Сенсорное воспитание в продуктивной деятельности детей
статья

Леушевская Елена Владимировна

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie.docx52.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сенсорное воспитание в продуктивной деятельности детей»


1.Роль деятельности в развитии сенсорных способностей детей.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.                                                                         Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.                Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.                                                                Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.                Усвоение сенсорных  эталонов — длительный и сложный  процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Ознакомление в воспитании сенсорной культуры со свойствами восприятия формы, величины и цвета составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности . Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется  определенное  звено сенсорной  культуры.

2. Сенсорное воспитание  в группах раннего возраста.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В истории дошкольного воспитания, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Нас тоже заинтересовала эта деятельность, и мы решили применять ее в своей работе с детьми раннего дошкольного возраста. Детей этого возраста следует учить, самостоятельно играть в разные игры (дидактические, сюжетные, подвижные). Для этого используются занятия, которые являются частью общей программы сенсорного воспитания, построенной на основе современных дидактических принципов. В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей, начиная с раннего возраста, широкой ориентировки в предметном окружении. Таким образом, происходит не только традиционное ознакомление малышей с цветом, формой, величиной предметов, но и осуществляется совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д.                        Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности, что обеспечивает углубление и конкуренцию педагогической работы и позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значения в решении важных жизненных задач.                Третьим принципом теории сенсорного воспитания предполагается сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов и явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка в окружающем мире может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.                                                Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются эталоном образования любого предмета. Таким образом, ребенок должен уметь соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.                                                                                Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Темпы овладения этими умениями неодинаковы: узнавать предметы и действовать с ними дети начинают быстрее, чем называть их. Деятельность их на первых порах выражается не в произнесении слов-названий, а в жестах и движениях, они показывают предмет, приносят его по просьбе взрослого. Следовательно, от одного занятия к другому усложняются и требования воспитателя к детям: необходимо уже правильно называть предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами. Постепенно у детей развиваются восприятие, речь, накапливаются знания об окружающем.                                        Успешное выполнение программы требует повторности занятий. Также важно, чтобы намеченные задачи были освоены всеми детьми из группы. Опыт показывает, что высокий результат усвоения знаний не может быть достигнут на одном занятии, так как одни дети быстро реагируют на внешнее воздействие, а другим для этого требуется более длительный срок.                Нецелесообразно на занятии решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточится только на чем-то одном.                                                Выполнение указанных в программе сенсорного воспитания задач может быть обеспечено при условии продуманного планирования всей воспитательной работы с детьми, в том числе и занятий. При составлении плана следует соблюдать необходимую повторность программного содержания. Это способствует своевременному усвоению детьми требуемых программой знаний и умений, дает возможность воспитателю постепенно переводить детей от овладения простыми сведениями и умениями к усвоению более сложных.                                                                        Кроме того, анализ практического воспитания детей раннего дошкольного возраста показывает, что у воспитателей возникает ряд трудностей при руководстве игрой. Почти в каждой группе есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интереса к сюжетно-образным игрушкам или однообразно ими манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети труднее усваивают программный материал. Способы решения практических задач в данном случае – это применение различных игровых действий с обязательным использованием жестов, слов.                                        Наблюдая за игровой деятельностью детей, нередко замечается, что в свободное от занятий время, без побуждения к деятельности со стороны взрослого, дети повторяют какое-нибудь действие или движение, усвоенное ими ранее на занятии. При этом данное действие может осуществляться неоднократно, с удовольствием, не обнаруживая признаков утомления или снижения интереса. Поэтому считается, что стремление детей к самостоятельной деятельности, выражающейся в многократных повторениях, следует поощрять, так как ребенок именно таким образом упражняется в умениях, которые он получает от взрослого.                                                Также было отмечено, что успехи детей в усвоении получаемой информации напрямую зависят от того, интересно им или нет само содержание занятия. Отсюда следует, что правильно поступают те воспитатели, которые различными способами поддерживают заинтересованность детей, стремятся вызвать у них положительные эмоции.        Руководство детьми требует от воспитателей, знания особенностей каждого ребенка, понимания его поведения, изучения интересов и особенностей.                                                                                        Так как в группе все дети разные: общительные или замкнутые, активные или молчаливые, излишне подвижные, не всегда организованные, или наоборот, - спокойные и дисциплинированные. Именно поэтому при планировании воспитательного процесса учитывается работа с детьми, имеющими различные типы характера и уровни развития познавательных и эмоциональных способностей.                                                        Наблюдения и результаты проведенной работы показывают, что индивидуальный подход к каждому ребенку обязателен: он способствует созданию дружного детского коллектива, формированию положительных взаимоотношений и всестороннему развитию личности дошкольника.                В процессе работы  воспитатель старается создать вокруг детей атмосферу радости, окружить их вниманием и любовью, что, в свою очередь, рождает в малышах ответное чувство любви и признательности, психологической и физической защищенности, надежности. Особый акцент он делает на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастающие познавательные способности детей, приобщает к миру вещей. Обучает новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.

