Консультация для педагогов на тему: «Знать ребёнка, чтобы воспитывать»
консультация

педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_bogatyreva.docx69.1 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад»

Консультация для педагогов

на тему:

«Знать ребёнка, чтобы воспитывать»

Подготовила  воспитатель

                                             Богатырёва Е.И.

К.Д.Ушинский писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В последние десятилетия сложились особые отрасли этих наук, посвятившие себя изучению детства; причем отрасли эти исключительно быстро развиваются.

В Федеральном государственном образовательном стандарте существует раздел «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», в котором представлены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. И одним из таких условий является обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям.  

Подробнее остановимся на понятии «Потребность».

Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по - разному в зависимости от ситуации.

Потребность – это нужда, необходимость в чем-либо. Потребности служат мотивом к действию. Каждому возрасту присущи свои потребности. Но вместе с тем, есть базовые потребности, которые присущи человеку в любом возрасте.

Интересно, что у исследователей до сих пор нет единой классификации потребностей и даже единой точки зрения на то, что же такое, по сути своей, потребность. Состояние это, отношение или определенное поведение? Какие потребности относятся к врожденным, а какие приобретаются в процессе социализации? К примеру, логично было бы предположить, что духовные потребности являются приобретенными и возникают у человека как результат накопления определенных знаний и эмоционального опыта. В то же время есть ученые, говорящие о так называемом религиозном инстинкте, который относится к врожденным структурам человеческой психики. В общем, в теории потребностей вопросов пока больше, чем ответов.

Тем не менее, несмотря на трения в академических кругах, существует все -таки несколько “общественно признанных” классификаций потребностей, которые служат ориентирами для социологов, маркетологов и т.д. Самая известная принадлежит американскому ученому Абрахаму Маслоу, который в качестве иллюстрации структуры человеческих потребностей предложил своеобразную пирамиду (известная “пирамида Маслоу”). В основе ее – потребности, связанные с поддержанием функционирования своего организма; далее идут так называемые бытийные потребности, стимулирующие развитие человека в социуме. На самом верху – метапотребности, связанные с такими ценностями, как добро, истина, красота и т.д. По теории Маслоу, чем ближе к основанию пирамиды находится потребность, тем для большего количества людей она актуальна.

Большинство исследований показывает, что пирамида Маслоу статистически достаточно верна применительно к взрослым; в то же время она не очень корректно описывает мотивацию детей, чья личность находится еще в стадии формирования. Давайте же посмотрим, каким образом специалисты описывают структуру психологических потребностей ребенка (используем для их обозначения достаточно условные названия, в разной литературе эти потребности могут называться по-разному).

Физиологические потребности. Самые простые: голод, сон, жажда и инстинктивное половое влечение, размножение. Есть уже хорошая шутка, что главной нашей физиологической потребностью является интернет.

Потребность безопасности и защите. Как только человек удовлетворил чувство сытости, им движет потребность в безопасности, крыше над головой, тепло, комфорт.

Потребность принадлежности и любви. Потребность в любви и потребность состоять в какой-нибудь группе иметь друзей и единомышленников по интересам. Человек очень хочет любить и быть любимым. Также ему важно социальный уровень общения.

Потребность в самоуважении (почитании). Потребность в успехе, достижении.

Познавательные потребности. Человек стремиться познавать информацию, уметь ее применять на практике, стремится больше читать, смотреть познавательных, умных передач.

Эстетические потребности. Эстетические потребности. Гармония, красота, прекрасное, художественный вкус, воображение.

Потребности самоактуализации, самореализации. Это и достижение целей, постоянное духовное развитие, применение способностей, талантов. Востребованность, желание постоянно двигаться вперед!

Основные потребности ребёнка

Психологические потребности

3 года

В доброжелательном внимании;

В сотрудничестве;

В уважении.

4 года

В самовыражении;

В движении;

В самостоятельности;В общении;

В соучастии.

Дети 5-7 лет.

Потребность обучения;

Потребность иметь собственность;

Потребность быть самостоятельным;

Потребность различать, что такое хорошо, что такое плохо; Потребность иметь друзей и умение дружить; Потребность общения со взрослыми.

Физиологические потребности

В первую очередь, это потребность в пище и тепле, в молоке (в питании и питье). Что касается терморегуляции, то знайте, что у совсем маленьких детей этот механизм «отлажен» не так хорошо, как у более старших. Маленькие дети быстро потеют, но и быстро мерзнут, поэтому за этим нужно внимательно следить.  

