Профессионально-личностная подготовка педагога для работы с одарѐнными детьми
статья

Елена Несмеева

Статья посвящена проблеме подготовки педагога для работы с одарѐнными детьми. Рассматриваются этапы, условия и содержание профессионального становления педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Профессионально-личностная подготовка педагога для работы с одарѐнными детьми

Известно, что ведущая роль в образовательном процессе школы принадлежит учителю.

Проблема учителя и его подготовки была предметом внимания и исследования многих отечественных и зарубежных педагогических мыслителей прошлого. В одном из ранних документах - «Уставе Львовской братской школы» (1586) - подчѐркивалось значение дидактических умений учителя, в частности, дифференцированного подхода к обучению детей с различным уровнем знаний и различными способностями [10, c.21].

Наиболее активно проблема учителя и его подготовки для работы с разной категорией обучающихся разрабатывалась во второй половине XIXXX веках: А. Дистервег, Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, педагоги советского периода [5,6,7,9].

В XIX веке известный ученый и педагог-практик Д.И. Тихомиров указывал, что школа и учитель должны быть источником разностороннего развития учащихся и создавать условия для раскрытия и реализации их талантов и дарований [8, с.260].

В современных условиях подготовке учителей, предназначенных для работы с одарѐнными детьми, необходимо уделять особое внимание, так как эти дети нуждаются в большей помощи в обучении, чем обычные.

Практически все исследования указывают на то, что с одарѐнными детьми может работать только специально подготовленный педагог, интеллектуальный уровень, психологический склад и эмоциональная открытость которого отвечают повышенным требованиям обучающихся.

Подготовленные учителя значительно отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. В своей деятельности они используют методы, подходящие для одарѐнных детей, в большей мере ориентируются на творчество, побуждают учеников к самостоятельной работе [4, с. 3-4].

Готовность педагога к работе с одарѐнными учениками определяется сильной теоретической подготовкой и достаточно весомым практическим опытом. Многие ученые (среди которых известны Дж. Фельдхюзен и Т. Фрезер) считают необходимым и целесообразным практическую стажировку педагогов перед началом работы с одаренными детьми.

Т.В. Кудрявцев отмечает, что профессиональное становление педагога для работы с одарѐнными детьми - непрерывный и длительный процесс, который включает в себя несколько этапов.

На первом этапе происходит усвоение базовых психолого-педагогических знаний и получение основных навыков работы с учащимися. На втором этапе будущий учитель развивает свои педагогические способности, социально и профессионально важные качества, связанные с работой с одарѐнными детьми. На третьем этапе вырабатывается индивидуальный стиль педагогической деятельности и стиль педагогического общения. На четвѐртом этапе происходит совершенствование профессиональной компетентности и педагогического мастерства, самокоррекция индивидуального стиля педагогической деятельности. На последнем, пятом этапе, уникальный профессионализм учителя реализуется в творческой деятельности. Учитель участвует в работе методических советов, разрабатывает авторские педагогические технологии, создаѐт учебники и учебные пособия по своему предмету.

В.В. Рычкова выделяет внутренние и внешние условия становления профессионализма педагога. Внутренними условиями являются личностно-профессиональные качества педагога. Внешними условиями выступают: инновационно-образовательное пространство, современные технологии работы с одарѐнными детьми, курсы повышения квалификации, саморазвитие и т. д. [3,с. 43-44].

В США подготовке учителей для работы с одарѐнными детьми уделяется большое внимание. Существуют специальные программы для таких учителей, тематика которых разнообразна:

- психология одаренных детей (природа, особенности, потребности);

- выявление высокоинтеллектуальных учащихся; составление учебных планов;

- стратегии обучения и обучающие материалы для одаренных детей; творчество и творческие способности;

- разработка и оценка учебных программ; работа с родителями;

- специальные проблемы интеллектуально одарѐнных детей; когнитивное и аффективное развитие одаренных детей [1, с. 236- 239].

