Родительский форум 2021 года
материал

Вершинникова Людмила Николаевна

«Особенности развития  детей раннего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_foruma_-_.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г.Туймазы

Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

II Муниципальный родительский форум

«Особенности развития  детей раннего возраста»

                                                          Место проведения: МАДОУ детский сад №5 г. Туймазы

Туймазы 2021 год

                                                                   

СЛ.1. Добрый день, уважаемые родители! Мы, представители детского сада «Полянка», рады видеть вас и обсудить с вами вопросы развития детей раннего возраста.  Ваши дети впервые переступили  порог детского сада, поэтому свою встречу мы назвали   «Здравствуй, детский сад!» Регламент встречи  – 30-40 минут.

СЛ.2. «Адаптация  и  психофизиологические особенности развития детей 2-3 лет»  - раскрою я – Вершинникова Л.Н. – педагог-психолог.

  СЛ.3. Каждый ребенок уникален и развивается по-своему, выбирая свой, собственный путь и темп развития.

  Но есть нечто общее, позволяющее дать характеристику детям данного возраста.

 Это – возрастные особенности.

  СЛ. 4.  На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Учится управлять своим телом  при беге и ходьбе, наклонах и подъёмах, что помогает ему активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом он еще не умеют контролировать свои движения, поэтому взрослому необходимо проявлять повышенное внимание к его действиям, оберегать от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению.

  СЛ. 5.  Ребенок этого возраста из-за несовершенства деятельности внутренних органов часто болеет, легко подвергается инфекциям. 

  Особенно часто страдают его верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка, пока небольшой, и ребенок вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эту особенность ребенка надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием  (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

   

СЛ. 6.  В раннем возрасте  у ребенка формируются навыки самообслуживания,  он может самостоятельно одевать и снимать некоторые предметы одежды, есть и пить без посторонней помощи, держать  ложку, удовлетворять физические потребности по мере необходимости.

Поощряйте инициативу ребенка  к самостоятельности и если у ребенка что-то не получается,   помогите ему.

   

СЛ. 7.  На третьем году жизни продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, наглядно-действенное мышление.

Важным для ребенка является предмет, устройство и способ его употребления. Ребенок раннего возраста «мыслит руками», а использование способов чувственного познания предметов развивает  ощущения, его восприятие, вызывает яркие эмоции, в результате чего отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. Поэтому нужно иметь составные игрушки (пирамидка, матрешка, вкладыши) и создать условия для предметной деятельности. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

В этом возрасте у ребенка формируются новые виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.

   

СЛ. 8.  Заметно возрастает речевая активность ребенка, он начинает проявлять живой интерес к слову, изменяет его, придумывает новые, которых нет в речи взрослых, идет быстрое освоение грамматических форм.  К трем годам ребенок воспринимает все звуки родного языка, но произносит их с большими искажениями. Большое значение в формировании правильного звукопроизношения имеет речь взрослого.

  СЛ. 9.   В этот период у ребенка начинает складываться  произвольность поведения, он осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, у него формируется «образ Я» (имя, пол)- элемент самосознания. Происходят изменения в личностном, познавательном и  социально -  коммуникативном развитии. 

Он часто бурно  выражает свои положительные и  отрицательные эмоции, так как этому возрасту   характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Наша задача – терпеливо и  неоднократно повторяя правила поведения,   научить ребенка выражать свои  эмоции приемлемым способом.

 СЛ.10.  Ребенок поступает в детский сад. Меняется его статус, он учится жить в обществе, управлять своими эмоциями.

Адаптация, что же это такое?

     Само слово происходит от латинского adaptatio, что означает приспособление организма к новым условиям, а новые условия - всегда стресс.

СЛ.11. Придя впервые в детский сад, ребенок переживает новые эмоции, привыкает к новому распорядку дня и новым людям, к новой пище.

 Существуют 3 вида адаптации к условиям детского сада:

-легкая;

-средняя;

-тяжелая.

В норме, период адаптации длится полтора, два месяца, а тяжелая – около 6 месяцев.

СЛ.12. Легко привыкают к условиям детского сада дети у кого

 сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:

  • самостоятельно есть разнообразную пищу;
  • своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок;
  • мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.

СЛ.13. Почему же ребенок тяжело привыкает к условиям детского сада?

Первая причина, у ребенка:

- не сформированы  навыки самообслуживания и личной гигиены;

-ограничен круг общения.

СЛ.14. Адаптация затрагивает весь организм: от желудочно-кишечного тракта до иммунной системы. Но переживать стресс можно по –разному, в этом велика роль родителей. Задача которых: помочь ребенку безболезненно привыкнуть  к новым условиям. А для этого:

–с рождения приучать детей соблюдать личную гигиену;

-дать возможность общения с родными и сверстниками;

-заранее знакомиться самому и знакомить ребенка с территорией детского сада, будущей группой и воспитателем;

- постепенно увеличивать время пребывания ребенка в детском саду,   т.е. не оставлять его на полный день,   первое время забирать  его тогда, когда он еще не устал.

- домашний режим приблизить к режиму детского сада.

     Большое значение в легкой адаптации имеет поведение родителей. При повышенной тревоге матери, ребенок легко заражается этой тревогой и начинает ожидать опасностей, поэтому,  прежде всего, будьте спокойны и уверены, не тревожьтесь по пустякам,  окружите его любовью, заботой, лаской.

   СЛ.15.    Расставание с мамой — для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать расставание менее болезненным.

       Покажите ребенку, что вы сочувствуете ему, озвучив его переживания: «Тебе грустно, потому что я ухожу, но я скоро приду»,  дробите процесс на составные части: ты покушаешь, поспишь и я сразу же приду за тобой.

Ни в коем случае нельзя уходить тайком, чтобы ребенок не заметил. Это подорвет его доверие к вам: «От мамы нельзя отвернуться, она может внезапно исчезнуть. Значит, мама может и не появиться.

Дайте ребёнку в эти дни  любимую свою игрушку или мамину вещь, за которой она должна прийти (перчатка, сумочка, платок).

Обязательно выполняйте свои обещания, если пообещали забрать пораньше, после сна, обязательно заберите.

СЛ.16. В период адаптации больше общайтесь с ребенком, переложив свои дела на других членов семьи  или сделав их заранее.

Забирая ребенка, расспрашивайте о детском саде, обсудите время его нахождения в детском саду,  восхищайтесь его поведением: «Ты молодец, ты не плакал или чуть-чуть плакал, меня ждал», настраивайте положительно на завтрашний день: «Ты пойдешь в детский сад, где ждут тебя, сможешь кататься на горке, качаться на качелях, играть с новыми игрушками».

 СЛ.17. Узнайте у воспитателя, как ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит, то скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить. Например, поцеловать, обнять, нельзя затягивать ритуал прощания.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

  СЛ.18. По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас, и для вашего ребенка.

   СЛ.19.  Признаки успешной адаптации таковы:

     -ребенок засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне, легко просыпается утром, у него хороший аппетит, нормальное поведение и  настроение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает, с желанием  идет в детский сад.

Вершинникова Л.Н.: Спасибо за внимание! Есть ли у вас вопросы ко мне?

  СЛ.20.  Вершинникова Л.Н.: Речь ребенка не является врожденной функцией, а развивается вместе с его ростом и развитием в деятельности. Бояринцева Л.А. – учитель-логопед детского сада предложит вам рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.

   СЛ.21.   Бояринцева Л.А.:   Для речевого развития ребенка ранний возраст очень значимый. Это возраст сензитивного периода, период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. В раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Наша задача: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, сформировать правильное звукопроизношение и фонематический слух.

       СЛ.22.  Последовательность развития фонематического слуха такова:

1.развитие слухового внимания (умение различать неречевые звуки);

 2.развитие речевого слуха (умение различать голоса, понимать смысл фразы говорящего);

3.развитие фонематического слуха (умение слышать составные части слова).

  У ребенка последовательно сначала развивается слуховое внимание- умение сосредотачиваться на звуке, далее слуховая память, звуки,  которые ребенок воспринимает и  анализирует, воспроизводит, затем слуховое восприятие -  важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а  значит, правильно говорить. 

  СЛ.23. Ребенок перенимает речевое общение от взрослых и поэтому  первое и главное условие в раннем возрасте  - это общение взрослого с ребенком. Чем больше родители  разговаривают с ребенком, тем лучше он развивается. Пение колыбельных песен, чтение потешек, сказок, рассматривание картин, вопросы, поручения способствуют формированию понимния, правильного звукопроизношения,  обогащению словарного запаса.

Следующим важным условием является речь взрослого -  образец  речи ребёнка!

Речь взрослого должна быть:

- чёткой, неторопливой;

- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

- грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

  СЛ.24. Целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста.

 Ребёнок к 1,5 годам  понимает простые вопросы, например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?»  и т.д.

      К 3 годам ребенок должен уметь употреблять в речи:

-существительные, обозначающие названия игрушек, домашних животных, предметы личной гигиены (полотенца, одеяла и т.д.), транспортные средства, овощи, фрукты;

-глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, лечить, гулять);

-прилагательные (красный, большой, маленький);

-наречия (близко, далеко, низко, высоко, темно).

      Трёхлетний ребёнок должен отчетливо произносить изолированные гласные и согласные звуки, кроме свистящих ([с], [с*], [з],  [з*],  [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч],  [щ]),  и сонорных ([л], [л*], [р],  [р*])  звуков.

СЛ.25. Уважаемые родители, помогают произносить правильно гласные  звуки,   пропевание  их с движениями. Проведем тренинг?

Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.

  1. «Цветок распускается» — [а]. Исходное положение –стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх –вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а – выдох.
  1. «Рубим дрова» – [у]. Исходное положение–стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх– вдох. Наклон–поем: «У-у-у».
  1. « Пускаем облачко» – [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед – выдох.
  1. «Держим большой мяч» – [э]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э-э-э».
  1. «Маятник» – [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
  1. « Поймай лучик» [и]. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и».

СЛ.26. Стимулировать речь детей раннего возраста  помогают игры - разговоры.

  “Разговор с самим собой”

Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка, вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете: “Где чашка?”, “Я вижу чашку”, "Стоит на столе”, “В чашке чай”, “Я буду пить чай”.

  “Параллельный разговор” отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Это мишка, он мягкий, плюшевый.

     СЛ.27. “Провокация, или искусственное непонимание ребёнка” помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, ребенок просит игрушку жестом, а вы ему даете не ту игрушку, т.е. стимулируете его  к процессу говорения.

    СЛ.28.  Использование  приема “Приговоры”, т.е. песенок, потешек в     совместной деятельности вы учите ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например, «Ладушки». Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса, обеспечивает четкое произношение звуков.

СЛ.29. Игры с природным материалом своим  разнообразием и доступностью помогают ребенку  развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений, снимать мышечное напряжение и исследовать мир: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать... (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В “возне” с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства.... 

СЛ.30. Ролевая  игра  – она только ещё формируется. Начинайте с простых действий: причёсываюсь, чищу зубы, наливаю сок в чашку... Свои действия сопровождайте  вопросом – предложением: “Угадай, что я сейчас делаю?” Ребенок обязательно повторит в игре ваши действия,  сопровождая действия ребенка  словами вы активизируете наблюдательность и любознательность ребёнка, а это основа речевого развития.

Игра – имитация, например, «Я самолет, завел мотор, р-р-р…,  полетел…» - наполнена для ребёнка притягательной силой, развивает фонематическое восприятие, ритмический слух.

 СЛ. 31. Уважаемые родители, развитию артикуляционного аппарата  также способствует приём твердой пищи (морковь, яблоко, сухари), звукоподражание (поезд едет «Чух-чух-чух», петушок поет «Ку-ка-ре-ку», часы идут «Тик-так» и т.п.).

     Правильная речь - основа успешности в развитии ребенка, а общение с ребенком – «колыбель» развития речи.  

  СЛ.32.   Как сказала Мария Монтессори:  «Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия».

Вершинникова Л.Н.: Спасибо, Людмила Анатольевна. Есть вопросы к Людмиле  Анатольевне?

Вершинникова Л.Н.:  Уважаемые родители, занимайтесь речевым развитием детей, хорошая речь – основа мышления.

(Тихо звучит колыбельная).

СЛ.33. Вершинникова Л.Н.:  Как известно, из зыбок, люлек, Ванек-встанек вышла вся Россия. Мухаметгареева Л.Р. – воспитатель детского сада вернет нас в наши  истоки.

СЛ.34. Мухаметгареева Л.Р.: Колыбель, колыбельная песня, кукла… С них начинается воспитание человека.

  СЛ.35. Колоссальный пласт народной культуры и верований   заключен в многовековой истории колыбели. Колыбель нашими предками изготавливалась с молитвами и любовью, передавалась из поколения в поколение, на ней писали год рождения ребенка, христиане внутрь помещали маленькие иконки и кресты. 

 Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что осина привлекает нечистую силу, применяли камыш, лубок, дранку, кору липы. Башкиры - наши предки, люльку изготавливали из бересты, так как она непромокаемая, легкая,  можно было её  брать с собой на полевые работы.

СЛ.36.   Люлька подвешивалась к потолку, так как у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу и существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию.

  СЛ.37. Наряду с подвесной колыбелькой  использовалась кроватка-качалка по типу «ваньки-встаньки».

СЛ.38.   В Древности, еще до рождения ребёнка, в целях защиты от злых сил  мать готовила полог на зыбку и куклу-берегиню. С куклой – берегиной  ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Данный обряд востребован и сегодня, что доказывает трепетное качание детьми воображаемой куклы-ляли под пение колыбельной. Колыбель  для ребенка - оберег,  напоминает ему материнский утроб, а маленькое пространство короба защищает, позволяет сгладить резкость перехода из одного мира в другой.

 СЛ.39.  Колыбель и колыбельная песня всегда идут рядом,  качая колыбель, в которой лежит ребенок, обычно мама чуть слышно подпевает:«Баю-баюшки-баю»…    СЛ.40.0.(видеоролик)

Пение мамы  несёт в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции.

  СЛ.41. Услышанная колыбельная песня в колыбели - оберег, святая святых, первая встреча малыша с миром, пение мамы создает атмосферу покоя и уверенности, дает возможность воспринимать окружающий мир позитивно, как уютный и добрый. Как утверждают психологи, что дети, которым не поют колыбельные, вырастают неуживчивыми: им сложно адаптироваться в обществе и жить по устоявшимся законам, «входить» в коллективы, заводить друзей, они чаще готовы перейти на агрессию, чем проявить мир. Про неуживчивого, недостойного человека на Востоке говорят: видно не  пела ему мать над колыбелью.

   Хорошо сказал о роли колыбельных песен народный поэт Расул Гамзатов:

                              «Песня матери – главная в мире,

                                Начало всех человеческих песен…»

   СЛ.42. Пение мамы – таинство, волшебство, защита, целительно для малыша. Ребёнку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у неё голос. Ему важно видеть доброе лицо, слышать плавную, размеренную речь, чувствовать любовь, ласку и нежность мамы. И народные колыбельные, и колыбельные собственного сочинения мамы, идущие от чистого сердца, оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

  Подарите своему ребёнку собственную колыбельную!

   СЛ.43. Раскачивание малыша в колыбели влияет на развитие координации движений, чувства ритма и вестибулярного аппарата. Только в полете, купаясь в ласке, чувствуя защиту, растет человек 

   Колыбель, зыбка, люлька, «Ванька- встанька» - чудо из глубины веков, созданное с любовью, положительно влияет на современных детей.

  Играя с куклой, качая колыбель, исполняя колыбельную песню, ребёнок учится общаться, усваивает нормы поведения  в социальном мире, познает такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.

    Сколько добра, света, нежности, любви в колыбели и колыбельной песне, в них мудрость  народная, начало начал, с них начинается воспитание.

Спасибо за внимание!

СЛ.44. Вершинникова Л.Н.:  Лилия Ринатовна, спасибо!  Колыбель – святая - святых! А колыбельные песни – это величайшее завоевание народного фольклора, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.

СЛ.45. Вершинникова Л.Н.: Вот и подошла к концу наша встреча.  В заключении, хочу еще раз подчеркнуть, что в раннем  возрасте у ребенка:

-возникают новые физические возможности;

-развиваются психические функции, такие как память, мышление, речь;

-появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

 

СЛ. 46.  Также  происходят изменения в личностном, познавательном и  социально -  коммуникативном развитии. 

    Ребенок раннего возраста любопытен, любознателен, активно познает  окружающий мир, его закономерности, взаимодействие объектов, устройство предметов, способы коммуникации рядом со взрослым, кому доверяет.

СЛ. 47.  Родитель - главный человек  в жизни ребёнка, который дарит доброжелательность, ласку. бескорыстную любовь. Любовь – это целая страна, в которой живут Мудрость, Страсть, Нежность, Доверие, Взаимопонимание, Счастье, Красота и Терпение. (звучит песня в исполнении В.Толкуновой «Поговори со мною мама»)

Спасибо за внимание!  Желаем  детям легкой адаптации, а вам терпения, мудрости! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе № 10 Тема: «Подготовка к учебному 2020-2021 году. Возрастные особенности детей 5-6 лет"

Повестка собрания от12 сентября 2020 года: 1. Возрастные особенности детей 5-6 лет2. Задачи  воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста3.   .Распоряжением Комитета п...

8 марта 2021 года.Оформление родительского уголка.

8 марта 2021 года.Оформление родительского уголка....

Родительское собрание в средней группе «Теремок» в начале учебного 2021 года

Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей.Участники: воспитатель, родители.Пл...

Самообследование (за период с января 2021 года по декабрь 2021 года)

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи составлены индивидуальные коррекционные планы на каждого воспитанника. По результатам логопедического обследова...

Общегородской родительский форум "Родительская компетенция" мастер-класс " Народный колорит" -создание ковриков в технике ткачество.

У нашего народа было много традиций, обычаев. С древних времен на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет уме...