Тема: «Работа с детьми и родителями по формированию ценностей семьи»
статья (младшая группа)

Аристархова Любовь Сергеевна

Актуальность                                                                                                                               Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.                                                Но у  детей в дошкольном возрасте, и особенно в младшем дошкольном возрасте,  нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. Формирование ценностей семьи очень важная задача воспитания детей, ведь  именно в  дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.                                                                                                                                     Родители иногда недооценивают значимость семейных традиций. Как и на чем строится семья? На понимании, любви,  взаимной поддержке,  уважении друг к другу  – вот это всё вместе взятое и ещё на многое другое,  называется одним словосочетанием – семейные ценности!                                                                                                                                   Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для ее членов во всех поколениях, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности - это не только семейные праздники, не только взаимопомощь и поддержка между членами семьи, не только традиционные увлечения и хобби, это гораздо большее. Это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего невозможно существование  семьи.                                                                                                       Ребенок  счастлив  в семье, где  доброжелательная обстановка, взаимоотношения построены на  положительных эмоциях. Это то, что можно назвать семейным очагом, который собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами.                        Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в семье  - это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую нужно сохранять и поддерживать.                         Главное  же во взаимосвязи  «семья - дошкольное учреждение»  это личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.                                                                                                        В современное время актуальной проблемой является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. Как привлечь родителей к непосредственному участию в воспитательно-образовательном процессе? Как сделать их партнёрами, сообщниками в вопросах воспитания их ребёнка? На эти вопросы мы активно ищем и находим ответы. Этому и посвящен опыт моей работы.                                                                                                  Цель: формирование у дошкольников и их родителей ценностей семьи.                

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять  и обобщать знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях;

2. Углублять знания о профессиях членов семьи; понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности;

3. Показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

4. Формировать базовые представления о семье, о членах семьи и их роли;

 

Воспитательные:

1. Формировать  основы нравственных качеств: умения проявлять заботу о своих близких и оказывать посильную помощь; 

 

2. Формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества,             

чувства семейной сплоченности;                                                                                                                                                                             

3. Воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье;

Развивающие:

1. Развивать интерес к истории своей семьи и сохранению семейных традиций;                                   