3. Сенсорное воспитание  в конструктивной деятельности  детей.

В развитии сенсорных способностей немалая роль отводится конструктивной деятельности. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Уже с раннего возраста дети начинают познавать, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях — стены, окна, двери, крыша; в машинах — кабина, кузов, колеса и т. д. Части различаются по форме, величине. Зависят эти различия от назначения: домик для большой матрешки будет большим с высокими стенами; домик для маленькой матрешки будет маленьким с низкими стенами. Форма и величина частей различная, однако, основные части остаются одними и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.                В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.                                                В процессе конструктивной деятельности дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб (кубик, призма и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у кубика и кирпичика есть углы; у кубика две стороны длинные, а две короткие; и т. д.                Сенсорное развитие ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. То есть, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале.        Дети, умеющие правильно обследовать предмет, легко могут представить его. Это очень важно, так как одним из основных условий успешного конструирования является умение детей четко представить себе, что за объект они собираются создавать. Причем конструирование будет тем успешнее, чем детальнее и точнее ребенок представляет, из каких частей этот предмет состоит, как эти части связаны между собой. Формирование такого рода представлений происходит в процессе определенным образом построенного обследования, когда дети под руководством педагога последовательно вычленяют отдельные элементы предмета.                        Одним из важных показателей развития конструктивной деятельности у детей является умение творчески варьировать свои постройки.        Следовательно, представления детей о предметах должны быть четкими, так как именно обобщенные представления – одно из условий создания различных вариантов одного объекта.

4. Сенсорное воспитание  в изобразительной деятельности  детей.

В настоящее время в отечественной дошкольной педагогике разработана принципиально новая система сенсорного воспитания, над определением принципов, методов и содержания которой работали ряд исследователей – А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина.        Дети знакомятся с цветом, формой, величиной на занятиях математики и изобразительной деятельности. К ним относятся лепка, рисование и конструирование. Готовность ребенка к школе в значительной мере зависит от сенсорного развития. У детей формируются воспитание сенсорной культуры в области восприятия величины, формы, цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.        Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе. Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.                                                Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.                                                Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.                                        Задачей обучения является организация восприятия с включением многократного обследования цветового многообразия жизни и сопоставления с собственными изображениями. Большинство детей, не получая разнообразных цветовых впечатлений в процессе организованного целенаправленного восприятия, как бы останавливаются в развитии цветового видения, не приобретают умения видеть цвета, сравнивать их, передавать в своем изображении. Цвет является основным компонентом художественного образа и сильным эмоциональным побудителем к его созданию. Отечественные психологи и педагоги Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Т.Н. Доронова и др. доказывают возможность детей не только воспринимать цвет, но и применять его в рисунке как выразительное средство, характеризующее образ.                        При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания, и само содействует этому воспитанию.                                Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством сенсорного развития. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства. Развитие чувства цвета, формы на занятиях возможно лишь при хорошем знании детьми цветов и форм. Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства.                                        Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.

5. Дидактическая  игра – одно из средств сенсорного  развития детей.

