Консультации для родителей и педагогов
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Клевакина Людмила Леонидовна

Адаптация в детском саду

Границы без гнева

Как научить ребёнка самостоятельно одеваться

Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка

Игры с пуговицами

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Информация для родителей

Адаптация в детском саду

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.

Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка

кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье

буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких,

постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться

незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.

Что такое адаптация?

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.

Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам

деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам

поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными

для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.

В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у

ребенка могут резко поменяться. Чаще всего меняются:

-

-

-

-

эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);

нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);

нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать

проситься на горшок, речь может затормозиться);

в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим

напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).

-


 

Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни,

поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок

привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».

Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным

пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших

затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением

психических и физических сил организма.

А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом

определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его

нервной

системы,

степенью

общительности

и

доброжелательности,

уравновешенности, наличием или отсутствием привычки выполнять требования

взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т.д.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в

течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней

объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в

течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не

нарушаются, двигательная активность не снижается.

При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3

месяцев.

При тяжелой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и

даже больше.

Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное

вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через

несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие показатели

адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать

оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время пребывания ребенка в

детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за

ребенком.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей,

стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум

ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада

воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об

их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами.

Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте больше.

Кому адаптироваться легче?

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько

месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители

читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли

возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители

использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то

малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю"

несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни

предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период


 

все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому,

не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".

Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в

небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если

ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а

пользуется уже сложившимися навыками.

Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители

должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того

чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько

условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые

воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не

разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается

неожиданно по объективным причинам. И, как ни странно, часто трудно бывает тем

детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему

быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы

создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и

так работает на полную мощность.

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и

саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется

ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.

Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его

присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные

воспитатели там работают.

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему

чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно

сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у

вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько

изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная

атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.

Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так

сейчас нужна ваша поддержка!

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной

системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую

деятельность (игру).

Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую игрушку.

Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к

себе что-то, что является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький

мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и

как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с

игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за

ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет


 

этот момент. Собственно, все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно

за ним вернется.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно

организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное

правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу

неуверенность и еще больше расстраивается.

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте

доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду —

раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом,

озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и

сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что

зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче

расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается

относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать

после его ухода.

Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте, когда (после прогулки, или

после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что

мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не

задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой,

сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше

вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые

затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или

дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую

реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно

не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз

скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.

Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его

присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают

взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют

обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад

пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на

мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не

пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу,

например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше

он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять

доверие к самому близкому человеку.

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно

малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда остаются родители,


 

которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются

в помощи и почти никогда ее не получают.

Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются

игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои

чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это

момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы

тоже "рвется" сердце, когда они видят, как переживает малыш, а ведь в первое время

он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Чтобы помочь себе, нужно:

Быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например,

когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой

единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем

выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это

будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше

уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя

именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

Поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание.

Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать,

даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет!

Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с

мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но

вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда

ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это

помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь

детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы

заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в

этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из

вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих

себя.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро

детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!



Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей «Границы без гнева»

Можно ли нейтрализовать гнев, если установить границы?

Одна из наших основных родительских обязанностей – определить и

установить для наших детей границы. Ограничения необходимы по разным

причинам: одни нужны во избежание телесных повреждений, другие – чтобы

ребенок подчинялся внутренним законам семьи и законам общества; чтобы он

соответствовал школьным требованиям; наконец, чтобы мы могли воспитать

его так, как хотим. Попытка установить эти границы и добиться, чтобы дети

усвоили их, - одна из важнейших задач, стоящих перед родителями.

Почему это так трудно?

Причина проста: иногда мы вынуждаем детей делать то, что они не хотят,

и это нередко приводит к спорам, перерастающим в конфликтные ситуации,

вспышки гнева. Иногда это даже приводит к разрыву и обидам обеих сторон.

Следовательно, наша задача – суметь установить границы без гнева!

