Экспериментальная деятельность с применением инновационных технологий в ДОО.( из опыта работы)
опыты и эксперименты (средняя группа)

Голубева Марина Александровна

Экспериментальная деятельность с применением инновационных технологий в ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность с применением инновационных технологий в ДОО.

Актуальность: Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых эффективных технологий, способствующих развитию детского экспериментирования. Инновационная экспериментальная деятельность в детском саду становится одной из важных ступеней при подготовке дошкольников к школьному обучению. Экспериментальная деятельность входит во все сферы жизни ребёнка, именно поэтому, детское экспериментирование является ведущим видом деятельности  детей дошкольного возраста. Технология детского экспериментирования особенно актуальна, так как она развивает пытливость ума, детскую любознательность, формирует познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Актуальность развития исследовательских способностей у детей дошкольного возраста велика. Детское экспериментирование выступает тем методом, при помощи которого данная способность проявляется. Проблема развития познавательного потенциала ребёнка одна из главных образовательных задач. У каждого ребёнка свои индивидуальные познавательные способности, которые обнаруживаются в динамике их приобретения. Поиск эффективных средств, форм развития исследовательской деятельности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Цель работы: исследование технологии экспериментирования детей дошкольного возраста, как инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации.

В начале проведения опыта работы были выделены ожидаемые результаты:

  • дети вышли на более высокий уровень познавательной активности;
  • сформирована уверенность в себе;
  • обогатилась предметно-развивающая среда группы;
  • подобрана библиотека методической литературы по детской опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста;
  • практический материал адаптирован к условиям дошкольной образовательной организации.

Теоретической базой работы является исследования Н.Н. Поддъякова, в которых в качестве основного вида познавательно-исследовательской деятельности детей выделяет экспериментирование. Интересуясь  новым, неизвестным в окружающем мире, ребёнок любит экспериментировать, задаёт вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать. Обращается за помощью к взрослому, в случаях затруднений. Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе. Ребёнок является исследователем. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка возрастают возможности поисково-исследовательской деятельности. Экспериментальная деятельность дошкольников является одним из эффективных методов личностно-ориентированного обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование можно рассматривать как способ познавательной деятельности дошкольников. Организация экспериментальной деятельности невозможна без создания соответствующей предметно-пространственной среды. Так, в подготовительной к школе группе мной создан центр «Экспериментирования», где находится стол с большими встроенными контейнерами, которые по мере необходимости наполняются водой, песком, землёй, снегом, глиной, камешками. Дополнительно в центре «Экспериментирования» находится песочный набор, игрушки для деятельности с водой. В группе отведено место, в котором дети свободно действуют и экспериментируют с природным материалом: минералами, глиной, камешками, пёрышками, ракушками, шишками, желудями, листьями, семенами. Материал хранится в коробках с крышками, чтобы уберечь его от пересыхания. В группе создан центр «Мое творчество», оснащённый инструментами, различными видами картона, бумаги, лоскутами ткани, кожи, пуговицами разных размеров, ножницами, красками, клеем и т.д. В центр «Хочу все знать» по необходимости вносятся элементарные приборы и предметы: весы, бинокль, часы, подзорная труба, приборы и предметы, а так же который наполняется наглядным материалом: альбомами, картинками, книгами, картами, планами, детскими энциклопедиями «Всё обо всём», «Энциклопедия для дошкольников», «Я познаю мир» и др. В центре «Любознайка» «живёт» главный герой Незнайка, создающий разные проблемные ситуации, что наталкивает детей на поиск решения проблемы. В центре «Лаборатория» помещена картотека опытов и экспериментов. Средством обучения технологии экспериментирования являлись графические опоры в виде схем и моделей. Графические опоры дали возможность оперировать ими и, таким образом, выполняли эвристическую функцию. Наглядность на этапе постановки проблемы способствовала длительному наблюдению и сохранению проблемной ситуации в сознании детей. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста включала следующие составляющие: выделение и постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проведение наблюдения, опытов; обсуждение итогов, формулировка выводов. Организация и проведение экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста осуществляется поэтапно. Первый этап - игровой. Цель этапа: активизация у детей потребности к экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность организуется мной в форме сюжетно-дидактической игры «Знайка». Для игры подбираю соответствующие атрибуты, материалы, необходимые для проделывания опытов, экспериментов. Действия в игре «Знайка» отражаем с детьми в дневнике наблюдений. В нём фиксируется содержание опытов и экспериментов, проводимых совместно с детьми. В отдельной графе записываем наиболее интересные высказывания детей. Второй этап - обучающий. Цель обучающего этапа: формирование у детей инструментальных навыков и умений (умение задавать вопросы, делать выводы). С детьми организуются «курсы юных учёных», на которых проводятся специальные упражнения «Познаём мир», «Похоже-непохоже», «Что будет, если…», «Что произошло?». Для обучения детей экспериментированию организую серию элементарных опытов с бумагой, водой, песком, землёй, камнями, снегом. Это опыты типа «Дудочка из соломки», «Поплывёт, или утонет?», «Хлеб с плесенью», «Свойства вулкана», «Растим кристалл» и т.д. Третий этап – эвристический. Цель эвристического этапа: подключение детей к самостоятельному проведению экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность проводится с опорой на комплекс вариативных эвристических заданий, которые выполняются с помощью методов и приёмов. Созданная предметно-пространственная среда в подготовительной к школе группе позволяет детям принимать активное участие в экспериментальной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа над эвристическим этапом. Использование технологии детского экспериментирования в ДОО даёт положительные результаты. У детей старшего дошкольного возраста сформированы умения ставить проблему; выдвигать гипотезу и строить предположения; умение планировать этапы своих действий; умение отбирать материалы и средства для экспериментальной деятельности; действовать в соответствии с алгоритмом; у детей появилась динамика делать выводы, обобщать и анализировать результаты, полученные в ходе эксперимента.

Выводы: При работе с детьми старшего дошкольного возраста формирование данных умений, является показателем успешности реализации технологии детского экспериментирования. То есть данные умения рассматриваются как результат технологии детского экспериментирования.

Список литературы:

1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М.: «Мозаика-Синтез», 2013.

2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.

3.Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Савгир. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

4.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации для работников ДО. - М.: АРКТИ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в ДОУ" (Из опыта работы)

Материал предназначен для педагогов ДОУ. В нем описын опыт работы по применению инновационных технологий в воспитательно- образовательном процессе....

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе детского сада на тему: "Свойства воздуха"

Цель: формировать представление детей о воздухе  и его свойствах.Образовательные задачи:-       систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха-...

Песочная терапия как инновационная технология учителя логопеда (из опыта работы) - 17.11.2019 г.

Материал содержит описание значимости использования ррименения песочной терапии в работе логопеда с дошкольники. Описан практический опыт практического применения в кружковой работе. Содержит план кру...

Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий. ( выступление из личного опыта работы)

Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения  здоровьесберегающих технологий.( выступление из личного опыта работы)...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Мы за ЗОЖ - применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)

Эта работа позволяет нам поделиться опытом со своими коллегами в области здоровьесбережения в ДОУ.  В ней мы показали какие технологии  используем для сохранения и сбережения детского здоров...

Доклад «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ» По программе « Неизведанное рядом» (из опыта работы группы №13 (2 младшая группа))

АктуальностьОдним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнк...