Духовно-нравственное воспитание, семья и музыкальное образование в детском саду.
статья

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx21.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Духовно-нравственное воспитание, семья и музыкальное образование в детском саду.

Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир любви и добра. Это нужно не только им, но и нам, педагогам. Ведь учитель - это, прежде всего духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными и нравственными. Сегодня в обществе распространенными явлениями стали цинизм, агрессивность, неуважение к старшему поколению. Поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Особое значение для духовно-нравственного воспитания подрастающего  поколения имеют занятия, связанные с искусством, воспитывающие  эстетическим содержанием и сопереживанием в силу эмоционального характера воздействия. Особая роль в процессе духовно-нравственного воспитания принадлежит музыке, которая является важным средством привлечения к добру, красоте, человечности. Музыка всегда выражает некую эмоцию или чувство. Причем эмоциональная отзывчивость -одна из важнейших музыкальных способностей. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности.

Невозможно игнорировать изменения, происходящие в XXI веке в сфере музыкального искусства. Музыкальное искусство очень разнообразно, но неоднородно по духовно-нравственным основам. Музыка может являться оружием, как добра, так и зла. В связи с чем необходим строгий отбор тех произведений, с которыми сталкиваются дети. Важно выделить из музыкального многообразия то нужное, что может способствовать духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Но какие бы изменения ни претерпевало музыкальное искусство, оно по-прежнему остаётся важнейшей частью духовной культуры человечества.

Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. И неудивительно, что музыкальному воспитанию, которое способно оказать большое облагораживающее воздействие на подрастающего человека, в нашей стране уделяется большое внимание. Важным звеном в этой системе – является семья. Она первая и наиболее важная ступенька для восхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Однако, здесь, как показывает практика, еще далеко не все обстоит благополучно.

В настоящее время музыка постепенно уходит из семьи, как фактор воспитания. Этому способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового рекламного, развлекательного направления. Поэтому, пропаганда вопросов, связанных с музыкальным воспитанием в семье, приобретает особое значение. Воспитание детей начинается с воспитания и самообразования взрослых.

Мы не всегда имеем возможность посещать филармонию и другие концертные залы, именно поэтому в нашем детском саду была создана собственная филармония, пусть и маленькая.

Сейчас объединением музыкальных руководителей нашего сада разрабатывается проект новых условий под названием «Домашняя филармония», где будут сделаны подборки музыкального материала, рекомендованные для прослушивания с родителями, способствующие  музыкальному и общекультурному развитию.

Мы, калининградцы, волею истории живём на земле, где соединяются великие достижения разных культур, но являемся, прежде всего, носителями культуры русской, духовная ценность которой определяет наше мировоззрение, наши приоритеты, наше художественное мышление. Утверждая здесь нашу культуру, наш менталитет, мы хорошо понимаем, что это лишь часть мировой культуры, освоение ценностей которой-наша непосредственная задача. Поэтому в своей работе музыканты-педагоги решают одновременно две задачи: первая-пропаганда отечественной музыки, вторая-освоение мировых духовных богатств.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй.

Суть взаимодействия музыкального руководителя и семьи заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии его потенциала, создании единого образовательного пространства с учетом изменения позиции родителей из «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники»

Перед семьёй и дошкольным учреждением ставятся одинаковые задачи.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. 

В рамках функционирования консультационного пункта проводятся online консультации по музыкальному воспитанию.

Таким же образом мы транслируем открытые музыкальные занятия. Да, пока они проходят в таком формате, но ещё год назад родители были непосредственными участниками открытых занятий, где, например, сначала дети показывали своё владение музыкально-шумовыми инструментами, а затем родители создавали импровизационное ритмическое ostinato к исполняемой детьми песенке.

Индивидуальные беседы, мастер-классы, занятия практикумы стали традиционными формами работы с родителями.

Также как и совместные праздники, развлечения. Родители не только зрители, но и полноправные участники, помощники в воплощении идей, разучивании стихов, песен, танцев, в работе над ролью, в пошиве праздничных костюмов, подготовке реквизита, изготовлении сюрпризов, подарков и многое другое.

И хотя они сейчас не присутствуют на таких мероприятиях, всё равно плоды нашей совместной работы они могут наблюдать по видеотрансляции и получить в подарок фотоотчёт, организованный педагогами.

Наши родители были участниками музыкального проекта, начатого в прошлом году, фестиваля «Русская частушка», на который в этом году планировалось пригласить участников других детских садов, но по известным причинам проект пока отложен. Сейчас он пересматривается и дорабатывается под новые условия.  

Такая совместная работа с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.

Школой подлинной сердечности, душевности и отзывчивости по отношению к своим близким (маме, папе, дедушке, бабушке, братьям, сёстрам), педагогам, другим детям и взрослым, являются традиционные праздники, проводимые ежегодно ко Дню матери, дню защитников Отечества, Международному дню 8 марта, Дню семьи.

Сезонные музыкально-игровые праздники помогают изучать и чтить национальные культурные традиции. Это Осенние ярмарки, Новый год,  Рождество, Святки, Масленица, Пасха, День берёзки. А конкурс народных подвижных игр, проводимый в рамках ежегодного проекта недели знаний «В детский сад с радостью» сочетает в себе радость движения и духовное обогащение. Народные игры отражают образ жизни народа, их труд, быт, национальные устои, формируют у малышей заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.

Важнейшим направлением духовно-нравственного воспитания является гражданско-патриотическое и гуманистическое воспитание дошкольников.

Являясь участниками концертов, исполняя произведения патриотической тематики, общаясь с непосредственными участниками военных действий, защитниками Родины, посещая памятники погибших в современных войнах и Великой Отечественной войне, дети обретают правильную гражданскую позицию и нравственные идеалы. 

Данные формы работы музыкального руководителя направлены на решение программных задач художественно-эстетического развития дошкольников.

Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников.

Я, как музыкальный руководитель, очень рада за наших детей: они растут веселыми, здоровыми, музыкальными детьми.  Я уверена в том, что приобщившись к музыке и танцу в детстве, они не вырастут равнодушными, черствыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "«Внедрение новых форм музыкального образования в детском саду»

В условиях информационного общества особенно остро стоит вопрос о духовном, нравственном и эмоциональном аспектах воспитания подрастающего поколения. Как вырастить человека, а не робота;  как при...

Опыт работы: "Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"

Опыт работы музыкального руководителя Бушиной Н.В. на тему:"Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"...

Дополнительное музыкальное образование в детском саду.

Дополнительное музыкальное образование - особый вид дополнительного образования, направленный на индивидуальное развитие каждого учащегося, это вся та область образовательной деятельности, которая нах...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.

Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...

Статья "Создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников посредством программы дополнительного образования по детскому фольклору".

В статье рассказывается о программе дополнительного образования по детскому фольклору, ориентированной на воспитание ребенка в традициях русской народной культуры, формирование бережного отношения и л...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...