                Эмоциональные и психологические потребности.

Было установлено, что привязанность к матери (или к лицу, ее заменяющему) играет огромную роль в формировании личности ребенка. Эта тесная связь с матерью возникает очень рано – она рождается из обонятельных и слуховых впечатлений ребенка, но также и благодаря обмену взглядами, ласковыми словами – одним словом, всему, что составляет их общение. Нежность, душевное тепло, внимание и регулярность общения необходимы ребенку. Это позволяет ему чувствовать себя защищенным. Последствия дефицита любви, испытанного в детстве, в зрелом возрасте зачастую с трудом поддаются         коррекции.  

Сенситивные потребности

Уже с самого рождения все органы чувств ребенка развиты достаточно хорошо, и структуры его головного мозга будут формироваться в соответствии с получаемой от них информацией. Но для полноценного развития органов чувств требуется постоянная стимуляция. Таким образом, для развития будущего интеллекта ребенка (в самом широком смысле этого слова) важно не оставлять его на целый день одного в колыбельке, но стараться постепенно включать его в жизнь, побуждая к познанию.  По мере роста и развития, у ребёнка кроме потребности в защищённости и любви появляется потребность в освоении ряда навыков. Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т.д.), а также желательно дать ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай, своими руками).  

Кроме того, появляется потребность соответствовать требованиям своего возраста.

Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены - самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении "непризнанного гения", все достижения которого на словах, а на деле - избегание работы и ответственности.  

Для ребёнка очень важна потребность оставаться самим собой (сохранять индивидуальность).

С одной стороны, задача родительского воспитания - приучить ребенка к требованиям общества, жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно в воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью.

К чему приводят нереализованные потребности?

Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, поскольку они инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем). Человек будет воспринимать множество повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.

Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

Содержание процесса развития личностных потребностей детей в разные возрастные периоды отражает характер межличностного (ребенок-человек) и предметно-опосредованного взаимодействия с людьми (ребенок-предмет-взрослый) в условиях общения со взрослыми и сверстниками. Реализация личностных потребностей детей дошкольного возраста наиболее интенсивно осуществляется в ведущей деятельности, игре и в общении со сверстниками.

Родителям — да и всем, кто занят воспитанием детей, — знакомство (в разной степени) с фактами и выводами, полученными этими науками, конечно, важно. Но если отец и мать, даже располагающие, скажем, всеми необходимыми сведениями об уходе за младенцем, остаются лишь помощниками специалиста, педиатра, призванного следить за состоянием здоровья ребенка, то в отношении развития личности ребенка, его психики и сознания дело обстоит иначе. Воспитательные задачи приходится решать изо дня в день — и самим. Безусловно, тесная связь семьи с детскими дошкольными учреждениями помогает правильно решать эти задачи. Конечно, и в воспитании может помочь конкретный совет специалистов, но все-таки рецепта здесь никто не выпишет.

Вот почему одна из наук, изучающая ребенка, а именно детская психология, представляет для тех, кто воспитывает детей, особый интерес. Более ста лет назад К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия.Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т. к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание - кого они будут слушать, став взрослыми?

Думается,что здесь есть только один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня - это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

Л. Н.Толстой высказывался: "Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: « Как научить ребёнка здороваться»

Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Как помочь молодым мамам и папам в...

Консультация для педагогов: «Мир глазами агрессивного ребёнка»

Публикуемый материал содержит не только теоретический материал (что такое агрессия, как она проявляется в у детей дошкоьного возраста), так и практический (диагностический материал нацеленный на выявл...

Консультация для педагогов «Выявление уровня одарённости ребёнка»

Выявить  уровень одарённости ребёнка не просто, но без информации об этом невозможно правильно выстроить образовательный процесс...

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативной компетенции ребёнка-дошкольника»

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникатив...

Консультация для педагогов " Как говорить с детьми, чтобы дети слушали"

Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!...

Консультация для педагогов и родителей : "Если хотите, чтобы ваш малыш был здоров - закаляйте его с детства"

Взрослым людям известно о пользе закаливающих процедур для ребёнка, как говориться, солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья, особенно в летний период времени. Чем раньше вы начнёте закалять детей, ...