От теории к практике – создаём границы без гнева:

1

. Вы должны решить, что это тот путь, который вы выбираете для себя,

принять свой выбор и поверить, что на самом деле возможно создать границы

без гнева и это эффективный путь к установлению границ в рамках семьи.

2

. Побеседуйте с детьми: объясните им, что такое границы, каково их

значение в рамках семьи и общества, акцентируйте внимание на санкциях в

случае нарушения границ.

3

. Договоритесь о "красных" границах. Для начала определите одну

границу, самую важную с вашей точки зрения, и установите для неё жёсткое

требование "не переходить ни в коем случае". Заранее откажитесь от менее

важных законов, которые могут привести к конфликтам.

4

. Не злитесь (это самое трудное). Надо понимать, что здесь существует

чёткое разделение обязанностей. Дети проверяют границы, родители

обозначают их. Это не личная тема, не обида и не неуважение, а просто

ролевая игра. Определите для самих себя, что вы не злитесь, но вместе с тем

будьте требовательны.

5

.

Поощряйте и поддерживайте границы в позитивной форме, по-

настоящему радуйтесь вместе с ребёнком, положительно реагируйте на его

позитивное поведение. Поощряйте и ещё раз поощряйте. Нет ничего приятнее

ощущения удачи, сознания того, что "ты – молодец", и дорогие тебе люди

признают это. Повторяйте и выражайте свои чувства словами и действиями: "я

тебя люблю", "ты мне очень дорог", похвалите одежду, причёску, успешное

выполнение задания. Часто ласкайте, обнимайте и целуйте ребёнка (только не

просто так, а если вы действительно так чувствуете).

6

. Разграничьте гнев, который вспыхнул у вас в ответ на определённое

поведение, и вашу непреходящую любовь к ребёнку. Напомните ребёнку, что

он нарушил правила и совершил недостойный поступок, но это не означает,


 

что он сам нехороший или недостойный. Напомните ему, что это его дом и вы

его очень любите, и что все мы склонны забывать, что нас любят, когда на нас

сердятся, и мы злимся на самих себя и испытываем чувство собственной вины...

Напоминание не повредит.

7

. Прощение и отпущение. Они нужны и нашим детям, когда они

оступаются, и нам самим, когда мы оступаемся. Речь идёт о процессе, который

не заканчивается в один день. Будут взлёты и падения. Важно всегда держаться

взятого курса и прикладывать все усилия для соблюдения принятых

принципов. Мы делаем максимум возможного, завтра сделаем ещё чуточку

лучше, а послезавтра – благодаря тренировке и опыту – сделаем ещё лучше. Не

судите и не обвиняйте самих себя. Можно падать, нужно только подниматься

обратно! Говорите с хорошими друзьями, такими, которые умеют выслушать,

рассказывайте им не только свои беды, соблюдайте пропорции. Если вы

выбились из сил, чувствуете, что необходимы перемены, но у вас нет

направления, всегда можно обратиться к специалистам, которые выслушают,

посоветуют и просто будут вместе с вами, пока к вам не вернутся

родительские силы и любовь.



Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей

«Как научить ребенка самостоятельно одеваться?»

Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем его учить садиться на

горшок и самостоятельно есть ложкой. И лишь когда записываем ребенка в

детский сад, спохватываемся, что так и не научили сына или дочь одеваться

самостоятельно. А когда начинаем наверстывать упущенное, оказывается,

что ребенок категорически не желает одеваться сам…

Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания

следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется

настойчивое стремление к самостоятельности, и если Вы вовремя и

правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка

делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если

Вашему крохе 2-3 годика, обратите внимание на несколько рекомендаций

детских психологов.

Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться

одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы

он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают

медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже

опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться

самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с

учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то попробуйте

немного подтолкнуть его, например, одевая ему носочки или штанишки не

до конца и предлагая ребенку закончить одевание самому.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания

препятствует сама конструкция одежды ребенка. Если на вещах малыша есть

многочисленные молнии и шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно

усложняет для него процесс одевания. Поэтому на первое время было бы

уместнее покупать ребенку вещи с крупными удобными застежками, на

липучках, на резиночках.

