МУЗЕЙ ЛОЖКИ (занятие в форме экскурсии)
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Клевакина Людмила Леонидовна

МУЗЕЙ ЛОЖКИ (занятие в форме экскурсии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_muzey_lozhki.docx146.32 КБ
Файл muzey_lozhka_wecompress.com_.pptx786.29 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

              «Детский сад №33 «Радуга» города Смоленска

http://to-world-travel.ru/img/2015/042605/3755118 

   (занятие в форме экскурсии)

Воспитатель

высшей категории

Клевакина

Людмила

Леонидовна

16 мая 2018г.

МУЗЕЙ ЛОЖКИ

 (занятие в форме экскурсии)

Задачи и цели.

Формирование у дошкольников представления о музее.

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Формирование проектно-исследовательских и познавательных умений и навыков.

Дать понятие о том, что человек создает для своей жизни.

Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать.

Развивать правила этикета, культуры поведения в музее.

Предварительная работа. Знакомство с музеем, с историей ложки, чтение сказок про ложку, заучивание стихов, пословиц о ложке, поделки из ложек, лепка, роспись ложек.

Ход экскурсии

(Ребята-экскурсоводы рассказывают о музее - ложке другим детям.)

  1. Экскурсовод – ребенок.

Здравствуйте, дорогие гости! В нашем музее вас ждет увлекательное путешествие в мир ложек. У нас существуют правила, которые нужно соблюдать во время экскурсии по музею.

В нашем музее нельзя:

  1. Шуметь.
  2. Перебивать экскурсовода.

В нашем музее можно:

  1. Рассматривать экспонаты, с некоторыми можно поиграть.
  2. Внимательно слушать.
  3. Вопросы задавать после рассказа.

2. Экскурсовод – ребенок.

Разве можем мы сейчас обойтись без такого необходимого и практичного предмета, как ложка? Но кто из вас задумывался, когда же появился этот прибор?
Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, ели только сырую пищу. Но, когда они научились разводить огонь, то начали варить еду, готовили на кострах (показывает картинку первобытных людей).

Ели жареную пищу, растения и ягоды, и все это кушали руками.

Время шло, и у людей появилась посуда, в которой можно было варить еду.

А есть жидкую пищу руками было невозможно. И люди придумали ложку из камня. Но каменная ложка была очень тяжелой.

А когда люди научились добывать глину, они стали делать ложку глиняную.

Но глиняная ложка была не  прочной.

Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости.

Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.

И затем они придумали деревянную ложку с углублением.

Прошло время, и появились ложки металлические, пластмассовые, которыми мы пользуемся сейчас.

Воспитатель. Как вы думаете, дети, для чего нужна ложка? (Ответы детей). Правильно, молодцы! Про ложку мы все выяснили – это предмет, который предназначен для зачерпывания жидких и сыпучих продуктов.

Ложка – предмет сервировки стола.

3. Экскурсовод – ребенок.

Посмотрите на стенд. Здесь много разнообразных ложек, книжек, в которых говорится про ложку.

Также вы видите работы, которые мы делали с родителями и воспитателями.

О ложке есть много сказок, загадок, пословиц, поговорок, стихов. Сейчас мы вам загадаем загадки про ложку. Слушайте.

По моей тарелке 
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою 
Отправляю в рот.

(Ложка)

Наварила мама кашки.
Положила кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте, дайте… (ложку)

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

За обедом подают
Много вкусных, первых блюд -
Борщ, бульон и суп с  горошком...
Их едят столовой ...
 (ложкой)

 В руку мы её берём,
С супом в рот себе несём.
Только ешьте осторожно,
Суп горячий невозможно,
Ешьте, дети, понемножку,
Помогает есть нам... (ложка)

 

 Ем столовой суп в обед,
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,
Где моя большая ...(ложка)

 

Знает Света и Сережка,
Суп едим мы, только … (ложкой)

А кто из вас знает про ложку пословицы.

  • Дорога ложка к обеду.
  • Ложка дёгтя в бочке мёда.
  • Пустая ложка губы царапает.
  • Каши мало, зато ложка большая.
  • Дал меду, дай ложку.
  • Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
  • Был бы обед, а ложка сыщется.
  • Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать.

Существуют ложечные приметы.

  • Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина. 
  • Две ложки в одном соуснике – к свадьбе. 
  • Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
  • Пролить соус из соусной ложки – накликать семейную ссору.
  • Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни».
  •  Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.

Также мы знаем стихи про ложку.

В.Берестов 
А у нас есть 
ложка 
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу – 
Подберет всю кашу!

И.Храмова 
Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай быстрее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтобы ручки, глазки, ушки
Подрастали у Андрюшки.

Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

Л. Разумова
Я дружу немножко
Со столовой 
ложкой.
Только ротик открываю,
Ложка с кашей заезжает,
Плюх! Ко мне на язычок,
Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!
Все довольны: я, мой ротик
И мой сытенький животик!

Т. Цыбульская 
- Вот и сладкий творожок,
Сьешь-ка 
ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, сьем!
А вот ложки я не ем!

В.Левин 
Стоял
кораблик-ложка
В Картофельном порту.
Ушёл кораблик-ложка
С картошкой на борту.

4.Экскурсовод – ребенок.

Поплыл кораблик-ложка
С картошкой по волнам...
Плывёт кораблик-ложка,
А Лешка его:– АМ!

Ложки бывают разные и по материалу, и по форме, и по размеру. (Показывает)

  1. Деревянные ложки сделаны из дерева.
  2. Металлические – из металла.
  3. Пластмассовые – из пластмассы.
  4. Керамические – из керамики.

Каждая ложка предназначена для определенных целей.

Есть ложки большие и маленькие, десертные и столовые, чайные и кофейные, сувенирные и мерные…

Мерные ложки нужны для того, чтобы что-то измерять, например, соль, сахар, лекарства и т.д.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю поэкспериментировать с мерными ложками. Мы попробуем зачерпнуть соль, крупу, воду, сахар.

(Дети экспериментируют – пересыпают, переливают ложечками из одной банки в другую).

  1. Экскурсовод – ребенок.

А еще у нас есть ложки, на которых можно играть. Это деревянные расписные ложки. В наше время такими ложками уже не едят пищу. Такие расписные ложки сейчас считаются, как сувенирные. Их дарят в подарок.

Также деревянные ложки используют, как музыкальный инструмент. На них можно играть, они издают звук.

(Дети исполняют песню «Ложки деревенские». Дети одеты в сарафаны,

на голове ленточка.)

1.Наши ложки знает целый мир
Наши ложки русский сувенир
ПРИПЕВ:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские
2. Хлебом - солью встретим мы своих друзей,
Ложки расписные - по числу гостей,
3. А концерты наших ложкарей
Вызывают радость, гордость у людей,
4. Мы "Спасибо" ложке говорим,
Эту песню снова, снова повторим.

Затем воспитатель предлагает всем детям поиграть на ложках.

6. Экскурсовод – ребенок.

На этом наша экскурсия закончилась. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини-музей «Ложка» Презентацию подготовила воспитатель МБДОУ № 33 Клевакина Л.Л.

Слайд 2

Наш мини- музей «Ложка»

Слайд 3

Принципы создания мини-музея: · принцип интеграции, · принцип интерактивности, · принцип научности, · принцип гуманизации , · принцип вариативности и разнообразия, · принцип безопасности, · принцип партнерства .

Слайд 4

Задачи Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям Воспитывать бережное отношение уважение к продуктам труда людей Развивать познавательный интерес.

Слайд 5

Знакомство с историей возникновения ложки «Дорога ложка к обеду», — гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех столовых приборов. Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварешки • Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. • Когда же ложка добралась до Руси-матушки? В период царствования Алексея Михайловича у бояр столовая посуда была оловянная. О существовании столовых приборов, конечно, все знали, но эта атрибутика воспринималась исключительно как роскошь, поэтому ложки, вилки и ножи подавались только почтеннейшим гостям.

Слайд 6

Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома.

Слайд 7

Знакомимся с историей и разнообразием ложек

Слайд 8

Мы познакомились с приметами, связанными с ложками: Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина. Две ложки в одном соуснике – к свадьбе. Ложку на столе после обеда забыть – к гостю. Пролить соус из соусной ложки – накликать семейную ссору. Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни». Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.

Слайд 9

Заучивали пословицы о ложках: Красна ложечка с похлебочкой , а не сухая. (русская) Дорога ложка к обеду. (русская) Каши мало, зато ложка большая. (малайская) Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам. (русская) Ложка дёгтя в бочке мёда. (русская) Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски. (абхазская) Пустая ложка губы царапает. (осетинская) Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. (русская) Состояние котла лучше всего знает разливная ложка. ( лакская ) Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку. (казахская) Красна ложка едоком, лошадь ездоком. (русская) Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская) Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. (русская)

Слайд 10

Определяем назначение употребления ложек.

Слайд 15

Деревянные ложки — постучи-ка немножко. Хочешь — вальс играй, а хочешь — суп хлебай!

Слайд 17

Мы рисуем ложки

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта социокультурного педагогического проекта «Интерактивный музей как одна из форм современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Педагогическая работа с детьми   с использованием интерактивного музея. Технология развивающего взаимодействия....

Консультация для воспитателей "Мини-музей как одна из форм познавательной активности детей"

Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе...

Мини-музей как одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Проблема-отсутствие у детей познавательно-исследовательских навыков и умений...

Мини-музей как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников

Организация мини-музея – интересная и увлекательная форма работы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (В форме экскурсии в этнографический музей детского сада.)

ТЕМА: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.ЦЕЛЬ: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.Задачи:      Образовательная: Познакомить детей с нар...

Картотека игр к конспекту занятия (В форме экскурсии в этнографический музей детского сада.)

Подборка игр для знакомства детей с играми народнов Приамурья.  Формировать представление о жизни и быте этих народов....

Статья Виртуальный музей в детском саду – форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку пр...