Когда ребенок впервые приходит в детский сад мы (дети, педагоги и родители) мало знаем друг о друге. А нам вместе предстоит прожить  много интересных, насыщенных дней. На этом этапе знакомства  нам важно было показать, что в детском саду живётся весело и дружно; и что воспитание ребёнка - это дело педагогов и родителей, которое с самого начала нужно делать сообща.                                                                                          В процессе разработки  темы «Работа с детьми и родителями по формированию ценности семьи», мною были собраны из разных литературных источников и разработаны технологии, способствующие повышению и закреплению ценностей семьи.                                В начале своей профессиональной деятельности я работала с детьми подготовительной группы. Для сближения семьи и детского сада я,  вначале вместе со сменным  воспитателем (воспитателем – наставником), а затем и самостоятельно   использовала различные формы работы по формированию семейных ценностей:                                                                         -  Проводились конкурсы совместных поделок родителей и детей, например, «Золотая осень», «Зимушка – зима», «Варежка для профессионала» и другие                                          -  Выставки: «Народные промыслы», экспонаты на которую собирали в семьях воспитанников; «Ко дню Победы» в память о своих дедах и прадедах, победивших  в Великой отечественной войне.;                                                                                                                                                      -  На открытое занятие, посвященное снятию блокады в Ленинграде» мы пригласили ветеранов войны и блокадников – дедушек и бабушек и даже прадедушек и прабабушек наших воспитанников.  Дети вместе с гостями кушали «блокадную» пайку хлеба и запивали ее водой. И вместе со взрослыми некоторые дети не могли сдержать слез.                                                                                                                 -  Успешно проходили мастер - классы с родителями «Вышивка гладью», «Роспись яиц».                     -  На каждый праздник дети заранее готовили подарки для родителей своими руками - это были небольшие вышитые нитками мулине картины: «Елочка», «Сердце», «Машина», «Киска», «Облако». Или коллективная аппликация «Хоровод на День рождения»- симметричное вырезание из бумаги.                                                                                                       -  В подготовительной  группе стало традицией  к  праздникам дети вместе с родителями готовили семейные номера: «Песня под гитару с папой», «Танец с мамой», «Разыгрывание сценок детей и родителей», «Фокусы». Это создавало особенную эмоциональную атмосферу между родителями и детьми.                                                                                              В данный момент я работаю в младшей группе третий  год подряд. С малышами методы и формы взаимодействия  ограничены, но мы нашли эффективную, на наш взгляд, форму взаимодействия – каждый год мы проводим праздники: «День Матери» и «День Отца», в которых принимает активное участие педагог – психолог  нашего детского сада.                        Празднование Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. В этот день дети дарят матерям и бабушкам цветы и подарки.  Взрослые дети навещают своих мам в этот день или поздравляют по телефону, если живут далеко от  родителей.
Ну а малыши с папами устраивают праздник дома, помогают маме.                                                У нас в России начали традиционно отмечать праздник «День Матери» не так давно. В этот праздник чествуется одна из самых главных женских ролей - роль Матери.             Праздника «День Отца», к сожалению, официально нет в нашем календаре, но мы его отмечаем. На этом празднике папы - активные участники, они вместе с детьми играют в игры, делают поделки, танцуют и слушают песню в свою честь.Театрализованные сказки  «Знаешь, как я тебя люблю?» С.Макбратни  и «С кем мне всегда хорошо» немецкая сказка в пересказе Т.Мурашовой; являются неотъемлемой частью праздников.             Конечно, мы с детьми готовимся заранее:                                                                             - Изготавливаем стенгазеты «Фотопортреты мам», «Что мы делаем вместе с папой».                 - Беседуем на темы: «Моя семья»; «Мои мама и папа» (расширение представления детей о родителях); «Кем работают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии); говорим о том, чем занимается каждый член семьи. Беседуем на темы: «Кто я?», «С кем я живу»                                              -  Разучиваем  стихотворения о маме, бабушке, о папе, о дедушке.
-  Встречаемся с родителями с целью сотрудничества на празднике.                                             - Изготавливаем подарочные открытки.

Мероприятия проходят на хорошем эмоциональном подъеме, весело и непринужденно. Родители оставляют приятные отзывы о праздниках.                                В младшей группе в прошлом учебном году был разработан проект на тему:  «Мой папа защитник».                                                                                                                                Тема проекта актуальна: Когда семейные ценности претерпевают изменения, теплые эмоциональные отношения часто уступают агрессии и насилию. Одна из задач дошкольного воспитания «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».                                                                      Тема особенно актуальна в наше время еще и потому, что отец является защитником и главой своей семьи.  Он пример, на основе которого складывается образ отца в сознании ребенка.  Это в идеале, но на практике в некоторых семьях роль отца, как защитника семьи снижена, поэтому мы решили подчеркнуть эту сторону отцовства в нашем проекте.                                                                                                                              Отец играет немаловажную  роль в жизни ребенка: учит его адаптироваться к серьезным жизненным испытаниям, предает уверенность, оказывает эмоциональную поддержку. Мальчиков отец учит быть настоящим мужчиной. Роль папы  в воспитании дочери особенно важна, ведь мужчины в разных качествах будут присутствовать в жизни  девочки постоянно (муж, сын, начальник, друг и т.д.). Интуитивно дочь будет выбирать себе партнера такого же, как отец. Так же отцам необходимо помнить, что от их отношения к детям зависит успех в будущем ребенка: удачи в  общении с окружающими. Ненавязчиво мы учим отцов любить своих детей, уделять им как можно больше внимания, оказывать эмоциональную поддержку. Ведь только  отцовская любовь оставит в памяти ребенка  благоприятные воспоминания, которые он спроецирует в будущем, когда будет создавать свою семью.