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.  В  Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.  Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого  является сенсорное воспитание.                                                                Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр  по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.                                                                Дидактические  игры –  игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной  стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия  взрослого  на ребенка, а с другой – игра является  основным видом самостоятельной  деятельности детей.  В дошкольной педагогике дидактические  игры  с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр  с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что  проводить  их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.                                                                        Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним  из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является  содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре –это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.  Третьим элементом игры являются правила.  Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.  Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической  игре.  Пятый элемент дидактической  игры –результат.  Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.                Дидактическая игра лишь отчасти  отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и  открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность  обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической  игры.                Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут  ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить  эффективность применяемых средств  сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.                                                                                        В нашем опыте сенсорного воспитания  младших  дошкольников использовались следующие виды дидактических  игр:                                Игры для сенсорного развития:                                                Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.                                                                 Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т.п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие  для них отверстия.                                                        Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т.п.  Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.                                                                Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т.д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).                                                                                        Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей  и их воспитания.  Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир  и расширить его кругозор.                                                Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей  формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических  игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников. Виды труда  дошкольников в сенсорном развитии.

6. Труд детей как средство сенсорного воспитания.

Труд детей в детском  саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к  деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. В процессе любого вида труда решаются задачи сенсорного развития. Дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация рук и глаз. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.                                                        Самообслуживание направленно на уход за собой. Важно научить детей самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться и раздеваться, убирать постель и готовить рабочее место. С этой целью дети  обучаются совершать действия в определенной последовательности, а взрослый,  показывая, как это делается сопровождает каждое свое действие комментарием.                                                                        Формирование навыков самообслуживания происходит постепенно. К примеру, при обучении умыванию ребенку сначала показывают и объясняют самые простые действия (сначала действия выполняются с помощью взрослого): смочить руки, потереть ладони и тыльную часть рук. После усвоения этого требования усложняются и далее, к примеру, обучают заворачивать рукава. После овладения ребенком этим навыком, ему предъявляются более высокие требования к качеству умывания.                        Для малышей важно слышать, как они справились с заданием, и в этом отношении нужно отметить что-нибудь положительное.                        Навыки самообслуживания формируются и в процессе питания. Повседневные упражнения позволяют научиться к 3 годам есть быстрее и аккуратнее. Во время приема пищи важно обратить внимание не только на аккуратность на столах и напомнить, что надо стараться не проливать и не крошить, чтобы сохранить этот порядок, но и обратить внимание на вкусовые качества блюд. Наблюдая, как кушает ребенок и при необходимости напоминать, как правильно держать ложку, сколько брать пищи и т.д. Все это лучше делать незаметно, не отвлекая других от еды.        Детям 3-го года жизни сложно дается одевание и раздевание, на обучении которым уходит много времени, так как не достаточно развита мелкая моторика и координация движений. При обучении нужно соблюдать определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Необходимо не только помогать ребенку одеться или раздеться, но одновременно побуждать его активно участвовать в самом процессе одевания, предлагая надеть или снять какие-то отдельные вещи, уточняя их цвет, размер или качества материалов.                                Закрепления навыка самообслуживания наиболее эффективно проходит в совместной деятельности со взрослым при ласковом, заботливом и доброжелательном отношении к ребенку.                                        Значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Совершенствуя навыки самообслуживания ребенок учится воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, приобретая новый сенсорный опыт.                Хозяйственно  – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.                                 Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать  у детей аккуратность, желание  поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих  в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.                                                                                        Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно разнообразнее, чем в младшем.                                        Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде  начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка, дают ему возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.                В процессе хозяйственно - бытового труда создаются возможности  для формирования у детей бережного  отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.                Необходимость в данном труде  в детском саду и дома возникает  постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в течение нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с нее пыль. Или ребенок захотел рисовать и он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, тут же начинает их подтачивать. Здесь формируются представления о внешних свойствах предметов. После этого ребенок должен собрать сор, отнести его в определенное место.                                        