методические рекомендации
методическая разработка (старшая группа)

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Пословицы и поговорки –  сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_knigi_v_razvitii_doshkolnikov.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ, ИГРАЯ.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Пословицы и поговорки –  сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. 

Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах».  Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни.  С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

∙      учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

∙      развивать интерес к значению слова;

∙      Учить активно использовать их в речи.

 

Тише едешь –   (дальше будешь).

Крепкую  дружбу водой —  (не разольёшь).

Один в поле —  (не воин).

Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

Под лежачий камень – (вода не течет).

Семь раз отмерь – (один отрежь).

Что посеешь – (то и пожнешь).  

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи:

∙      учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;

∙      развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

…..

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи:

∙      учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;

∙      познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;

∙      развивать аналитическое мышление.

 

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Со всех ног. (Быстро.)

Рукой подать. (Близко.)


 

ПОЧИТАЙ, МНЕ МАМА!

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, — это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

           

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня —  в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

 

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Другой тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств. 

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Чтение вслух вызывает у детей бурные эмоции, оно уносит его прямо в сказку, у ребенка начинает работать воображение. Процесс формирования правильного звукопроизношения у детей начинается  с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка. Ведущая роль принадлежит чтецу, нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать ритм, следить за реакцией ребенка. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой

Словесный метод

Практический метод

Наглядный метод

Чтение произведений,

Вопросы к детям по содержанию произведений,

Пересказ произведения,

Заучивание наизусть,

Выразительное чтение,

Беседа по произведению, 

Прослушивание аудиозаписи.

Элементы инсценировки,

Игры-драматизации, 

Дидактические игры, 

Театрализованные игры,

Использование разных видов театра, 

Игровая деятельность.

Показ иллюстраций, картинок, игрушек, 

Элементы инсценировки, 

Движение пальцами, руками, 

Схемы, 

Алгоритмы, 

Просмотр видеофильмов, диафильмов, 

Оформление выставки.

Чтение вслух вызывает у детей бурные эмоции, у ребенка начинает работать воображение. Процесс формирования правильного звукопроизношения у детей начинается с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать ритм, следить за реакцией ребенка.

Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной. Попробуйте произнести фразы из сказок, подражая тембру голоса сказочного героя:

Конкурс пародистов.

Выбираются желающие, которые должны произнести предложенные фразы, подражая тембру голоса героя.

Баба-яга: "Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец, — дело пытаешь или от дела лытаешь?";

Царевна Лебедь: "Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный?"

Кот Матроскин: "Корову заведем, молоко пить будем";

Галчонок: "Кто там? Кто там?"

Волк: "Ну, заяц, погоди!";

Черепаха: "Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу и лежу, и на солнышко гляжу".

Детская литература разнообразна и включает в себя потешки, сказки, повести, рассказы, стихи, энциклопедии, учебно-развивающие пособия.

Книги нужно выбирать согласно возрасту детей.

Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомят детей, были доступны не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Для малышей полезно, когда текст сопровождается движениями, его проще понять и легче запомнить. Это потешки и стишки, с использованием пальчиковых игр. Движения пальцев рук очень хорошо стимулирует головной мозг, особенно ту его часть, которая отвечает за речь.

В возрасте 2-3 лет нужны книжки с картинками и не загруженные текстом. Это могут быть стихи А. Барто, Маршака или Чуковского, сказки про «Колобка», «Курочку Рябу», «Репку», обязательно сопровожденные цветными картинками. Русские народные сказки являются прекрасным материалом обучению пересказу.

К четырем годам словарный запас уже достаточно широк. В этом возрасте интересны фольклорные произведения, былины, различные сказочные истории. Ребёнок уже может вполне провести четкую границу между правдой и вымыслом. Сам может выдумать продолжение, что развивает его связную речь.

В 5-6 летнем возрасте ребёнок уже в состоянии представить себе практически любую деталь, и ему не потребуются для этого картинки. Они хорошо фантазируют и составляют интересные рассказы. Хорошим примером для данного вида работы являются «Сказки» Сутеева.

Рекомендации при выборе детской книги:

- Никакой пахнущей краски, расслаивающихся страниц;

- Убедитесь, что в книжке нет злых героев, драк, слез и прочих негативных моментов – как в тексте, так и на рисунках. Особенно в четырехлетнем возрасте закладывается основной костяк фобий и страхов, причиной которых являются как раз всякого вида пугалки и страшилки;

- Убедитесь, что текст написан грамотно в нормах литературного языка;.

- Иллюстрации в книгах, как в художественных, так и в обучающих, должны быть цветными, понятными, поскольку черно - белое изображение не позволит знакомить детей с окраской предмета, а это обеднит речевые средства и знания.

- Поскольку дети воспринимают предмет в сопоставлении его с другими предметами по разным признакам, при подборе предметных картинок для одновременного показа необходимо обращать внимание на их соотношении по величине. При неправильном подборе картинок у детей формируется искаженное представление о величине предмета, что непременно отразится на формировании понятий и развития речевых средств.


 Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:

■ рациональное размещение в группе;

■ соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

■ соответствие интересам детей;

■ постоянная сменяемость;

■ эстетическое оформление;

■ востребованность.

 В нашей работе не обойтись без помощи родителей наших воспитанников. Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь. Чтобы успешно взаимодействовать с родителями воспитанников, необходимо давать методические рекомендации по организации семейного чтения с последующим пересказом в группе, возможно с зарисовкой наиболее запомнившегося сюжета.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей:

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
  • Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  • Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

*   Дарите книги ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественная литература, детская книга, служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи и всестороннего развития ребенка.

Технологии речевого развития:

Моделирование

Мнемотехника

Технология обучения детей составлению сравнений

Технология обучения составлению загадок

Сказкотерапия

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

Логоритмика

Творческие рассказы

Игры-драматизации, инсценировки

Пересказ

Рассказ по картине

Составление описательного рассказа

Рассказы детей из опыта

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».   Л. С. Выготский

        В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...