Цель проекта: приобщение родителей к участию в жизни детского сада и интересам ребенка. Формирование у детей семейных ценностей в общении с папой.

 

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к отцу.

- Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях, в художественном творчестве.

Развивающие:

-  Развивать желание у отцов к совместной игровой деятельности с детьми.

- Развивать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в совместных с папами играх.

- Развивать самостоятельность в использовании приобретенных двигательных и художественно-творческих навыков у детей.

Образовательные:

- Формировать положительный имидж детского сада в сознании родителей

-  Способствовать родителям в установлении эмоционально-тактильного контакта с детьми в процессе совместной деятельности.

-   Создать у детей и родителей праздничное настроение.

Предмет исследования: образ отца – защитника своей семьи.

Предполагаемый результат:  о формление выставки работ и стенгазеты «Наши папы»

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Предполагаемый результат:

- Учимся брать позитивный пример «Быть защитником своей семьи»  у своих отцов и дедушек.

- Стремление к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья

Продукт проектной деятельности

Продуктивная деятельность: рисование рисунков «Портрет моего папы»;

Выпуск с детьми стенгазеты с фотографиями  «Наши папы».

Изготовление подарков для пап и дедушек «Аппликация - кораблики в море».

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

Составление паспорта проекта

Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов

Подбор презентации для просмотра

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Выполнение проекта

Проведение с детьми бесед о профессиях пап, что я делаю вместе с папой.

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, досуга «Наши папы».

Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)

Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, просмотр мультфильмов и презентаций.

3 этап. Результаты

Подготовка  и проведение досуга «Наши папы».

Схема реализации проекта

Виды деятельности:

Речевое развитие

-прослушивание сказки «Знаешь, как я тебя люблю» (С.Макбратни),

- разучивание песни «Мой любимый папа»;

- рассматривание предметных картинок на тему «Профессии».

 

Социально-коммуникативное развитие

-проведение досуга «Наши папы»,

-беседы с детьми «Моя семья»,

-составление рассказа на тему « Что я делаю с папой» при помощи фотографий.

 

Художественно-эстетическое развитие

 - выставка детских рисунков «Портрет моего папы»

- выпуск с детьми стенгазеты с фотографиями  «Наши папы».

- изготовление подарков для пап и дедушек

 

Познавательная  деятельность - организация с. р. и. «Корабль», «Летчики», «Семья».

- д/и «Кто кем работает».

Физическое развитие –

-Хоровод «Машина»,

-игра «Только вместе»,

-пальчиковые игры «Дом для семьи», «Строим дом», «Где твой дом»,

-подвижные и спортивные игры.                                                                                                           

Проект успешно был завершен совместным праздником и выпуском стенной газеты.                                                                                                                                        Помимо указанных выше, в работе с детьми младшего дошкольного возраста  использую такие формы работы, охватывающие все образовательные области и большинство видов детской деятельности:                                                                                                                                                     -  Сюжетно-ролевые игры : «Дочки-матери», «Семья», игровые ситуации «У нас гости», «День рождения».                                                                                                                                                                  - Дидактические игры: «Кто для кого кто?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье); «Найди сходство и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими родными); «Мамы и детки»,   «Отгадай по описанию»,   «Кому что»,   «Назови правильно».                                                                                                                              -  Пальчиковые игры: «Мы построим дом», «Пирожки для мамы».                                                    -  Хороводные игры: «А чья мама лучше всех ».

-  Показ сказок при помощи игрушек на столе «Знаешь, как я тебя люблю?» С.Макбратни, «С кем мне всегда хорошо» немецкая сказка в пересказе Т.Мурашовой.

