Воспитание нравственно-патриотических чувств через сюжетно-ролевые игры
статья (старшая группа)

     Работа по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает в том числе использование сюжетно-ролевой игры, как значимого средства в этом направлении, так как сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 6

«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» (опыт работы)

Кремлева Лариса Юрьевна, воспитатель первой кв .категории, Руденских Ирина Николаевна, воспитатель высшей кв. категории,                                                              

                                                                     МКДОУ д/с №174 «Сказка».    

    Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию нравственно-патриотических чувств, особенно старший дошкольный возраст 5-7 лет, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно- нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

     Мы работаем над нравственно-патриотическим воспитанием в рамках комплексной программы по полихудожественному воспитанию дошкольников «Пою тебя, Россия!» (авторы: Войтенко М.К., Палкина О.А.), осуществляемой в нашем ДОУ.

     Работа по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает в том числе использование сюжетно-ролевой игры, как значимого средства в этом направлении, так как сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.

Сюжетно-ролевые игры имеют по сравнению с другими играми ряд преимуществ: позволяют включить большое количество ролей, удовлетворить разные интересы детей, объединить их общими переживаниями. Таким образом, использование сюжетно-ролевой игры позволяет развивать нравственные качества, формировать систему ценностей и учить ребенка патриотическим чувствам.

            

  Необходима планомерная и систематическая работа по организации сюжетно-ролевых игр нравственно-патриотической направленности. Учитывая природу игры, ее активный, творческий характер, планированию подлежит деятельность педагога по развитию и руководству игрой, а не игровая деятельность детей. 

     Планирование сюжетно-ролевой игры включает:

1. Выбор игры (определяется конкретной воспитательной задачей).

2. Педагогическая разработка плана игры (определение предполагаемых ролей и средств игровой организации).

3. Создание воображаемой ситуации

4. Распределение ролей.

5. Начало игры (необходимо подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода).

6. Сохранение игровой ситуации. (происходит посредством не директивного руководства игрой).

7. Завершение игры. (должно вызвать у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра).

     В своей работе мы выделили несколько блоков сюжетно-ролевых игр по нравственно-патриотическому воспитанию, в которые мы играем:

1 блок - игры по военно-патриотическому воспитанию. Это такие игры, как: «Богатыри защищают русскую землю от врагов», «Военные разведчики», «Военные моряки», «Российская армия», «Пограничники».

      Так, в игру «Военные разведчики» мы играем на прогулке в зимнее время, в преддверии Дня защитника Отечества. Для начала отряд разведчиков надевает маскировочные «халаты», чтобы быть незаметными «в лесу» на фоне снега. Затем командир дает задание – найти штаб врага и захватить его. Разведчики работают дружно в команде, тихо-тихо, чтобы их никто не заметил, а еще они очень-очень наблюдательные. Вот следы на снегу – значит кто-то здесь проходил, смотрим куда они ведут. Также внимательно слушаем звуки и все подмечаем. Вскоре встречаем охранника штаба, его могут захватить разведчики и проникнуть в штаб врага. Также игра может получить другой оборот, когда разведчики находят секретный пакет и доставляют его в свой штаб, скрываясь и отстреливаясь от врага.

      Игры по военно-патриотическому воспитанию способствуют формированию у воспитанников патриотических чувств, сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, создают у дошкольников конкретные представления о героях войны, нравственную сущность их подвига во имя своей Родины, воспитывают у детей чувство гордости за свое Отечество.

       2 блок, который мы выделяем - игры по нравственно-патриотическому воспитанию, связанные с русской культурой и народными традициями, а также игры, связанные с воспитанием культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

    Чувство Родины у ребенка-дошкольника начинается с отношения к собственной семье, к самым близким людям. В последние годы родители меньше внимания уделяют детям, увеличивается количество неблагополучных, неполных семей. Поэтому требуется создать у детей условия для формирования насыщенного положительными эмоциями образа родного дома. Детям нужно научиться заботиться о близких, быть внимательными друг другу, уметь не только брать, но и отдавать, помогать родным словом и делом. Эти задачи мы можем осуществлять через сюжетно-ролевую игру «Семья». Есть несколько вариаций развития этой игры. Это могут быть, например, «Наша дружная семья», «Семья в гостях у бабушки», «Семейный праздник».

     Знания об укладе жизни и обычаях на Руси, полученные в группе из просмотра мультфильмов, бесед с педагогами-воспитателями, сказок и рассказов, дети применяют в сюжетно-ролевой игре «Русская изба углами красна».

      Эта одна из любимых наших игр, которая очень интересна детям, так как переносит в необычную обстановку, предполагает переодевания в национальную одежду, пользование деревянной посудой, утварью. Дети, взявшие на себя роль мамы и бабушки готовят еду в печи, ставят на стол самовар. Папа мастерит новый стол из дерева, рубит дрова, дедушка мастерит игрушки, плетет лапти.

      Дети помогают взрослым: убирают избу, старшие сестры вяжут и вышивают, братья носят воду. Самые маленькие дети играют с тряпичными игрушками около печи. А вот и праздник – самое время отдохнуть, выйти на «улицу» и поиграть в русские народные игры, поводить хороводы. Сюжетными линиями такой игры являются: поездка на ярмарку в выходной день и ожидание подарков, приход и встреча гостей в русской избе.

       Эта сюжетно-ролевая игра дает детям возможность интересно и познавательно провести время, но вместе с тем учит девочек видеть в себе будущих матерей, а мальчиков - будущих глав семей, кормильцев и защитников своего Отечества.

     Такие игры связаны с закреплением знаний детей о быте и традициях России. Они призваны знакомить с видами устного народного творчества, краеведением, народным искусством. Формируют социальные умения: чтить традиции своего народа, быть гордым за свой народ, уметь ощущать неразрывность с окружающим, сохранить и приумножить богатство своей страны; развивают ценностные ориентации через раскрытие культурных традиций и обычаев.

     Предварительная работа по организации нами таких сюжетно-ролевых игр включала создание в группе развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей тематике сюжетно-ролевых игр. Мы старались сделать ее как можно более насыщенной, полифункциональной, вариативной, трансформируемой, доступной и безопасной для детей. Насыщенность среды помещения группы соответствует возрасту детей, при этом присутствует разнообразие инвентаря, материалов, оборудования, что обеспечивает дошкольникам двигательную, творческую, познавательную активность.  В уголке ряжения присутствуют все атрибуты для сюжетно-ролевых игр по нравственно-патриотическому воспитанию: военная форма, накидки из камуфляжа, военные фуражки, шлемы, матроски, гюйсы, костюмы богатырей, сарафаны, косоворотки, платки, белые маскировочные «халаты» разведчиков и другие предметы. В группе оформлена выставка макетов военной техники разного рода войск. С помощью мягких модулей можно преобразовать пространство: построить корабль, танк, создать окопы, построить штаб. Для игр активно используется напольная ширма «Русская изба», предметы народного промысла: деревянная посуда, игрушки, лоскутные куклы, а также напольный  штурвал, рация, различные виды игрового оружия – мечи, пистолеты, автоматы и другие, которыми мы, конечно же, играем с осторожностью.

    К предварительной работе, которую мы проводим, также относятся:

- Беседы с детьми.

- Просмотр видеофильмов, презентаций по тематике сюжетно-ролевых игр.

- Чтение художественной литературы.

- Рассматривание иллюстраций, фотографий.

- Дидактические игры.

- Прослушивание песен, музыкальных произведений.

- Художественное творчество по тематике сюжетно-ролевых игр.

       Например, для более интересного развития игры «Семья» в старшей группе была организована выставка рисунков детей на тему «Моя семья», с детьми была проведена беседа о семейных привычках и традициях, вместе с родителями дети делали макет «Мое родословное древо».

    При подготовке к игре «Российская Армия» проводились:

- беседы на темы: «Для чего нужна Армия», «Защитники Отчества», «Моя Родина».

- конструирование на тему «Военная техника на страже мира»; лепка «Танк», «Военный самолет»; аппликация по замыслу «Открытка солдату»; рисование иллюстраций к стихотворениям С. Михалкова «Наша армия родная», «Мой папа был военным».

- подвижные игры: «Царь горы», «Знамя»;

- чтение художественной литературы: С. Алексеев «Рассказы о Суворове», Л. Кассиль «Твои защитники», З. Александрова «Дозор» А.Митяев «Мешок овсянки» и другие;

- просмотр видеоматериала и последующая беседа о Великой Отечественной войне.

     В ходе работы по организации сюжетно-ролевых игр нравственно-патриотического содержания необходимо участие родителей. В группе был размещен материал консультаций «Игры, которые можно организовать дома», «Как играть с ребенком», «Воспитываем патриотов». Помогают родители и в пополнении развивающей предметно пространственной среды: изготавливают атрибуты к сюжетно-ролевым играм, активно участвуют в выставках поделок к Дню защитников Отечества, к Дню Победы.

     Также привлекаем родителей к участию в фотовыставках «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Нет на свете семьи такой, где б не памятен был свой герой», «Мамы разные важны».  Организуем целевые прогулки и экскурсии в библиотеку, на Монумент Славы, в краеведческий музей, картинную галерею. Все эти мероприятия невозможны без участия семьи ребенка. Поэтому приобщение детей к истории своей Родины в ходе сюжетно-ролевых игр не будет успешным, если семья и родители проигнорируют свою роль в воспитании патриотизма.

Мы все знаем, что игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных

эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Мы все знаем, что игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных

эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Мы все знаем, что игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных

эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Мы все знаем, что игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных

эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Мы все знаем, что игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных

эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

       Итак, воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная и систематическая работа по организации сюжетно-ролевых игр нравственно-патриотической направленности, общие усилия детского сада и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно - патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры".

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Перед каждым воспитат...

Развитие и воспитание младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

В дошкольной педагогике игра рассматривается как деятельность, оказывающая развивающее воздействие на дошкольника, способствующая формированию первоначальных навыков....

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру"

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...

Отчёт «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников через использование различных форм работы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Конспект интегрированного занятия по воспитанию основ финансовой грамотности через сюжетно-ролевую игру "Кафе "Лакомка" в старшей группе.

Цель: содействие формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников;развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям, посредством сюжетно-ролевой игры.Образовательны...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста , через сюжетно-ролевые игры в детском саду

Гендерный подход в образовании -это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности ,что дает в дальнейшем человеку большую свободу  выбора и самореализации ,помогает  быть до...

Конспект интегрированного занятия по воспитанию основ финансовой грамотности через сюжетно – ролевую игру «Кафе «Лакомка»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...