Конспект по патриотическому воспитанию "Русский калач"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Плотникова Елена Александровна

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе русских традиций в данной конспекте  освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kalach.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Умка»

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе «Рябинка»

тема: «Русский калач»

Подготовила воспитатель

Плотникова Елена Александровна

г. Елизово, 2021

Направление: познание

Образовательная область: социально-коммуникативное

Цель: Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре и традициях.

Задачи:

Образовательные: - закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре.

-уточнить знания детей о понятии, как традиция,

- напомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.

- познакомить с другими традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие.

- обогащать словарь детей новыми словами.

Развивающие:

-расширять словарный запас

-формировать навыки устной речи через коммуникативные игры;

-закрепление истории русской народной культуры и традиций .

Воспитательные: 

- воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

- способствовать общему развитию детей, прививая им любовь и уважение к Родине (русской культуре, русскому языку, русским традициям ).

-воспитывать дружеское отношение друг другу и окружающим, умение взаимодействовать в коллективе.

Методические приемы: наглядные: рассматривание, образец;

Словесные: беседа, вопросы, пояснение, напоминание, поощрение;

Словарная работа: хлебосольство, хороводы, чаепитие, печь, прялка, ушат, ухват, лапти.

Материалы и оборудование:презентация: виртуальное знакомство с русской народной избой, самовар, блюдичко, сахар, соленное тесто, скатерть, матрешка, 2 письма, флешка.

Предварительная работа: Знакомство с игрушками -Дымковская,  Филимоновская, Богородская,  Каргопольская, Тверская, матрёшка и др. Заучивание пословиц, поговорок, потешек, русских народных песен; загадывание загадок об игрушках.

Вводная часть

Вос.: (Держит приглашение в руках) Мне передали приглашение в гости, только я не смогла догадаться, кто нас приглашает, имя свое написать забыл. Может быть у вас получится. Послушайте, что здесь написано:

«Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская …

Дети: Матрёшка.

Вос..: Правильно, матрёшка! Ребята, какая матрёшка? (дети передают матрёшку по кругу, называя прилагательные)

Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, хакасская, русская, интересная, загадочная, румяная, расписная.

Вос: Давайте прочтем приглашение от матрешки

Дорогие ребята, здравствуйте я вас приглашаю в далекой прошлой Руси, и хочу я вам рассказать про то как мы пили чай и с чем мы его пили, но прежде чем отправится вам надо сесть на паровоз, ну что, готовы в путь дорогу?

Дети: Да.

Вос.:   на чём мы поедем в гости?

Дети: На паровозе!

Дети замечают матрёшку.

Вос: Вот мы и приехал, дети посмотрите кто тут стоит?

Дети: матрешка

Вос-ль берет Матрешку в руки и говорит от ее имени: «Здравствуйте, дети!»

Дети: Здравствуй, матрёшка!

Вос: (от имени Матрёшки).

Я куколка с сюпризом

Посмотрите-ка внутри

У матрешек не величек

Есть еще маленькие сестрички

Вос.: Дети, а давайте узнаем зачем к нам пришла матрешка? Хотите узнать?

Дети: Да!

Вос.:   А как мы можем узнать зачем она к нам пришла, что надо сделать с матрешкой?

Дети: Нужно матрёшку раскрыть.

Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.

В нутрии матрешки письмо

«Здравствуйте дорогие дети! Пишет вам матрешка, мне тут подсказали что дети группы Рябинки очень интересует традиции русского народа, так вот одну из них я вам расскажу»

Вос.: Мы группа Рябинка?

Дети: Да

Вос.: значит это нам письмо?

Дети: Да

Вос.: Давайте еще одну матрешку вытащим и узнаем что нам хочет рассказать матрешка

Вос-ль достает флешку виртуальный музей по русской избе

Дети подходят к доске

Вос-ль:  

1 сл.: Мы с вами отправляемся в Русско-народную избу

2 сл.: изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья и воспитывались дети, изба являлась символом уюта и спокойствия. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка – это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба». ... Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья, и воспитывались детиИзбы строились из дерева, бревна клались друг на друга горизонтально,  резные «кружева» всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения всякой нечисти. Главными мотивами резьбы были изображения природных сил — Солнца и Земли, встречались и реалистичные изображения животных

3 сл.: внутри избы было передняя комната и задняя

4сл.: печь-служила для того чтобы согревать дом и готовить пищу

5 сл.: прялка -История старинной прялки. Русская прялка узором богата, Формой красива, резьбой хороша. Мастер создал её в прошлом когда-то, В ней старина и живая душа. ... «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. Состояла такая прялка из двух досок, прикрепленных под прямым углом друг к другу. На одну часть садилась пряха, на верхнюю часть второй крепили пряжу.