-  Рассматривание семейных фотографий (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах, воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу).               -  Ситуативные  разговоры; «Как поиграть тихо, чтобы не разбудить бабушку»; проблемная ситуация «Если дома кто-то заболел».                                                                                                 -  Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций по теме «Семья».                             - Чтение художественной литературы: например, русская народная сказка «Три медведя», стихотворения А.Яковлева «Мама» и   Л.Квитко «Бабушкины руки».                                                                    -  Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтёнка», «Разноцветная семейка».                                     -  Разучивание песенок для папы «Мой любимый папа» Н.А.Гительсон, для мамы «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку».                                                                                                   -  Аппликации: «Открытка для мамы», «Кораблик»; Рисование рисунков «Портрет моего папы», «Портрет моей мамы».                                                                                                                В работе с родителями я использовала такие формы работы:                                                                                                   -  Расширение сферы участия родителей в организации жизни группы.                                              -  Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей - совместные творческие конкурсы детей и родителей).                                                                                      -  Информационно-педагогические материалы (консультации для родителей: «Здоровые дети – счастливые родители», « Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка», «Сказкотерапия для детей», «Как сочинить ребенку сказку»).

-  Библиотека для  родителей: литература и журналы по психологии  и педагогике.   

Подводя итоги  проделанной работы, можно отметить, что у детей младшего дошкольного возраста повысился уровень представлений о семейных ценностях. По результатам итогового опроса детей выяснилось, что дети могут назвать имена и отчества не только своих родителей, но и бабушек и дедушек, могут сказать, какие они по характеру, чем интересуются и чем любят заниматься.                                                           Родители повысили свою компетентность в области организации совместной деятельности с детьми, установления партнерского взаимодействия, учета интересов детей, в организации детского досуга. Стали чаще играть с детьми, заниматься рисованием, совместным конструированием, привлекать детей к совместной посильной трудовой деятельности, т.е. выступать в качестве равноправных партнеров с детьми. Мамы и бабушки чаще стали готовить с детьми  выпечку и другие блюда. Папы и дедушки стали больше внимания уделять мальчикам,  учить оказывать посильную помощь  в бытовой деятельности. Родители стали уделять  больше внимания семейным ценностям, знакомить детей с традициями, листать семейные фотоальбомы.                                   У большинство родителей появилось понимание важности совместной деятельности с ребёнком, как фактора развивающего обучения.                                                                                           Детям очень нравятся праздники, в которых участвуют родители. Они вместе играют, поют, танцуют,  рассказывают стихи о родителях.                                                      После таких праздников родители говорят слова благодарности, они чувствуют положительный эмоциональный подъем настроения.                                                  Праздники с совместной деятельностью детей и родителей способствовали созданию доверительных отношений между участниками образовательного процесса и сближению детского сада и дома, созданию благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.                                                                                                             Кроме того, произошли изменения в развивающей предметно – пространственной среде группы: были разработаны картотеки пальчиковых игр о семье. Пополнены с участием родителей атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Доктор», «Парикмахерская», создана картотека песен и мультфильмов о семье.                              Планируя свою дальнейшую профессиональную деятельность, я предполагаю продолжать формирование семейных ценностей у детей и их родителей, использовать  описанные выше формы работы и  искать новые.                                                       Планирую также активизировать взаимодействие с другими специалистами детского сада, что  позволит обогатить работу, сделать ее более интересной.

Список литературы:

  1. Е. В. Ларечина «Развивающие занятия для родителей и детей»
  2. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.
  3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.
  4. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста.
  5. Котельникова Ю.А. Игры для дружной семьи (из опыта работы)
  6. Кравцова. Е. Восприятие семейных отношений детьми дошкольного возраста
  7. Мохова Н.И. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида Кировского района Санкт-петербурга

Тема: «Работа с детьми и родителями по формированию                             ценностей семьи»