Возрастает интерес к проблемам одарѐнности и в отечественной педагогике. Особенностям подготовки учителя для работы с одарѐнными детьми посвящены работы таких ученых, как Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Л.В. Попова и В.С. Юркевич, Б.Ж. Насаковой, В.В. Рычковой, И.В. Трикозенко и других [1,2,3,4].

Таким образом, проблема подготовки учителей для работы с одарѐнными детьми является на сегодняшний день актуальной. К таким учителям предъявляются повышенные требования, так как именно от педагога зависит, разовьются ли способности одарѐнного ученика или его потенциал останется нераскрытым.

Литература:

1. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

2. Насакова Б.Ж. Профессиональная подготовка учителя для работы с одарѐнными детьми // Вестник Бурятского Государственного Университета. - 2011/1. - С. 199-201.

3. Рычкова В.В. Становление профессионализма учителя в работе с одарѐнными подростками // Учѐные записки ЗабГУ. - 2013. - № 5(52). - С. 41-45.

4. Трикозенко И. В. Перспективные подходы к развитию интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 13.

5. Щетинина Н.П. Концептуальные основы профессионально-личностного развития учителя в наследии отечественных педагогических мыслителей первой трети XX века. В сборнике: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина: вековая история как фундамент дальнейшего развития (100-летнему юбилею РГУ имени С.А. Есенина посвящается): материалы научно-практической конференции преподавателей РГУ имени С.А. Есенина по итогам 2014/15 учебного года / отв. ред. М.Н. Махмудов; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2015. - тип компьютера IBM/PC, процессор х86, частота: 1,3 ГГц, 256 Mb RAM, свободное место на HDD 200 Mb; Windows XP и выше; Adobe Reader дисковод для оптических дисков; мышь. – Загл. с экрана.

6. Щетинина Н.П. Миссия учителя в «освобождении творческих сил ученика» в педагогике К.Н. Вентцеля.- Школа будущего.- 2014.- № 3.- с.19-27.

7. Щетинина Н.П. Основные положения теории П.Ф. Каптерева о личности учителя (тезисы) Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: Концепции и тематика историко - педагогических исследований: Материалы Четвѐртой Национальной научной конференции. Москва, 13 ноября 2008 г. / Редактор-составитель Г.Б. Корнетов.- АСОУ, 2008. - С. 155-157.

8. Щетинина Н.П. Проблемы народной школы и профессионального развития учителей в выступлениях Д.И. Тихомирова на земских педагогических курсах (90-е годы XIX века) Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета; научно-методический журнал; выпуск 11(30) серия: педагогические и психологические науки, Владимир, 2011, С.255-260.

9. Щетинина Н.П. Развитие высшего педагогического образования за рубежом и в России. Электронный образовательный ресурс / Рязань, 2015. 10. Щетинина Н.П. Учительство на Руси в X-XVII веках (статья) Историкопедагогический процесс: развитие теории и практики образования в контексте социокультурной эволюции общества: В 2 т. Т.2 История отечественной педагогики / Под ред. Г.Б. Корнетова. - АСОУ. 2009. - С. 16-23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты подготовки педагогов к работе с детьми в художественно-эстетическом направлении

Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека - это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка в этом мире. Этим целям созвучна природа творческого развити...

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.

В статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования....

Профессиональная подготовка педагогов для работы в инклюзивной дошкольной образовательной организации

Первичным и важнейшим этапом создания образовательной среды  обеспечивающей  доступность, качество образования и социализацию лиц с ОВЗ в дошкольной  образовательной  организации я...

Консультация для педагогов. «Особенности работы с интеллектуально – одаренными детьми в детском саду».

Воспитание ребенка как личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей максимально приближенными к целевым ориентирам, знаниями и умениями, приобретѐнными в результате пост...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления молодого педагога»

laquo;Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления молодого педагога» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО...