Музыкальная гостиная «Симфония всепобеждающего мужества» детей подготовительной группы .
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шадрина Лариса Николаевна

ООД проводится перед праздником Победы. Цель мероприятия знакомство с историей создания Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Главная задача воспитывать чувства гордости у детей перед силой мужества советского человека в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shostakovich_leningradskaya_simfoniya_25.04.22.docx28.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №119»

Конспект музыкально – тематической ООД

«Симфония всепобеждающего мужества»

Образовательная область

«Художественно – эстетическое развитие»

для детей подготовительной группы

Составила:

музыкальный руководитель

Шадрина. Л. Н.

Цель: Познакомить с историей создания Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Задача: Воспитание чувства гордости у детей перед силой мужества советского человека в годы Великой Отечественной войны.

Предварительная работа: знакомство с историей блокадного Ленинграда (Просмотр фрагментов кинофильма «Блокада Ленинграда»).

Оборудование и материалы: презентация Д. Шостакович «Симфония всепобеждающего мужества», аудио – видео  - фрагменты Седьмой симфонии Д. Шостаковича, компьютер, интерактивная доска.

Ход: Слайд 2

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Часто по вечерам в их доме устраивались концерты, которые сыграли свою роль в развитии и становлении Шостаковича, как настоящего музыканта и личности. Первую работу – фортепианную пьесу, написал в 9 лет. В возрасте 13 лет поступает в Петроградскую консерваторию на класс фортепиано и композиции. Через 2 года, желая улучшить финансовое положение семьи, начинает работать музыкальным иллюстратором. Юноша прекрасно импровизировал, сочинял музыкальные картины прямо на ходу. В 18 лет Дмитрий сочинил первую симфонию, которую в 1926 году исполнили на ленинградской большой сцене. Уже спустя несколько лет она звучала в залах Германии и Америки. Так к Шостаковичу пришел успех.
           После окончания консерватории он не мог определиться, кем он хочет быть – исполнителем или автором. Одно время старался совмещать, но до 30-х годов ХХ века выступал сольно. Шостакович исполнял Листа, Баха, Шопена, Прокофьева, Чайковского. В 1927 году в Варшаве на Международном конкурсе им. Шопена ему вручили почетный диплом.
           Через некоторое время он отказался от славы пианиста и начал искать свой стиль путем множества экспериментов. Дмитрий Шостакович пробовал себя в песнях, опере, музыке для театра и кино, балетах и фортепианных пьесах, а также симфониях.
          В 1937 году он стал вести в Ленинградской консерватории класс композиции. Спустя 2 года Шостакович стал профессором. В годы Великой отечественной войны композитор остался в блокадном Ленинграде и работал над своей 7-й симфонией.
 

История создания «Ленинградской симфонии» 

Слайд 3 

Когда началась ВОВ,  Д. Шостакович находился в Ленинграде, на рабочем месте в консерватории. Композитор неоднократно подавал заявление об отправке его на фронт добровольцем, а затем в народное ополчение, но ему трижды было отказано. Военком объяснил композитору, что в качестве музыканта он будет более полезен стране. Тогда Шостакович настоял, чтобы его приняли в войска противовоздушной обороны.

Работу над седьмой симфонией композитор начал еще в 1939 году. В этот период гитлеровские войска уже захватили Европу и приблизились к границам Советского Союза. В воздухе пахло войной.

Композитор  вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Слайд 4

Почему во время войны  очень была нужна  «Ленинградская симфония»?

Музыкальный руководитель: 

Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочинение, которое помогло бы человеку обрести веру в победу. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.

В симфонии четыре части, они контрастны по замыслу. Картины мирной жизни и вражеского нашествия в первой части, героические образы средних частей, и победный финал.

Начало симфонии рисует картину мирной жизни советских людей: Звучит широкая главная партия; постепенно она подводит ко второй теме – мягкой, лирической. 

Слайд 6

Центральный эпизод первой части – образ вражеского нашествия. На фоне как бы гаснущих звучаний струнных инструментов едва слышится дробь барабана – холодная, мерная, приближающаяся поступь. Постепенно звучность нарастает, её ритм подчёркивает жестокость врага. Тема разрушения повторяется 11 раз, создавая почти зрительно ощутимую картину нашествия врага.

Слайд 7

Тему нашествия писатель А. Толстой передавал так: «Она возникает отдалённо и вначале похожа на какую – то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание учёных крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма… Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки».

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижёра,

Взмах палочки – и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Уже несут ко всем заставам гордо

Все рупора Симфонию твою… (Людмила Попова «Седьмая симфония»)

Слайд 8

В Финале симфонии продолжается борьба света с тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.

Слайд 9

Слайд 10

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Звучит фрагмент финала симфонии

Ленинградская премьера

Слайд 11

9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Д. Шостаковича. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

Несломленные голодные музыканты оркестра Ленинградского радиокомитета совершили подвиг, поднимая дух жителей блокадного города и всех граждан страны. Музыка звучала не только в зале филармонии, но и в каждом доме, на улицах и площадях из репродукторов.

Слайд 11 

К исполнению были подключены силы артиллерии. Пока звучала музыка, они не давали ни малейшей возможности врагу бомбить и обстреливать город, открыв мощный огонь по позициям противника. Операция получила название «Шквал». В зале филармонии были зажжены все люстры и светильники. Такого торжества зрители не видели с начала войны. Вместе с представителями ленинградской интеллигенции в зале присутствовали военнослужащие, моряки, бойцы ПВО. Музыка оказала столь сильное психологическое воздействие на слушателей, что некоторые при исполнении темы нашествия рыдали, и даже падали в обморок.

Звучит фрагмент  ФИНАЛА симфонии

Музыкальный руководитель:

Как звучит музыка в финале симфонии?

Дети: Музыка звучит торжественно и уверенно.

Музыкальный руководитель:

Почему? Как вы думаете?

Дети: Потому что люди защищают родную землю от врага.

Слайд 12

После концерта поэтесса О. Берггольц вспоминала: «Я глядела на него, маленького и хрупкого, в больших очках и думала: «Этот человек сильнее Гитлера». Народ встал и рукоплескал композитору.

Трансляцию слышали и в немецких окопах. Гитлеровцы не могли поверить, что музыка звучит из города, который они считали уничтоженным. Именно в тот день враги поняли, что не смогут победить в войне с народом, преодолевшим страх, голод и смерть.

Звучит фрагмент симфонии

Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть.

Использование музыки Симфонии №7 в кинофильмах

Слайд 13

 «Ленинградскую симфонию» можно услышать в кинематографе:

«1871» (1990);

«Военно-полевой роман» (1983);

«Ленинградская симфония» (1958).

Слайд 14

Итог занятия:

Музыкальный руководитель:

Почему так важно было для Шостаковича написать это произведение?

Дети: Чтоб поднять боевой дух нашего народа.

Музыкальный руководитель: Правильно.

Седьмая симфония Д. Шостаковича – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа.

И пока торжественно звучит седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная "Кружатся снежинки" для детей подготовительной группы.

Интегрированное занятие  для детей подготовительной группы. Конспект музыкального занятия.Тема: «Кружатся снежинки»Тип занятия: интегрированное.Дети входят в зал под музыку «Белые снежинки» и сад...

Конспект музыкального занятия "Необычные звуки " для детей подготовительной группы

Конспект музыкального занятия "Необычные звуки " для детей подготовительной группы                            ...

сценарий спортивно-музыкального развлечения "Казачьи посиделки"для детей подготовительной группы

к 80-ти летнему  юбилею Ростовской области и к 75-ти летию 5-го Донского казачьего корпуса...

Музыкальная сказка "Гуси-лебеди" (для детей подготовительной группы).

Данный сценарий может быть предложен музыкальным работникам и воспитателям,  для работы с детьми старшего дошкольного возраста. На усмотрение педагога, может меняться или варьироваться музыкально...

Музыкальный праздник «8 марта» для детей подготовительной группы.

Цель: создание положительного эмоционального настроя в преддверии празднования международного женского дня; укрепление детско-родительских отношений. Задачи:продолжить знакомство с традицией праз...

«Раз морозною зимой…» (интегрированное музыкальное занятие по здоровьесбережению для детей подготовительной группы)

Цели: обогащение представления детей об особенностях зимнего времени года средствами музыкально – художественной и продуктивной деятельности; профилактика переохлаждения и детского травматизма з...

Логоритмика. Подвижная музыкальная игра с ускорением для детей подготовительной группы " Вперед четыре шага"

Подвижные музыкальные игры для детей решают сразу несколько педагогических  задач в коррекционной работе с детьми.Они помогают нам добиваться свободы движения, учат слушать музыку и текст, ...