Опыт работы воспитателя ГБДОУ №43

Аристарховой Любови Сергеевны

Санкт - Петербург

2018

Актуальность                                                                                        Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.                                                 Но у  детей в дошкольном возрасте, и особенно в младшем дошкольном возрасте,  нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. Формирование ценностей семьи очень важная задача воспитания детей, ведь  именно в  дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.                                                                                                Родители иногда недооценивают значимость семейных традиций. Как и на чем строится семья? На понимании, любви,  взаимной поддержке,  уважении друг к другу  – вот это всё вместе взятое и ещё на многое другое,  называется одним словосочетанием – семейные ценности!                                                                                                    Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для ее членов во всех поколениях, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности - это не только семейные праздники, не только взаимопомощь и поддержка между членами семьи, не только традиционные увлечения и хобби, это гораздо большее. Это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего невозможно существование  семьи.                                                                                       Ребенок  счастлив  в семье, где  доброжелательная обстановка, взаимоотношения построены на  положительных эмоциях. Это то, что можно назвать семейным очагом, который собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами.                        Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в семье  - это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую нужно сохранять и поддерживать.                         Главное  же во взаимосвязи  «семья - дошкольное учреждение»  это личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.                                                                            В современное время актуальной проблемой является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. Как привлечь родителей к непосредственному участию в воспитательно-образовательном процессе? Как сделать их партнёрами, сообщниками в вопросах воспитания их ребёнка? На эти вопросы мы активно ищем и находим ответы. Этому и посвящен опыт моей работы.                                                                                          Цель: формирование у дошкольников и их родителей ценностей семьи.                

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять  и обобщать знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях;

2. Углублять знания о профессиях членов семьи; понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности;

3. Показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

4. Формировать базовые представления о семье, о членах семьи и их роли;

Воспитательные:

1. Формировать  основы нравственных качеств: умения проявлять заботу о своих близких и оказывать посильную помощь;  

2. Формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества,              

чувства семейной сплоченности;                                                                                                                                                                            

3. Воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье;

Развивающие:

1. Развивать интерес к истории своей семьи и сохранению семейных традиций;                         

