Ребенок с ЗПР: как воспитателю оценить динамику в конце учебного года
консультация

 
Чтобы преодолеть ЗПР у воспитанника, педагогам важно знать, как ведет себя ребенок с таким диагнозом, что он может и не может делать в силу своих особенностей. Это позволит оценить его успехи и спланировать работу так, чтобы особенный ребенок преодолел задержки и догнал в развитии нормотипических сверстников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_s_zpr.docx275.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок с ЗПР: как воспитателю оценить его динамику в конце года

Чтобы преодолеть ЗПР у воспитанника, педагогам важно знать, как ведет себя ребенок с таким диагнозом, что он может и не может делать в силу своих особенностей. Это позволит оценить его успехи и спланировать работу так, чтобы особенный ребенок преодолел задержки и догнал в развитии нормотипических сверстников.

Признаки и проявление у детей

Незрелая эмоцтонально-волевая сфера, инфантилизм

Ребенок эмоционально неустойчивый

игровая мотивация преобладает над любыми формами познавательной деятельности

не любит любые задания, где нужно волевое и интеллектуальное напряжение

ребенок кажется еще маленьким, ведет себя как воспитанник из младшей возрастной группы, не умеет того, что доступно ровесникам

часто несерьезный, некритичный к своим результатам

несамостоятельный по сравнению с нормотипическими ровесниками

иногда неуместно дурашливый или конфликтный

Проблемы с памятью

с трудом пользуется произвольной памятью, запоминает только то, что интересно, яркие события, место расположения игрушек

 быстро забывает то, что учил с усилием воли

Проблемы поведения

импульсивное

 непроизвольное

 нацеленное не на выполнение заданий, а на яркие объекты,  захватает безделушки со стола, поднимает крышки всех коробочек,бросается на каждую игрушку

Сниженны уровень интеллектуальной работоспособности

не хочет учиться и прилагать усилия, предпочитает играть

быстро пресыщается и устает

плачет и раздражается, если увеличить познавательные нагрузки

 медлительный или импульсивный при утомлении

даже если старается, не может сохранить усидчивость в работе над познавательным заданием так же долго, как его ровесники

Проблемы с вербально-логическими операциями

не может обобщать, классифицировать

 не сформирован словарь и знания по возрасту

Отставание от возрастных нормативов

вербальное или невербальное мышление

зрительно-моторная координация

 мелкая моторика

внимание

память

 речь

Учитывайте особенности диагноза

При ЗПР лишь некоторые психические функции развиваются медленнее возрастной нормы, и ребенок только по отдельным параметрам отстает от ровесников. Например, вербальное мышление, память, внимание могут отставать, а невербальное мышление и речь быть в норме. При этом качественных нарушений в развитии психических процессов нет – поэтому ЗПР у дошкольника можно преодолеть.

Ребенок с ЗПР чаще отвлекается, хуже запоминает, медленнее справляется, не интересуется познавательными заданиями, быстро утомляется. У него могут быть трудности с координацией, скудный словарный запас, он может быть капризным. Ребенок знает меньше, чем нормотипические ровесники, и его не интересует познание, но он может быть очень наблюдательным и активным в играх.

Диагноз ЗПР врачи ставят только в дошкольном и младшем школьном возрасте, до 10–11 лет. Если признаки недоразвития сохраняются после 11 лет, то это олигофрения.

1.jpg

        Оценивайте ребенка по трем показателям развития

Чтобы увидеть динамику и поставить задачи на будущее, отталкивайтесь от того, насколько выражены критерии ЗПР у ребенка. Чтобы оценить динамику его развития, воспользуйтесь схемой. Отразите изменения, которые видите во взаимодействии с ребенком без специальных методик.

Проанализируйте, насколько развита у ребенка эмоционально-волевая сфера. Посмотрите на его эмоциональную устойчивость: насколько быстро его эмоции сменяют друг друга, насколько они полярные. Понаблюдайте, какие эмоции ребенок демонстрирует чаще: положительные или отрицательные. Если он конфликтует или ведет себя дурашливо, опишите, в каких случаях это происходит.

