Продуктивная деятельность детей с ОНР как средство развития познавательной активности и сенсорного воспитания.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Чичикалова Зоя Ивановна

Значение нетрадиционной изобразительной деятельности для дошкольника с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_tekhniki_statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивная деятельность   детей с     ОНР    как     средство  развития познавательной  активности  и  сенсорного воспитания.                   

   «Чем больше мастерства в детской руке,

          тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский.

 

В современном мире актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого человека. Воспитание творческого отношения к делу, умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, способность находить выход их сложных жизненных ситуаций – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики.

Важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Французский психолог Т. Рибо  представил основной закон творчества в детстве и отрочестве как «господство фантазии, игр, сказок и вымысла».

Психофизические особенности детей с речевыми нарушениями оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Так, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным представлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются, не дорисовываются значимые для их опознания детали, отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координация движений руки и пальцев. В целом, у детей с различными речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений, которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Итак, изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов, мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных  умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы, поролон, кусочек смятой бумаги). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки.    

Обучение ребенка изобразительной деятельности должно обогащать и уточнять восприятие и представления о его окружающем  мире, а не сводиться к «навязыванию» ему  готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы и сенсорное развитие.

         Продуктивная деятельность детей, включающая лепку, рисование, аппликацию с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики, тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера, зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений;

 -наблюдательности и эстетической отзывчивости;

- формируются навыки контроля и самоконтроля.

Значение изобразительной деятельности для дошкольника с общим недоразвитием речи очень многогранно. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению познавательной активности и развитию мелкой моторики.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышлением дошкольника.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Тематика занятий по рисованию, лепке, аппликации должна сочетаться с тематикой занятий по развитию речи.

 Разнообразные материалы для продуктивной деятельности помогают уточнять  понимание названий предметов, действий признаков, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические и грамматические оттенки. На занятиях  по изобразительной деятельности развитие восприятия и осознания речи детьми происходит быстрее, так как речь приобретает действительно практическую  направленность. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи и тем, что можно создавать проблемные ситуации, которые способствуют появлению речевой активности, формируют коммуникативную направленность речи.  Слова-названия быстрее становятся словами-понятиями, когда ребенок имеет возможность действовать с предметом, а не воспринимать его только зрительно, в таких условиях новые слова усваиваются и запоминаются быстрее.

Результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.  Такими стимулами могут быть:

-игра, которая является основным видом деятельности детей;

-сюрпризный момент – любимый герой сказки приходит в гости;

-просьба о помощи, дети никогда не откажутся помочь слабому;

-музыкальное сопровождение.

Период дошкольного детства является периодом познавательной активности и интенсивного сенсорного развития ребенка, совершенствования его ориентировки во внешних  свойствах и отношениях предметов и явлений. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, свойства поверхности.

Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими, более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами в соответствии с программой детского сада. Даже если ребенка специально не обучают выделять разновидности свойств, соответствующие общепринятым эталоном, то сам материал, с которым дошкольник имеет дело при рисовании, выкладывании мозаики, аппликации, содержит необходимые образцы. Так, рисуя, ребенок пользуется красками разных цветов; в материалах для аппликации представлены разноцветные кружки, треугольники, квадратики. Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов.

Несформированность графических навыков и умений, нарушение пропорций в рисунке, наличие  общей моторной неловкости мешает  ребенку выражать в рисунках задуманное, затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология выполнения интересна и доступна детям.

В процессе работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники изобразительной деятельности создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.

         Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. В создаваемой ситуации успеха для каждого ребенка,  корректируется его эмоционально-волевая сфера, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Развивая творческий потенциал с раннего детства, активизируются познавательные процессы, развивается способность ребенка к творчеству, совершенствуется сенсорное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".

Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести перв...

Продуктивная деятельность детей 2-3 лет в рисовании

возможность для творчества,формирует умение предвидеть будущий результат,воспитывает самостоятельность,развивает пространственно-образное мышление,даёт толчок обогащению речи,улучшает координаци...

продуктивная деятельность детей "Живые духи"

Занятие посвещено работе с природным материалом. Его можно провести, когда празднуется День Земли, потому, что дети изготавливают подарки для нашей планеты....

Открытое занятие по развитию продуктивной деятельности детей в коррекционной группе для детей с ЗПР «Птичий двор»

Учить лепить птицу (петуха), передавая форму, относительную длину туловища и головы, продолжать учить делению пластилина на части. Воспитывать у ребенка волевые качества: усидчивость, терпеливость, ак...

Сенсорное воспитание в продуктивной деятельности детей

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорног...