Подготовка педагога к работе в условиях инклюзивного образования
статья

ИЛЬИНА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА

Предварительный просмотр:

 «Подготовка педагогов к работе

в условиях инклюзивного образования»

                                                            Дитя, молодое существо с первого своего                          

                                                                              появления на свет Божий, с первого дня

                                                                              рождения, сообразно своей природе,

                                                                              должно непременно быть понято,

                                                                              направляемо и поставлено в возможность

                                                                              свободного всестороннего употребления  

                                                                              своих сил.

                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                             Фридрих Фрёбель

        Новые ориентиры в современном образовании – гуманизация пространства детства, ориентация на человека как ценность определили феномен инклюзивного образования как образования такого формата, в котором признаётся равноправие любого человека, имеющего индивидуальные образовательные потребности и возможности.

         В контексте современных реформ встал вопрос о введении инклюзивного обучения. Это предполагает получение  образования детьми  со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья  в школах и детских садах общего типа, совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это влечет за собой повышение требований к мастерству педагогов, расширение их функциональных обязанностей, а так же изменение профессионально значимых и личностных характеристик. В новых социальных условиях педагог не может ограничиваться знаниями специфики образовательных программ и традиционных методик обучения. Это условие предполагает, что педагоги должны получить специальную подготовку в области «корреционной» педагогики, быть готовыми и профессионально решать проблемы детей  с ограниченными возможностями здоровья.

     Сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования. Право на доступность качественного образования гарантировано российским законодательством всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей. Однако до сих пор большинство детей- инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в отдельных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. При этом при создании соответствующих новым требованиям форм и способов организации обучения, обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, многие из них способны на равных с нормально развивающимися сверстниками полноценно участвовать в учебном процессе, приобретать социальные навыки и умения. Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения. В последние годы актуализируется вопрос системной поддержки инклюзивного образования инновационными площадками, реализующими практику обучения детей-инвалидов или обучающихся с ОВЗ. Необходимо активно обобщать и тиражировать наработанный ими позитивный опыт инклюзии для формирования у педагогов осознанности и добровольности в следовании отрывающихся системных преобразований школ в собственно инклюзивные. В связи с этим требуется аргументированное изучение феноменологии инклюзии и ее концептуальных, нормативно-правовых, организационно- методических оснований.  Это позволит работникам и специалистам планово, поэтапно «выращивать» инклюзивную практику, преобразовывать образовательное пространство, чтобы отвечать требованиям времени, ожиданиям родителей и школьников.

         В соответствии с содержанием новых образовательных стандартов педагоги общего образования должны быть готовы осуществлять инклюзивное и интегрированное образование для учащихся с различными образовательными потребностями и возможностями. В современных нормативно-правовых документах зафиксировано, что следует организовать системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов управления образованием, педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»).  

      По мнению отечественных педагогов для обучения детей с ОВЗ необходимо создать такую среду, которая будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его потребности и возможности, а также поможет им развиваться и строить свою самостоятельную жизнь.

     Поэтому одним из главных условий реализации инклюзивного образования является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами, обладающими необходимыми педагогическими компетенциями сопровождения данной категории детей.

     Современные обстоятельства таковы, что в обычные детские сады поступают дети, имеющие разные социальные статусы и статусы здоровья. Поэтому педагогам необходимо понимать суть инклюзивного образования и специфику построения образовательных отношений с детьми с разными образовательными интересами и потребностями.

        Инклюзивное образование в традиционных детских садах предполагает:

- создание образовательных концепций, ориентированных на создание полноценной образовательной среды для разных групп детей;

- создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды для каждого ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение;

создание специализированной предметно-пространственной среды, позволяющей любому ребёнку иметь доступ к образовательным ресурсам;

- создание и реализация различных образовательных программ (в том числе адаптивных), направленных на достижение успешности детей разных групп;

- создание команды специалистов и педагогов, прошедших специальную подготовку по работе с детьми с разными вариантами развития, имеющих единую систему ценностей и систему ожиданий по отношению к воспитанникам;

- создание педагогического и родительского  сообщества, объединенного общими целями по воспитанию, развитию и обучению детей с разными вариантами развития.

Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы:

  • представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

      Многими исследователями понятие профессиональной компетентности раскрывается как интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, освещается сущность и компонентный состав профессиональной компетентности (В. Н. Введенский, Л. Н. Горбунова, И. В. Гришина, А. К. Маркова, Э. М. Никитин и др.)

      В последние несколько лет отмечается усиление внимания к субъективно-личностному аспекту развития профессиональной активности и реализации инициативы педагогом как субъектом профессиональной педагогической деятельности (К. А. Абульханова-Славская, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, И. П. Цве-люх и др.) Несмотря на наличие научных трудов, посвященных совершенствованию педагогического мастерства специалистов и определению условий их личностно-профессионального саморазвития, вопросы, касающиеся специфики профессиональной компетентности учителя, реализующего процесс инклюзивного обучения, изучаются немногими исследователями.

Одним из основных целевых компонентов в работе с детьми с ОВЗ является формирование опыта позитивных социальных отношений. Параметром инклюзивной образовательной среды можно считать ее психологическую безопасность, когда большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса защищенности и удовлетворенности взаимодействием, высокий уровень профессионализма педагогического коллектива. Модель «включения» может быть успешна только в случае, если разработана четкая система реализации концепции инклюзивного образования, куда входит в первую очередь: – специально разработанный алгоритм условий для включения детей с общеобразовательное пространство; – сегмент психолого-педагогического сопровождения и поддержки участников образовательного процесса; – координация усилий всех задействованных служб и ресурсов.

        От профессионализма учителя, педагога как личности, прежде всего, зависит успех инклюзивного образования, подготовка кадров должна стать непрерывным системным процессом.

Специфика работы с ребёнком с ОВЗ

  • Индивидуальная работа
  • Включение в подгрупповые и групповые формы взаимодействия при сопровождении помощников (при необходимости) – реализация принципа индивидуализации
  • Актуализация процессов обучения, научения
  • Процесс развития соотнесен с коррекцией; включение в новый социальный опыт

Процесс воспитания происходит за счет «достраивания» образа целостного ребёнка при участии других людей.

Специфика работы с родителями ребёнка с ОВЗ

  • Актуализация позиции партнёрства
  • Работа по становлению субъектной позиции
  • Повышение психолого-педагогической грамотности
  • Спецификация некоторых родительских функций (получение подготовки для совместной реализации ИОП)
  • Работа с “задачами на смысл и на ценности бытия”

       Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей, поэтому столь тщательно должны быть разработаны методики и практики подготовки педагогических кадров.

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна осуществляться с помощью повышения их квалификации, которое способно существенно дополнить сформированные профессиональные компетенции, обозначить вектор их дальнейшего развития, преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный затруднениями работы в условиях инклюзии и содействовать повышению дефектологической грамотности педагогических работников.

       Проведенные  исследования, разных специалистов, показали, что для полноценной организации профессиональной переподготовки кроме специфического содержания необходимо, по нашему мнению, подобрать соответствующие технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности учителей, включенных в процесс инклюзивного образования. Это обеспечит формирование профессиональной компетентности у педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа. Таким образом, для организации эффективной работы в рамках реализации  инклюзивного подхода к образованию детей с особыми потребностями  необходимо целенаправленное и комплексное формирование у педагогов вышеперечисленных компетенций посредством организации курсов повышения квалификации с привлечением специалистов различных областей: дефектологов, неврологов, терапевтов,  психологов, психиатров и  т.п.

                                                                                                         

                                                                                                         Дети как цветы.

                                                                                                   Нужно наклониться к ним,

                                                                                                   чтобы их распознать.

                                                                                                                                                           

                                                                                                                       Фридрих Фрёбель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.

В статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования....

Тренинг конструктивного поведения в конфликтных ситуациях педагога и родителей в условиях инклюзивного образования ДОУ.

Творческие техники, внедряемые в процесс инклюзивного образования, помогают преодолеть трудности, позволяют выработать правильную тактику и стратегию взаимодействия педагога, родителей и ребенка с ОВЗ...

«Навстречу друг другу: психологическая готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...

Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования

Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования...

Условия инклюзивного образования образования для детей с ОВЗ по подготовке к школе.

Критерии  готовности ребенкаа к школе. Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ. Условии инклюзивного образования в ДОУ....

Дошкольная подготовка детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к школе...