Оцените уровень мотивации дошкольника. Обратите внимание, как ребенок относится к заданиям, которые можно выполнить только с усилием воли, с размышлениями. Проанализируйте, насколько сильно игровая мотивация преобладает над формами познавательной деятельности.

Охарактеризуйте познавательные способности воспитанника. Посмотрите, изменилась ли его речь, память, внимание, моторика. Отметьте, насколько хорошо или плохо ребенок умеет классифицировать, обобщать и осваивать новые понятия.

Схема оценки динамики развития дошкольников (прикреплена в другом документу)

Планируйте работу поэтапно

Ребенка с ЗПР не интересует познание, но он может быть очень наблюдательным и активным в играх

Чтобы спланировать работу с ребенком с ЗПР, выполните три основных шага:

Посмотрите на показатели динамики. Изучите те показатели, по которым у ребенка нет динамики или проявилась негативная динамика. Это – стороны развития ребенка, которые недостаточно или неверно стимулировали в воспитательном процессе и психолого-педагогическом сопровождении. Сообщите об этом педагогу-психологу. Оцените, в какой области вы видите стабильно низкие результаты у ребенка. Стимулировать отстающие в развитии психические процессы помогут экспресс-приемы. Их могут использовать и воспитатели, и родители.

Проанализируйте зону ближайшего развития. Выпишите те показатели, по которым вы наблюдаете позитивную динамику. Это результат удачной работы с ребенком и его спонтанного прогресса в становлении психических функций.

Вспомните, что в рамках каждого показателя ребенок еще не может выполнять сам, но уже делает это при помощи взрослого. Например, он еще не может составить разрезанную картинку, но делает это с вашими подсказками. Эти навыки находятся в его зоне ближайшего развития, на которую нужно опираться в работе.

Регулярно повторяйте с ребенком те действия, которые находятся в зоне ближайшего развития, чтобы он научился выполнять их самостоятельно. Рекомендуйте родителям заниматься с ребенком этими действиями дома. Для для детей с ЗПР такие систематические занятия очень важны.

Используйте прием «Три на три». Любой навык можно сформировать, если часто повторять одно и то же действие. При этом не надо это делать подолгу. Например, несколько часов подряд пытаться нарисовать какую-то геометрическую фигуру. Лучше периодически повторять это задание и не обязательно через равные промежутки времени. Три раза в день просите ребенка рисовать круг или вспоминать новое понятие, которое вы обсуждали. Так ребенок быстрее освоит навыки рисования геометрических фигур, не будет раздражаться от познавательных нагрузок. Кроме того, с каждым разом повторять действие будет все легче, что подкрепит мотивацию ребенка.

Создавайте атмосферу психологической безопасности

Чтобы дети с ЗПР достигли нормативных показателей развития, им нужна насыщенная, разнообразная развивающая среда, атмосфера психологической безопасности и эмоциональная поддержка. Стимулируйте их познавательную активность разнообразными занятиями в игровой форме, избегайте монотонных заданий. Придерживайтесь основных правил.

Создавайте богатую развивающую среду в группе. Подберите или изготовьте игрушки и пособия, которые дети будут разглядывать, ощупывать, трясти, перекладывать и слушать. Это обеспечит все необходимые виды сенсорной стимуляции: зрительную, тактильную, звуковую. Не нужно использовать дорогие материалы. Желательно чередовать игрушки каждые два месяца.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/iyzpdf.png

Используйте для игр с детьми с ЗПР вырезки с картинками из журналов, коробки из-под спичек с бусинами и другими мелкими предметами внутри, куски ткани разных фактур, ненужные ключи, застежки-молнии и липучки, шуршащую бумагу, коробочки с крышками разных размеров

Стимулируйте мелкую моторику. Еще Мария Монтессори показала, что развитие мелкой моторики ребенка позитивно влияет на развитие его познавательных способностей. Прописи, даже игровые, для дошкольников с ЗПР не подойдут – утомительны, не удержат мотивацию. Используйте игровые формы.

Пример. Используйте тренажеры для мелкой моторики

  • Упражнение со шнуровкой. Сделайте в плотном картоне несколько дырок в произвольном порядке или в форме силуэта животного, предмета. Попросите ребенка протянуть сквозь дырки яркий шнурок.
  • Задания типа сортера. Предложите ребенку вставить детали разных форм в подходящие по форме прорези.
  • Задание на сортировку. Возьмите коробку, например обувную, поделите ее картоном на две или несколько частей. Пусть ребенок складывает предметы одного вида в один отсек, другого вида – в другой. Материалы для сортировки – любые: бусины или цветные картонные геометрические фигуры.

Говорите простыми короткими фразами. Дети с ЗПР с трудом удерживают внимание на длинных фразах. Говорите просто и ясно. Старайтесь, чтобы в обращении к ребенку с ЗПР было не больше пяти слов. Сначала зовите его по имени и следите, чтобы он направлял внимание на вас.

Учите ребенка проговариванию. Произносите вместе с ним основные этапы предстоящего дела. Можно говорить кратко: «Варежки», «Ножницы». Так ребенок легче запомнит алгоритмы действий и сможет помогать себе проговариванием сам.

Развивайте слуховое восприятие и внимание. Произносите известные фразы, пойте песни или читайте сказки с ошибками в словах, звуках. Просите ребенка исправлять ваши ошибки.

Пример. Проведите игру «Потерянный звук»

Произнесите известную детям фразу, например: «Доброе утро», «Пора обедать» – без первого звука. Попросите их сказать правильно. Нормотипические дети могут опережать сверстников с ЗПР, поэтому иногда играйте только с последними.

Уменьшайте объем и темп работы. Когда даете задание ребенку с ЗПР, не настаивайте, чтобы он сделал все так же быстро и хорошо, как другие. У таких детей работоспособность ниже, чем у нормотипических, а неуспехи могут травмировать.

Мотивируйте через эмоциональную поддержку. Рассчитывать на то, что ребенок с ЗПР «на силе воли» сможет сделать то, что от него требуется, не стоит. Ему нужна эмоциональная поддержка взрослого. Улыбайтесь, озвучивайте то, что ребенок уже сделал, смог сам, чтобы закрепить положительный результат. Не осуждайте ребенка и не говорите о его негативных качествах. Не критикуйте его действия, а спрашивайте: «Как ты делал?», «Чем помочь?».

Используйте элементы игры, чтобы мотивировать и управлять. Обратитесь к ребенку от лица игрушки или воображаемого персонажа, скажите «мультяшным» голосом, внесите элемент соревнования со сказочным персонажем: «Спорим, ты не будешь рисовать, ха-ха-ха! Это я, Баба-яга, так думаю». Посадите рядом с ребенком игрушку на время выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели успешности обучения ребенка первой младшей группы.К концу учебного года Ваш ребенок может:

Культурно-гигиенические навыки. Пользоваться индивидуальными предметами: носовой платок, салфетка, полотенце, расчёска, горшок; Правильно держать ложку в правой руке; Убирать и расставлять игрушки...

Анкета для родителей к концу учебного года,в течение которого ребенок посещал детский сад

Анкета для родителей к концу учебного года, в течение которого ребенок посещал детский сад....

Показатели успешности обучения ребенка в первой младшей группы к концу учебного года

Показатели успешности обучения ребенка в первой младшей группы к концу учебного годаРебенок может: Культурно-гигиенические навыки: Пользоваться индивидуальными предметами: носовой платок, салфетк...

Результаты педагогической деятельности воспитателя младшей группы в конце учебного года

В данном материале можно познакомиться со структурой отчёта воспитателя младшей группы в конце учебного года.Подробно описывается отчёт воспитательно -образовательного процесса:как освоен программный ...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» (3-4 года)

Консультация для родителей«Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» (3-4 года) ( Лустина Э.В.)...

Диагностическая карта оценки навыков молодого воспитателя в конце учебного года

Диагностическая карта оценки навыков молодого воспитателя в конце учебного года...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» (3-4 года)

laquo;Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» (3-4 года)...