Эколого-биологическая программа для дошколят "Солнышко"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Эколого-биологическая программа "Солнышко" рассчитана на 1 год обучения для детей 5,5-7 лет. Она знакомит детей с окружающей живой и неживой природой, с флорой и фауной родного края, с правилами поведения в природе, воспитывает бережное отношение к ней. Особенность этой программы - знакомство с лекарственными растениями родного края, местами их произрастания, способами заготовки,применения в народной медицине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_solnyshko.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Остановись в изумлении перед красотой, и в твоём сердце тоже расцветёт красота», - замечательные слова педагога В.А.Сухомлинского, могут быть эпиграфом в работе с детьми по ознакомлению с окружающей природой, формированию и развитию познавательных интересов, воспитанию устойчивого внимания и наблюдательности, формированию культуры общения человека с природой, т.е.экологической культуры:

-умению правильно относиться к окружающей природе, к себе и людям;

-способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-развитию внимания, способности самостоятельно замечать свойства предметов , явлений, делать простейшие выводы на основе самостоятельной деятельности;

-воспитанию любви и бережного отношения к окружающему миру, всему живому.

       

        Встречи с природой расширяют представление детей, совершенствуют их умение внимательно вглядываться в различные природные явления. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания работы, очень важны для общего развития. Эти эмоции – важный стимул воспитания  доброты и трудолюбия.

         Ручной труд способствует развитию сенсолиоторики – согласованности в работе глаз и рук, координации движений, гибкости, точности. В процессе работы образуется система навыков и умений. Большое внимание оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Занимательность работы из природного материала развивает у детей внимание. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться совершенных результатов, что ведёт к благоприятному эмоциональному настрою,

 способствует развитию личности. Изготовление поделок требует не только полёта фантазии, но и целеустремлённости, настойчивости, умение доводить начатое до конца. В этом труде есть реальные возможности формировать самоконтроль и оценку собственного труда.

     . Все познания этой программы направлены на соавторство с великой и доброй матушкой- Природой.

       Цель: создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств.

        Задачи:

      В воспитании: формировать интерес и  любовь к природе,  к родному краю. Воспитывать доброту, трудолюбие, взаимовыручку.

        В обучении:развивать первоначальные представления об окружающем мире, о многообразии живой и неживой природы, умение использовать полученные знания в повседневной жизни и в различных видах творческой деятельности, познакомить учащихся  с целебными свойствами растений.  Научить использовать растения, шишки, семена, косточковые в творческих поделках.

 

       В развитии: развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности ребёнка через освоение приёмов и навыков работы с природным материалом.

     

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 5,5 до 7 лет,

Программа рассчитана на 1  год обучения.

Форма занятий – групповая, численность по 10 человек в группе .

Режим занятий:  4 часа в неделю.

                           

                         

Учебные занятия состоят из теоретической и практической частей. В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с явлениями окружающей природы, флорой и фауной родного края, элементарными приемами ухода за животными и растениями, уточняются знания о правилах поведения в природе, на улице и в быту. Дети узнают  истоки возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывают их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.

Практические занятия направлены на формирование у учащихся навыков и умений по уходу за растениями и животными, изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Наряду с традиционными формами обучения применяются современные педагогические технологии: урок-игра, урок-путешествие, лекция, семинар. Основное содержание работы заключается в комплексном подходе к решению поставленных целей и задач.

Методические рекомендации изучаемого курса.

Проводя с учащимися ознакомительные беседы и наблюдения , прежде всего, чтобы интерес был устойчивым и возрастающим, использовать в работе с детьми как можно больше приемов художественного слова:потешки и загадки, стихи и сказки, легенды и предания, а так же разнообразные видео и аудиоматериалы, игровые моменты.

В основу изобразительно-творческого процесса положен принцип от распределения учебного материала и каждой учебной задачи: от простого к сложному. Чтобы дети глубже почувствовали и усвоили образность и приёмы выполнения поделки на уроке, их собственная практическая деятельность должна от урока к уроку углубляться и обогащаться. Следует варьировать соотношение процесса восприятия и созидания на уроках. Уроки могут начинаться практической работой или теорией и показом наглядности.

Более глубокому и активному отношению к занятиям помогает наглядный материал, реальная поделка, а так же показ слайдов, фотографий и другие методические пособия. При обучении аранжировке из природных материалов необходимо соблюдать требования:

- материал должен быть правильно обработан и храниться по составу и структуре;

-прежде всего изготавливается эскиз и согласно эскиза подбирается материал;

- готовая поделка должна быть не только аккуратно выполнена, но и обработана закрепителями, креплениями, в эстетически оформленной основе.

