Аффективное развитие ребенка в раннем возрасте
консультация

Демченко Зинаида Яковлевна

Как помочь ребенку избежать плохих привычек?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее детство один из наиболее интенсивных и насыщенных этапов психического развития ребенка. Этот период связывают с важными достижениями и в сенсомоторной сфере, и в становлении речи. Продвижение ребенка в аффективном (аффект - относительно кратковременное, но сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание) развитии во время  отношений с миром. Ранний возраст можно определить как период интенсивного формирования индивидуального аффективного опыта малыша.

В раннем возрасте значительно обогащаются все стороны жизни ребенка: он проявляет все большую избирательность (более четко определяются его собственные пристрастия, ограничения и страхи), все более детализированным и осмысленным становится привычный уклад жизни, с близкими людьми и окружающими.  Чрезвычайно значимыми для малыша являются ощущения собственного тела. Ребенок  начинает теребить ухо, накручивать волосы.  При благополучных обстоятельствах они так и останутся эпизодами, но при нервно-психической слабости, утомляемости могут достаточно прочно закрепиться. Малыш в это время начинает лучше ориентироваться в телесных ощущениях и при необходимости может показать, где у него болит. В этот период ребенок узнает себя не только в зеркале, но и на фотографиях Ребенок бывает сильно захвачен впечатлениями: погружаться в ощущение шероховатости или гладкости поверхности, улавливать запах, пробовать языком, прижиматься щекой, следить за бликами. Среди захватывающих ребенка явлений значительное место теперь занимают впечатления, связанные с жизненно значимыми ощущениями: это - залезание в «норку» - укрытие (под куст, в коробку, под стол). Именно в это время малыш начинает по-настоящему прятаться в укромных уголках квартиры и чувствовать там себя очень уютно. 

Вместе е тем теперь он становится более осторожным- появляется опасение высоты, неустойчивости: если в возрасте около года он бесстрашно карабкался на горку - теперь осторожничает, не отпускает мамину руку. Часто он ощущает угрозу даже там, где взрослый опасности не видит. Например, как угроза может ощущаться любая дырка, любое нарушение целостности предмета (отверстие в раковине, куда уходит вода; сдувшийся на глазах воздушный шарик и т.д.).Постепенно ребенок становится способным вместе со взрослым «уложить» отдельный угрожающий или негативный знак в целостный смысловой контекст ситуации, начинает проговаривать происходящее, помечая его, отграничивая от себя и тем самым подтверждая свою защищенность. Это свидетельствует о его стремлении утвердить переживание собственной безопасности. Именно поэтому с такой готовностью малыш откликается на утешения мамы в ситуациях, когда он падает или ударяется («Чуть не упал», «Подули» все прошло»). Так с помощью взрослого складываются привычные ритуалы защиты от угрожающих неприятностей, оформляющиеся как в стереотипных действиях(подуть, потрогать пальчиком, если опасается, что горячо; перевернуть подушечку, чтобы не снилось страшное, и т.д.), так и, что особенно важно, в словесных формулировках, которые начинают приобретать «магический» характер. Утрата младенческого единства с матерью, все большая частота пребывания малыша один на один с усложняющимся окружающим миром требуют все более четкой и стабильной его разметки. Такая разметка осуществляется с помощью слова, в жизни ребенка появляется все больше названий предметов и их свойств. Первые слова, которые возникают в возрасте около года, были указательные; теперь же огромное значение для упорядочения окружающих впечатлений имеет именно называние. Оно всегда происходит в эмоционально значимой ситуации и обычно повторяется ребенком. Упорядочение впечатлений идет под знаком «мое»(хотя ребенок может еще достаточно долго не употреблять местоимений первого лица). В это время появляются и начинают называться постоянные атрибуты всех его занятий: тарелочка, из которой он ест, пижама, горшок, игрушка, с которой он спит, одеяло, коврик на стене и т.п. Наступает период собирательства, накопительства - малыш собирает, игрушки в коробку, проявляет интерес к мелким предметам (пуговицы, камешки, карандаши, бумажки, листочки), которых обычно ему надо сразу много. Малыш становится собственником, и это закономерный и важный период его аффективного освоения мира.

Начинает черкать мелом или карандашом, с удовлетворением отмечая получившийся след; начинает не только узнавать себя в зеркале, но и с удовольствием экспериментировать с отражением. Одновременно складываются и устойчивые признаки окружающего мира, прежде всего мира вещей, связанных с близкими: мамина сумка, дедушкины очки, папины часы. Ребенок старается удержать надежность освоенных им признаков, следя за тем, чтобы вещи сохраняли свою принадлежность. 

На фоне утверждения постоянства, надежности окружающего мира и себя в нем малыш начинает активно экспериментировать с самим собой: увлекаясь, он может запихнуть какой- нибудь мелкий предмет себе в нос, натянуть пакет на голову. Характерны эксперименты и с речью: едва научившись говорить, он пытается рифмовать, шуточно коверкать слова. Он уже по-настоящему использует игрушку, извлекая из нее не только все возможные сенсорные свойства, но и функциональные качества, которыми она обладает. Особое внимание к близким проявляется в достаточно разнообразных способах выражения любви и нежности: поцелуях, объятиях, ласковом назывании. В это же время ребенка начинает тянуть к сверстникам, его заражает их возня, беготня; он стремится в ней участвовать, получая массу удовольствия от общего движения и тактильного контакта. Если в игру включаются другие захватывающие его впечатления (песок, вода, конструирование из кубиков), дети раннего возраста углубленно играют чаще всего «рядом».

Тщательная проработка деталей в отношениях с миром позволяет ребенку определять и фиксировать приятные и неприятные впечатления. Оценки начинают приобретать индивидуальность - они могут не совпадать с оценками близких. Чуткость и избирательность ребенка по отношению к сенсорным впечатлениям начинает  проявляться: невкусного, плохо пахнущего и т.д, Возникает ряд индивидуальных ограничений: он становится более брезгливым, избирательным в еде, может категорически отказываться надевать какую-то одежду. И положительные, и отрицательные впечатления от качеств окружающих предметов: вещей, игрушек, еды, к ребенок интенсивно переживает в период раннего детства, прочно закрепляются а его аффективной памяти и лежат в основе формирования его вкусов, личных представлений о комфорте и дискомфорте. Впечатления для наработки собственного опыта малыш набирает самостоятельно, но организовать их в систему может только с помощью близких. Он с удовольствием слушает все более сложные рассказы про себя и про все происходящее вокруг, любит повторы. Ему необходима организованность , упорядоченность его жизни и жизни его семьи. Должны соблюдаться привычные ритуалы, сопровождающие пробуждение, купание, отход ко сну, прием гостей, сборы на прогулку.

Вещь, включенная в ритуал, помогает ребенку освоить новые формы подражания. Если раньше малыш непроизвольно следовал интонации, пластике, жестам близкого, не выходя за границы общего целостного взаимодействия, то теперь он с удовольствием начинает выделять маму, папу, себя и в игре сознательно изображает их с помощью наиболее значимых атрибутов (очки, туфли, портфель и т.д.). Точно так же отрабатываются характерные признаки и других значимых для ребенка лиц: доктора, шоферя, персонажа мультфильма и т.п.

Другим культурным способом организации впечатлений ребенка в это время становятся первые детские книги. Уже до года малыш слушает песенки, потешки, стихи, рассматривает картинки в книгах. Но в это время на него производят впечатление прежде всего интонация мамы, ритм, задаваемый стихами, впечатления от картинок, которые она эмоционально проигрывает перед малышом. 

Книги, адресованные детям раннего возраста, имеют успех именно тогда, когда задают такой ритм, |повторяемость, перебор и детализацию впечатлений, как в «Колобке» и «Теремке». Детские книги должны задавать этот ритм словами, рифмами и иллюстрациями, в которых организуются не только события, происходящие по сюжету, но и бережно детализированные коллекции тех привычных вещей, которые для ребенка так значимы (тщательно, с подробностями изображенные предметы обихода, связанные с кухней, детской, ванной, бабушкиным огородом и т.д.). Достаточно вспомнить не одним поколением любимые иллюстрации мастеров детской книжной графики В. Конашевича, Ю. Васнецова... Но особый успех в раннем возрасте имеют книги, ритмически организованная структура которых позволяет пережить включенное в нее впечатление опасности «стихи и сказки К.И. Чуковского). Ребенок нуждается в этом. Разработка аффективного опыта состоит не только из подробного обживания мира, но и выделения в нем страшных, опасных моментов. Переживая вместе со взрослым непродолжительные моменты остроты приключений и обязательной победы над опасностью, малыш получает определенную загадку, опыт устойчивости к страху. Уже в младенческом возрасте взрослый начинает тренировать его в преодолении физического барьера (подбрасывания, игры типа «По кочкам, по кочкам... в ямку - бух!», основанные на резком изменении положения тела, дистанции взаимодействия, на прерывании привычного ритма). Теперь взрослый упражняет его в преодолении внутренних страхов. Это тем более актуально, что по мере фиксации неприятного и пугающего у малыша в возрасте примерно 2 лет впервые возникают и реальные страхи собак, глубины, высоты, темноты, грома, машин, врачей, страх потеряться и др.

. Именно это позволяет ему подойти к новому этапу аффективного развития который связан с кризисом 3 лет, характеризующимся, как известно появлением выраженного негативизма.

Это закономерный этап развития, в который вновь (как и во время кризиса 1-го года жизни) происходит временный разлад возможности ребенка успешно координировать свои действия с близкими. И снова он связан не с потерями, а с новыми достижениями в аффективном развитии. Теперь малыш может самостоятельно ставить цель! Достаточно длительно удерживать намерение, сопротивляясь сиюминутному влиянию ситуации. Это как раз то, с чем он не мог справиться в годовалом возрасте (периоде расцвета «полевого поведения»), - и тогда ему помогали близкие. Сейчас он пытается научиться делать это самостоятельно, и родители, стремясь помогать ему, невольно становятся помехой в отработке нового умения. Это понятно: отстаивая свою цель, ребенок начинает разрушать устоявшийся к этому времени стереотип совместной жизни, хотя и не хочет его разрушить и сам страдает от нарушения привычного хода жизни, переживает разлад с близкими.

Нельзя пытаться переломить малыша в его, как часто кажется, «бессмысленном» упрямстве. Надо терпеливо учить его искать компромисс - возможность совмещения вновь возникающих намерений и уже сложившего стереотипа взаимодействия. В противном случае ребенок не сможет выработать свой индивидуальный механизм экспансии: возможности самостоятельного выбора, принятия решения, следования цели, сосредоточения на преодолении препятствий. Без этих способностей он не сможет по-настоящему развиваться интеллектуально, вступать в творческий диалог с меняющимися обстоятельствами, выработать адекватный уровень притязаний в отношениях с миром. По сути дела, такая работа впервые дает возможность близким, взрослым вступить в развернутый диалог  с малышом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое развитие ребенка в раннем возрасте"

Невозможно переоценить роль родного  языка, которые помогают людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возр...

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте...

"Роль отца и матери в развитии ребенка в раннем возрасте"

Роль матери и отца в развитии ребёнка в раннем возрастеСогласно М. Мид, отцовство является социальным изобретением. Оно появилось позднее института материнства, когда на заре человеческой истории самц...

Как способствовать социальному развитию ребенка с раннего возраста

В современном мире социальное развитие ребенка играет огромную роль, общество выставляет большие требования к будущим первоклассникам, студентам и молодым специалистам. поэтому, я считаю немало важным...

Психическое развитие ребенка в раннем возрасте и дошкольном возрасте

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования фи...