6 сл.: кухонная утворь

7сл.: самовар

8.: ушат

9 сл.: ковш

10сл.: кувшин

11 сл.: горшок

12 сл.: ухват

13сл.: лапти

Вос.: И так что мы с вами посмотрели?

Дети: мы побывали в избе

Вос.: Что вы там увидели?

Дети: как раньше жиле на Руси люди, носили лапти, готовили в печи и спали на ней

Вос.: А у нас еще одна матрешка осталась давайте достанем из матрешки письмо

Основная часть:

 Вос.:  А сегодня я хочу познакомить вас с традициями русского народа. Что такое традиция? Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Какие? Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки.  В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции?

Дети: новый год.

Вос.:  Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас и узнаете, (дети садятся на стуле.)

В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками. Ребята, а вы знаете, что самое главное в деревенской избе ?

Дети: нет

Вос.: Это печь. Русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты, пекли пироги. Не зря в старину говорили:

«Печь нам -мать родная».

«У печи все красное лето».

В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль

Вос.:   Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.  Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (Показ презентации иллюстрации).

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

 Вос.:   И преподносят  его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты?

Дети: хлеб и соль

Ставится стол,

Чаепитие.

Значит вкусен русский чай посиделочный.

Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие.

Вос.:   дети давайте мы с вами накроем стол

Под русскую народную мелодию дети несут к столу самовар, чашки с

блюдцами, сахарницу, калачи, сушки и пр.

Воспитатель накрывает на стол и рассказывает.

- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками).

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл

Вос.:    Ребята чего не хватает на столе, оно круглое и можно нанизать на веревочку?

Дети: калачей, бубликов.

Вос.:    Знаменитые калачи пекут только в России. Давайте мы с вами сделаем куличи, мы с вами сейчас сделаем сами, как вы думаете из чего мы будем делать?

Дети: можно сделать из соленного теста, пластилина

Вос.:    присаживаемся за столы, но пока что ничего не трогаем, засуньте руку под полотенце и скажите что там лежит, но не подсматривать,

Дети: это тесто

Вос.: правильно, давайте мы свами сейчас разомнем руки 

Пальчиковая гимнастика

Лепит, лепит детвора

Лепит с самого утра

Калачи, пирожки

И горячие крендели.

Самим ли съесть?
Иль Матрёшеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Матрешке отнесу.

Вос.: скатаем длинные жгуты, а затем сложим как восьмерку, получается калачей, давайте с вами пока что положим подсыхать,

Вос.: давайте мы с вами вернемся обратно в детский сад, садимся на паровоз

Заключительная часть: О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что мы с вами сделали? Какое новое слово выучили? Из каких слов состоит? Что самое необходимое в избе? Какими предметами люди пользовались в старину? Вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе на тему "Мой - посёлок Таксимо"

Познакомить детей старшей группы с их малой Родиной.Воспитывать чувство гордрсти за героизм нашего народа, чувства любви к Родине. Рассширять представления детей о родном посёлке и его достопримечател...

"День победы" конспект по патриотическому воспитанию

Конспект по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возроста...

Конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Мой - посёлок Таксимо"

Цели и задачи: 1. Расширять представления детей о родном посёлке, его достопримечательностях. 2. Показать красоту посёлка Таксимо, воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному посёлк...

Конспект по патриотическому воспитанию в средней группе «День защитника Отечества»

Занятие для закрепления материала по теме: "День защитника Отечества" ....

Конспект по патриотическому воспитанию.(Кемерово)

Экскурсия по городу Кемерово, расширение знаний о достопримечательности Кемерово....

Конспект образовательной деятельности "Баранки-калачи"

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе "Баранки-калачи"...

Конспект занятия по лепке "Калачи из печи"

Задачи:Уточнить и закрепить  знания детей о  хлебобулочных изделиях.Учить детей задумывать содержания своей работы на основании личного опыта.Формировать умение...