 Перед изготовлением любой флористической работы рассматриваются образцы и материал, используемый в образце. Рассматриваются рисунки, фотографии . Обязательно на практике дети должны уметь методически правильно подобрать материал и подготовить к работе: засушивание, хранение, закрепление лаками, напыление красителями.

     Искусство аранжировки цветов и природного материала в едином сочетании создаёт композицию, вызывающую восхищение. Здесь надо обратить внимание, что сложные композиции собираются из отдельных простых материалов.

    Дошкольникам сюжет предлагается целостно, может быть даже уже с подготовленных материалов, без подробного анализа. Уделяется больше внимания красоте и сути сюжете или предмета, общему впечатлению.

      Дошкольникам предлагается больше мыслить, анализировать и рассматривать свою поделку в её многообразии. Таким образом, от обобщённой формы выполнения поделки дети переходят к более сложной задаче выполнения  работы и её предназначимости.

     Значительное место на занятиях с детьми младшего возраста занимает совместная деятельность и индивидуальная помощь. Именно совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает  решить поставленные цели и задачи.

   

     Создавая красивые сувениры, панно, композиции дети учатся видеть красоту и решать бытовые задачи  - украсить дом, изготовить подарок. Показать своё творчество дети могут на выставках и базарах сувениров. В общении с прекрасным быстрее развивается чувство любви к природе, что побуждает оберегать и приумножать её богатства.

     Любой вид творчества из природного материала воспитывает не только художественный вкус, но помогает чувствовать прелесть естественных форм. Родители наши главные помощники. Вместе с детьми с удовольствием собирают травы, цветы, коряги, ракушки и находят в этом большое удовольствие. В общении с прекрасным развивается чувство доброты и любви к окружающей природе.

Учебно - тематический план.

Наименование тем.

Теория.

Практика.

Всего часов.

1.

2.

2.

3

Вводное занятие «Кубановедение».

«Волшебница природа»:

1.1Времена года и сезонные изменения в природе

1.2 Растительный мир

1.3 Животный мир

1.4 «Земля-Вода-Воздух»

1.5 Мастера художественного слова о природе.

«Кладовая природы»:

2.1 «Зеленая аптека»

2.2 «Сокровищница-Земля»

«Умелые ручки».

Выполнение выставочных работ.

Заключительное занятие.

       

                                               Итого:

2

1

1

1

2

12

30

2

3

3

3

12

68

3

1

2

4

4

4

2

24

30

2

68

3

1

144 часа

Содержание  программы.

Вводное занятие «Кубановедение».

Организация занятия.Краткий экскурс в историю Кубани, ее природных ресурсах. Объяснение учащимся о видах работы и используемом материале. Знакомство с необходимым оборудованием . Объяснение техники безопасности на занятиях.

«ВОЛШЕБНИЦА-ПРИРОДА»: Времена года и сезонные изменения в природе на Кубани, растительный и животный мир Кубани, комнатные растения, наблюдения и особенности ухода за живыми объектами природы, круговорот воды в природе, мастера художественного слова о природе(произведения В.Бианки, К.Паустовского, И.Никитина,Н.Некрасова, В.Гаршина и т.д., чтение произведений, беседы по содержанию, заучивание наизусть, викторины, ребусы и т.д.)

Кладовая природы

Изучение лекарственных растений Кубани,сбор и засушивание «мать-и –мачеха», «чистотел», «пастушья сумка» и др.Изучение редких природных явлений и полезных ископаемых родного края.

УМЕЛЫЕ РУЧКИ

Изучение технологии обработки сухоцветов, засушивание их в плоскости и в объёме, хранение. Изготовление работ из морских ракушек, гальки, камешков,сухих семян растений, овощей и фруктов, скорлупок арахиса, абрикосовых косточек и грецких орехов, желудей и шишек, Выполнение работ из засушенных растений в плоскости и в объёме. Изготовление работ декоративной флористики с добавлением макаронных изделий..

Изучение технологии изготовления коллажей. Изготовление новогодних сувениров из шишек, коряг, спилов с добавлением новогодней фурнитуры и мелкой игрушки. . Выполнение панно в полуобъёме с применением скорлупы орехов. Выполнение работ из бросового материала.  

Выполнение выставочных работ.

Изготовление выставочных работ по ранее изученным темам в заданной технике на произвольный сюжет.

Заключительное занятие.