В быту постоянно возникает  необходимость потрудится: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей не только привычки к трудовому усилию, но и обогащается сенсорный опыт.                                                                Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не обязательно чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелют на пол перед стиркой, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детям будет легче приготовиться к работе.                                                                                                Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирает тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со стола, вытереть фартуки.                                                Удобное расположение приучает детей к определенному порядку  в работе и ее организации.                                                                Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании хозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности, вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание заниматься данным трудом, воспитатели используют в каждой возрастной группе в дошкольном учреждении различные формы организации трудовой деятельности детей, все средства воспитательно-образовательного процесса.                                                                        По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает  развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр.        Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответственное отношение к ней.                                                                                        Труд в природе имеет  большое образовательное значение. Он расширяет кругозор, и позволяет приучить детей к коллективному труду, помогать друг другу и действовать сообща.                                        Следует отметить большое значение труда в природе в  сфере сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия.                                                                                                В процессе работы в уголке природы в группе и во время труда на участке ребенок имеет постоянный непосредственный контакт с природными материалами (почвой, семенами,  листьями растений,  веточками,  грунтом, камешками, плодами, орехами, водой и многим другим), имеющими разнообразные свойства и качества. Дети, трудясь в природе, получают хорошую «пищу для ума» через восприятие. Одно из основных условий успешной деятельности детей – это обучению их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений – отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например, при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого- либо культурного растения важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев, Труд в природе имеет  и ряд других, очень ценных преимуществ  для всестороннего развития дошкольников:                                                        в процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными;                                                                создаются благоприятные условия для физического развития (предметом пристального внимания оказываются в настоящее время вопросы физического и экологического воспитания детей, и это не случайно, так как ухудшение здоровья дошкольников, отмечаемое в последние годы, во многом зависит от их экологического образования.)                        удовлетворяются эстетические потребности детей;                формируется интерес к труду взрослых;                                        усваиваются связи между человеком и природой (только с помощью труда человека растение развивается и даёт плоды.                                        труд в природе помогает развить чувство коллективизма;                помогает воспитать бережное отношение к природе.                                Но, очень важно знать  то, что труд в природе будет  иметь воспитательно-образовательное значение только в том случае, если его правильно организовать.                                                                        Труд должен отвечать  определённым гигиеническим и  педагогическим требованиям:                                                        должен быть разнообразным по содержанию;                                регулярным;                                                                        посильным;                                                                        должен постепенно усложняться;                                                                в труде должны формироваться практические навыки в единстве со знаниями;                                                                                        безопасным;                                                                                труд никогда не должен применяться в виде наказания!                        В подготовительной к школе группе детей следует привлекать к сбору овощей на огороде, семян; сбору осенних листьев. Зимой дети могут помогать сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зелёный корм для птиц и животных, находящихся в живом уголке группы. Весной дети могут сеять семена, летом - рыхлить почву, поливать клумбы.        Наблюдения и труд на участке  в подготовительной к школе группе организуют фронтально, или отдельные трудовые поручения распределяются между группами и звеньями. Весной можно использовать форму организации детей по звеньям: каждое звено получает длительное трудовое поручение по уходу за определенной, грядкой или клумбой, за тем или другим домашним животным, живущим на участке. Длительные поручения дают и индивидуально.                                                                                Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что труд детей дошкольного возраста в природе очень важен для их развития, он носит воспитательно-образовательный характер и всесторонне развивает дошкольника.                                                                                Посильная и интересная работа доставляет огромную радость детям, а это –основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.                                                                                        Во время детского труда  полезно использовать пословицы, загадки, занимательный материал. Это поможет больше активизировать детей и доставит им больше удовольствия от общения с природой.                        Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).                                                                                В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.                Дети на опыте усваивают  элементарные представления о свойствах  различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.                                                        Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.                                Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая  с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом (листьями, желудями, соломой, корой) дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Учебно-исследовательское задание.

Конспект занятия  по сенсорному воспитанию детей в младшей группе.

«Лесные звери  в гостях у детей».

