«Рефлексия-современная технология в ДОО»
консультация (младшая группа)

Мельникова Ульяна Андреевна

«Рефлексия-современная технология в ДОО»

В соответствии с ФГОС ДОО одним из направлений развития и образования является социально-коммуникативное развитие, которое направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и др. Все вышеперечисленные качества можно развить при обучении рефлексии.

Понятие «рефлексия» это-размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обучение рефлексивной деятельности ведет к подготовке к сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности такие, как самоконтроль, самооценка, саморегулирование и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с дошкольного возраста, уделяя особое внимание осознанию того, что дети делают и что с ними происходит. Рефлексия в образовательной деятельности длится 10-15 минут, может осуществляться на любом ее этапе, либо утром, а также вечером.

Необходимо заметить педагогам важно уметь вычленять из многообразия форм рефлексии, только те которые соответствуют функциональному назначению, а также возрастным, психологическим особенностям детей. Следует учитывать при выборе рефлексии цель занятии, содержания и трудности учебного материала.

Развить рефлексивные способности ребенка можно с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе».

 Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать. В процессе выполнения задания детьми, педагог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, указаний и тем более оценокВсё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.

Особенности проведения рефлексии:

• Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.

• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.

• Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.

• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.

Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

это совместная деятельность воспитанников и воспитателя, позволяющая совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.

В соответствии с функциональным назначением рефлексии выделяют следующую классификацию:

  • Рефлексия содержания учебного материала.
  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности.

1. Рефлексия содержания. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания, понимания и запоминания содержания пройденного, для оценки информации по степени значимости и практической направленности, установление логических связи между приобретенными сведениями.

2. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Обучает сознательному контролю, планированию, контролю своего мышления и своих действий, оценки их правильности. (Оценка тех правил действий с которыми знаком ребенок).

3. Рефлексия настроения и эмоционального состояния – оценка отношения, настроения воспитанников целесообразно в начале занятия и в конце деятельности.

По ФГОС ДО у детей дошкольного возраста нужно формировать уважительное отношений и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации поэтому целесообразно применять не только индивидуальную рефлексию, но и коллективную, групповую.

Каждой форме рефлексии соответствуют свои методы и приемы организации.

Рефлексия содержания. Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «линейки знаний», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно выполнять…

теперь я могу решать…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

Таким образом, рефлексия в детском саду – это совместная деятельность участников образовательного процесса, позволяющая совершенствовать его процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.

В нашей группе рефлексивный круг проходит таким образом:

В начале рабочего дня, после завтрака включается веселая музыка «танец пчелки Майя», дети весело летят как пчелки к своим любимым подушечкам в виде звездочек, которые нам помогли сделать родители, садятся на них и образуют круг. Он начинается с приветствия. Ребята поворачиваются друг к другу и желают доброго утра (кто начинается обниматься, кто жмет друг другу руки, кто просто улыбается). В кругу находиться наш символ группы «Наша пчелка «Майя», которая нам и подкидывает сюрпризы в виде образовательных задач.  Еще у нас загорается волшебный смайл, который символизирует настроение. Передавая его по кругу, мы делимся своим настроением, событиями, которые произошли у ребят. В ходе педагог задает вопрос, как Вы думаете, что такое правила? Обсуждая с детьми правила, они не могли сразу же дать четкого ответа. Начали называть правила, которые уже знают. В ходе обсуждения, мы пришли к общему решению, обозначить 5-7 правил на карточках. В результате проделанной работы к концу недели дети совместно с педагогом вывели 8 правил. Эти правила получились в виде красочных плакатов, которые дети придумали сами. Что можно делать, что можно делать с разрешения педагога, а что категорически нельзя делать, и с удовольствием их выполняют.

Опыт внедрения технологии показывает, что самый простой способ организации общения – это проведение ежедневной рефлексии, ведь для этого не нужно особых условий, только желание самого педагога.

Рефлексивный сбор повышает самооценку детей, что позволяет чувствовать себя уверенно в общении со сверстниками. А значит уровень эмоциональной  значимости растет.

Мы не только ведем обсуждение, мы еще и планируем наш день, и учимся составлять план на неделю. В группе у на есть экран выбора, по которому дети определяют и планируют, чем они хотят заниматься в течении дня и в какой зоне. Так они становятся самостоятельными и уверенными в своем выборе.

Еще рефлексивный круг является отличным направлением на реализацию проекта по инициативе детей. В нашей группе зародился проект «Путешествие в мир динозавров», и от сюда пошел образовательный  процесс и решались образовательные задачи.

Задачи на будущее  

  1. Создать с детьми уголок настроения, где каждый ребенок сможет оценивать свое настроение в течении дня.
  2. Усовершенствовать экран выбора, чтоб ребенок смог сделать свой выбор самостоятельно и оценить себя.
  3. Проводить рефлексию на родительском собрании, для того чтоб родители могли расслабиться, успокоиться и погрузиться в детство. Понять, на сколько это значимо для детей.
  4. Использовать рефлексию, как необходимую технологию в образовании.
  5. Соглашусь с мнением Н.П.Гришаевой.

Такая работа может способствовать глубинному осмыслению родителями данной проблемы, и на основе этого, пониманию потребностей своего ребенка, улучшение психического и физического состояния детей и успешному формированию нравственных ценностях в семье.

Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире. Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам. Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...

"Рефлексия-современная технология в ДОУ"

Как использовать современную технологию в образовательном процессе...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...