Когда ребенок впервые приходит в детский сад мы (дети, педагоги и родители) мало знаем друг о друге. А нам вместе предстоит прожить  много интересных, насыщенных дней. На этом этапе знакомства  нам важно было показать, что в детском саду живётся весело и дружно; и что воспитание ребёнка - это дело педагогов и родителей, которое с самого начала нужно делать сообща.                                                                В процессе разработки  темы «Работа с детьми и родителями по формированию ценности семьи», мною были собраны из разных литературных источников и разработаны технологии, способствующие повышению и закреплению ценностей семьи.                        В начале своей профессиональной деятельности я работала с детьми подготовительной группы. Для сближения семьи и детского сада я,  вначале вместе со сменным  воспитателем (воспитателем – наставником), а затем и самостоятельно   использовала различные формы работы по формированию семейных ценностей:                                                                         -  Проводились конкурсы совместных поделок родителей и детей, например, «Золотая осень», «Зимушка – зима», «Варежка для профессионала» и другие                                          -  Выставки: «Народные промыслы», экспонаты на которую собирали в семьях воспитанников; «Ко дню Победы» в память о своих дедах и прадедах, победивших  в Великой отечественной войне.;                                                                                                                                                      -  На открытое занятие, посвященное снятию блокады в Ленинграде» мы пригласили ветеранов войны и блокадников – дедушек и бабушек и даже прадедушек и прабабушек наших воспитанников.  Дети вместе с гостями кушали «блокадную» пайку хлеба и запивали ее водой. И вместе со взрослыми некоторые дети не могли сдержать слез.                                                                                                                 -  Успешно проходили мастер - классы с родителями «Вышивка гладью», «Роспись яиц».                     -  На каждый праздник дети заранее готовили подарки для родителей своими руками - это были небольшие вышитые нитками мулине картины: «Елочка», «Сердце», «Машина», «Киска», «Облако». Или коллективная аппликация «Хоровод на День рождения»- симметричное вырезание из бумаги.                                                                                                       -  В подготовительной  группе стало традицией  к  праздникам дети вместе с родителями готовили семейные номера: «Песня под гитару с папой», «Танец с мамой», «Разыгрывание сценок детей и родителей», «Фокусы». Это создавало особенную эмоциональную атмосферу между родителями и детьми.                                                                В данный момент я работаю в младшей группе третий  год подряд. С малышами методы и формы взаимодействия  ограничены, но мы нашли эффективную, на наш взгляд, форму взаимодействия – каждый год мы проводим праздники: «День Матери» и «День Отца», в которых принимает активное участие педагог – психолог  нашего детского сада.                Празднование Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. В этот день дети дарят матерям и бабушкам цветы и подарки.  Взрослые дети навещают своих мам в этот день или поздравляют по телефону, если живут далеко от  родителей.
Ну а малыши с папами устраивают праздник дома, помогают маме.                                 У нас в России начали традиционно отмечать праздник «День Матери» не так давно. В этот праздник чествуется одна из самых главных женских ролей - роль Матери.
                Праздника «День Отца», к сожалению, официально нет в нашем календаре, но мы его отмечаем. На этом празднике папы - активные участники, они вместе с детьми играют в игры, делают поделки, танцуют и слушают песню в свою честь.Театрализованные сказки  «Знаешь, как я тебя люблю?» С.Макбратни  и «С кем мне всегда хорошо» немецкая сказка в пересказе Т.Мурашовой; являются неотъемлемой частью праздников.                Конечно, мы с детьми готовимся заранее:                                                               - Изготавливаем стенгазеты «Фотопортреты мам», «Что мы делаем вместе с папой».               - Беседуем на темы: «Моя семья»; «Мои мама и папа» (расширение представления детей о родителях); «Кем работают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии); говорим о том, чем занимается каждый член семьи. Беседуем на темы: «Кто я?», «С кем я живу»                                             -  Разучиваем  стихотворения о маме, бабушке, о папе, о дедушке.
-  Встречаемся с родителями с целью сотрудничества на празднике.
                                             - Изготавливаем подарочные открытки.

Мероприятия проходят на хорошем эмоциональном подъеме, весело и непринужденно. Родители оставляют приятные отзывы о праздниках.                         В младшей группе в прошлом учебном году был разработан проект на тему:  «Мой папа защитник».                                                                                          Тема проекта актуальна: Когда семейные ценности претерпевают изменения, теплые эмоциональные отношения часто уступают агрессии и насилию. Одна из задач дошкольного воспитания «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».                                                Тема особенно актуальна в наше время еще и потому, что отец является защитником и главой своей семьи.  Он пример, на основе которого складывается образ отца в сознании ребенка.  Это в идеале, но на практике в некоторых семьях роль отца, как защитника семьи снижена, поэтому мы решили подчеркнуть эту сторону отцовства в нашем проекте.                                                                                        Отец играет немаловажную  роль в жизни ребенка: учит его адаптироваться к серьезным жизненным испытаниям, предает уверенность, оказывает эмоциональную поддержку. Мальчиков отец учит быть настоящим мужчиной. Роль папы  в воспитании дочери особенно важна, ведь мужчины в разных качествах будут присутствовать в жизни  девочки постоянно (муж, сын, начальник, друг и т.д.). Интуитивно дочь будет выбирать себе партнера такого же, как отец. Так же отцам необходимо помнить, что от их отношения к детям зависит успех в будущем ребенка: удачи в  общении с окружающими. Ненавязчиво мы учим отцов любить своих детей, уделять им как можно больше внимания, оказывать эмоциональную поддержку. Ведь только  отцовская любовь оставит в памяти ребенка  благоприятные воспоминания, которые он спроецирует в будущем, когда будет создавать свою семью.

Цель проекта: приобщение родителей к участию в жизни детского сада и интересам ребенка. Формирование у детей семейных ценностей в общении с папой.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к отцу.

- Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях, в художественном творчестве.

Развивающие:

-  Развивать желание у отцов к совместной игровой деятельности с детьми.

- Развивать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в совместных с папами играх.

- Развивать самостоятельность в использовании приобретенных двигательных и художественно-творческих навыков у детей.

Образовательные:

- Формировать положительный имидж детского сада в сознании родителей

-  Способствовать родителям в установлении эмоционально-тактильного контакта с детьми в процессе совместной деятельности.

-   Создать у детей и родителей праздничное настроение.

Предмет исследования: образ отца – защитника своей семьи.

Предполагаемый результат:  о формление выставки работ и стенгазеты «Наши папы»

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Предполагаемый результат:

- Учимся брать позитивный пример «Быть защитником своей семьи»  у своих отцов и дедушек.

- Стремление к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья

Продукт проектной деятельности

Продуктивная деятельность: рисование рисунков «Портрет моего папы»;

Выпуск с детьми стенгазеты с фотографиями  «Наши папы».

Изготовление подарков для пап и дедушек «Аппликация - кораблики в море».

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

Составление паспорта проекта

Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов

Подбор презентации для просмотра

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Выполнение проекта

Проведение с детьми бесед о профессиях пап, что я делаю вместе с папой.

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, досуга «Наши папы».

Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)

Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, просмотр мультфильмов и презентаций.

3 этап. Результаты

Подготовка  и проведение досуга «Наши папы».

Схема реализации проекта

Виды деятельности:

Речевое развитие

-прослушивание сказки «Знаешь, как я тебя люблю» (С.Макбратни),

- разучивание песни «Мой любимый папа»;

- рассматривание предметных картинок на тему «Профессии».

Социально-коммуникативное развитие

-проведение досуга «Наши папы»,

-беседы с детьми «Моя семья»,

-составление рассказа на тему « Что я делаю с папой» при помощи фотографий.

Художественно-эстетическое развитие

 - выставка детских рисунков «Портрет моего папы»

- выпуск с детьми стенгазеты с фотографиями  «Наши папы».

- изготовление подарков для пап и дедушек

Познавательная  деятельность - организация с. р. и. «Корабль», «Летчики», «Семья».

- д/и «Кто кем работает».

Физическое развитие –

-Хоровод «Машина»,

-игра «Только вместе»,

-пальчиковые игры «Дом для семьи», «Строим дом», «Где твой дом»,

-подвижные и спортивные игры.                                                                                

Проект успешно был завершен совместным праздником и выпуском стенной газеты.                                                                                                Помимо указанных выше, в работе с детьми младшего дошкольного возраста  использую такие формы работы, охватывающие все образовательные области и большинство видов детской деятельности:                                                                                                                                                     -  Сюжетно-ролевые игры : «Дочки-матери», «Семья», игровые ситуации «У нас гости», «День рождения».                                                                                                                                                          - Дидактические игры: «Кто для кого кто?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье); «Найди сходство и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими родными); «Мамы и детки»,   «Отгадай по описанию»,   «Кому что»,   «Назови правильно».                                                                                                                              -  Пальчиковые игры: «Мы построим дом», «Пирожки для мамы».                                                    -  Хороводные игры: «А чья мама лучше всех ».

-  Показ сказок при помощи игрушек на столе «Знаешь, как я тебя люблю?» С.Макбратни, «С кем мне всегда хорошо» немецкая сказка в пересказе Т.Мурашовой.