Программное содержание:                                                                        - освоение умения сравнивать предметы по длине; использовать в разговоре терминологию: длинный, длиннее, короткий, короче        ;                        - закрепить умение  различать и называть геометрические  фигуры: круг, треугольник, квадрат,  овал и их цвета;                                                        - учить намазывать клей и  приклеивать готовые фигуры;                                -воспитывать заботливые отношения  к животным.                        Предварительная работа с детьми. Учим детей обращать внимание на форму предметов, цвет при выполнение элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.                                                Пособия: лесные звери – игрушки, шарфики разных размеров.        Раздаточный материал: геометрические фигурки и заготовки  одежды, вырезанные из бумаги, кисточки (по  количеству детей); подставка для кисточек; клей.                                                                                Организация занятия.                                                                Занятие проводится в группе. В роли лесных зверей выступают игрушки. Вторая часть занятия проводится за столами.                                Ход занятия.                                                                        Приглашаю детей в группу и прошу сесть на свои стульчики. И начинаю рассказ:                                                                                Ребята, сегодня утром,  когда я шла в детский сад,  то услышала в кустиках чей-то спор. Я подошла поближе и увидела зайчика, лисичку и медведя (Это какие звери? Правильно. Лесные, потому – что они живут  в лесу). Так вот, они спорили  о том, чей хвостик длиннее и для этого пришли к нашему садику, что бы вы помогли им  разрешить их спор.                                Звери сильно замерзли, я их согрела, повязала теплые шарфики, посадила в коробочку,  успокоила и предложила  в нашей спаленке, отдохнуть и  подождать вас. Вот теперь я принесу их в группу, а вы  поможете им, определите, чей же  хвостик длиннее, а чей короче.                         Приношу зверей в  группу. Дети здороваются. Затем  рассматриваем хвостики, сравниваем  их по длине, используя в  речи слова: короткий, короче, длинный,  длиннее. Затем предлагаю определить, а чей шарфик длиннее у зверей. Для этого развязываем шарфики,  сравниваем.                        Потом предлагаю детям встать в кружок и провожу  пальчиковую игру Зайчик и  кольцо»:                                                Прыгнул заинька с крылечка и в траве нашел колечко. А колечко не простое –блестит словно золотое.                                                                                         Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:                 а) пальцы сжаты в кулачок, выдвинуть указательный и средний и развести их в стороны;                                                                                 б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные  пальцы отвести в стороны».                                                                        После проведения  пальчиковой игры рассказываю  детям, что у зверей лесных есть еще одна просьба. Их  маленькие детки, которые остались в лесу, порвали одежду: шортики,  юбочки, рубашки…И они просят нас починить ее: на те дырочки, которые есть на одежде пришить  заплаточки, но так как мы еще не умеем шить, то мы будем  их приклеивать. Показываю детям заготовки одежды с дырочками.  Рассматриваем форму этих дырочек  (квадрат, круг, треугольник, овал), цвет.                                                Предлагаю детям «починить» одежду, подобрав подходящие заплатки по форме (младшим детям) и по форме и цвету (старшим детям).Аппликация «Заплатки» проводится за столами. Раздаю детям заготовки одежды с дырочками, вырезанные из бумаги, «лоскутки» такой же формы, как и дырочки, кисточки, клей. По окончанию работы звери рассматривают одежду, благодарят  детей, прощаются.

Список литературы

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М., 1988
  2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под ред. Л.А. Венгер – М.,1991
  3. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М.,1989
  4. « Сенсорное воспитание в детском саду» под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой – М.,1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".

Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести перв...

Продуктивная деятельность детей 2-3 лет в рисовании

возможность для творчества,формирует умение предвидеть будущий результат,воспитывает самостоятельность,развивает пространственно-образное мышление,даёт толчок обогащению речи,улучшает координаци...

продуктивная деятельность детей "Живые духи"

Занятие посвещено работе с природным материалом. Его можно провести, когда празднуется День Земли, потому, что дети изготавливают подарки для нашей планеты....

Продуктивная деятельность детей с ОНР как средство развития познавательной активности и сенсорного воспитания.

Значение нетрадиционной изобразительной деятельности для дошкольника с общим недоразвитием речи....

Открытое занятие по развитию продуктивной деятельности детей в коррекционной группе для детей с ЗПР «Птичий двор»

Учить лепить птицу (петуха), передавая форму, относительную длину туловища и головы, продолжать учить делению пластилина на части. Воспитывать у ребенка волевые качества: усидчивость, терпеливость, ак...

Папка-передвижка Продуктивная деятельность детей и сенсорное развитие

В материале дана краткая информация для родителей о роли продуктивной деятельности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста....