Статья "Использование народных и современных сказок в воспитании патриотизма у детей младшего дошкольного возраста "
статья (младшая группа)

В своей статье я привожу доводы в пользу использования богатого опыта народной самобытности, передаваемого в старинных сказках, а также современных терапевтических сказок для воспитания у малышей патриотических чувств, таких как любовь к близким, родному краю и Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folklor.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, у них происходит становление личности и формирование патриотических чувств, таких как любовь к близким, родному краю и Родине. Наша задача не только научить ребенка говорить, выражать свои чувства и эмоции, но и помочь разобраться в этих чувствах, дать ему пищу для размышлений и примеры для подражания. Такие примеры ребенку проще всего воспринимать в отвлеченной аллегорической форме, лучшим источником послужит Сказка.

Сказка - это духовное богатство культуры, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Если сказка удачно выбрана, выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать формированию патриотического сознания у дошкольников.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль народных сказок в воспитании патриотического сознания, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Ведь народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Также очень важным для восприятия является региональный компонент, понятные с детства ритуалы и речевые обороты способствуют более полному пониманию и закреплению смысла сказки.

        Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и т.д. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников. Существует и особый вид – терапевтические сказки, написанные психологами, позволяющие решать не только коррекционные задачи, но и в простой форме объясняющие страхи, тревоги и желания малышей.

        Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивают основные жизненные принципы:

  • Разницу между добром и злом.
  • Добро и труд всегда побеждают!
  • Любить Родину и близких.
  • Уважать старших, слушать родителей.

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.  

Народное творчество как способ познания и развития не заканчивается сказками. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал для развития речи дошкольников.

В своей работе мы систематически используем напевные потешки и песенки, такие как «Котенька-коток», «Петушок-петушок, золотой гребешок», «Ты мороз-мороз, не показывай свой нос» и прочие. Дети с удовольствием учатся проговаривать забавные стишки, похожие на маленькие сказки. Таким образом мы не только приобщаем ребенка к традиционной народной культуре, но и развиваем память и воображение, обогащаем активный словарный запас, а также учим соблюдать ритм, силу и высоту голоса, интонации и выразительность речи, упражнять детей в правильном произношении звуков. Затем эти сказочные образы используются в ролевых играх, в инсценировках, позволяя ребенку применять новые знания на практике.

 Русские народные игры, подвижные и хороводные, удовлетворяют потребности малышей и в движении, и в образном поэтическом слове. Сочетание движений с песней помогает ребенку понять содержание игры, что облегчает выполнение действий.

 Таким образом, мы рекомендуем родителям использовать потенциал народного творчества для развития и совершенствования речи младших дошкольников, но не забывать прибегать и к современным авторам, чьи истории адаптированы к современным реалиям.

Рекомендуемый список литературы для прочтения:

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Котенька-коток», «Кисонька-мурысенька..», «Петушок-петушок, золотой гребешок», «Ты мороз-мороз, не показывай свой нос», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод., «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, ворона...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...», «Весна-весна, отворяй ворота…»

 Русские народные сказки. «Колобок»,  «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»; «Снегурушка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца»,  «Лиса и заяц»,  «У страха глаза велики»,  «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Лягушка-царевна».

Сказки народов мира: «Три поросенка», «Два жадных медвежонка», «Пых», «Что за грохот», «Коза-дереза», «Круть и Верть» и другие

Терапевтические сказки из сборников Т. А. Шорыгиной и Е.А.Ульевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....

План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...

Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...

Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Вопрос нравственного  воспитания детей  является  одной  из ключевых  проблем,  стоящих  перед  каждым  родителем, обществом  и государством в целом....

Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...

Консультация для родителей "Воспитание патриотизма у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей«Воспитание патриотизма у детей младшего дошкольного возраста»Сейчас много говорится о патриотизме. А вы задумались, когда можно его формировать. С рождения ребён...