Дополнительная общеразвивающая программа для старшего дошкольного возраста "ТИКО-фантазёры"
рабочая программа (старшая группа)

Батуева Дарима Шагдаржаповна

Программа "ТИКО-фантазёры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_tiko.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Хараасгай»

           Дополнительная общеразвивающая программа
        для воспитанников старшего дошкольного возраста
                                на 2020 – 2021 учебный год
                                      «Тико-Фантазёры»

                                                                                                                             Воспитатель:
                                                                                                                             Батуева Д.Ш.

                                                     с. Нижняя Иволга

                                                         

СОДЕРЖАНИЕ
                                                            Оглавление

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………..3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………3

АКТУАЛЬНОСТЬ………………………………………………………4
Инновационность и педагогическая целесообразность……………    7

Место методического материала в педагогической системе………...7

Ожидаемые результаты…………………………………………………7

Формы контроля и методы оценки……………………………………..8

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………………….8

Описание ТИКО – конструктора……………………………………….8

Структура программы…………………………………………………   9

Этапы работы с конструктором………………………………………...10

Приёмы работы с конструктором………………………………………11

Методы и формы работы с детьми……………………………………..11

Список литературы……………………………………………………..12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Перспективный план)…………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Схемы плоскостных фигур)…………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Образцы объёмных фигур)…………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (Образцы объёмных ТИКО - поделок)…………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (Задания для замещения геометрических фигур)……………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (Диктанты для ТИКО - конструирования)…………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (Контурные схемы ТИКО - поделок)…………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (Логические задачи)…………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (Способы сборки объёмных ТИКО - фигур)…………………………….17

                                                      АННОТАЦИЯ
    Программа по конструктивно-модельной деятельности «Тико-фантазеры» имеет научно-познавательное направление и включает описание системы работы с использованием конструктора ТИКО для детей 6-7 лет.
    ТИКО - конструктор как один из видов конструкторов в занимательной, и увлекательной форме способствуют развитию у детей навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
    Данный материал может быть использован для организации индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с детьми, при проведении мониторинга и
коррекционной работы.
    Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития.                                                                        

     Программа может быть использовано в массовой практике и адресовано
педагогам дошкольных учреждений (воспитателям, логопедам, психологам) и т.д.

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                                                                «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
                                                                  Это весьма полезно, а потому не только не
                                                                  следует этому мешать, но нужно принимать
                                                                  меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
                                                                                                                           Я.А. Коменский
     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации.
    Ключевая позиция требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям
заключается:
 в поддержке инициативы и самостоятельности детей;
 в предоставлении детям возможности выбора материалов, видов активности,
участников совместной деятельности;
 в признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательной деятельности;
 в формировании познавательных интересов и познавательных действий
детей в различных видах деятельности;
    Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного
образования определено как компонент обязательной части программы, вид
деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности,
творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать.                                

     Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
    Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации
инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм
работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является
идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование,
воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных
конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее
развивающей.
    В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.
    Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей детей, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и интересы детей.

                                                      АКТУАЛЬНОСТЬ
    Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается в основном на конструировании и моделировании из бумаги, строительного или природного материала.

     Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов.

     Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО - конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию.

Технология ТИКО - моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:

познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО - конструктора;
- речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО - грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис);

художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО - конструктора;
- физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
- социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр.
3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

     Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

     В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы,
направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа кружковой деятельности «ТИКО - фантазеры» имеет:
обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;
развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;
социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

                                                                 

                                                                 ЦЕЛЬ:

развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО – моделирования.
                                                       

                                                 ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах,  

  телах и их свойствах;

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному  

  замыслу.

                                                     

                                                 РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- расширять представления об окружающем мире;

- развивать психические процессы;

- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и  

  обобщение);

-  развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельный подход;

-  создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на  

   основе предметно-преобразующей деятельности.

                                             ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя  

  настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.

         

         Инновационность и педагогическая целесообразность данной программы
                                                            заключается:
- в простроенной системе логических заданий, позволяющей педагогам развивать у  

  дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой  

  форме освоить математические понятия и объемное моделирование;

- в создании дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне

  организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-

  пространственной среде) и стимулировать активность ребенка в условиях свободного  

  выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей,  

  стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному  

  желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов;

- в направленности программы на развитие ключевых компетентностей дошкольников:  

  деятельностная, коммуникативная, социальная и направленности на новые  

  образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность  

  детей;
- в соответствии основным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического  

  образования в Российской Федерации;
- в возможности реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в

  обучении детей.

                       

                     Место методического материала в педагогической системе
Программа кружковой работы «ТИКО - фантазеры» обеспечивает развитие детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности.
                                           

                                         Срок реализации программы 1 год.

                                                 

                                            ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

                                                            Дети способны:
-
различать и называть фигуры;
- конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
- ориентироваться в пространственных понятиях;
- конструировать игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;

- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
- конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их в единую сюжетную  

  линию;
- воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее в конструктивных  

  действиях;
- создавать коллективные сюжетные композиции;
- взаимодействовать в парах и мини группах при воплощении конструктивного замысла.

