Дополнительная общеразвивающая программа для старшего дошкольного возраста "ТИКО-фантазёры"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Хараасгай»
Дополнительная общеразвивающая программа
для воспитанников старшего дошкольного возраста
на 2020 – 2021 учебный год
«Тико-Фантазёры»
Воспитатель:
Батуева Д.Ш.
с. Нижняя Иволга
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
АННОТАЦИЯ…………………………………………………………..3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………3
АКТУАЛЬНОСТЬ………………………………………………………4
Инновационность и педагогическая целесообразность…………… 7
Место методического материала в педагогической системе………...7
Ожидаемые результаты…………………………………………………7
Формы контроля и методы оценки……………………………………..8
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………………….8
Описание ТИКО – конструктора……………………………………….8
Структура программы………………………………………………… 9
Этапы работы с конструктором………………………………………...10
Приёмы работы с конструктором………………………………………11
Методы и формы работы с детьми……………………………………..11
Список литературы……………………………………………………..12
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Перспективный план)…………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Схемы плоскостных фигур)…………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Образцы объёмных фигур)…………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (Образцы объёмных ТИКО - поделок)…………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (Задания для замещения геометрических фигур)……………………17
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (Диктанты для ТИКО - конструирования)…………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (Контурные схемы ТИКО - поделок)…………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (Логические задачи)…………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (Способы сборки объёмных ТИКО - фигур)…………………………….17
АННОТАЦИЯ
Программа по конструктивно-модельной деятельности «Тико-фантазеры» имеет научно-познавательное направление и включает описание системы работы с использованием конструктора ТИКО для детей 6-7 лет.
ТИКО - конструктор как один из видов конструкторов в занимательной, и увлекательной форме способствуют развитию у детей навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Данный материал может быть использован для организации индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с детьми, при проведении мониторинга и
коррекционной работы.
Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития.
Программа может быть использовано в массовой практике и адресовано
педагогам дошкольных учреждений (воспитателям, логопедам, психологам) и т.д.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не
следует этому мешать, но нужно принимать
меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Я.А. Коменский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации.
Ключевая позиция требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям
заключается:
∙ в поддержке инициативы и самостоятельности детей;
∙ в предоставлении детям возможности выбора материалов, видов активности,
участников совместной деятельности;
∙ в признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательной деятельности;
∙ в формировании познавательных интересов и познавательных действий
детей в различных видах деятельности;
Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного
образования определено как компонент обязательной части программы, вид
деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности,
творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации
инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм
работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является
идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование,
воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных
конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее
развивающей.
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.
Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей детей, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и интересы детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается в основном на конструировании и моделировании из бумаги, строительного или природного материала.
Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов.
Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО - конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию.
Технология ТИКО - моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:
познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО - конструктора;
- речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО - грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис);
художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО - конструктора;
- физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
- социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр.
3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.
4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы,
направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа кружковой деятельности «ТИКО - фантазеры» имеет:
обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;
развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;
социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
ЦЕЛЬ:
развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО – моделирования.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах,
телах и их свойствах;
- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному
замыслу.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- расширять представления об окружающем мире;
- развивать психические процессы;
- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельный подход;
- создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на
основе предметно-преобразующей деятельности.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя
настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;
- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.
Инновационность и педагогическая целесообразность данной программы
заключается:
- в простроенной системе логических заданий, позволяющей педагогам развивать у
дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой
форме освоить математические понятия и объемное моделирование;
- в создании дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне
организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-
пространственной среде) и стимулировать активность ребенка в условиях свободного
выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей,
стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному
желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов;
- в направленности программы на развитие ключевых компетентностей дошкольников:
деятельностная, коммуникативная, социальная и направленности на новые
образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность
детей;
- в соответствии основным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического
образования в Российской Федерации;
- в возможности реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в
обучении детей.
Место методического материала в педагогической системе
Программа кружковой работы «ТИКО - фантазеры» обеспечивает развитие детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности.
