Доклад "Формирование предпосылок универсальных учебных действий в театрализованной деятельности"
материал

Захарова Светлана Валериевна

Описание опыта работы по формированию универсальных учебных действий в театрализованной деятельности в детском саду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОО Кизнерский детский сад № 6 «Италмас»

                                                             

                                                             

Тезисы  доклада

Формирование предпосылок универсальных  учебных действий в театрализованной деятельности

Автор: Захарова Светлана Валериевна,

            старший воспитатель

       

 

2022 год

Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.

Именно в игре, ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, преимущественно формируются предпосылки учебной деятельности.

Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя - театральная деятельность. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. 

Пять лет действует наш детский сад, из них четыре года мы осуществляем работу по театрально-игровой деятельности.

Мониторинг индивидуального развития ребенка,  проведенный в сентябре 2015-2016 учебного года, выявил, что большинство детей старшей и подготовительной групп имеют проблемы в речевом развитии. Безусловно, дети, имеющие сложные речевые нарушения, зачисляются в логопедическую группу, но это всего 20-25 детей.

Как же быть с остальными детьми? Так при поиске эффективных технологий и методик речевого развития наших воспитанников, мы решили связать театр и игру  и начали работать над темой «Развитие речевых навыков и творчества детей через театрально-игровую деятельность».

 В течение 2015-2016 уч. года детский сад реализовал практико-ориентированный проект «Говорящий ручеек».

Результатом реализации данного проекта стало следующее:  

  1. Создание среды для организации театрально-игровой деятельности.

Во всех группах были организованы центры музыкально-театрализованной  деятельности и центры речевого развития, уголки ряжения,  появились ширмы, декорации, атрибуты, были изготовлены маски и пошиты костюмы. В детском саду появилась костюмерная комната, которая пополнилась  – более  чем 40 костюмами для взрослых и детей. Большую помощь в пополнении костюмами оказал Андрей Иванович Ураськин. За рамками проекта также идет постоянное пополнение усилиями педагогического коллектива и родителей.

  1. Организация образовательного процесса с учетом интеграции театрально-игровой деятельности.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги часто используют её бессистемно, эпизодически, чаще как инсценировку к празднику. Чтобы избежать такого подхода, в нашем детском саду в каждой группе разработан и реализуется тематический план по театрализованной деятельности. 

Для педагога открывается возможность реализовать в этой форме любое содержание, только нужно уметь выстраивать «архитектуру» разнообразных вариантов занятий таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования».

Хочется провести аналогию с трехмерной моделью архитектурного строения, в котором нужно выделить  основные «несущие» стороны:

- вертикальное направление – обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей (так если в возрасте 2 - 3 лет малышей интересуют игры с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, на основе знакомых ребенку потешек, стихов и сказок, то в старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей).

- горизонтальное направление – обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности), то есть обеспечение интеграции.

- третья составляющая – развитие внутренних, психических процессов у детей в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка - обеспечение личностно-ориентированного, индивидуального подхода. 

3. Традиции

Итоговым мероприятие проекта стал Театральный фестиваль, который  шагнул за пределы проекта и стал ежегодным, традиционным мероприятием детского сада. За 4 года на фестиваль подготовлено более 20 спектаклей. Только в этом году в нем приняло участие 83 ребенка.

Каждый год театральный фестиваль имеет свою тематическую направленность. В этом году он был посвящен году Здоровья в Удмуртии.

В текущем году впервые проведена Театральная неделя.

4. Работа с родителями

Театрализованная деятельность стала хорошей формой взаимодействия с родителями. Родители любят приходить на мероприятия, где участвует ребенок. Поэтому театральный фестиваль у нас пользуется большой популярностью. Выступают родители и в качестве актеров.  

Реализация проекта по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрально-игровую деятельность позволила нам решить многие образовательно-воспитательные задачи (задачи на слайде) и способствовала формированию предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий.

Вместе с тем, пришло понимание, что  театрально-игровая деятельность это универсальное средство, синтетическая деятельность, объединяющая практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности,  способствующая решению комплекса взаимосвязанных задач по всем образовательным областям и  формированию предпосылок универсальных учебных действий.

А в дошкольном возрасте наряду с коммуникативными универсальными учебными действиями различают еще личностные, регулятивные, познавательные (слайд). 

Таким образом, коллектив расширил рамки и в настоящее время продолжает работу по формированию предпосылок универсальных  учебных действий в театрализованной деятельности (слайды), которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. А значит, будет осуществляться преемственность детского сада и школы.

Результаты и перспективы работы организации по театрально-игровой деятельности:

У нас есть свои небольшие достижения:

-  Театральный коллектив  детского сада является трижды победителем районного конкурса «Великое русское слово», посвященное А.С. Пушкину в номинации театрализованное представление.

- Приняли участие  в районном конкурсе  театральных коллективов «Театр и дети».      

- Открытый республиканский конкурс театральных коллективов «Театральные горошины». «По следам любимых книжек» - диплом 2 степени.                                                                                                                                              -  Участие в дистанционных конкурсах.

- В планах организовать семейный театр; привлекать к постановкам детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Особенности формирования предпосылок к самостоятельной театрализованной деятельности воспитанников раннего и младшего возраста по приобщению к культурному наследию»

Презентация «Особенности формирования предпосылок к самостоятельной театрализованной деятельности воспитанников раннего и младшего возраста по приобщению к культурному наследию»...

Презентация «Особенности формирования предпосылок к самостоятельной театрализованной деятельности воспитанников раннего и младшего возраста по приобщению к культурному наследию»

Презентация «Особенности формирования предпосылок к самостоятельной театрализованной деятельности воспитанников раннего и младшего возраста по приобщению к культурному наследию»...

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ори...

«Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников в ходе театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области зн...

Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Что такое УУД, и каково их значение в образовании и воспитании? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию...

Презентация. Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Современный мир диктует свой взгляд на то, какой должна быть успешная личность ХХI века: открытой к внешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а также поло...

Театрализованная деятельность как средство формирования предпосылок связной речи у дошкольников раннего и младшего возраста.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем м...