                                           

                                 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

                                            1. Педагогическое наблюдение за:
- проявлением устойчивости интереса детей к конструктору;
- умением детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для получения
 желаемого результата;

   умением детей самостоятельно решать учебную задачу, доводить дело до конца;
- умением детей осуществлять самоконтроль и самооценку выполненного задания
           2. Диагностические пробы, выявляющие уровень сформированности           

                                          конструктивных умений детей.

                                            СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
                                          Описание ТИКО – конструктора

     «ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазка». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.

     Для организации игр детей разного дошкольного и школьного возраста конструктор «ТИКО» имеет 10 вариативных наборов. Выпуск конструктора был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС». Опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена, Ярославского Государственного Университета и др.

     Конструктор имеет сертификат гигиенической безопасности РОСС и сертификат качества от Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования.

     Использование ТИКО - конструкторов в образовательной работе с детьми
выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой
деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение
ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного
соответствия полученного результата с замыслом.

                                                       

                                              СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из двух модулей –
«Плоскостное моделирование» и
«Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Задачи обоих модулей программы реализуются одновременно и во взаимосвязи.
                                   

                                    МОДУЛЬ «Плоскостное моделирование»

                                                                 Цель: 

развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование
многоугольников и плоскостных тематических конструкций.
                                                               Задачи: 

- развитие умения конструировать по полным, по контурным схемам и по словесной  

  инструкции;
- развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а также находить  

  многоугольники по заданным свойствам;
- развитие умения рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур;

- развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету,  

  размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники.
- развитие умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с  

  использованием многоугольников;

- развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты,
 используя принцип пространственной симметрии (т.е., располагая фигуры симметрично  

 по цвету и по форме);

- развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку
необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на
плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии,
рисунки.

                                           

                                     МОДУЛЬ «Объемное моделирование»
                                                                  Цель:

 развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций.
                                                                Задачи:

- развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектнопредметной  

  среды окружающего мира;
- развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по
 словесной инструкции, по технологической карте и по собственному
 представлению;

- развитие умения делить многогранник на составные части и называть их (ребра,  

  вершины, углы, основания);
- развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или по
 заданным свойствам (например, сконструируйте многогранник, основанием которого  

  является шестиугольник);

- изучение изометрических проекций многогранников на плоскость;
- развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью  

  создания моделей предметов окружающего мира;
- развитие умения декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами;

- развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно  

  или в сотворчестве.

                                             

                                  ЭТАПЫ РАБОТЫ С КОНСТРУКТОРОМ

                             Каждый модуль реализуется в несколько этапов
Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от результатов деятельности.

1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам.

Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная.

Основные способы конструирования – по образцу, по схеме.
На данном этапе можно использовать такие игры как: «Классификация», «Чудесный мешочек», «Угощение».

2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, и составление орнаментов.
Форма работа с детьми преимущественно парная или в минигруппах, где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.

3.этап. Коллективное сюжетное конструирование.
На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.

                                             

                              ПРИЁМЫ РАБОТЫ С КОНСТРУКТОРОМ:

- работа по образцу, рисунку, иллюстрации;
- незаконченный образец постройки;
- создание конструкций по заданным условиям;

- создание по схеме, по контурной схеме;
- создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор);
- создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу;
- устный диктант (графический диктант);
- «Прием превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот;
- «Прием замещения геометрических фигур»;
- творческое конструирование, создание сюжетных композиций.

                                         

                                 МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

                 Конструкторы ТИКО могут использоваться в различных формах
                                                   организации детей:
- в индивидуальной работе с детьми (в том, числе коррекционной);

- в совместной деятельности воспитателя и детей (фронтальной или  

  подгрупповой/коллективной) с целью закрепления и уточнения представлений детей:

                 - как составная часть занятия;
                - как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;
                - при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в  

                   мини-группы для выполнения заданий;

                 - при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одного
                  задания или индивидуального выполнения разных заданий с последующей
                  взаимопроверкой;

                 - при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения  

                   предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства  

                   деятельностью детей;

                 - при проведении мониторинга (диагностики актуального уровня развития  

                   детей в конструктивной деятельности) с целью корректировки педагогических  

                   действий при оценке эффективности реализации индивидуального маршрута  

                   развития ребенка.

                                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения  

    ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.- метод. центр образоват.  

    робототехники. – М: Изд.-полиграф. Центр «Маска», 2013
2. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010

    Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
3. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и  

    конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. – М,: ТЦ Сфера, 2014

    Концепция математического образования в Российской Федерации от 24.12.2013 года
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

    Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное  

     пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
8. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы
   (методические и дидактические материалы для работы с конструктором
  ТИКО).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №24»

Положение о дополнительной общеобразовательной программе (далее Положение) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №24 "   (далее Учреждение) разработа...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста

1. Пояснительная запискаДошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)

Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)

Пояснительная записка      Программа «Необычное в обычном»  разработана  согласно  федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...