. Загадки.
    2. Стихи.
    3. Познавательные рассказы.

    4

    Технические средства

    1. Слайды.

       2. Презентации

    5

    Дидактический материал

    1. Карандаши, фломастеры, альбомные листы;
    2. Иллюстрации о временах года;
    3. Картинки с изображением насекомых, животных, рыб, птиц;
    4. Глобус, карта;
    5. Плакаты;
    6. Иллюстрации с изображением лекарственных растений;
    7. Схема круговорота воды в природе;
    8. Красная книга;

    6

    Дидактический материал для проведения опыта.

    1. Воздушные шары;
    2. Полиэтиленовый пакет;
    3. Вода;
    4. Цветные карандаши;
    5. Бумага;
    6. Колбы;
    7. Зеркало;
    8. Соломинки;
    9. Стаканы с водой.

    Формы контроля за усвоением материала.


    Формы проведения


    Задачи


    Презентация проекта экологического движения «Зелёные спасатели»


    Формирование экологических мировоззренческих позиций, систематизация знаний о природе, о существенных связях и зависимостях в природе, о влиянии деятельности человека на природу, а  природы на человека, осознание того, что человек часть живой природы.

     Расширение знаний, необходимых в практической природоохранной деятельности:

     - углубленное владение знаниями о живой и неживой природе через экспериментирование:

    - создание и поддерживание необходимых условий для роста растений;

    - применение навыков и умений по уходу за растениями в уголке природы и на участке детского сада;

    - высаживание овощных и зерновых культур, закрепление способов ухаживания за ними;

    - принятие самостоятельных решений и выводов  после  постановки опытов и экспериментирования;

    - бережное и ответственное отношение к миру природы;

    - умения ухаживать за объектами «Царства Природы», самостоятельно решать экологические задачи;


    К концу года дети должны усвоить:

    Животный мир:

    - особенности поведения и  среды обитания животных;

    - уметь устанавливать связь между средой обитания и внешним миром, средой обитания и образом жизни.

    Растительный мир:

    - органы растений и их функции;

    - стадии развития и роста растений; их потребности, особенностей ухода;

    - уметь производить группировку: «травы», «живое», «неживое».

    Неживая природа:

    - что такое воздух, его свойства и роль в жизни растений, животных и человека;

    - что такое вода, её свойства и значение для всего окружающего;

    - что такое солнце, роль солнца в жизни растений, животных и человека.

    Литература:

    1. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Издательство «Учитель» Воронеж 2002год.

    2.Е.К.Андреева «Союз с природой». Издательство «Знание» Москва 1985 год.

    3.К.Кудинов «Жигулёвский государственный заповедник» Куйбышевское книжное издательство 1982 год.

    4.Н.Н.Авдеева, Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас». Ярославль, Академия развития 2003 год.

    5.М.Д.Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста». Москва 2004 год.

    6.Н.А.Рыжова «Экологическое воспитание в детском саде» и «Не просто сказки»

    7.«Природа и ребёнок» под ред. Р.К.Шелховой.

    8.Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»

    9.Т.А.Шорыгина «Насекомые», «Пресмыкающиеся»

    Методическое обеспечение.

    Формы проведения

    Виды занятий

    Контрольно-диагностическая

    деятельность

    1. Беседы

    2. Дискуссии

    Познавательно - досуговая

    деятельность

    1. Экскурсии

    2. Дидактические игры

    3. Развлечения

    Соревновательная

    деятельность

    1. Соревнования

    Нетрадиционные формы

    1. КВН

    2. Викторина

    Субъективная и научно-исследовательская деятельность

    1. Опыты

    2.Эксперименты

    Перспективный план работы по программе

    «Земляне»

    1.  « НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ОСЕНЬЮ»

    Тема занятия

    Задачи

    Региональный компонент

    Предварительная работа

    Наблюдения, опыты

    Сопутствующие формы работы, литература

    «Я и природа»

    Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

    Показать уникальность природы средней полосы, её красоту и неповторимость.

    Дидактические игры «Живая и неживая природа», «Чудесный мешочек».

    Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа»

    Сбор мусора на экологической тропе.

    Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.35135.        Т.М.Бондаренко с.47                        

    Поход в парк в период золотой осени.

    Обратить внимание на сезонные изменения в парке.

    Красота окружающей природы. Закрепить правила поведения в природе.

    Рисование «Осенний парк»

    Рассматривание природных находок.

    Сбор и засушивание осенних листьев, цветов, сбор природного материала.  

     Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.63,116.        Т.М.Бондаренко с.35  

     2 «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ОСЕНЬЮ»

    Тема занятия

    Задачи

    Региональный компонент

    Предварительная работа

    Наблюдения, опыты.

    Сопутствующие формы работы, литература

    Цветущие осенние растения.

    Закрепить названия пяти – шести цветущих растений

    Закрепить названия цветов на участке детского сада.

    Чтение стихотворений о цветах.

    Наблюдение за постепенным увяданием цветов на клумбах.

    Сбор и засушивание цветов.

    Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.118.                            

    Как растения готовятся к зиме

    Уметь распознавать по листочку и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 5-6 цветов. Закрепить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание жизни.

    Знакомство с местными растениями ближайшего окружения.

    Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни».

    Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесёнными в группу.

    Аппликация «Осенний пейзаж» из природного материала.

    Лит-ра: .        Т.М.Бондаренко с.56,59                        

     3   «ЖИВОТНЫЙ МИР ОСЕНЬЮ»

    Тема занятия

    Задачи

    Региональный компонент

    Предварительная работа

    Наблюдения, опыты

    Сопутствующие формы работы, литература

    Сравнение диких и домашних животных.

    Расширить и углубить представления детей о диких и домашних животных.

    Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова

    Поиск мест зимовки животных и насекомых.

    Анкета для родителей «Ваше отношение к животным»  Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.71-79, 97. Т.М.Бондаренко с.72, 104                      

    Экскурсия к реке.

     Беседа «У воды, на воде и в воде»

    Закрепить знания детей о сезонных изменениях на водоёме.

    Обратить внимание детей на красоту окружающей природы.

    Домашнее задание: поговорить с родителями о том вреде, который наносит человек, загрязняя водоёмы.

    Наблюдение за рекой осенью.

    Природоохранная акция совместно с родителями по очистке участка берега реки от мусора. Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.46,122-130.                              

    Беседа о перелётных птицах.

    Закреплять и расширять представления о птицах. Связать отлёт птиц с исчезновением насекомых и замерзанием водоёмов.

    Познакомить с конкретными видами птиц нашего края.

    Изготовление кормушек, заготовка кормов.

    Наблюдение за поведением птиц на участке детского сада.

    Акция «Поможем птицам выжить».

    Развлечение «День птиц»  

    Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.57.        Т.М.Бондаренко с.64                        

    4.  «ЧЕЛОВЕК  И  ПРИРОДА»

    Тема занятий

    Задачи

    Региональный компонент

    Предварительная работа

    Наблюдения, опыты

    Сопутствующие формы работы, литература

    «Овощи и фрукты на нашем столе»

    Закрепить знания детей о труде взрослых по сбору урожая фруктов и овощей осенью.

    Закрепить знания детей об уходе за овощами огорода на территории детского сада.

    Приготовление салата из овощей.

    Наблюдение за ростом овощных культур на огороде детского сада.

    Труд по сбору урожая и подготовке огорода к зиме.

    Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.48-53.        Т.М.Бондаренко с.42                        

    «Хлеб – всему голова»

    Расширить представления о культурных растениях полей (злаках) и их выращивании.

    Закрепить знания детей о таких злаковых культурах, как рожь и пшеница.

    Рассматривание разных колосьев и их сравнение.

    Экскурсия на кухню, наблюдение за процессом замешивания теста.

    Совместный с родителями праздник «Праздник урожая» .Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.42-45.                              

    Планета Земля – в опасности.

    Закреплять понятия детей о таком понятии  как «экологическая катастрофа».

    Роль человека в природо- охранной работе.

    Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и Южный полюсы.

    Осматривание территории детского сада, сбор мусора.

    Изготовление плакатов и листовок «Сбережём родную природу»

    Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.117.                                

    Через добрые дела можно стать юным экологом.

    Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

    Обратить внимание детей на природу вокруг. Найти признаки «заботы» человека в природе.

    Раскрыть перед детьми на конкретных примерах и на примерах из художественной литературы, что бывают хорошие и плохие поступки.

    Наблюдение за состоянием окружающей природы на участке детского сада.

    Изготовление модели «Сухое несчастное дерево». Изготовление совместно с родителями стенда «Панорама добрых дел»

    Л.Г.Горькова,с.158.        Т.М.Бондаренко с.106

                                                                             

      5.   «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ЗИМОЙ»

    Тема занятия

    Задачи

    Региональный компонент

    Предварительная работа

    Наблюдения, опыты

    Сопутствующие формы работы, литература

    Круговорот воды в природе.

    Эта волшебница – вода.

