«Проблема формирования патриотизма и уважения к исторической памяти в системе воспитания подрастающего поколения»
материал (старшая группа)

Елена Борисовна Фролова

Основные методы и формы работы по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_patriotizmu.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Доклад по теме:

«Проблема формирования патриотизма и уважения к исторической памяти в системе воспитания подрастающего поколения»

Подготовила: Е.Б.Фролова

р.п.Мучкапский 2021год

 Патриотизм – это любовь к своей семье, к детскому саду,  родному краю, своей стране, культурному достоянию своего народа, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны, воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, уважительного отношения к труженику и результатам его труда.

     Однако, если это чувство столь многогранно, то нужно ли  говорить о нем   детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.

   Общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное.

 

   Проблема формирования патриотических чувств у дошкольников  обусловлена рядом причин:

Появление практически в каждой семье компьютеров, электронных гаджетов развивают умения детей в сфере информационных технологий, позволяют занять свободное время, однако чрезмерное увлечение ими детей, даже дошкольного возраста, существенно ограничивают непосредственное взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. А нравственные качества ребёнка невозможно развивать вне живого общения, совместной игры, труда.

Многие мамы и папы дошкольников не всегда полно и чётко представляют себе содержание воспитания нравственности и патриотизма.

С каждым годом всё меньше и меньше становится ветеранов ВОВ.  

Непосредственное взаимодействие с ветеранами сейчас затруднено, а порой и невозможно.   

 Современные дети мало знают о родном городе, стране; особенностях народных традиций.   Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи патриотического воспитания дошкольников, поэтому были выделены основные блоки знаний, которые необходимо дать дошкольникам:

- знания о себе, своей семье, роде;

-знания о людях, живущих в нашей стране.

-знания о людях разных национальностей , имеющих особую значимость для формирования толерантности;

-знание о своем крае, городе, его достопримечательностях, его природное окружение;

-знание о русских традициях и промыслах;  

-знание о России и ее столице;

-знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);  

- знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем.  

Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду. 

Свою деятельность следует вести одновременно по трём направлениям:

1. С детьми – согласно разработанного плана.

2.  С родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение

уровня знаний о родном городе, привлечение к совместной деятельности),

3. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

 Строить работу необходимо в соответствии с местными условиями и

возрастными особенностями детей.  Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить страну, свой город, свой народ.

   Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и

родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными

усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к

близким людям, к малой Родине, к России.

Основные методы и формы работы по патриотическому воспитанию:

  • Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки.
  • Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту).  
  • Праздники (ко дню 8 марта, ко дню защитника Отечества, ко Дню Победы и т. д).
  • Развлечения.
  • Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т.д)
  • Чтение стихов, рассказов
  • Фотовыставки.  

 

1. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой и к своей семье. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, историей, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. В данном направлении хорошие результаты дает экскурсия. Так наиболее наглядно можно дать детям  представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. На экскурсиях наблюдаем за работой сотрудников этих учреждений, объясняем ценность и значимость их труда. Особую роль играет экскурсия в Храм, так как христианские ценности исторически тесно связаны с нашим патриотическим сознанием. ( Беседы, формирующие умение называть членов семьи по именам, знать кто в семье старший, знание домашнего адреса, закрепление в памяти названия родного поселка, умение узнавать достопримечательности города по иллюстрациям)

 Далее дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна. Работа  проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, видеороликов, слайдов.

Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.).  Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность,  экскурсии, походы. Формирование знания народных праздников Масленица, Пасха и др.

   2. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного краяОбщение детей с природой делает человека более чутким, отзывчивым.  (Советы  родителям с ребенком бывать в лесу, зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц.) Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

   3. С младенчества ребенок слышит родную речь. Сказки, которые читают ему, волнуют, увлекают, заставляют  плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту, передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями.

   Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Малые формы народного творчества формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Особенное внимание в русских пословицах необходимо уделять теме  любви к родине и защите Отечества: «С родимой земли - умри не сходи», «Русский ни  с мечом, ни с калачом не шутит», «Один в поле не воин», «Храбрость города берёт». ( Ежегодно 9 мая коллектив ДОУ совместно с воспитанниками и их родителями участвует в Параде Победы. Проводятся беседы на тему ВОВ.)

   4.Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.  

    5.Формирование представлений об олимпизме часть не только физического, но и нравственно-патриотического воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также успешно решаются через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.    Чувство патриотизма плюс интерес и любовь к спорту и здоровому образу жизни не сформировались в нас в одночасье. Подобное осмысление жизни закладывается годами, а начинает прививаться в дошкольном детстве, когда происходит становление личности ребенка.

В связи с этим в нашем детском саду проводились «Летние Олимпийские игры», которые опирались на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку. Целью данной деятельности являлось воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении с олимпийским движением.  Детей подробно ознакомили с историей возникновения и проведения  Олимпийских Игр. Далее была представлена история современного олимпийского движения (символы: белый флаг с изображением пяти разноцветных колец, девиз «Быстрее, выше, сильнее» и талисман). На следующем этапе проводились  соревнования по   античным олимпийским видам спорта – бегу, прыжкам, метанию. Такие мероприятия, проведенные в игровой форме, не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, воспитывают гражданско-патриотические чувства, пропаганду здорового образа жизни.

  6. Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка.

   Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается   в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада.

   Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным.  (Наблюдение  за тем, как привозят и разгружают хлеб. Беседы о том, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено. Можно вместе с детьми  посушить остатки хлеба, сделать  сухарики для кормления птиц. Наблюдение за работой дворника, трудовая деятельность во время прогулки)

Так, в систематической и целенаправленной работе формируется модель дошкольника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами, с потребностями в здоровом образе жизни, с творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

   Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем вырастет патриотическое чувство.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение Белгородчины в целях патриотического воспитания подрастающего поколения

Проблема любви к Родине была всегда актуальна, но особую значимость она приобрела в настоящее время, когда материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей зачастую искаженные представл...

Теоретические пути решения проблемы воспитания подрастающего поколения, через краеведение.

Краеведение на сегодняшний день стало очень выжным в развитии ребенка-дошкольника. Нам взрослым необходимо преобщать детей к природе и быту, истории, культуре родного края, города в котором живем. Зна...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

"Проблемы воспитания подрастающего поколения"

Здоровое и крепкое физически и душевно молодое поколение-наше будущее! Давайте  детям больше внимания и любви!...

Консультация для воспитателей и педагогов «Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания»

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, к...

Консультация "Проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения"

Проблемы нравственного воспитания в современном обществе, причины и способы выхода из кризисной ситуации....