Оформление отчётной выставки

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончании этого курса учащиеся получают не только знания об окружающей природе но и теории творческого содружества с природой.,

знают лечебные травы и растения, используемые в народной медицине, основные правила поведения в природе, бережного отношения к природе, основы безопасности жизнедеятельности человека, методы и приемы работы с природным материалом, способы его заготовки.

Этапы педагогического контроля

Какие знания, умения контролируются

Форма и виды контроля

Сроки

Знать особенности природного ландшафта Кубани

Знать свойства лекарственных растений Кубани и способы их применения в народной медицине

Иметь представление о декоративно-прикладном искусстве и в особенности работы из природного материала, знать вид работы и его эстетическую направленность.

Уметь изготовить основу для работы с учётом заданной темы и подбираемого материала, аккуратно крепить детали клеем, иметь понятие цветового решения работы.

Занятие-зачет, январь

Викторина, апрель

Зачёт с  элементами

 Практики май

Условия реализации программы.

Для работы детского объединения  «Солнышко» требуется помещение с хорошим освещением. Сидя за столом, дети не должны стеснять друг друга. В кабинете рекомендуется разместить иллюстрации, зеленый уголок, образцы,  лучшие работы и действующую выставку согласно темам.

Для проведения занятий необходимо иметь технические средства:аудио и видеоматериалы,предметы ухода за растениями ,  картон, ножницы, шило, пинцет, клей, лаки, краски.

Дидактический материал:альбомы,  репродукции, образцы композиций поделок, образец данной темы и данного вида работы, засушенные в плоскости и объёме растения, коряги, спилы, кора , ракушки, камешки, , искусственную фурнитуру.

Воспитательная работа.

  1. Совместные мероприятия с играми и конкурсами в течение года:Новый год, День защитника Отечества, Мамин день др.
  2.  «Сюрприз» - изготовление сувениров для родных и друзей.
  3.  Совместное посещение выставок или праздников в Доме художественного творчества в течение года.
  4.  Посещение выставок в музее г. Кореновска в течение года.

Работа с родителями.

  1. Информация об объединении эколого-эстетического воспитания «Солнышко»» на общешкольных собраниях.
  2. Выставка работ для родителей.
  3. Совместное посещение мероприятий – выставки, творческие вечера, вечера развлечений в Доме творчества.
  4. Индивидуальные беседы и консультации.

Методическая работа.

  1. - Оформить зеленый уголок  «Волшебница-Природа» (сентябрь-ноябрь)
  2. - Изготовить наглядные пособия на тему «Поделки из семян растений» (декабрь)
  3. -- Посещение семинаров и открытых занятий в Доме творчества. (по графику)
  4. - Разработать и подготовить эколого-эстетическое занятие с познавательной информацией «Мой край». (открытое занятие  март).
  5. - Изготовление    методических  пособий  - альбомов «Дикие животные","Домашние животные","Птицы", "Насекомые","Гербарий","Зеленая аптека"," Советы Айболита"(сентябрь-ноябрь)

Используемая литература.

1.М.В.Лучин «Детям о природе» Москва 1987г.

2.»Советы профессора природных наук»О.С.Егорова.1996г.

  1. «Вдохновение» Е.Ф.Новикова, «Мет», г. Москва, 1994г.
  2. «Цветов таинственная сила» Н.Наумов, «Панорама», г. Москва, 1993г.

.

  1. «Икебана» Н.Николаенко, г. Ташкент, 1998г.
  2. «Красота- это так просто» ВДНХ-СОФ, г. Москва, 1990г.
  3. «Сделаем это сами» К.Лубкова, «Просвещение», г. Москва, 1983г.
  4. «Растения - жизнь и здоровье» А.Тризма, Приокское издание, Тула, 1992г
  5. «Соавтор природа» «Эллис-Лак», г.Москва, 1996г
  6. «Что можно сделать из природного материала» И.Я.Базик, «Просвещение», г. Москва, 1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рабочая программа эколого-биологической напрвленности "Земляне"

"Рабочая программа" содержит: пояснительную записку, цель и задачи обучения.тематический и переспективный план работы. методы и приёмы обучения. материал для работы, методическое обеспечение использов...

авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)

Программа является результатом обобщения многолетнего  практического  опыта в области экологического образования и основана  на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)

Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...

Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности

Можно использовать при написании рабочей программы кружка  эколого-биологической направленности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эколого - биологической направленности «АИСТЁНОК»

Цель  - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой деятельности (эколого-биологической направленности) «Мы - дети природы» в старшей (разновозрастной)группе «Гномики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо кружковой деятельности (эколого-биологической направленности)                                ...

Программа эколого-биологического движения «Юные экологи»

Программа эколого-биологического движения«Юные экологи»...