Существуют специальные развивающие игры-шнуровки или просто

любые игрушки, которые можно расстегивать и застегивать. Играя в эти игры,

ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со



 

своей одеждой. Девочки свои первые навыки одевания могут освоить на

куклах с их кукольными одежками.

Можно поиграть с ребенком в разные игры, которые помогут ему

научиться одеваться. Например, пусть штанины брюк станут туннелями, а

ноги малыша - паровозиками. Предложите своему крохе «заехать

паровозиками в туннели». Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием

играют в «показ мод» или «фотосессию» - это отличный повод для обучения

самостоятельному одеванию.

Чтобы добиться от малыша взаимодействия при одевании,

доброжелательно смотрите на него, шутите, напевайте и всегда

проговаривайте совершаемые действия. Пример простейшей игры: «Мы

идем гулять, будем топать ножками, поэтому ножки нужно обуть. Обуваем

правую ножку. Обуваем левую ножку. Теперь давай потопаем ножками».

Если песенки на малыша не действуют, то можно выбрать его любимых

сказочных героев и одеваться, как они. Задействуйте весь свой артистизм и

побудите ребенка одеться, как оделся бы его любимый персонаж. Скажите,

что свитер – не свитер, а курточка Буратино, шапочка – его колпачок, сапоги –

чудесные башмачки и т.д.

Примеру взрослых дети с удовольствием подражают. Разложите его

одежду рядом со своими вещами и начинайте одеваться вместе или по

очереди, вещь за вещью. Объявите «соревнование» - кто быстрее оденется.

На первых порах малышу потребуется помощь. А еще при одевании можно

использовать всякие потешки.

Если ребенок упрямится, капризничает, будьте гибче, умейте найти

компромисс. Если он требует, чтобы ему надели 2 пары носков, наденьте.

Согласитесь на ту одежду, которую выбирает ребенок. Просто заранее

подготовьте ему на выбор несколько вариантов, тогда и вам будет проще

согласиться с его выбором.

Подсказывайте ребенку, что за чем надевать. Для многих детей

запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы

можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить

изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет

ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы ребенок не перепутал, где



 

перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или

аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.

Как застегивать пуговицы

Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и

пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную

игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой

тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и

одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой

моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки

на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно

сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки

в детской на ночь скреплять липучкой.

Как надевать ботинки

Первое время от ботинок на шнурках и сандалий с застежками лучше

отказаться. Малыш не сможет сам расшнуровать ботинок перед тем, как

надеть его, а после зашнуровать. Купите обувь на молнии или липучках,

чтобы они хорошо раскрывались, и ножка легко проходила внутрь. Вот

увидите, расстегивать и застегивать молнии и липучки станет любимой игрой

малыша, а значит обувь он будет надевать без капризов и с удовольствием.

Как надевать штанишки

Объясняйте ребенку, что одевать штаны удобней сидя на кровати,

вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того, как ступни

появились из-под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его

маленькие успехи.

Как одеть футболку

Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, вещи

должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц.

Важно, чтобы горловина была свободной и одежка свободно проходила

через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но

и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться. Старайтесь спокойно

и без раздражения объяснять ребенку, что в горловину кофты нужно

залезать макушкой, а не лицом, которое может застрять в горловине. Это

вам придется повторить не единожды, а несколько раз, имейте терпение.



 

Возможно, чтобы научить ребенка одеваться самому, вам придется

пересмотреть его гардероб. Не исключено, что от каких-то вещей на время

надо отказаться. И прежде чем покупать новую одежду, мысленно

представляйте, сможет ли ребенок надеть обновку сам.

Что же делать, если в четыре года ребёнок до сих пор не умеет одеваться

самостоятельно?

Учите, показывайте, как отличить изнаночную сторону одежды от

лицевой, переднюю от задней, как лучше держать вещи, чтобы их удобней

было надевать и т.д.

В три-четыре года детишки так или иначе уже умеют одеваться, но

могут отказываться делать это самостоятельно. Скорее всего, причина

кроется как раз в том, что им не позволяли одеваться самостоятельно, когда

им очень этого хотелось. Теперь Вам придётся проявить большую

настойчивость и потратить гораздо больше времени на то, чтобы ребёнок

всё-таки начал одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики

«

мягкой непреклонности»: не ругать и не стыдить ребёнка, признавать его

успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но ни в коем случае

не делать за него его «работу».

Между прочим, многие маленькие упрямцы очень реагируют на

«

слабо». Часто бывает достаточно сказать: «Да уж, конечно, тебе с этой

футболкой точно не справиться - дело-то сложное, взрослое!». Но, имейте в

виду, этот метод можно использовать только в том случае, когда ребёнок

уже хорошо умеет одеваться, но не хочет этого делать. И не забудьте оказать

эмоциональную поддержку и похвалить его за то, что он оделся.

Не стоит упускать из вида ещё одну причину отказа от

самостоятельного одевания. Возможно, ребёнку просто не нравится его

одежда. Она может быть неудобной для него. Посмотрите внимательно,

легко ли одеть ребёнку те вещи, которые Вы ему предлагаете? Нет ли грубых

швов на изнаночной стороне, этикеток, натирающих кожу, тугих резинок и

колючих воротников? Некоторые дети обладают повышенной тактильной

чувствительностью: свитер, который, на Ваш взгляд, очень нарядный и

тёпленький, для них может быть невыносимо колючим - и это вовсе не

каприз! Наконец, даже у малышей дошкольного возраста часто бывают свои

определённые вкусы и пристрастия в одежде, не стоит этим пренебрегать.


 

Основные тезисы:

. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш

1

просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но

примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на

себя шапки, носки. А потом и другую одежду.

2. Если ребенок пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно), боритесь

с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.

3. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются

папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще,

во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою

потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие

эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать

для игр.

4. Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким

воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.

5. Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими

ребенка. Вот интересный способ надевания куртки.

В книге Билла Адлера "Перехитрим малыша” есть совет, который может

помочь родителям научить своего ребенка за несколько минут надевать

куртки, кофты, рубашки.

Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол),

расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте

ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы

«

вверх ногами по отношению к ребенку.

Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава.

Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и

быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в

начале, потом ребенок будет сам "нырять” под край куртки, одновременно

натягивая рукава.

6. Если ребенок оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не

переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку).



 

Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте

метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.

7. Начинайте игры и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы

использовать период "Я сам”.

8. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение

новых навыков - неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы

у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить

искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными

одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия-

игры-шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно,

тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые

нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если ребенок не хочет

заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его

мелкую моторику другими способами. И придет время, когда ребенок, без

всяких тренировок научится застегивать пуговицы и соединять половинки

молнии.

9. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к

процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то

вещь или самостоятельно выполнить простое действие.

10. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не

лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать

(для многих детей - это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку.

Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.

11. Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя

спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра

на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть

новыми навыками.

12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно

легко снять.

13. Можно повесить в детской плакат с изображением разных предметов

гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень

хорошо, если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в

журналах подходящие картинки, вырежете и наклеите их на лист ватмана.



Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей по теме:

«Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Уважаемые родители!

В последнее время обращается внимание не только на возрастные

особенности, но и на их пол.

В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных

особенностей детей раннего и дошкольного возраста.

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных

понятий, норм поведения, ассоциирующихся с мужским или женским полом

в рамках определенной культуры.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к

какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо

девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети

понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и

эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или

личных желаний ребенка.

И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность

формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность

к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей

воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных

учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов.

В итоге это способствует развитию равноправных отношений между

мужчинами и женщинами. Это замечательно.

Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек

протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия

мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительного

восприятия, речи. По-разному происходит и полоролевая идентификация.



 

Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные

факторы.

Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, -

женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики

гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой

роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить

свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не

быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т.

п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают

«

немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему

у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее

конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем

своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить

первоначальную женскую идентификацию на мужскую.

Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы

привлечение мужчин в сферу образования и воспитания. Но реальность

сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия педагога остается

практически женской прерогативой. Поэтому проблема формирования

половой идентичности напоминает о необходимости её решения в интересах

подрастающего поколения. И именно семья является для ребенка первым и

наиглавнейшим социальным фактором влияния. Процесс становления

гендерной идентичности происходит в условиях семьи.

Нейропсихологи, физиологи, психологи

и

педагоги считают, что

формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными

нормами и зависит:

От отношения родителей к ребенку,

От характера родительских установок,

От привязанности матери к ребенку,

От привязанности ребенка к матери,

От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая

психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно



 

сказывается на формировании личности и в частности на половой

идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют

здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е

присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того

или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек — в

возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и

престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также

от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи

(дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).

Более поздние исследователи говорят о том, что очень часто в иерархии

семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как

следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях.

Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная

асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных

семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие

«

женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность

(женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника,

командира. В других случаях вследствие развития так называемой

«

компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым

и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период

дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой

осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать

неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны,

чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но

при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с

представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей

перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому

полу вообще.

Не однозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие

отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у

мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и



 

требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает

его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком

половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем

матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие

женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина

покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын

впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и

менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в

общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем

другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной,

чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в

близких отношениях с родителями и потребность в безопасности.

Идентификация у девочек протекает успешнее: 43 % девочек против 8 %

мальчиков имеют, по данным автора, высокую степень идентификации с

родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или

нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики,

фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в

мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной

идентичности. Некоторые исследования показывают, что она является своего

рода механизмом половой идентификации. Особенно важно, что этот

механизм активно включается именно у мальчиков в условиях современного

социума.

Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не

соответствует полоролевой идентификации. Так, женственных мальчиков

отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот —

мускульных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании

образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или

желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть

ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве

отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям,

чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых

они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со



 

сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей

сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости

требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически

идёт по женскому типу;

2) давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на

девочек с проявлением мужских качеств (женственный мальчик вызывает

неодобрение, насмешки, а мускульная девочка воспринимается спокойно и

даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и

вообще женщин, поэтому возрастом мальчиков необходимо

с

переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное

гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их

сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях

процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит

довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо

учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и

мальчиков с учетом их различий.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их

систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

У каждого дома наверняка найдутся пуговицы – это отличный материал для развития вашего малыша или просто для его времяпровождения.

Игры с пуговицами полезны для развития мелкой моторики рук, что напрямую влияет на развитие речи. Поэтому давайте ребенку пуговички, с ними можно придумать разнообразные игры. Однако будьте внимательны! Маленьким детям их лучше не давать, т.к. они могут тянуть пуговицы в рот. Можно  выложить дорожки из пуговиц, сортировать их по размеры, цвету.  В ходе игры малыш овладеет такими  понятиями, как «большой – маленький», такой же, одинаковый.

Вот пример некоторых игр, в которые вы можете поиграть с ребенком:

1. Положите пуговицы в баночку, коробочку. Просто разрешите малышу опустить туда ручки и трогать пуговицы, перебирать пальчиками.

2. Спрячьте какой-либо предмет в коробку с пуговицами. Пусть ребенок постарается отыскать его.

3. Высыпьте пуговицы на пол. Предложите малышу отыскать одинаковые пуговицы.

4. Перекладывайте пуговицы по одной из одной коробочки в другую. Рассматривайте каждую пуговку, при этом называйте ее размер, цвет, количество дырочек.

5. Предложите ребенку разложить пуговицы в домики по цвету (предварительно нарисуйте домики и раскрасьте их в различные цвета): в желтый домик – желтые пуговки, в красный – красные и т.д.

6. Разложите с малышом пуговицы в мешочки по величине: большие – в большой мешок, маленькие – в маленький.

7. Внимательно рассмотрите все ваши пуговицы. Отыщите в вашей коллекции самую маленькую и самую большую пуговицы.

8. Разложите пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.

9. Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.

10. Если ваш малыш уже знаком с цифрами, то вам подойдет следующая игра: нарисуйте различные цифры, пусть ребенок на против каждой выложит такое же количество пуговиц.

11. Рисуем пуговицами картины.

12. Играем с машинками. Так как наш сын любит играть с машинками, то мы выкладываем из пуговиц дорожку, по которой машина должна ехать. В кузов грузим пуговицы и перевозим «из пункта А в пункт Б».

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...