    Закрепить знания детей о переходе  воды в твёрдое состояние и обратно при резком изменении температуры.

    Поощрять самостоятельные наблюдения и опыты. Побеседовать с детьми о том, какие опыты проводят дети дома совместно с родителями.

    Замораживание цветных льдинок.

    Опыты по выявлению  свойств воды, снега, льда. Наблюдение за снегом, изморозью.

    Природоохранная акция «Берегите воду»

    Лит-ра:       Т.М.Бондаренко с.36                        

    Беседа о воздухе.

    Как рождается ветер

    Дать представление о движении воздуха.

     

    Игры с вертушками, воздушными шарами. Определение силы и направления ветра.

    Опыт со свечами: как рождается ветер.

     Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.36-40,120.        Т.М.Бондаренко с.81                        

    Поход в зимний парк.

    Обратить внимание детей на то, как изменился парк   с момента его посещения осенью.

    Показать красоту родной природы зимой.

    Дидактическая игра «Чей след?»

     

    Рисование «Зимнее царство» Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.87, 173.        Т.М.Бондаренко с.70                      

     6.   «РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ»

    Тема занятий

    Задачи

    Региональный компонент

    Предварительная работа

    Наблюдения, опыты

    Сопутствующие формы работы, литература

    Как растения зимуют.

    Показать детям разнообразие видов растений в природе и способы приспособления растений к зиме.

     

    Различать деревья и кусты по строению ствола.

     

    Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?» Лит-ра:         Т.М.Бондаренко с.59                        

    Комнатные растения – живой организм.

    Расширить знания детей о комнатных растениях». Показать влияние света, тепла и воды на рост растений. Понимание роли растений в жизни человека.

     

    Уход за комнатными растениями.

    Цикл наблюдений за комнатными растениями.

    Выставка рисунков «Моё любимое комнатное растение»

    Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.93.        Т.М.Бондаренко с.62,98                        

     

     7. «ЖИВОТНЫЙ МИР ЗИМОЙ» 

    Тема занятий

    Задачи

    Региональный компонент

    Предварительная работа

    Наблюдение, опыты

    Сопутствующие формы работы, литература

    Как звери проводят зиму в лесу?

    Показать значение внешних факторов в жизни животных. Уточнить способы передвижения и места обитания животных зимой.

     

    Чтение художественной литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание фотографий, альбомов с иллюстрациями.

    Наблюдение за зимними изменениями в природе.

    Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.55,81.                                

    Беседа о зимующих птицах.

    Раскрыть детям способы приспособления к зимнему образу жизни.

    Рассмотреть птиц, прилетающих на участок к кормушкам.

    Дидактические игры на классификацию птиц, «Чей клюв?»

    Цикл наблюдений за зимующими птицами.

    Коллективная аппликация «Птицы на кормушке»

    Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.84.179.        Т.М.Бондаренко с.64.76

                           

     

    8. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» 

    Тема занятия

    Задачи

    Региональный компонент

    Предварительная работа

    Наблюдения, опыты

    Сопутствующие формы работы, литература

    Прошла зима холодная…

    Обобщить знаний детей о зиме. Показать зависимость всего живого от условий окружающей среды.

    Рассматривание календаря наблюдений за погодой.

    Оформление выставки пейзажной живописи «Зимушка – зима». Разучивание стихотворений о зиме.

     

    Зимний праздник «Зима хрустальная»   Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.91.        Т.М.Бондаренко с.9                      

    «Мой край родной, заповедные места»

    Красная книга

    Выявить с детьми факты отрицательного воздействия на природу Показать детям примеры рационального использования природы человеком.

    Рассказ вос-ля о природных заповедниках нашего края.

    Изготовление Красной книги

    Экскурсия в  краеведческий музей.

    Коллективная работа по рисованию «Природа нашего края»

    Лит-ра: Л.Г.Горькова,с.192.                              

    Изготовление работы «Вместо ёлки – праздничный букет»

    Продолжать учить детей бережно относиться к родной природе.

     

    Просмотр с детьми новогодних открыток Подбор природного и бросового материала для поделки.

     

    Участие в конкурсе «Вместо ёлки – праздничный букет»

      

    9. «ЖИВОТНЫЙ МИР ВЕСНОЙ»  

    Тема занятий

    Задачи

    Региональный компонент

    Предварительная работа

    Наблюдения, опыты

    Сопутствующие формы работы, литература

    Пресмыкающиеся и земноводные обитатели

    Познакомить детей с представителями рептилий, земноводных, их характерными особенностями. Дать понятие о том, что все виды животных имеют право на существование.