Срок реализации программы 1 год.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети способны:
- различать и называть фигуры;
- конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
- ориентироваться в пространственных понятиях;
- конструировать игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;
- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
- конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их в единую сюжетную
линию;
- воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее в конструктивных
действиях;
- создавать коллективные сюжетные композиции;
- взаимодействовать в парах и мини группах при воплощении конструктивного замысла.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
1. Педагогическое наблюдение за:
- проявлением устойчивости интереса детей к конструктору;
- умением детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для получения
желаемого результата;
умением детей самостоятельно решать учебную задачу, доводить дело до конца;
- умением детей осуществлять самоконтроль и самооценку выполненного задания
2. Диагностические пробы, выявляющие уровень сформированности
конструктивных умений детей.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Описание ТИКО – конструктора
«ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазка». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
Для организации игр детей разного дошкольного и школьного возраста конструктор «ТИКО» имеет 10 вариативных наборов. Выпуск конструктора был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС». Опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена, Ярославского Государственного Университета и др.
Конструктор имеет сертификат гигиенической безопасности РОСС и сертификат качества от Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования.
Использование ТИКО - конструкторов в образовательной работе с детьми
выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой
деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение
ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного
соответствия полученного результата с замыслом.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и
«Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Задачи обоих модулей программы реализуются одновременно и во взаимосвязи.
МОДУЛЬ «Плоскостное моделирование»
Цель:
развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование
многоугольников и плоскостных тематических конструкций.
Задачи:
- развитие умения конструировать по полным, по контурным схемам и по словесной
инструкции;
- развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а также находить
многоугольники по заданным свойствам;
- развитие умения рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур;
- развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету,
размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники.
- развитие умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с
использованием многоугольников;
- развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты,
используя принцип пространственной симметрии (т.е., располагая фигуры симметрично
по цвету и по форме);
- развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку
необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на
плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии,
рисунки.
МОДУЛЬ «Объемное моделирование»
Цель:
развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций.
Задачи:
- развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектнопредметной
среды окружающего мира;
- развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по
словесной инструкции, по технологической карте и по собственному
представлению;
- развитие умения делить многогранник на составные части и называть их (ребра,
вершины, углы, основания);
- развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или по
заданным свойствам (например, сконструируйте многогранник, основанием которого
является шестиугольник);
- изучение изометрических проекций многогранников на плоскость;
- развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью
создания моделей предметов окружающего мира;
- развитие умения декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами;
- развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно
или в сотворчестве.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С КОНСТРУКТОРОМ
Каждый модуль реализуется в несколько этапов
Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от результатов деятельности.
1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам.
Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная.
Основные способы конструирования – по образцу, по схеме.
На данном этапе можно использовать такие игры как: «Классификация», «Чудесный мешочек», «Угощение».
2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, и составление орнаментов.
Форма работа с детьми преимущественно парная или в минигруппах, где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.
3.этап. Коллективное сюжетное конструирование.
На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С КОНСТРУКТОРОМ:
- работа по образцу, рисунку, иллюстрации;
- незаконченный образец постройки;
- создание конструкций по заданным условиям;
- создание по схеме, по контурной схеме;
- создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор);
- создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу;
- устный диктант (графический диктант);
- «Прием превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот;
- «Прием замещения геометрических фигур»;
- творческое конструирование, создание сюжетных композиций.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
Конструкторы ТИКО могут использоваться в различных формах
организации детей:
- в индивидуальной работе с детьми (в том, числе коррекционной);
- в совместной деятельности воспитателя и детей (фронтальной или
подгрупповой/коллективной) с целью закрепления и уточнения представлений детей:
- как составная часть занятия;
- как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;
- при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в
мини-группы для выполнения заданий;
- при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одного
задания или индивидуального выполнения разных заданий с последующей
взаимопроверкой;
- при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения
предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства
деятельностью детей;
- при проведении мониторинга (диагностики актуального уровня развития
детей в конструктивной деятельности) с целью корректировки педагогических
действий при оценке эффективности реализации индивидуального маршрута
развития ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.- метод. центр образоват.
робототехники. – М: Изд.-полиграф. Центр «Маска», 2013
2. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010
Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
3. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и
конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. – М,: ТЦ Сфера, 2014
Концепция математического образования в Российской Федерации от 24.12.2013 года
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное
пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
8. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы
(методические и дидактические материалы для работы с конструктором
ТИКО).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №24»
Положение о дополнительной общеобразовательной программе (далее Положение) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №24 " (далее Учреждение) разработа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Хочу все знать!» (подготовительная группа 6-7 лет)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ1. Пояснительная записка _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3-51.1. Планируемые результа...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста
1. Пояснительная запискаДошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...