-  Рассматривание семейных фотографий (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах, воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу).               -  Ситуативные  разговоры; «Как поиграть тихо, чтобы не разбудить бабушку»; проблемная ситуация «Если дома кто-то заболел».                                                                                                 -  Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций по теме «Семья».                             - Чтение художественной литературы: например, русская народная сказка «Три медведя», стихотворения А.Яковлева «Мама» и   Л.Квитко «Бабушкины руки».                                                                    -  Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтёнка», «Разноцветная семейка».                                     -  Разучивание песенок для папы «Мой любимый папа» Н.А.Гительсон, для мамы «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку».                                                                                                   -  Аппликации: «Открытка для мамы», «Кораблик»; Рисование рисунков «Портрет моего папы», «Портрет моей мамы».                                                                                                                В работе с родителями я использовала такие формы работы:                                                                                                   -  Расширение сферы участия родителей в организации жизни группы.                                              -  Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей - совместные творческие конкурсы детей и родителей).                                                                                      -  Информационно-педагогические материалы (консультации для родителей: «Здоровые дети – счастливые родители», « Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка», «Сказкотерапия для детей», «Как сочинить ребенку сказку»).

-  Библиотека для  родителей: литература и журналы по психологии  и педагогике.   

Подводя итоги  проделанной работы, можно отметить, что у детей младшего дошкольного возраста повысился уровень представлений о семейных ценностях. По результатам итогового опроса детей выяснилось, что дети могут назвать имена и отчества не только своих родителей, но и бабушек и дедушек, могут сказать, какие они по характеру, чем интересуются и чем любят заниматься.                                          Родители повысили свою компетентность в области организации совместной деятельности с детьми, установления партнерского взаимодействия, учета интересов детей, в организации детского досуга. Стали чаще играть с детьми, заниматься рисованием, совместным конструированием, привлекать детей к совместной посильной трудовой деятельности, т.е. выступать в качестве равноправных партнеров с детьми. Мамы и бабушки чаще стали готовить с детьми  выпечку и другие блюда. Папы и дедушки стали больше внимания уделять мальчикам,  учить оказывать посильную помощь  в бытовой деятельности. Родители стали уделять  больше внимания семейным ценностям, знакомить детей с традициями, листать семейные фотоальбомы.                                У большинство родителей появилось понимание важности совместной деятельности с ребёнком, как фактора развивающего обучения.                                                                Детям очень нравятся праздники, в которых участвуют родители. Они вместе играют, поют, танцуют,  рассказывают стихи о родителях.                                          После таких праздников родители говорят слова благодарности, они чувствуют положительный эмоциональный подъем настроения.                                         Праздники с совместной деятельностью детей и родителей способствовали созданию доверительных отношений между участниками образовательного процесса и сближению детского сада и дома, созданию благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.                                                                                Кроме того, произошли изменения в развивающей предметно – пространственной среде группы: были разработаны картотеки пальчиковых игр о семье. Пополнены с участием родителей атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Доктор», «Парикмахерская», создана картотека песен и мультфильмов о семье.                        Планируя свою дальнейшую профессиональную деятельность, я предполагаю продолжать формирование семейных ценностей у детей и их родителей, использовать  описанные выше формы работы и  искать новые.                                          Планирую также активизировать взаимодействие с другими специалистами детского сада, что  позволит обогатить работу, сделать ее более интересной.

Список литературы:

  1. Е. В. Ларечина «Развивающие занятия для родителей и детей»
  2. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.
  3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.
  4. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста.
  5. Котельникова Ю.А. Игры для дружной семьи (из опыта работы)
  6. Кравцова. Е. Восприятие семейных отношений детьми дошкольного возраста
  7. Мохова Н.И. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций

План работы  воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций...

Планирование работы с детьми и родителями по Формированию основ безопасности на дороге

материал преднозначен для работы с детьми и родителями по ПДД...

Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главн...

Доклад на тему: Работа с детьми младшей группы по формированию позитивного отношения к природе в форме экологических акций

Доклад к презентации Работа с детьми младшей группы по формированию позитивного отношения к природе в форме экологических акций...

Современные формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры.

В статье описаны формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры....

перспективное планирование работы с детьми и родителями по формированию обж

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение вести себя в различных ситуациях.Перспективное планирование формирования у детей навыков безопасного поведения осуществляется в соот...

Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»

Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»...