     

    Подобрать информацию о пользе земноводных и рептилий.

     

    Изготовление модели акватеррариума.

    Лит-ра:        Т.М.Бондаренко с.73                        

    Встречаем птиц.

    Закрепить знания детей о перелётных птицах. Формировать представление о том, что птицы –  могут жить на земле и летать в воздухе.

    Отметить первый прилёт грачей на участок детского сада.

    Классифицировать птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные.

    Наблюдение за появлением птиц на участке детского сада.

    Изготовление поделок «Птицы»

    Лит-ра:        Т.М.Бондаренко с.112                      

    Экскурсия на водоём.

    Дать понятие, что водоём – это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде и у воды.

     

    Рисование отдельных видов растений и животных водоёма, рассматривание картинок, чтение произведений художественной литературы.

     

    Лит-ра:         Т.М.Бондаренко                        

     10. «РАСТЕНИЯ ВЕСНОЙ»  

    Тема занятий

    Задачи

    Региональный компонент

    Предварительная работа

    Наблюдения, опыты

    Сопутствующие формы работы, литература

    Растения весной

    Показать детям разнообразие растений в природе. Уточнить с детьми характерные признаки деревьев, кустарников, травы и цветов. Показать детям связь появления растений и насекомых.

    Рассмотреть растения своего участка. Отметить пробуждение природы.

    Сравнение: дерево – куст, куст – трава, трава – цветок.

    Наблюдение за состоянием растений в разные времена года.

     Лит-ра: Л.Г.Горькова с.208.                            

    Берегите первоцветы.

    Показать роль растений в жизни человека. Обратить внимание детей на красоту первоцветов. Учить называть первые весенние цветы и узнавать их по листьям и цветкам.

    Рассмотреть картинки с редкими исчезающими первоцветами нашего региона.

    Дидактическая игра о цветах.

    Цикл наблюдений за первоцветами.

    Природоохранная акция «Берегите первоцветы» (выпуск листовок и плакатов)

    Лит-ра: Л.Г.Горькова с.214.                            

    Лекарственные растения.

    Познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений, с их названиями и использованием в медицине.

     Рассмотреть гербарии, иллюстрации с изображением лекарственных растений.

     Рассматривание на участке растений.

    Наблюдения за ростом, цветением лекарственных растений на участке.

     Изготовление гербариев.

    Лит-ра: Л.Г.Горькова с.54,61.220.                            

    11. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»  

    Тема занятий

    Задачи

    Региональный компонент

    Предварительная работа

    Наблюдения, опыты

    Сопутствующие формы работы, литература

    Земля – живая планета.

    Воспитывать в детях чувство гордости за то, что Земля – единственная «живая» планета в Солнечной системе. Воспитывать у детей желание оберегать свой дом – свою Планету.

     

    Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах. Дидактическая игра «Где чей дом?»

    Наблюдение за живыми объектами, необходимыми условиями жизни.

    Экологический праздник «Сбережём Планету нашу»

    Лит-ра: Л.Г.Горькова с.117.                      

    Этот удивительный мир насекомых.

    Показать детям многообразие мира насекомых. Отметить значение внешних особенностей в жизни насекомых. Показать положительные и отрицательные связи в экосистемах.

    Наблюдение за пробуждением насекомых на участке детского сада. Рассказать детям (показать картинки) о насекомых, исчезающих с территории нашего региона.

    Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»

     Наблюдения за насекомыми во время прогулок.

    Игра «Таинственные превращения»

    Викторина для родителей «О насекомых»

    Лит-ра: Л.Г.Горькова с.105                    

    Презентация проекта «Зелёные спасатели»

    Воспитывать в детях чувство гордости за сопричастность к большому и полезному делу – охране родной природы.

     

    Экологический праздник «В мире чудесной природы»

    Лит-ра: Л.Г.Горькова с.183.                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эколого-биологическая программа для дошколят "Солнышко"

    Эколого-биологическая программа "Солнышко" рассчитана на 1 год обучения для детей 5,5-7 лет. Она знакомит детей с окружающей живой и неживой природой, с флорой и фауной родного края, с правилами повед...

    авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)

    Программа является результатом обобщения многолетнего  практического  опыта в области экологического образования и основана  на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...

    Проект эколого-биологической направленности «Зелёные спасатели»

    Проект включает в себя основные этапы работы экологического движения "Зелёные спасатели"...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)

    Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...

    Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности

    Можно использовать при написании рабочей программы кружка  эколого-биологической направленности...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК»

    Цель  - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....